Сценарий мероприятия "Певец Ямала"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Ворновицкая Елена Владимировна

Сценарий мероприятия "Певец Ямала - Л.В. Лапцуй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pevets_yamala_-_l.v._laptsuy.docx206.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Классный  час  Бакулина 007

Ворновицкая Елена Владимировна, воспитатель 2 семьи

2014 год

Цель:  Продолжить знакомство  с  жизнью  и  творчеством  известного  ненецкого  поэта  Леонида  Лапцуя – решалась через реализацию следующих задач:

 Образовательные

  1.  Расширение кругозора учащихся.
  2. Обучение выразительному чтению лирических произведений.

       Развивающие

  1. Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через использование  формы – устный  журнал.

2.  Развитие эстетического вкуса.

3.  Формирование навыков публичного выступления  и  выразительного  чтения.

Воспитательные

1. Формирование дружеских отношений между учащимися.

2. Формирование  эмоциональной  отзывчивости  к  художественному  слову.

3. Формирование толерантного отношения к представителям других народов.

4.  Воспитание  любви  к  Родине,  гордости  за  героическое  прошлое  дедов  и  отцов.  

Оборудование: слайды  с   изображением  тундры,  животных;   выставка  книг  Л.  Лапцуя.

Эпиграф:                           А  песнь  моя  проста –

                                            Моей  земле,  как  драгоценный  дар,

                                            Ее  передаю  из  уст  в  уста.

                                                                                              Леонид  Лапцуй

Орг. момент. Создание эмоционального настроя у присутствующих:

 звучит клип  “Мой Ямал”

Ведущий:  Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады видеть Вас на устном журнале «Певец Ямала». Неслучайно сейчас прозвучала песня “Мой Ямал”, мы с Вами тоже можем присоединиться к ее авторам и сказать:

Только трогает мне невзначай
Сокровенные струны души
Край полярный, что родиной стал,
Мой Ямал, мой Ямал, мой Ямал!

Ведущий:  У каждого народа есть свой небосклон поэзии – с солнцем и луной, звездами и кометами, метеорами и звездной пылью...

У ненецкого народа, необычайно щедро одаренного поэтически и художественно, есть поэт, чье творчество источает воистину солнечный, негасимый свет любви к жизни, к родной земле, к людям, – это Леонид Васильевич Лапцуй.  (Слайд 1)

Ведущий:  Для кого-то родина начинается с березки, с подсолнухов, с васильков во ржи, а для ненецкого поэта – с родного озера  Ярото, с привольных просторов тундры. И он уверен, что для него «земли прекрасней нет».

          Сегодня  мы  приоткроем  страницы  биографии  талантливого  поэта и познакомимся с его творчеством.

Ведущий:  На нашем устном журнале вы не только познакомитесь с творчеством Л.В. Лапцуя, но и продемонстрируете свои знания о его произведениях, а затем мы выявим лучшего знатока произведений Л.В. Лапцуя.

(Слайд 2).

Страница 1. «Детство».

Эпиграф: «Где ты рождён?

Вы спросите меня,

А я открою в дальний город ворота,

Увижу наяву начало дня

И льдистый берег озера Ярото».

Л.Лапцуй.

(Слайд 3). Леонид Васильевич Лапцуй родился 28 февраля 1932 года в Ямальской тундре, в стойбище близ озера Ярото, неподалёку от посёлка Новый Порт  в семье оленеводов-кочевников, был наречен именем Вэсако, что означает старец. Так предрекалась ему жизнь мудрого человека.

Стихотворение читает Пуйко Василиса.

Однообразна  тундра  и  скучна

Для  многих  равнодушных  и  незорких –

Озёра,  реки,  кустики,  пригорки…

Такая  неприметная  страна…

Но  мальчик  маленький,  встречая  свой  рассвет,

Уверен,  что  земли  прекрасней  нет.

Он  знает  каждый  кустик,  лепесток –

Без  карты  тундру  знает  назубок.

Вон  озеро:  названье – Ярото,

Вон  речка:  имя  речке – Юрибей,

Вон  скромный,  но  такой  родной  цветок

И  люди – где  найдешь  родней  людей?

Но  только  вот  не  знает,  где  рожден,

Где  первый  огонек  его  зажжен.

