Главные вкладки

    Татьяна Ларина - "милый идеал" А.С.Пушкина в романе "Евгений Онегин"
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Куадже Ася Шумафовна

    Методическая разработка по литературе для учащихся 9-х классов.

    Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин, раскрыли во всем богатстве их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе - вот черты, характерные для образа русской женщины в русской классической литературе. Достаточно вспомнить полный красоты и лиризма пленительный образ древнерусской женщины Ярославны - воплощение любви и верности. Наташи Ростовой- одаренной, жизнерадостной и решительной. Маши Мироновой - сумевшей сохранить жизнь любимого человека.Татьяны Лариной - сохранившей верность любви к Онегину и своему супружескому долгу. 

    Презентация "Русские женщины" - наглядный материал к данному уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл e.o.docx23.44 КБ
    Файл russkie_zhenshchiny.pptx270.87 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                             ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

                                                                                                                       Разработку подготовила

                                                                                                                       учитель русского языка и литературы

                                                                                                                       Куадже Ася Шумафовна

    Татьяна Ларина – «милый идеал» А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин»

    Цели: рассмотреть своеобразие женского образа в романе; раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини; развивать умения учащихся сопоставлять образы героев, определять приемы авторской характеристики.

                                                                          Ход урока.

                                                                                                                        Итак, она звалась Татьяной.

                                                                                                                        Ни красотой сестры своей,

                                                                                                                        Ни свежестью ее румяной

                                                                                                                        Не привлекла б она очей.

                                                                                                                        Дика, печальна, молчалива,

                                                                                                                        Как лань лесная, боязлива,

                                                                                                                        Она в семье своей родной

                                                                                                                        Казалась девочкой чужой.

                                                                                                                                                    А.С.Пушкин

    1. Фронтальный опрос.
    • Чтение цитатных характеристик Татьяны Лариной.
    • Портрет. «Ни красотой сестры своей,/ Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей./ Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива…» Но Онегин сразу оценил девушку при встрече: он изумился выбору Ленского, сказав, что «выбрал бы другую» - не Ольгу, а ее сестру. « Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: шумным играм предпочитала уединение, кукол в руки не брала – ей нравилось читать, слушать рассказы няни о старине.
    • В любви. Отличается от светских девушек: ни кокетства, жеманства, неестественности. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием прочитанных романов создает в своем воображении романтический   образ возлюбленного и сразу узнает его в Онегине. Проявляет решительность и смелость, открывшись ему, своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.

    • В основе мира Татьяны – народная культура. Тонко чувствует природу; душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.

    Даже имя ее привычнее в народной среде (так звали горничных, служанок, дворовых девушек). Им впервые названа героиня романа. Неслучайны эпизоды о гаданиях и сне Татьяны – подчеркнута связь с фольклорными традициями.

    • «Милый идеал» А.Пушкина. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром. Она проявляет высокую нравственность в сцене последнего объяснения с Онегиным. В ответ на любовное признание, продолжая его любить, она говорит: /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна./ Она воплощение идеального образа русской женщины, в котором отражены пушкинские понятия о нравственности.

    В светской жизни. Став светской дамой, женой генерала, она остается прежней простой девушкой. Не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе искренность и чистоту. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Проявляется цельность натуры.

    Историческая справка.

    Интересы и занятия молодой дворянской женщины.

    На общем фоне быта русского дворянства начала 19 века мир женщины был обособленной сферой.

    Образование. 

    • Главная цель образования – сделать из девушки привлекательную невесту. Со вступлением в брак обучение прекращалось.

    Как правило, образование девушек было домашним и более поверхностным, чем у юношей. Девочки в то время воспитывались под руководством гувернантки – француженки. Обычно образование ограничивалось:

    • разговором на одном – двух иностранных языках (чаще всего французском и немецком);
    • умением танцевать и держаться в обществе;
    • элементарными навыками рисования, пения, игры на каком – то музыкальном инструменте;
    • знакомством с историей, географией, словесностью.

    Вступление в брак.

    В 18 веке замуж отдавали в 14 – 15 лет, а в начале 19 века молодые дворянки вступали в брак в 17 – 19 лет. Но «сердечная жизнь», время первых увлечений начинались значительно раньше. Мужчины смотрели на юную дворянку как на женщину в том возрасте, в котором мы увидели бы в ней лишь ребенка.

    Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу – крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу.  

    Чтение сцены объяснения Онегина и Татьяны в конце романа.

    • Каково ваше отношение к решению Татьяны?
    • Изменилась ли Татьяна Ларина в финале романа?
    • Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?
    • Почему, любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья? ( Татьяна нравственно чиста и верна своему долгу). (Слайд 9)

    В.Г.Белинский о Татьяне.

    Пушкин «первым поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». «Татьяна – это редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». «Татьяна …натура глубокая, любящая, страстная».

    В.Г.Белинский об Онегине.

    Онегин для него – «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Он – «не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто – добрый малый, как вы да я, как целый свет».

    1. Работа по теме урока.
    • Один скульптор в древнегреческой легенде изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот – вот заговорит. Но скульптура молчала. И творец ее заболел. Он занемог от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине. В нее вложил свою душу. И терзался  от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

    Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Возможно, так случилось и с Пушкиным. Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…».

    1. Сообщение на тему «Татьяна – нравственный идеал поэта».
    2. Чтение поэтического «представления» Татьяны («Итак, она звалась Татьяной…»).
    3. (Слайд 5)
    4. Сравнительная характеристика сестер Лариных (образ Ольги создает контрастный фон, оттеняющий образ Татьяны).

    Роль образа Татьяны Лариной в романе (Татьяна Ларина – это сильная личность, которая способна осознать возвышенность целей и преодолеть бездуховность среды).

