Урок-заключение по роману Евгения Замятина "Мы"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок- заключение по роману Е.Замятина "Мы". Анализ образа главного героя (Д-503). Включение элементов сопоставления с творчеством Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. К уроку прилагаются индивидуальные сообщения учащихся по роману Замятина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель  Леонтьевская Е.В.

Урок-заключение

Тема: «Роман-предупреждение»

(Е.Замятин «Мы»)

Цель урока – подвести учащихся к пониманию идейного замысла романа.

Задачи урока:

  • дать представление о системе образов романа
  • проанализировать философский смысл романа
  • углубить представление учащихся о жанре антиутопии
  • продолжить работу по формированию навыков аналитической работы при самостоятельном чтении.

Технология:  технология развивающего обучения

Ход урока

1/  Слово учителя:

   На прошлых уроках мы рассмотрели механизм жизни Единого государства. В нём всё учтено, всё подчинено одной цели. А люди, получившие «математически выверенное» счастье, стали своего рода «винтиками» в государственной машине. Им не нужно думать, страдать, сомневаться…
  Мысль о том, что в таком будущем человек перестаёт быть человеком, воплощается и в том, как по-особенному звучит тема дома на страницах романа.

2/ Сообщение ученика  «Образ дома в романе Е.Замятина»

Тема дома является сквозной для русской литературы. Вспомним, как её осмысливает в своём произведении «Белая гвардия» М. Булгаков.

Сообщение ученика «Образ Дома в романе М.Булгакова «Белая гвардия».

3/  Вернёмся к разговору о романе Е.Замятина. Каким же писатель изображает человека в тисках Единого Государства?  

-- Мы уже обратили внимание на то, он лишён имени – теперь ему присвоен номер. Каждый член Е. Государства живёт строго по распорядку, диктуемому Часовой Скрижалью. А что же происходит в человеческой душе?

Обратимся к образу главного героя Д-503. Опираясь на записи в тетрадях ( д/з предыдущего урока) покажите психологический портрет героя в начале произведения. ( Ученики читают выписанные цитаты).

   Под воздействием чего герой начинает внутренне меняться? (музыка – запись 4)

--Теперь всё внимание к записи 15. Важно проследить внутренний монолог героя, увидеть, как мучительно вочеловечивание.  (Ученики зачитывают цитаты).

Итак, равновесие потеряно. С одной стороны – красота живой жизни, любовь. С другой стороны – мощь Единого Государства, абсолютная ясность сознания каждого его гражданина, а счастье – быть полезным этому государству. Маятник раскачивается всё сильнее…. «Мотор гудит вовсю, аэро дрожит и мчится, но руля нет – и я не знаю, куда мчусь: вниз – и сейчас обземь, или вверх - и в солнце, в огонь…»(конец зап.15). Очень бегло проводим параллель с душевным состоянием Раскольникова – «маятник».

-- Каким мы видим Д-503 в финале романа? ( ученики читают выписанные цитаты – по записи 27 и др.)

Подводим итог: герой состоялся как личность. ( Замечаем, что  изменение, обогащение человеческой личности, «диалектика» души были в центре внимания Л.Н.Толстого.)

4/ Мы проследили путь главного героя. А что можно сказать о других персонажах?

Сообщение ученика о поэте Р-13.

Что общего в изображении этого героя и Д-503? (Возникновение и усиление конфликта личность – государство.)

На острие этого конфликта ещё одна героиня – И-330. (Сообщение ученика.)

Учитель: Именно смелая, страстная И-330 смогла изменить Д-503, оживить его душу. А другая героиня, О-90,готовится совершить тяжкое преступление – стать матерью!

   Почему же такое внимание Замятин уделяет женщине? Почему в романе  именно ей дано совершить самые смелые подвиги?(Будущее связано с женщиной, она даёт жизнь!)

 5/  Многие герои своею волею или невольно оказывают сопротивление Единому государству. Не зря в Медицинском Бюро с тревогой говорят об эпидемии, а над Городом по приказу Благодетеля кружат аэро.

Какие события завершают роман? (проверка знания текста).

Революция, взрыв - это протест человеческой природы, которая не может жить под марши музыкального завода. Не может, даже несмотря на то, что Государство не дает человеку возможности уйти из строя

Таким образом, одна из главных у Замятина -  мысль о том, что происходит с человеком, Государством, обществом, когда они, поклоняясь абстрактно-разумной идее, ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. Люди превращаются в придаток машины, в винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке. От этого и предостерегает писатель.

В заключение скажу, что в годы написания Замятиным романа вопрос о личности и коллективе стоял очень остро. У пролетарского поэта В. Кириллова есть стихотворение с таким же названием - «Мы» :

Мы несметные, грозные легионы Труда.

Мы - победители пространства морей, океанов и суши…

Все - мы, во всем - мы, мы пламень и свет побеждающий,

Сами себе Божество, и Судья, и Закон.

В 1920 г. Маяковский написал поэму «150 000 000»

6/ Домашнее задание:

1.Роман-сигнал об опасности. От чего же предостерегает писатель?(письменно в тетрадь)

2.Идивидуальное сообщение «Сопоставительный анализ романа Замятина «Мы» и «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина».

7/ Выставление оценок за урок.



Предварительный просмотр:

Замятин ставит перед собой задачу в полном объеме развернуть перед читателем внутренний мир лишь одного человека — главного героя Д-503. Автору интересны остальные герои прежде всего в той мере, с какой они раскрывают характер главного героя, его конфликт с миром и собой,  cлужат мотивировкой его внутреннего развития. Собственно, всех персонажей романа можно условно отнести к двум группам: первую составляют те из них, что воплощают одни или другие свойства героя, являясь своеобразными его двойниками, как R и I, вторую — Благодетель, Ю, О, необходимые автору для того, чтобы поставить героя перед лицом той или иной «вечной» ситуации, требующей от него самостоятельного выбора. В этой связи уместно еще раз вспомнить слова героя, относящиеся к остальным персонажам романа, — «Все вы мои тени».    