Не  может  он  то  место  указать,

Где  сделана  заботливым  отцом

Берестяная  люлька  с  бубенцом,

Где  в  руку  сыну  дал  он  свой  брусок,

Чтоб  сын  был  крепок,  строен  и  высок,

Где,  улыбаясь,  радостная  мать

Все  имя  не  могла  ребенку  дать

Такое,  чтобы  им  гордился  род -

Ведь  все  ж  мужчина  будущий  растет!

Мужчина  новый  родился  в  пути -

То  место,  где-то  возле  Ярото,

У  синего  далекого  холма.

Его  под  снегом  спрятала  зима…

Но  старики – то  знают,  что  тогда

Зажглась  над  тундрой  новая  звезда!

Ведущий:  Рано лишившись отца, Лапцуй прошел суровую школу жизни: пас в тундре оленьи стада, рыбачил, работал на далеком рыбозаводе в посёлке Новый Порт.

(Слайд 4 ). Страница 2. «Школьная жизнь

Эпиграф: «Если, люди, спросите  вдруг меня:

«Почему у меня два имени?» -

Я отвечу вам, что ведь не всякий

Может с детства назван быть Вэсакой

Мудрым старцем, а второе имя

Леонид мне родиной дано,

Вот так и живу я с ним

Леонид и старец заодно».

Л.Лапцуй.

Ведущий:  В школу Вэсако пошёл с тринадцати лет. Он задержался так долго потому, что шла война и потому, что в тундре ещё не привыкли к тому, чтобы мальчики-помощники мужчин     уходили из чума, как считалось бездельничать в школу.  О жизни в Новопортовской школе-интернате он хранил в памяти и сердце имена и образы друзей-сверстников и взрослых, заменявших всем детям долгие дни и месяцы жизни в интернате матерей – родных, добрых и отзывчивых.

Стих читает Пуйко Семен

Учительницу  первую

На  всех  дорогах  вижу  я…

Я  на  колени  падаю,

Тянусь  к  ее  рукам –

Не  эти  ль  руки  теплые

Спасли  меня  от  холода,

Учили  сердцем  ищущим

Шагать  за  горизонт.

Тебе  я  в  пояс  кланяюсь,

Земля  родная,  русская,

Теплу  твоих  натруженных,

Твоих  знакомых  рук,

Тебя  второю  матерью

На  зорьке  снежной,  розовой

Зову  в  моем  краю! (к этому стих-ю воспита-ки интерната нарисовали рисунки)

(Слайд 5) Страница  3. «Мечта поэта»

Ведущий:  Л.Лапцуй с детства много работал, познал суровую школу жизни, хорошо знал законы тундры, и всегда знал, что учиться нужно, во что бы то ни стало. Тогда у Леонида появилась мечта – стать врачом. В те времена многие его товарищи, друзья детства, умерли от туберкулёза, рано ушёл из жизни и его брат. Много лет страдала различными недугами и его мать. И ему хотелось узнать причину появления разных болезней, уносивших так много жизней. Леонид мечтал уменьшить количество умирающих людей.

Ведущий:  В 1954 году будущий поэт закончил Салехардское медучилище, но это время знаменательно ещё и тем, что он начинает писать свои первые стихи.

(Слайд 6) Страница 4.  «Общественные дела»

Ведущий:  Из года в год стремительным был рост одаренного ненецкого поэта Леонида Лапцуя: он закончил отделение журналистики Высшей комсомольской школы, затем Высшую партийную школу при ЦК КПСС, Был ответственным работником комсомольских и партийных органов, председателем Пуровского райисполкома, редактором газеты «Красный Север», выходившей на ненецком языке.

(Слайд 7) Страница 5. «Литературная деятельность»

Эпиграф: «Теперь-то я умею

и могу

сердца людей согреть

певучим словом».

Л. Лапцуй.

Ведущий:  Но кем бы ни работал Леонид Лапцуй, он всегда занимался литературным творчеством. В 1964 году этот большой поэт «маленького народа»  был принят в Союз писателей.

Слайд 8

Ведущий:  Леонид Лапцуй – автор более 30 книг, в которые вошли его стихи и рассказы, вот некоторые из них:

  • «Цвети, мой Ямал» (1960)
  • «Рассказы о Ямале» (1962)
  • «Земля моей любви» (1965)
  • «Тундра”»(1970)
  • «Мальчик из стойбища»(1972)
  • «Победившие смерть»(1976)
  •  «Рассказы о Ямале»
  • «Тундра»
  •  «На оленьих тропах»
  • «Пути – дороги»
  • «Олений бег»
  •  «Эдейка» и мн. др. произведения.

