Сценарий игры брейн-ринг по теме "Мой край Ямал" для учащихся 2-4 классов
материал на тему

Брейн-ринг "Мой край Ямал"

(игра проводится в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие»)

 

Цель занятияПривитие детям любви к родному краю.

Задачи:

-       актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края;

-       воспитывать чувство гордости за родной край;

-       развивать желание познавать природу родного края.

Оборудование:

-       ноутбук

-       аудиозаписи песен И. Корнилова "Северный край", "Ямал".

-       бумага, ручки для жюри; вымпелы для победителей;

Звучит песня И.Корнилова "Северный край".

Участники, зрители и гости занимают свои места.

(Звучит стихотворение в записи)

Приезжай”.

 Л. Лапцуй

Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна.
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
На экран проецируется мультфильм Умка.

Попав в Пуровский район, Умка оказался на «Краешке земли». Осмотревшись, он понял, что природа вокруг очень отличается от природы у него дома. Целый месяц он вместе с ребятами изучал растения, птиц, животных которые живут в Ямало-Ненецком автономном округе. А в конце своего пребывания на станции, Умка решил вспомнить с ребятами все, что узнал о природе Ямала.

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники и зрители игры. Сегодня я по поручению Умки проведу с вами игру брейн-ринг по теме «Сой край Ямал».  В этом месяце вы ребята познакомились с природой Ямала с животными и растениями, которые живут на территории округа. И сейчас нам надо подвести итог.  Ну что все готовы к игре? Дети отвечают. Вот и хорошо.

Первое что мы сегодня с вами сделаем это разделимся на четыре команды. После того как мы с вами разделимся, мы проведем жеребьевку, и определим в какой последовательности команды будут соревноваться друг с другом.

Каждая команда после формирования придумывает название, выбирает капитана и записывает все эти данные в таблицу

Игра состоит из нескольких боев. В каждом бою участвуют 2 команды. Поигравшие команды,  становятся зрителями, а команды-победители сражаются в заключительном раунде между собой.

Порядок вызова команд на бой определяет жеребьёвка, которая проходит до начала игры.

Победителем игры становится команда, выигравшая в последнем раунде. Участники команды-победителя  награждаются вымпелами «Знаток».

Начать раунд получает право команда, ответившая на контрольный вопрос первой.

Команда, которая даст правильный ответ, получает одно очко.

Все бои идут до 5 очков.

Командам, участвующим в игре, предлагаются вопросы географического, растительного и животного многообразия Ямала (среда обитания, особо охраняемые виды и территории, отличительные черты региона и т.д.). Вопросы не ограничиваются рамками школьного курса.

Все вопросы размещены на электронном табло и разделены на категории:

-     «Растительный мир Ямала»;

-     «Ямал в географии»;

-     «Объясни примету»;

-     «Животный мир Ямала»;

-     «Фоторяд».

 

В каждой категории четыре вопроса соответствующей тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_moy_kray_yamal.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Брейн-ринг "Мой край Ямал"

(игра проводится в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие»)

Цель занятияПривитие детям любви к родному краю.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края;
  • воспитывать чувство гордости за родной край;
  • развивать желание познавать природу родного края.

Оборудование:

  • ноутбук
  • аудиозаписи песен И. Корнилова "Северный край", "Ямал".
  • бумага, ручки для жюри; вымпелы для победителей;

Звучит песня И.Корнилова "Северный край".

Участники, зрители и гости занимают свои места.

(Звучит стихотворение в записи)

Приезжай”.

 Л. Лапцуй

Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна.
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
На экран проецируется мультфильм Умка.

Попав в Пуровский район, Умка оказался на «Краешке земли». Осмотревшись, он понял, что природа вокруг очень отличается от природы у него дома. Целый месяц он вместе с ребятами изучал растения, птиц, животных которые живут в Ямало-Ненецком автономном округе. А в конце своего пребывания на станции, Умка решил вспомнить с ребятами все, что узнал о природе Ямала.

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники и зрители игры. Сегодня я по поручению Умки проведу с вами игру брейн-ринг по теме «Сой край Ямал».  В этом месяце вы ребята познакомились с природой Ямала с животными и растениями, которые живут на территории округа. И сейчас нам надо подвести итог.  Ну что все готовы к игре? Дети отвечают. Вот и хорошо.

Первое что мы сегодня с вами сделаем это разделимся на четыре команды. После того как мы с вами разделимся, мы проведем жеребьевку, и определим в какой последовательности команды будут соревноваться друг с другом.