1-330 - женский «нумер», «демоническая» соблазнительница главного героя.

Характерны черты внешности «тонкая, редкая, упрямо-гибкая, как хлыст

фигура, кровавого цвета губы, белые и острые зубы, острым углом вздернутые к вискам брови»

1-330 противопоставляется Благодетелю, открывает герою другой мир — с кривыми поверхностями и непрозрачными стенами — мир подсознания. Ее «царство» — это Древний Дом, где оживает прошлое. Мир I — царство прошлого, мир снов. Героиня выводит Д-503 за пределы рационального мира. Таким образом, борьба Благодетеля и 1-330 может расцениваться и как столкновение рациональной и иррациональной составляющих сознания героя, или сознания и более древнего слоя психики — подсознания. Практически одновременно со смертью I погибает фантазия, подсознательное в Д — Благодетель и разум одерживают победу. Смерть героини — это и смерть души Д-503.

R-13 — нумер поэта, и он передает в звуке [R] поэтическую эмоциональность, вибрацию и рефлексию персонажа. «Латинское R — графически опрокинутое русское Я. R-13 олицетворяет вывернутое наизнанку сознание писателя, пишущего против своего нутра... [R-13] одновременно казенный пиит и тайный заговорщик». Он обладает качествами, отсутствующими у Д к началу повествования, — чувственностью, иронией, поэтическим, истинно свободным мышлением. R не только не боится заглядывать за стену рационального мира, но, даже живя в городе, отвоевывает для себя иррациональное, неевклидово пространство. Поддаваясь влиянию своей возлюбленной 1-330, Д обретает качества, присущие R, — способность «просто так» любить, творческое мышление (Д становится поэтом от математики) , даже умение

шутить (в первых записях своей «поэмы» герой заявлял, что он шуток не любит и не понимает, после с нескрываемой иронией сравнивает испуганных нумеров, ожидающих катастрофы, с группой Иисусов Навинов). Смерть поэта R-13 свидетельствует о смерти поэта в Д-503. Так же как и 1-330, R-13 одновременно покидает жизнь города и сознания героя. Из души героя последовательно уходят поэзия (R-13 — поэт), музыка (1-330 — пианистка).

Замятин широко использует цифровую символику. Как нам известно, корень из минус единицы у героя ассоциируется с 1-330. Таким образом, опрашивается параллель I — душа героя.

«Геометрический» анализ системы персонажей романа убеждает в том, что Замятин призывает к синтезу разума и чувств, рационального и иррационального. Следует отметить, что с R-13 у героя ассоциируется неевклидова геометрия: «Дальше — в комнате R. Как будто — все точно такое, что и у меня: Скрижаль, стекло кресел, стол, шкаф, кровати. Но чуть только вошел R — двинул одно кресло, другое, — плоскости сместились, все вышло из ,; .     установленного габарита, стало «неевклидным». R-13 интуитивно сопротивляется миру ratio, где господствует евклидова геометрия, царит симметрия. Более того, поэт R — с его «негрскими» губами, обезьяньей ловкостью, легким нравом и склонностью постоянно шутить — становится в романе своеобразной проекцией Пушкина, поэта с «асимметричным» лицом: «С полочки на стене прямо в лицо мне чуть приметно улыбалась курносая асимметрическая физиономия какого-то из древних поэтов (кажется, Пушкина)».



Предварительный просмотр:

Единое Государство – это общество, в котором все равны. Его жители живут по определенному расписанию, поэтому им нечего скрывать друг от друга. Главный герой так говорит об их жилищах: «среди своих прозрачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха, стен – мы живем всегда на виду, омываемые светом».

Также герой не может понять, как могли жить древние по-другому. «Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию. «Мой дом – моя крепость» - ведь нужно же было додуматься!» И ведь действительно в этом государстве нет слова «мой». Как же может такое случиться, чтобы в обществе, где все равны и все общее, появилось что-то лично твое, принадлежащее только тебе и через что ты можешь показать семя и свой внутренний мир?

Стоит вспомнить эпизод, в котором главный герой и I оказываются в старом доме (квартире). «Я открыл тяжелую, скрипучую, непрозрачную дверь – и мы в мрачном, беспорядочном помещении… дикая, неорганизованная, сумасшедшая, как тогдашняя музыка, пестрота красок и форм… исковерканные эпилепсией, не укладывающиеся ни в какие уравнения линии мебели». Герой с трудом выносит этот хаос.

По обстановке в доме мы всегда можем понять, что за человек в нем проживает. Что он из себя представляет, что ему интересно. Но здание Е.Г. не могут нам этого сказать. Пустая, прозрачная, безжизненная форма – вот каким предстает образ жилища в романе Е.Замятина «Мы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"

Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их ...

Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.

Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....

Презентация к роману "Евгений Онегин"

Данная презентация поддерживает первый урок по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В ней рассматривается история создания романа, проблема, сюжетные линии и действующие герои....

Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин»

Листая страницы вновь. Обобщающий урок по роману «Евгений Онегин» Коновалова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Пушкино ...

Тест по роману "Евгений Онегин"

Тестирование."Евгений Онегин"...

Тест по роману "Евгений Онегин"

Тест на знание содержания романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...

тест по роману "Евгений Онегин"

тест, проверяет знание текста и художественные особенности романа, может быть использован в полном объёме для итогового контроля или частично для текущего...