Статья " Формирование УУД на уроке английского языка"
статья по английскому языку по теме

 Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  и новые примерные программы закрепили эту линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается  инновационной  образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.  Обеспечена преемственность ФГОС начального и основного общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках английского языка

 Автор: Дандар Елизавета Михайловна

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  и новые примерные программы закрепили эту линию на раннее обучение, что положительно сказывается на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволяет достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается  инновационной  образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.  Обеспечена преемственность ФГОС начального и основного общего образования. Английский язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал. Программа формирования УУД является обязательной частью содержательного раздела примерной основной образовательной  программы образовательного учреждения. Программа УУД контролирует  требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки примерных учебных программ. Методологической и теоретической основой программы УУД является системно-деятельностный подход, разработанный в трудах  "ВыгодскогоЛ. С., Гальперина П.Я., ЭльконинаД. Б., Давыдова В. В., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. .

Программа УУД выступает как инвариантная основа образовательного процесса, обеспечивающая реализацию основной задачи начальной школы - «формировать умения учиться» и способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Программа формирования УУД  для начальной школы:

   - устанавливает ценностные ориентиры начального образования,

- определяет понятие, функции, состав и характеристики УУД в младшем школьном возрасте,

-  выявляет связь УУД с содержанием учебных предметов,

- определяет условия, обеспечивающие преемственность данной программы при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Начальное общее образование

За последнее десятилетие произошли кардинальные изменения  в представлении о целях образования и путях их реализации. Происходит переход от преподнесения системы знаний к активному решению проблем и выработки определенных решений, от освоения отдельных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, к сотрудничеству Учителя и Ученика в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров в образовании. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ  системе образования выраженный в требованиях ФГОС и отражающий следующие целевые установки:

-формирование основ гражданской идентичности личности (чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей и религий);

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества (доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству, оказании помощи; умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников);

- развитие ценностно-смысловой сферы личности (принятие и уважение ценностей семьи, коллектива и общества; ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих, развитие этических чувств (совесть, стыд, вина) как регуляторов морального поведения; формирование эстетических чувств прекрасного);

- развитие умения учиться (развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности (самоуважение, готовность выражать свою позицию, критичное отношение к своим поступкам; самостоятельность в поступках, ответственность за их результаты.

Понятие УУД

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путем сознательного и активного  присвоения нового социального опыта. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований морального выбора.

Функции УУД:

- Создание условий для саморазвития и самореализации личности;

- Регуляция учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка).

Виды универсальных учебных действий

Личностные:

- Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоидентификация, самоуважение и самооценка);

 Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);

- Морально-этическая ориентация (выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков).

Регулятивные:

- Управление своей учебной деятельностью (целеполагание, планирование, прогнозирование);

- Контроль, коррекция и самооценка;

- Саморегуляция (инициативность и самостоятельность)

Познавательные общеучебные:

- Выделение и формулирование познавательной цели;

- Структурирование знаний;

- Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- Выбор эффективных способов решения задач;

- Смысловое чтение, выбор чтения в зависимости от цели;

- Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

процесса и результатов.

Познавательные знаково-символические:

- Моделирование (преобразование из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую);

- преобразование с целью выявления общих закономерностей;

Познавательные логические:

- анализ (выявление существенных и несущественных признаков);

- синтез (составление целого и достраивание недостающих компонентов);

- подведение под понятие;

- установление причинно-следственных связей;

- выбор критериев для сравнения;

- анализ истинности утверждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками;

- постановка вопросов (поиск и сбор информации);

- разрешение конфликтов (выявление проблемы, оценка альтернативных способов решения конфликтов);

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- умение точно и достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное общее образование

В подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, а приоритетное значение приобретают коммуникативные УУД. Задача начальной школы «учись учиться» должна быть трансформирована в новую задачу - «учись общаться».

Программа развития УУД в основной школе определяет:

- цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД;

- планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных,  регулятивных и коммуникативных УУД, показатели степени владения ими;

- ценностные ориентиры развития УУД, место и формы развития УУД;

- связь УУД с содержанием учебных предметов;

- основные направления деятельности по развитию УУД;

- условия развития УУД;

- преемственность программ развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию.

