Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
    план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

    Тютина Наталья Владимировна

    Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tyutina._konspekt_uroka.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 5 классе

    с применением технологии системно-деятельностного подхода в обучении

    по теме «Сложение и вычитание дробей с

    одинаковыми знаменателями»

    Тютина Наталья Владимировна

    учитель математики МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

    Большеберезниковского муниципального района


    Технологическая карта урока

    ФИО учителя

    Тютина Наталья Владимировна

    Предмет

    Математика

    Класс

    5

    Тема урока

    Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

    Тип урока

    Открытие нового знания

    Цель урока

    1. Формировать способность к построению и использованию алгоритма сложения  и вычитания десятичных дробей.
    2. Повторить и закрепить: сравнение десятичных дробей; представление смешанного числа в виде десятичной дроби.

    Термины и понятия

    Дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, правильная дробь, неправильная дробь, сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями.

    Формы работы

    Групповая, фронтальная, индивидуальная.

    Ресурсы  

    Н.Я. Виленкин,  В.И. Жохов,  А.С. Чесноков,  С.И. Шварцбурд,   учебник  для  5   класса  общеобразовательных  учреждений – М.: Мнемозина,  2014; презентация к уроку; раздаточный материал (карточки).

    Цели  деятельности  учителя

    Главная  дидактическая  цель:  отработать  навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;  способствовать  развитию  математической  речи,  оперативной  памяти,  произвольного  внимания,  наглядно-действенного  мышления;  воспитывать  культуру  поведения  при  фронтальной  работе,  индивидуальной  работе.

    Формировать  УУД:

    Личностные:  способность  к  самооценке  на  основе  критерия  успешности  учебной  деятельности.

    Регулятивные:  умения  определять  и  формулировать  цель  на  уроке  с  помощью  учителя;  проговаривать  последовательность  действий  на  уроке;  работать  по  коллективно  составленному  плану;  оценивать  правильность  выполнения  действия  на  уровне  адекватной  ретроспективной  оценки.   Планировать  свое  действие  в  соответствии  с  поставленной  задачей;  вносить  необходимые  коррективы  в  действие  после  его   завершения  на  основе  его  оценки  и  учета  характера   сделанных  ошибок;   высказывать  свое  предположение.    Самооценка – способность  осознать  то,  что  уже  усвоено,  и  то,  что  еще  нужно  усвоить,  способность  осознать  уровень  усвоения.  

    Коммуникативные:  умения  оформлять  свои  мысли  в  устной  форме;  слушать  и   понимать  речь  других;  совместно  договариваться  о  правилах  поведения  и  общения  в  школе  и  следовать  им.  

    Познавательные:  умения  ориентироваться  в  своей  системе  знаний,  отличать  новое  от уже  известного  с  помощью  учителя;  добывать  новые  знания;  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,  свой  жизненный  опыт  и  информацию,  полученную  на  уроке.

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    Складывают и вычитают дроби с одинаковыми знаменателями

    Личностные - ппроявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, положительное отношение к урокам математики, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, понимают причины успеха в деятельности.

    Регулятивные – составляют план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера.

    Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

    Коммуникативные –  умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций

    Организация пространства

    Цель деятельности

    Совместная деятельность

    1. Организационный момент

    Включить учащихся в учебную деятельность;

    определить содержательные рамки урока: продолжаем работать с десятичными дробями.

    Учитель настраивает на урок.

    Ребята, сегодня мы проведём необычный урок. Мы с вами отправимся на охоту за пятёрками.

    • Какими качествами должен обладать настоящий охотник? (Острый слух, ясный ум, меткость, внимательность…)

    Ну что ж, посмотрим, кто же из вас обладает всеми этими качествами.

    С собой на охоту мы возьмём  свои знания и смекалку.

    • А что есть общего между охотником и математикой? