Родительский лекторий "Что и как читают наши дети"
материал на тему

Брушкова Елена Георгиевна

Материал для проведения родительского лектория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_lektoriy.pptx339.78 КБ
Файл roditelskiy_lektoriy.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что и как читают наши дети? Проблемы сегодняшнего чтения

Слайд 2

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26 %.

Слайд 3

Результаты проверки техники чтения 6класс 100слов в минуту (48/131) 7класс 132слова в минуту (59/181) 8класс 103слова в минуту (45/160) 10класс 149слов в минуту (108/183)

Слайд 4

Черты «старой модели чтения» любовь к чтению преобладание в круге чтения книг, а не журналов разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров наличие домашней библиотеки

Слайд 5

Новая модель детского чтения

Слайд 6

« Тот, кто не читает хороших книг, не имеет преимуществ перед тем, кто не умеет читать их» М . Твен



Предварительный просмотр:

Уважаемые  родители! Пусть вас не удивляет вас идея посвятить общешкольное родительское собрание детскому чтению, а особенно роли семейного чтения. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Безусловно, всем нам  хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

        Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом.  2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

 Недавние исследования социологов "Левада - центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения". Результаты международного педагогического исследования PISA -2010 и PISA -2011 говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49%  до 26%.

Данные о детском чтении:

Слайд 2

Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением.

Мы надеемся, что вас тоже волнуют проблемы, связанные с чтением, которые возникли в результате снижения интереса к чтению у наших сограждан, падения уровня читательской культуры и грамотности. Особенно у детей и подростков.

1 «Уходящая модель» детского чтения.

         Итак, нами уже было отмечено, что в чтении детей и подростков сегодня происходит очень серьёзные перемены. Но в сравнении с чем мы это утверждаем?

Дело в том, что в сознании многих из нас,  рожденных в 20 веке и воспитанных советской системой образования остался образ «старой модели чтения». Обозначим её черты:

-«любовь к чтению» (под которой мы выделяем высокий статус чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения);

-преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

-разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

-наличие домашней библиотеки.

У детей и, особенно, у подростков, сюда добавляется:

-общение со сверстниками по поводу прочитанного;

-наличие «литературных героев»;

-сравнительно небольшая доля «чтива» (литературы низких художественных достоинств);

-позитивное отношение к библиотеке (частое посещение той или иной библиотеки, существование «своего» или «хорошего» библиотекаря).

           О данной «уходящей модели» чтения мы говорим с позиции своих родителей, учителей старшего  поколения. Наверняка каждый из нас неоднократно слышал от родителей, что «в наше время мы читали больше и читали совсем другие книги»

Таким образом, мы приходим к выводу, что нельзя подходить к оценке ситуации с чтением, сложившейся в нашем обществе, со старыми мерками  и на данном этапе    наблюдается становление «новой модели» детского чтения.

Перед нами стоит задача охарактеризовать «новую модель» детского чтения.

(спросить у родителей: охарактеризуйте новую модель детского чтения)

-любят ли читать

-чему отдают предпочтение (каким видам изданий)

-пользуются ли библиотеками (домашняя, городская)

-обращаются ли к вам с просьбой о покупке книги?

Так охарактеризовали модель мы, взрослые, а как характеризуют ее сами читатели-подростки? Итоги анкет:

 

Обобщая полученные данные, мы видим насколько различаются модели? Куда направлен процесс на развитие или угасание? Устраивает ли нас взрослых такие результаты? Что с этим делать? Можем ли мы совместными усилиями изменить ситуацию, чтобы читательская культура подрастающего поколения не канула в лету?  