Каждая команда после формирования придумывает название, выбирает капитана и записывает все эти данные в таблицу

Игра состоит из нескольких боев. В каждом бою участвуют 2 команды. Поигравшие команды,  становятся зрителями, а команды-победители сражаются в заключительном раунде между собой.

Порядок вызова команд на бой определяет жеребьёвка, которая проходит до начала игры.

Победителем игры становится команда, выигравшая в последнем раунде. Участники команды-победителя  награждаются вымпелами «Знаток».

Начать раунд получает право команда, ответившая на контрольный вопрос первой.

Команда, которая даст правильный ответ, получает одно очко.

Все бои идут до 5 очков.

Командам, участвующим в игре, предлагаются вопросы географического, растительного и животного многообразия Ямала (среда обитания, особо охраняемые виды и территории, отличительные черты региона и т.д.). Вопросы не ограничиваются рамками школьного курса.

Все вопросы размещены на электронном табло и разделены на категории:

  • «Растительный мир Ямала»;
  • «Ямал в географии»;
  • «Объясни примету»;
  • «Животный мир Ямала»;
  • «Фоторяд».

В каждой категории четыре вопроса соответствующей тематики.

Игроки команды могут совместно обсуждать вопрос в течение 20 секунд.

О готовности дать ответ на прозвучавший вопрос, команда сигнализирует путем поднятия сигнальной карточки. Поднимать карточку можно во временном интервале от начала сигнала сирены, которая звучит после команды ведущего "Время!", и до истечения 20 секунд игрового времени.

Если команда, допускает фальстарт, т.е. поднимает карточку до начала сигнала сирены, то она лишается права ответа на данный вопрос.

Если обе команды в течение 20 секунд не подняли сигнальную карточку, то команду, которая будет отвечать первой на данный вопрос, определяет ведущий.

Если команда, поднявшая сигнальную карточку первой, ответила неправильно, вторая команда может дать свой ответ на вопрос. Для обсуждения вторая команда может использовать оставшееся игровое время.

Если обе команды не нашли правильный ответ на вопрос, не разыгранные очки накапливаются, а именно: за ответ на следующий вопрос можно получить 2 очка, а в случае неправильного ответа и на него, за правильный ответ на 3 вопрос команда получает  3 очка.

Вопросы на деление команд

Для  вторых классов:

Комочек пуха, длинное ухо, 
Прыгает ловко, любит морковку. 
(Заяц)  - желтый колпачок,

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Белка - желтый колпачок

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Медведь – желтый колпачок

Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. 
Ромашка – красный колпачок

Не шмель, не пчела, а жалит.
Крапива – красный колпачок

В небольшом гаю стоит,

как картинка, веселая зеленная красавица.

Елка – зеленый колпачок

Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.

Береза – зеленый колпачок

Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает?

Сова – голубой колпачок

Какая птица летает выше всех?

Орел – голубой колпачок

Вопросы для третьих классов

Эти ягоды найдёте

На лесном болоте.

Словно там набросаны

Красные горошины.

Клюква – красный колпачок

Расту я на болоте,

Созреваю в середине лета.

И сочна и сладка

Оранжевая ягодка.

Морошка– красный колпачок

Крупное вечнозеленое дерево, доживает до 300 лет,

Источник ценного пищевого продукта?

Кедр – зеленый колпачок

Стоит Маришка –
Вся в иглах да шишках,
Высока да стройна,
Всегда зелена.

Сосна – зеленый колпачок

Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу  уселись птицы
Эти птицы … 
Снегири – голубой колпачок

Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Воробей – голубой колпачок

Вопросы для четвертых классов

Кто зимой холодной 
Ходит злой, голодный?
Волк – желтый колпачок

В лесу обитает, 
Дичью питается да в курятник забирается, 
хитрым зверем называется.
Лиса – желтый колпачок

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти-рожки

Рысь – желтый колпачок

Много ягоды в лукошках,
Тут и клюква, и морошка.
Вот чернеет ежевика,
Рядом - красная ...
Брусника – красный колпачок

В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

 А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

Черника – красный колпачок

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.

Лиственница – зеленый колпачок

Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки:
Не ольха и не осина,
А красавица … 

Рябина – зеленый колпачок

Птичка—невеличка,
Воробью сестричка:
Спиною серовата,
Животиком желтовата.

Синица – голубой колпачок

Какая птица зимой белая,

летом серая?

Куропатка – голубой колпачок

Ведущий: Это была последняя загадка. А теперь вам всем необходимо собраться в команды по цветам бейджиков, которые я вам раздала.

(Дети собираются в команды по цветам)

Ведущий: Команды собрались, а теперь мы вам даем три минуты на то чтоб выбрать капитана и дать название свое команде.

