Рекомендации к проектированию самостоятельной работы для учащихся, обучающихся на дому
статья на тему

Ковалько Людмила Васильевна

Самостоятельная работа - организационная форма учебной деятельности в условиях обучения на дому по выполнению домашнего задания,  совершенствованию навыков учебной деятельности, расширению кругозора ...  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost._rabota_na_domu.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа – организационная форма учебной деятельности в условиях обучения на дому по выполнению домашнего задания, самосовершенствованию навыков учебной деятельности, расширению кругозора, углублению и расширению  полученных знаний по изучаемой теме, самоопределению в изучении дополнительного учебного материала.

Учитель выполняет функции организации и направления самостоятельной работы.

Организуя выполнение домашнего задания, учитель приучает  ребенка к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.  
                 
 
В
оспитание у учащегося организованности, собранности,  дисциплинированности, самостоятельности, прилежания формирует  положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания, вырабатывает хорошие качества личности.

Необходимо научить ребенка пользоваться дополнительной литературой: справочниками, словарями, сборниками подготовки к экзаменам, сборниками тестовых заданий и т.д.

При возможности ученик может посещать библиотеку и там готовиться к урокам и расширять кругозор.

Компьютер, интернет – ресурсы, электронные учебники, медиаресурсы  должны стать опорой для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы следует давать с учетом интересов, потребности ребенка, а также в соответствии с программой индивидуальной подготовки и ликвидацией пробелов в изучениях по предмету.  

Учитель должен четко объявлять содержание задания, объяснять более рациональную последовательность его выполнения, комментировать содержание памятки или обращать внимание на текст памяток («Как выполнять домашнее задание по русскому языку», «Как готовить пересказ», «Как решить тест» и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе.

 Различными приемами учитель должен поддерживать готовность детей делать собственные усилия, создавать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности детей на выполняемой работе. Темпы работы учащихся различны, что определяется индивидуальными особенностями детей. Это создает для учителя определенные трудности, и в этом случае ему может помочь установка часов в помещении для занятий. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с рабочего места. Учитель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.

Часто дети  не имеют  навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях, поэтому задача учителя сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию навыка систематической работы. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, не должен быть «довеском» к общему заданию, а вестись по индивидуальному плану. При этом чрезвычайно важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Оказывая помощь ребенку, надо поощрять его даже за малые успехи, стараясь убедить его в том, что ему самому по силам преодолеть возникающие трудности в обучении, так что постепенно, при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других. Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, подчас считающийся средством, развивающим познавательные способности учащихся, только подавляет интерес способных к учебе детей. Такие учащиеся могут получать задания по интересам, решать кроссворды, шарады, задания олимпиад прошлых лет и т.д.

Важный этап самостоятельной работы–самооценка.     
Прежде чем проверить работу ученика, учитель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять правильность решения тестов, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи, параграфа, художественного текста в учебнике и т.д.

Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: 

- при выполнении упражнения еще раз повторить правило и сравнить свои записи с образцом в учебнике;

- рассказать прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану или по опорным словам (используя таблицу);

- спросить себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось. 
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку (родители), что способствует воспитанию у ребенка ответственности, требовательности к себе, вырабатывает умение давать оценку работе.
 


Рекомендации по самостоятельной работе:

  1. занятия следует проводить регулярно, в одно время, с определенной продолжительностью; 
  2. задание ученик  должен выполнять самостоятельно;
  3. проверку рекомендуется проводить поэтапно: самопроверка, взаимопроверка (родственники), проверка учителем;
  4. между выполнением домашнего задания по предмету необходимо  проводить физкультминутки и динамические паузы;
  5. ученик должен пользоваться памятками, рекомендациями для самостоятельной работы;
  6.  чтение и заучивание стихотворений желательно осуществлять после выполнения главной работы (письменной или устной для контрольной работы), так  как после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. Чтение и заучивание текстов больше располагают к контакту ребенка с родителями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного экзамена

Здесь описаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке и степень самостоятельности при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с подра...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПО

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплинам Русский язык и Литература для обучающихся груупп СПОДля преподавателей русского языка и литературы...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...