Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Кожан Олеся Александровна

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне Лариной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Повторение темы

«СПП с разными видами придаточных»

Технология «творческая мастерская»

Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Цель:

Контроль усвоения темы, сформированности навыка постановки знаков препинания в СПП, определение вида СПП.

Образовательные задачи:

  1. Составление связного рассказа на лингвистическую тему (по видам СПП).

Развивающие задачи:

  1. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание любви к творчеству А. С. Пушкина.

Оборудование:

  1. Карточка с тестовым заданием.
  2. Интерактивная доска.
  3. Портрет А. С. Пушкина.
  4. Толковый словарь С. И. Ожегова

Ход урока:

  1. Оргмомент. (слайд 1)

  1. Целеполагание. (слайд 2)

- Сегодня мы повторим тему «СПП», вспомним все виды придаточных, средства связи, особенности некоторых придаточных, еще раз поупражняемся в составлении схем. Поможет нам в этом роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

      III.  Обобщение и систематизация знаний по теме.

  1. Работа с текстом.  (текст спроецирован на интерактивную доску без знаков препинания и с пропущенными буквами)

а) Чтение текста учителем.  (слайд 3)

      (1)Есть очень красивая древнегреческая легенда. (2)Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. (3)Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит. (4)Но скульптура молчала. (5)А творец ее заболел. (6)Он занемог от любви к своему чудесному созданию. (7)Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о прекрасной женщине, в неё вложил всю душу. (8)И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой. (9)И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.

     (10)Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. (11)Возможно, так случилось и с Пушкиным. (12)Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером. (13)И на многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна, с тобой теперь я слезы лью…»

                  Б) Беседа.

- Текст ли это? Докажите.

- В каком стиле написан текст?

- Как вы думаете, сколько частей в этом тексте?

- В какой части раскрывается тема?

- Связаны ли  части одной мыслью, темой?

- Найдите предложение, где раскрывается тема.

     2. Работа с предложениями.

-- Чего не хватает в тексте?

                      (знаков препинания и пропущенных букв)

-- Задание ученику у доски: вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания во всем тексте.

3 предл. – СПП и вводное слово

7 предл. – однородные сказуемые

8 предл. – СПП

9 предл. – СПП

10 предл. – вводное слово и СПП

11 предл. – вводное слово

12 предл. – обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и СПП

-- Задание остальным учащимся: выпишите в тетрадь только те предложения, которые являются сложноподчиненными. Оставьте после каждого предложения строку, чтобы потом написать вид и схему.

-- Назовите первое СПП.

(Это 3 предложение)

Она выглядела настолько живой, что, казалось, вот-вот заговорит.  

(СПП с придаточным образа действия.    [   настолько  ], ( что  ).

-- Расскажите, что вы знаете о СПП с придаточными образа действия. Приведите еще пример из данного текста.

(Рассказ ученика о СПП с придаточным образа действия.

Пример -9 предложение.   И настолько сильна была эта странная любовь, что боги сжалились над ним и оживили скульптуру.)

-- Какой вид СПП вы еще обнаружили в этом тексте?

(СПП с придаточным изъяснительным.

8 предложение. И он терзался от того, что никогда не станет мраморная девушка живой.

[  от того  ], ( что   ).

-- Расскажите о СПП с придаточным изъяснительным. Приведите еще пример из текста.

(Рассказ ученик о СПП с придаточным изъяснительным.

Пример – 12 предложение.

Работая над романом «Евгений Онегин», он вдруг почувствовал, какая чудесная девушка оживает под его пером.)

-- Какой еще вид СПП вам встретился в этом тексте? Расскажите о нем подробно, приведите пример.

( СПП с придаточным определительным).

Рассказ ученика о СПП с придаточным определительным.

Пример – 10 предложение.

Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением.              [   сущ.  ], ( когда  ).

3.Комплексное повторение.

-- Почему слово древнегреческая пишется слитно? Какая это часть речи?

-- Произведите морфемный разбор этого слова.

-- Как вы понимаете смысл слова изваял ? Проверьте себя по Толковому словарю

С. И. Ожегова.

( Изваять – ваять – лепить из глины, высекать из камня, дерева или отливать из металла скульптурные изображения)

-- Произведите фонетический разбор слова изваять. Чем интересно это слово с точки зрения фонетики?

4. Лингвистический рассказ.

-- Какие СПП в этом тексте нам не встретились?

Расскажите о них подробно. 

5.Выполнение тестовой работы.

1)Среди СПП с придаточными определительными найдите местоименно-определительное.  (слайд 4)

А) И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, --

Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Б) Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья?

В) И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.                            (В)

Г) Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне.

2) Установите соответствие   (слайд 5)

            1 – придаточное определительное

            2 – придаточное времени

            3 – придаточное условия

А) Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас…

Б) … Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас.

В) Ужель та самая Татьяна,

Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далекой стороне,

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья?

Г) Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

Д) …Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Е) Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я?

            1 – Б, В, Е

            2 – Г,

            3 – А, Д

3) Даны 3 предложения, относящиеся к одному виду. Определите вид данных СПП? Найдите СПП, в котором придаточная часть стоит перед главной?  (слайд 6)

А) Когда же няня собирала

Для Ольги на широкий луг

Всех маленьких ее подруг,

Она в горелки на играла,

Ей скучен был и звонкий смех,

И шум их ветреных утех.

Б) Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

В) Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа.

                         (придаточное времени;  А)

                       

4) Определите вид СПП с придаточными обстоятельственными.  (слайд 8)

А) …Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Б) Но прежде просит позволенья

Пустынный замок навещать,

Чтоб книжки здесь одной читать.

В) Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести

Г)  Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод…

     А – придаточное условия

     Б – придаточное цели

     В – придаточное уступки

     Г – придаточное времени

5) В каких предложениях знаки препинания расставлены неправильно? (слайд 8)

А) Скажи: «Которая Татьяна?»

-- Да та которая грустна

И молчалива, как Светлана,

Вошла и села у окна.

Б) Иные даже утверждали

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем

Что модных колец не достали.

В) За что ж виновнее Татьяна

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

Г) Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

             (А, Б)

6) Какое из указанных СПП содержит придаточное времени? (слайд 9)

А) …Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Б) Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа.

В) Онегин, помните ль тот час,

Когда в саду, в аллее нас

Судьба свела, и так смиренно

Урок ваш выслушала я?

           ( Б )

IV.Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание. (слайд 10)

Повторить §§ 9 – 21

Найти в других произведениях А. С. Пушкина СПП с разными видами придаточных, выписать их, указать вид, построить схему. (7 – 10 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...

Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....

Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Тема "Татьяна и Ольга Ларины".

Мультимедийное сопровождение к уроку литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - "Татьяна и Ольга Ларины"....