О роли семьи и школы

Широкое распространение новых информационных технологий в условиях отсутствия концептуальной продуманности управления этим процессом сыграло свою роль в усугублении кризисных явлений подросткового чтения. Подростки видят в компьютерах своеобразную «выручалочку», позволяющую избежать самостоятельного поиска, сбора и создания информации. Пресловутое «скачивание» имеет характер не эпидемии, а пандемии. Отводя чтению, прежде всего, информационную роль, подростки в её реализации преимущество отдают компьютеру. Компьютер действительно выручает

подростков в трудной ситуации; он быстро и точно выдаёт информацию в пределах заявленной необходимости, информацией здесь легко манипулировать и управлять. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации! Полифункциональность чтения, возможности поликультуры скрыты от современного подростка, многие функции чтения и информационной деятельности остаются для него непонятыми и невостребованными.

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. Как  это можно сделать? Приведем ниже несколько советов родителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

 Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь 
прочитанным...) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к
удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с
книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в
качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных
идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги
о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у
них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Что делает школа?

Школа бьет тревогу в связи с увеличивающимся с годами падением интереса подростков и юношества к свободному чтению и тревоге есть объяснение:                                                                                                                                      

- обедняются эмоциональная, интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи Личности с окружающим миром;          

      -усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения, так как при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему  исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений ( «профориентация» и «искусство»), а превалируют фантастика, мистика и «ужасы», детектив и «сентиментальный роман». Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитие словарного запаса;

    - отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка.

                                   

В настоящее время именно дети, подростки, юношество и молодежь - самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Они не имеют тех психологических барьеров, которые мешают взрослым, поскольку восприимчивы к новому: многие из них уже в раннем детстве знакомятся с компьютером. Это новое «мультимедийное поколение», у которого другие ценности, модели поведения и ориентации в мире информации. Рубеж веков и начало нового тысячелетия ознаменовался ростом пользователей Интернета, которым больше всего интересуются именно юные и молодые пользователи. Центром внимания подростков (особенно мальчиков) сегодня становятся именно компьютерные игры и новые информационные и телекоммуникационные технологии.

 Такая возможность им предоставляется и в школе, и дома, у друзей, в компьютерных клубах.

Окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации, печатных и иных материалов оказывают сильное влияние на их отношение к книге, читательские привычки и пристрастия. Электронная культура, в том числе видеопродукция и разнообразные мультимедиа, зачастую воспринимаются как конкуренты печатному слову. В анкете был предложен вопрос: «Пробовали ли вы изучать литературу с помощью CD-книг?» Проанализировав результаты, мы пришли к выводу: несмотря на  то, что учащиеся много свободного времени проводят за компьютером, читать книги они в большинстве своём предпочитают «вживую». Но  всё-таки нельзя не заметить  влияние электронной культуры на чтение детей и подростков. Оно, по нашему мнению, проявляется в следующем:                                                                                                                                           -становится более поверхностным и фрагментарным восприятие печатного текста и информации, поэтому ребенку всё труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте (повести , романы);

- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений, усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и на видео- детективам, триллерам, «фэнтези», «ужасам», «кинороманам»;                                                - отдается предпочтение печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов); ---происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не вают язык классического наследия .

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Здоровье наших детей - в наших руках"

Родительское собрание посвящено одной из самых актуальных тем - здоровью детей. Родителям представлен материал о факторах, влияющих на здоровье подрастающего организма, и даны рекомендации по предотвр...

Родительское собрание Суицид или жизнь наших детей

Родительское собрание Суицид или жизнь наших детей...

Что читают наши дети?

анализ анкет, выявляющих читательские предпочтения детей по параллелям...

Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».

Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...

Родительское собрание на тему: "Речь наших детей"

Тема родительского собрания Речь наших детей" выбрана не случайно. Все чаще грубость, мат, жаргон звучат вокруг нас. Почему это происходит? Ведь все это антиобщественное явление и воспринимать их нужн...

Родительское собрание "Профессии, которые выбирают наши дети".

Родительское собрание по профориентации в 9 классе....

Классное родительское собрание «Безопасность наших детей в наших руках»

Соблюдение учащимися техники безопасности в учебное и внеурочное время....