    1. Внутренний мир героини. (Роль внутреннего монолога).
    2. Татьяна и Онегин, их взаимоотношения.(Слайд 6)
    3. Чтение наизусть «Письма Татьяны к Онегину».
    4. Чтение сцены «чудного сна» Татьяны. (Слайд 8)
    5. Татьяна Ларина – «законодательница зал».
    6. «А счастье было так возможно, так близко!»
    7. И что же случилось? В чем, по – вашему, причина отказа Татьяны  от личного счастья?
    8. Чтение наизусть «Письма Онегина к Татьяне».
    9. Какие перемены произошли в душе Онегина?
    10. Ваше отношение к герою.

    1. Итог урока.
    • Почему поэт разъединяет судьбы Онегина и Татьяны?
    • Роль жизненных обстоятельств в судьбе героев.
    • Домашнее задание: прочитать отдельные эпизоды романа;
    • Готовиться к контрольному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

    Использованная литература

    1. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы.
    2. litra.ru/composition/get/coid/0...
    3. ru.wikipedia.org/wiki/Татьяна_Ларина
    4. Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы г.Майкоп,2013 Куадже Ася Шумафовна Русские женщины

    Слайд 2

    Ярославна - воплощение любви и верности. Ее печаль в разлуке с Игорем совмещается с гражданской скорбью: Ярославна переживает гибель дружины своего мужа и, обращаясь к силам природы, просит помочь не только ее "ладе", но и всем его воинам. Автор "Слова" сумел придать образу Ярославны необыкновенную жизненность и правдивость, Он первый создал прекрасный образ русской женщины.

    Слайд 3

    Ната́ша ( Натали ) Росто́ва (полное имя Наталья Ильинична Ростова )— героиня романа Льва Толстого «Война и мир». Дочь Ильи Андреевича Ростова. В романе Наташа Ростова представляет собой живую, эмоциональную девушку, естественное обаяние которой противопоставляется холодной красоте светских дам. Во время приближения Наполеона к Москве многие раненые солдаты размещаются в доме Ростовых. Когда Ростовы планируют эвакуироваться из Москвы, Наташа просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых. Увидев среди раненых князя Андрея, Наташа заботится о нём.

    Слайд 4

    Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки – простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

    Слайд 5

    Татьяна Дмитриевна Ларина , в замужестве княгиня N — главная героиня романа « Евгений Онегин ». Эталон и пример для бесчисленных женских персонажей в произведениях многих русских писателей, «национальный тип» русской женщины, пылкой и чистой, мечтательной и прямодушной, стойкого друга и героической жены.

    Слайд 6

    Оба приятеля (Евгений и Владимир) обсуждают сестер (3, V), и Евгений удивляется, что Владимир, будучи поэтом, влюбляется в скучную Ольгу, а не в меланхоличную Татьяну. Далее мысли его не заходят, в то время как у Лариных начинают судить-рядить, и прочат его в женихи Татьяне. « Пора пришла, она влюбилась ». Начитавшись любовных романов, девушка воображает Онегина ее героем и пишет ему любовное признание « Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать ?…» (III, «Письмо Татьяны к Онегину»). Через несколько дней после получения письма Онегин приезжает к ним в поместье, находит девушку в саду и делает ей выговор (4 глава, начало).

    Слайд 7

    На именинах Онегин, разозленный тем, что Ленский притащил его с собой, флиртует с Ольгой, что влечет за собой вызов на дуэль (5, XLV).

    Слайд 8

    На святках (25 декабря — 5 января) суеверная Татьяна гадает (5, Х), и ночью с 5 на 6 января ей снится сон про лес и медведя, который оборачивается Евгением. Этот большой медведь оказывается «Онегину кумом, точно так же, как по-медвежьи толстый генерал, муж Татьяны, появляющийся в восьмой главе, оказывается онегинским родней и другом» [

    Слайд 9

    Вернувшись из путешествия осенью 1824 года, Онегин возвращается в свет, где видит повзрослевшую Татьяну в малиновом берете (8, XIV), которая замужем около 2 лет за важным генералом, князем, другом и родней Онегина. «Ужель та самая Татьяна?» (8, XX). Он влюбляется безумно в светскую даму, которая вежливо его игнорирует. Ослабевший, он пишет письмо: «Но чтоб продлилась жизнь моя, / Я утром должен быть уверен, /Что с вами днем увижусь я» (8, «Письмо Онегина к Татьяне»)… Нежданно приезжает к Татьяне и застает её плачущей над своим письмом. «Но я другому отдана; Я буду век ему верна» , говорит она.

    Слайд 10

    Использованный материал images.yandex.ru › маша миронова капитанская дочка картинки litra.ru › Характеристики героев › Маша Миронова images.yandex.ru › наташа ростова ru.wikipedia.org › wiki / Наташа _ Ростова ru. wikipedia . o rg › wiki / Слово _ о _ полку _ Игореве images.yandex.ru › слово о полку игореве картинки images.yandex.ru › татьяна ларина картинки ru.wikipedia.org › wiki / Татьяна _ Ларина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

    Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

    Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

    Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

    Исследовательская работа «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной»

    Актуальность исследовательской  работы на сегодняшний день. «Сравнительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны Лариной» проводится в рамках  учебной деятельности  по литературе...

    Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

    Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне ...

    Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"

    Проанализировать сюжетную линию романа:  любовь Татьяны и                   Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...

    Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

    Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...


     

    Комментарии

    Куадже Ася Шумафовна

    Презентация "Русские женщины"-наглядный пример образа русской женщины в разных произведениях русской литературы.Данную презентацию можно использовать на уроке полностью или частично.

    Вагизова Гулия Наилевна

    Ася Шумафовна, очень богатый материал, Вы -молодец!

    Куадже Ася Шумафовна

    Спасибо!