Программа развития УУД на ступени основного общего образования должна включать формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности. Можно сказать, что развитию; УУД в основной школе способствуют возможности современной информационной среды как:

- средства обучения, организующего оперативную консультационную помощь;

- инструмента познания за счет формирования навыков исследовательской деятельности;

- средства телекоммуникации, формирующего умения навыков получения информации;

- средства развития личности за счет формирования навыков культуры общения;

- инструмент контроля и коррекции результатов учебной деятельнооти.

Среди методов, технологий и приемов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации: ситуация-проблема,  требующая оперативного решения; ситуация - иллюстрация, как факт в лекционном материале; ситуация-оценка, с готовым или своим решением; ситуация-тренинг, проводимая как по описанию, так и по решению проблемы. В основной школе продолжается также развитие основных видов УУД.

Личностные УУД

Подростковый возраст - важный этап формирования готовности

к личностному самоопределению, на основе развития самосознания

и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.

Структура гражданской идентичности включает четыре компонента:

 когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности; ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности; эмоциональный - принятие или

непринятие гражданской общности в качестве группы членства;

поведенческий - участие в общественно-политической жизни страны.

Личностные УУД направлены на:

- личностное самоопределение;

- развитие Я-концепции;

- смыслообразование;

- мотивацию;

- нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД

- Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности - это умение: слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; использовать речевые средства для дискуссии с аргументацией своей позиции; представлять содержание в устной и письменной формах, владеть монологической и диалогической формами речи).

- Работа в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы - это умение: способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников; обеспечивать бесконфликтную работу в группе; рассматривать конфликт через логический план анализа ее условий.

- Способность действовать с учетом позиции другого - это умение: принимать наличие разных точек зрения; готовность обсуждать их и вырабатывать общую позицию; сравнивать разные точки зрения до принятия решения; аргументировать свою позицию.

- Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - это умение: определять цели и функции участников взаимодействия; планировать общие способы работы; способность брать инициативу на себя; добывать информацию с помощью вопросов; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Следование психологическим и морально-этическим принципам - это: уважительное отношение к партнерам; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды партнеров; устанавливать доверительные отношения взаимопомощи.

- Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности - это: использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, побуждений; речевое отображение (описание, объяснение) учащимся содержания совершаемых действий в форме речевых значений.

Как отмечали В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, именно подростковый возраст является особо благоприятным для развития коммуникативной компетенции, т. к. общение становится в этот период ведущим видом деятельности. Формирование основ критического мышления (рассуждать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и т.д.) положительно

сказывается на формировании коммуникативных УУД.

Познавательные УУД направлены:

- на выстраивание стратегии поиска решений;

- на сравнение, оценивание;

- на проведение эмпирического исследования;

- на проведение теоретического исследования;

- на смысловое чтение.

Регулятивные УУД

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности учащегося. Залог успешной саморегуляции  школьника - его способность осознать самого себя как движущую силу своего учения. Развитие способности к регуляции своей деятельности должно рассматриваться в трех аспектах:

- формирование способности к целеполаганию и построению жизненных планов;

- развитие регуляции учебной деятельности;

- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Концепция развития УУД для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса (УВП) в новых социально-исторических условиях развития общества.

 

 

Ъ

Литература

ФГОС основного общего образования. - М., Просвещение, 2011.

Примерная основная образовательная программа оу, начальная школа. - М., Просвещение, 2011.

3. Как проектировать УУД в начальной школе. - М., Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игровые материалы для уроков английского языка"

Статья содержит игровые задания для использования на уроках английского языка в начальной школе при изучении алфавита....

Статья "Исследовательская деятельность на уроках английского языка – одна из форм развития познавательной активности обучающихся"

Статья посвящена способам активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках английского языка....

Методическая статья "Метод проектов на уроках английского языка"

В статье деётся описание метода проектов, классификация проектов, применение данного метода на уроках иностранного языка, а также, практическое применение данного метода в преподавании иностранного яз...

Статья на тему "Формирование УУД на уроках английского языка"

Статья на тему "Формирование УУД на уроках английского языка"...

Статья "Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы"...

Статья "Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции"

Использование видеоресурсов на уроках выступает важным компонентом системы образования и представляет собой нетрадиционный способ организации обучения через активные способы действий, направленных на ...

Методическая статья на тему: \'\'Использование приёмов целеполагания как способ формирования УУД на уроках английского языка по ФГОС нового поколения. \'\'

Для того, чтобы цели преподавателя стали целями обучающихся на уроках английского языка, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.Цель - это то, к чему стремятся, что над...