Слайд 9. Одна из лучших произведений, написанных для детей, является поэма «Эдейка». Она посвящена детям тундры.

Эпиграф: «Мы с Эдейкой схожи сердцем

Мы с Эдейкой оба ненцы».  Л.Лапцуй.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку из поэмы «Эдейка».

Сценка «Мама шьёт малицу».

Ведущий:  Кончил наш Эдейка ночь сторожевую. Вот он возле мамы в  чуме, наконец!

Эдейка: Скоро ль доберётся сквозь пургу седую

На  оленях верных. До дому отец?

Мама: Ждать уже недолго, -

Шепчет мама сыну,-

Ковш большой медведицы прямо над тобой, -

Значит, приближаются к стойбищу мужчины

По звезде Полярной бледно-голубой.

Ведущий: 

Скован наш Эдейка сладкою дремотой возле золотого света и тепла,

А в руках у мамы движется работа, в узловатых пальцах ножик да игла.

Шьёт Эдейке мама новенькую малицу,

Шьёт, словно пророчит    мальчику судьбу.

Все узоры старые ей, видать не нравятся:

Думает, морщинки движутся на лбу.

Хочет интересной жизни для сынишки, той, что и не снилась дедам никогда…

Вышивает мама нефтяные вышки, на столбах высоких –

Струны – провода. Тихо подпевает в лад оленьей жиле, что стежок – то ласковей песенки мотив:

Мама: - Мой бесхвостый птенчик, мой Эдейка милый, выпорхнул из люльки, крылышки раскрыв. Хов - хов – хов, вернётся наш отец с охоты, хов –хов – хов, оленя дикого убьёт, хов – хов – хов , печёнку сыну принесёт он, хов –хов – хов, Эдейка весь в отца пойдёт.

Ведущий:  Маме сквозь дремоту мальчик улыбается. До чего ж красивая мама у него! Зашивает мама в новенькую малицу золотую нежность сердца своего. 

Ведущий:  Создавая свои произведения для детей,  поэт  хотел на примере героев своих произведений, научить  любить родину, ценить прошлое, приумножить своим трудом богатство родного края.

(Слайд 10)  Страница 6. «Песенное творчество»

Эпиграф: «Врос корнями во тьму времён

Этих песен древний мотив.

Ночью пели их старики,

До небес костёр запалив.

И блуждают песни с тех пор

У болотистых тёмных рек.

Согревают, словно костёр,

Если в тундре промёрз человек».

Л.Лапцуй.

(Слайд 11) Ведущий:  Песенное творчество Леонида  в значительной мере послужило тому, что в среде ненецкой национальной интеллигенции появился первый профессиональный композитор Семён Няруй.

Благодаря творческому союзу с Л.Лапцуем родилось более десятка популярных песен, первой из которых была «Суляко».

Песню «Суляко» исполняет Пуйко Арина

(Слайд 12) Страница 7. «Имени ненецкого поэта – певца Ямала»

Эпиграф: «Пускай моим следом потомки пройдут,

Не споткнувшись нигде,

к рассвету минуя потёмки,

Навстречу рассветной звезде».   Л.Лапцуй.

Ведущий:  Судьба подарила ему счастливую долю, но это нелёгкая ноша: ведь он спел песню и о себе, и о своём народе. Л.Лапцуй будет жить в наших сердцах, его книги читали и будут читать многие поколения.

(Слайд 13) В Салехарде, в центре Ямало-ненецкого автономного округа есть музей – квартира замечательного писателя.

(Слайд 14) В 1980 годы его имя присвоено  Салехардскому  училищу искусств, там же был открыт мемориал Л.В.Лапцуя, его именем назван теплоход.

Ведущий:  А сейчас, ребята,  для вас конкурс знатоков произведений Л.В. Лапцуя. (Слайд 15)

  1. (Слайд 16) Л. Лапцуй в одном из стихотворений написал: «Учился я выслеживать песца, учился понимать какая птица кричит, когда ж пурга поднимет вой, и мгла небес с землёй соединится». От кого усваивал поэт  главные жизненные уроки? (от отца).
  2. (Слайд 17) В какой школе-интернате учился Леонид Лапцуй? (Ново-Портовская).
  3. (Слайд 18) В честь кого назвала учительница Лапцуя? (в честь погибшего на войне мужа – Леонида Коваленко).
  4. (Слайд 19) Как называется поэма, рассказывающая о жизни ненецкого мальчика? ( Эдейко)
  5. (Слайд 20) Как переводится с ненецкого языка на русский имя Эдейка? (новый маленький мужчина).
  6. (Слайд 21) Продолжи слова: Шьёт Эдейка мама новенькую… (малицу).
  7. (Слайд 22) Послушайте эти строки: «Песня моя звенит, как древний бубен, Спросите, где мой дом, моё жилище,

 Отвечу вам звенящей песней ветра,

Что родной мой – это тундра вся.»

