доклад «Актуальные вопросы формирования УМК по предметам образовательной области учебного плана «Технология»,
статья на тему

Суворова Альбина Нурулловна

В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

Основные подходы к формированию содержания образовательной области «Технология»

г. Нефтеюганск-2013

В условиях реализации «Концепции модернизации Российского образования» обновление содержания образования по технологии характеризуется несколькими явными тенденциями:

1. Разработка программ нового поколения, в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта;

2. Превращение проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в неотъемлемый элемент обучения технологии как предмету;

3. Ориентация в обучении технологии на компетентностный подход к обучению и контролю качества обучения;

4. Внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки.

5. Организация психолого-педагогической поддержки учащихся, нуждающихся в особом внимании (одарённые дети, дети с проблемами в развитии и т.п.);

6. Существенное расширение возможностей школы в организации обучения по-своему, с учётом местных условий; и т.д.

Продолжает оставаться актуальной проблема ориентации курса технологии на проблемы трудового, нравственного, эстетического, экологического, валеологического воспитания.

Освоение теоретического материала, сведения исторического и прикладного характера, содействующие мотивации учения, развитию познавательных интересов школьников, должно сопровождаться освоением практических умений и навыков, знаний и навыков самостоятельной работы.

Департамент государственной политики в образовании ещё в 2005/2006 учебном году обнародовал перечень программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312).

 Программы, указанные в данном перечне, были опубликованы в тематических приложениях к официальному изданию Минобрнауки России - журналу "Вестник образования", а также размещены на официальном сайте Министерства http://www.mon.gov.ru

2. Современное учебно-методическое сопровождение программ по технологии:

  1. Учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия и т.п.;
  2. Различные материалы сопровождения образовательного процесса как на печатной основе (или на «бумажном носителе»), так и на электронных носителях и сборники других дидактических материалов (заданий), рабочие тетради, сборники тестов, сборники поурочных разработок и т.п.);
  3. Разного рода наглядные пособия и оснащение для ТСО (включая, в первую очередь, экранные ТСО – т.е. кодоплёнки, диапозитивы и т.п.), таблицы, комплекты иллюстраций и т.п.

Приказом Минобрнауки России  от 27 декабря 2012 г. № 2885, "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год" утверждены:

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных  и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год;
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2013/2014  учебный год.

Перечень УМК по образовательной области «Технология» для общеобразовательной школы:

В комплект, помимо учебников, входят рабочие тетради и методические пособия. Данный курс знакомит с основами агротехнологий, технологиями пошива одежды, приготовления пищи, обработки древесины и металлов. Помимо понятий технологий в содержание предмета включены сведения исторического и прикладного характера, содействующие мотивации учения, развитию познавательных интересов школьников.

  1. Учебно-методический комплект под редакцией В.Д.Симоненко.

УМК «Технология»,   разработанный профессором из Брянска В.Д.Симоненко, является единственной линией учебников по технологии, которая охватывает всю школьную программу с 1 по 11 класс:

  • УМК "Технология" для начальной школы. Комплект для каждого класса включает программу; учебник; рабочую тетрадь; методические рекомендации. 
  • УМК "Технология" для основной школы для каждого класса включает программу; учебник; рабочие тетради. УМК "Технология" для старшей школы включает учебники.

УМК для основной школы дают необходимые знания и навыки по различным сферам домашнего хозяйства и промышленного производства.

Пособия для старших классов помогают в выборе профессии.

Уроки технологии в старших классах направлены на успешное овладение программами специальной профильной подготовки.

  1. Симоненко В.Д. и др. Основы технологической культуры. 10-11 кл. Учебник (Издательство «Вентана-Граф») 


       Учебник вводит учащихся в суть таких важнейших понятий, как    

      «технологическая культура», «профессиональная деятельность».

Здесь впервые в сжатом виде представлена характеристика всего комплекса основных технологий, используемых человеком в процессе труда от времен архаических до наших дней.

Данный курс имеет выраженную практическую направленность. По сути дела, впервые создан УМК, в котором обучение технологии построено как серия последовательных проектов (от темы к теме, от года к году обучения). УМК под редакцией И.А.Сасовой активно пропагандируется в последнее время журналом «Школа и производство».

1.Учебно-методический комплект 

«Технология. Метод проектов», разработанный профессором  И.А.Сасовой, предназначен для учащихся 5-8 классов. Комплект для каждого класса включает:

  • программу;
  • учебники (варианты для мальчиков и для девочек);
  • рабочие тетради (варианты для мальчиков и для девочек);
  • методическое пособие (по каждому классу);
  • общая рекомендация "Метод проектов" (годовое и недельное планирование).
    УМК является победителем конкурса по созданию учебников нового поколения.

Предпрофильная подготовка (9 класс)


Рядом издательств выпущены УМК, обеспечивающие предпрофильную подготовку, включая программы и пособия по курсам по выбору, материалы для профильной ориентации и информационной работы (потребность в последних на данный момент, пожалуй, самая острая). Удачным дополнением к имеющимся УМК («Мой выбор» и пр.) служит:

Данный курс продолжает многолетнюю традицию группы авторов, известных своими разработками в сфере профессиональной ориентации. Кто-то из учителей технологии наверняка может вспомнить появившиеся ещё в 1980-е гг. в наших школах пособия УМК «Основы производства. Выбор профессии».

  1. Учебно-методический комплект по технологии:

Чистякова С.Н. (5-9 кл.): Твоя профессиональная карьера:

Учебник для 8-9 кл. (Издательство "Просвещение").

Новое переиздание известного пособия. Может быть использовано в предпрофильной подготовке. Сопровождается программой, пособиями для учителей и методистов.

Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г., включено в федеральный перечень учебников.
УМК под редакцией С.Н.Чистяковой имеет продолжение в 10-11 кл. (Учебник «Технология. Профессиональный успех» и т.п. в том же издательстве "Просвещение").

  • Учебно-методический комплект по технологии:

Альбом плакатов по кулинарии, 10-11 кл. 

(Издательство "Просвещение")

Под редакцией Ермаковой В.И.

  • Марченко А.В.

Сборник нормативно-методических материаловпо технологии (Издательство «Вентана-Граф») 

В сборник включены нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации по организации и осуществлению технологического образования учащихся общеобразовательных школ, в т.ч. по охране труда, аттестации учителей, присвоению квалификации по профессии, по использованию метода проектов в образовательной области "Технология".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Проведение Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

Анализ проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология».  Руководитель МО Зубрилина Н.А. сделала выводы и  дала рекомендации учителям профессионально-трудов...

План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...

План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...

План подготовки и проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»

На заседании методического объединения составляем план проведения Олимпиады по предметам образовательной области «Технология»...