(Проходят выборы капитана и название команды)

Ведущий: А сейчас ребят мы определим, в какой последовательности команды будут выходить на ринг. Я буду задавать вам вопросы, и команде давшей правильный ответ, мы дадим цифру с номером, под которым вы будете сражаться.

Вопросы командам для жеребьевки

  1. Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)
  2. Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)
  3. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
  4. Как называется самая большая река нашего округа? (Обь)

(Командам выданы номера)

Ведущий: Ну, вот теперь мы знаем в каком порядке вы будете соревноваться друг с другом.

И мы просим выйти на ринг команды под номером один это команда ………………………….. и команду под номером два………………………………………….

1. БЛОК  "ОБЪЯСНИ ПРИМЕТУ"

  1. Звёзды сильно заблестят (к близкому теплу).
  2. Солнце вечером краснеет (день настанет ветреный).
  3. Лето сухое, жаркое (зима малоснежная, морозная.)
             Лето дождливое (зима снежная.)
  4. Мало звезд на небе ( к ненастью.)
  5. Кошка лежит брюхом вверх (к теплу.)

  1. У солнца «уши» выросли (к сильным холодам.)
  2. Луна ночью будто покраснела (жди завтра ветра, тепла и снега.)
  3. Дым столбом (к морозу, волоком — к ненастью.)
  4. Кошка морду хоронит (к морозу либо ненастью.)
  5. Если звезды блестят ярко ( к стуже.)

  1. Собака по снегу валяется (к вьюге. )
  2.  Закат красный (день будет ясный.)
  3. Столбы на небе зимою (к холодам, к стуже.)
  4. Закат багровый (к ветру или буре.)
  5. Много ягод на рябине – к теплой зиме.

2. БЛОК «ЯМАЛ В ГЕОГРАФИИ»

  1. Назовите столицу нашего округа. (Салехард)
  2. Что означает «Ямал»? (Край земли)
  3. Сколько заказников расположено на территории Ямало-Ненцкого автономного округа? (2, Куноватский природный заказник, Нижнеобский природный заказник)
  4. Река – кормилица Ямала. (Обь)
  5. Назовите самый северный населенный пункт нашего района? (Самбург)

  1. Сколько городов располагается на территории нашего округа? (8)
  2. Какие горючие полезные ископаемые добывают в нашем крае? (Нефть, газ, торф, каменный уголь) 
  3. Сколько заповедников расположено на территории Ямало-Ненецкого автономного округа? (2, Гыданский заповедник, Верхне-Тазовский заповедник)
  4. Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.)
  5. На север от полуострова Ямал расположен большой остров? Назовите его. (Остров Белый)
  6. Вторая по величине река нашего округа

  1. Каким морем омывается полуостров Ямал (Карское море)
  2. Существует две версии перевода названия нашего поселка Ханымей на русский, назовите хотя бы одно из них? (по одной версии слово это переводится как «мертвое болото», по другой — «на семи ветрах»)
  3. Назовите три любых города нашего округа. (Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Тарко-Сале, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Губкинский)
  4. Какие районы входят в состав округа? Назовите любые три. (Шурышкарский, Приуральский, Ямальский, тазовский, Пуровский, Надымский, Красноселькупский)
  5. Герб и флаг округа? Что изображено.

3. БЛОК «Растительный мир Ямала»

  1. Назовите хвойные породы деревьев, кустарников нашего округа. (Сосна, ель, лиственница, можжевельник, кедр)
  2. Что является любимым лакомством оленей? (Грибы)
  3. Из каких растений оленеводы-кочевники  готовят витаминный чай? (Иван чай, листья брусники)
  4. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
  5. Ягоды — этого растения очень полезны, они содержат железо, витамины, в старину им красили шерсть? (черника) 

  1. Плоды, каких кустарников содержат очень много витамина  С.(Шиповник)
  2. Какие ягоды можно собирать, из под снега? ( Клюкву)
  3. О какой ягоде идет речь?

У нее и  вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее ни пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой. (Брусника)

  1. Лиственница принадлежит к роду хвойных или лиственных деревьев (род хвойных)

  1. Запах цветов этого кустарника затуманивает сознание и отгоняет моль (Багульник)
  2. Крупное вечнозеленое дерево, доживает до 300 лет, источник ценного пищевого продукта? (кедр)
  3. Какую из ягод  тундры вводят в рацион питания космонавтам? (морошка)
  4. Какая ягода в тундре утоляет жажду и это отражено в её названии? (Водяника)
  5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? ( Торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол) 
  6. Бьет олень копытным боком,
    Ищет корм в снегу глубоком,
    Может, веточку какую иль травиночку сухую.
    Но не то и не другое
    Его, в общем не устроит – 
    Для него лишайник ценен!
    Как зовется корм олений? 
    (Ягель.)