  1. (Слайд 23) Назови место, где родился поэт? ( Ямальская тундра, п. Новый Порт, близ озера Ярото).
  2. (Слайд 24) Сколько книг было написано Л.Лапцуем? (более 30).
  3. (Слайд 25) О чём пишет Л.Лапцуй:

На севере России где-то рядом

Под круглою луной

Она, как снежная планета

Блестит безмолвной белизной.

                           ( о тундре, о своей земле).

  1. (Слайд 26) Как с ненецкого переводится Ямал? (край земли).
  2. (Слайд 27) О ком пишет поэт?  

Весь день работает, не ленится

                                         Берётся  к ночи за игру,

                                         И над кисами полумесяцем

                                         Она сгибается в углу.        ( о женщине).

Ведущий:  Леонид Лапцуй взял на себя нелёгкую миссию быть голосом коренных народов Севера, а также быть связующим звеном между поколениями. Как прожить достойно, как сделать жизнь счастливой для себя и окружающих, как сохранить традиции нашего народа,- обо всём этом стихи Л.Лапцуя. И он адресовал их нам, так как понимал, что от нас, молодежи XXI века, зависит будущее России, будущее Ямала.

Ведущий:  На этом наш устный журнал подошел к концу.  Завершилось наше знакомство с творчеством ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя, закончился и наш небольшой конкурс знатоков по его произведениям. Пора подвести итоги.

Подведение итогов, награждение лучшего знатока.

(Слайд  28) Дорогие ребята, вы будущее Ямала! Берегите нашу неброскую на первый взгляд, но красивую и хрупкую тундру с её голубыми озерами и бесчисленными стадами оленей. Цените свою Родину и уважительно относитесь к ней. Чтоб наш  «маленький народ»  не потерялся среди других народов России и в условиях цивилизации сохранил свою самобытность, культуру, традиции, обычаи и язык.

Ты  не  видел  тундры?  Приезжай!

Если  встретит  холодом  она,

Не  пугайся,  словно  горностай,

Не  кидайся  в  снежные  бугры

Неумелым  лыжником  с  горы.

Ясным  взором  посмотри  вокруг,

Полной  грудью  свежести  вдохни,

Бодрости  исполнится  твой  дух,

В  тундре – век  двадцатый,  наши  дни.

В  тундре,  под  Полярною  звездой,

Где  живет  мой  маленький  народ,

Жар  гостеприимства  сохраня,

Обогрет  ты  будешь  без  огня!

Звучат песни о Ямале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения районного этапа Окружного детского фестиваля народного творчества «ВСЕ КРАСКИ ЯМАЛА»

Сценарий проведения районного этапа Окружного детского фестиваля народного творчества «ВСЕ КРАСКИ ЯМАЛА»....

Сценарий игры брейн-ринг по теме "Мой край Ямал" для учащихся 2-4 классов

Брейн-ринг "Мой край Ямал"(игра проводится в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие») Цель занятия: Привитие детям любви к родному краю.Задачи:-...

Сценарий игры-путешествия "Мой край Ямал"

Сценарий игры-путешествия   для младших школьников оЯмальском  крае (викторина, загадки, игры)...

Презентация "Ямал" к сценарию "На краешке земли"

Презентация к вопросам викторины о Ямале...

Сценарий воспитательского часа на тему: «Жемчужина Ямала- Елена Григорьевна Сусой»

Познакомить (или расширить знания) о выдающемся деятеле Ямала Е. Г. Сусой.Формировать стремление изучать история своего края, знать имена людей, прославивших родную землю, изучать их жизнь как пример ...

Сценарий школьного фестиваля "Все краски Ямала"

Чтобы быть гражданином страны, необходимо любить Родину, уважать ее законы, традиции, почитать ее культуру и каждый день надо трудиться ради ее блага. Воистину, прав тот, кто сказал: "Если талант...

Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...