4. Блок  «Животные Ямала»

  1. Какие птицы тундры меняют свой цвет зимой? (Куропатка, сова)
  2. Она в шубке на меху,
    Прыг, и с елки на ольху,
    Ловко по деревьям скачет,
    И в дубле орешки прячет
    . (Белка)
  3.  Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.) 
  4. Хищная рыба с острыми зубами? (щука) 
  5. Птичий домик. (Гнездо.) 

  1. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин - на Южном.)
  2. Кто в жестокую пургу
    Роет норку в снегу,
    В снежок зарывается,
    От холода спасается? ( Куропатка)
  3. Лесная курица из поговорки: «Глухой, как ...». (Тетерев.) 
  4. Рыба, у которой на концах плавников иголки? (Окунек)  
  5. Домик зверя (Нора)
  6. Каких птиц завезли в Обдорск купцы в 19 веке? (воробьев)
  7. У какой птицы птенцы высаживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупливаются из яиц в разное время, и это очень удобно для совиной семьи. Коротким северным летом сова не тратит время на насиживание. Пока она летает в поисках корма, оперившиеся птенцы согревают и своих младших братьев и яйца в гнезде)
  8. Назовите птиц, которые зимуют с нами. (Воробей, ворона, сорока)
  9. Самая крупная водоплавающая птица? (лебедь)
  10. Какие рыбы занесены в красную книгу ЯНАО? (осетр, хариус)

5.Фоторяд «НАЗОВИ…»

Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Одуванчик, подорожник)

Где расположен монумент мамонту?

Морошка

Песец

Все ли эти растения являются лекарственными? (На табличке:  морошка, Иван чай, крапива)

Стела «Полярный круг» где находится?

Черника

Куропатка

Герб ЯНАО

Лиственница

Белый гриб

Соболь

Глухарь

Подберезовик

Рябина

Звучит аудиозапись песни "Ямал" в исполнении И.Корнилова.

Ведущий География и экология, флора и фауна Ямала, культурные традиции и достижения народов, живущих в этом суровом северном краю – все это входило в тематику заданий.

А сейчас мы предоставляем слово людям, которые следили за порядком и правильностью ответов на протяжении всей игры, нашему жюри.

(Награждение команды победительницы)

Малый кружок на карте ямальской, 
А вот покрупнее кружок:
Всё это дорого, всё сердцу близко,
Всё это наше, родное дружок!

На этом игра брейн-ринг «Мой край Ямал закончилась. И мы искренне желаем вам никогда не останавливаться на достигнутом. Новых вам знаний и открытий. До свидания. Встретимся на станции «В гостях у Хомани»

Для написания сценарий были использованы интернет-ресурсы:

http://regionyamal.ru/flora/derevya.php

http://neposed.net/kids-literature/detskie-stihi/stihi-priroda/stikhi-pro-dikikh-zhivotnykh-rossii/stikhi-pro-belku.html

http://www.gcbs.ru/pub/rast/fauna.htm#pih 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игры "Брейн-ринг" по страноведению и лингвострановедению стран изучаемого языка

Материал представляет собой разработку сценария игры по страноведению, с использованием ИКТ....

Интеллектуальная игра «Брейн-Ринг» (BRAIN-RING) для уроков английского языка в 5 классе

Интеллектуальная игра "Брейн-Ринг" способствует развитию интереса к английскому языку и Британии, в частности. Играйте на уроках в интеллектуальные игры и развивайте у учащихся навыки говорения и ауди...

Литературная игра "Брейн - ринг" для учащихся 7 класса

Игра проводится по командам. Можно использовать на уроке и на внеклассном мероприятии....

Сценарий игры Брейн-ринг на тему "Битва под Москвой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов....

«Знатоки Курского края» игра «Брейн-ринг»

Методическое пособие по теме: «Знатоки Курского края» адресовано педагогам дополнительного образования  для широкого творческого применения в объединениях туристско-краеведческой напр...

Сценарий внеклассного мероприятия интеллектуального конкурса - игры брейн-ринг по теме «Великий князь выбирает веру» для учащихся 5-6 классов

Сценарий внеклассного мероприятия интеллектуального конкурса - игры брейн-ринг по теме «Великий князь выбирает веру» для учащихся 5-6 классов. Данная разработка позволяет расширить кругозор обучающи...

Сценарий игры "брейн-ринг" Михаил Ломоносов

Сценарий игры "Брейн - ринг" об ученом Ломоносове М.В....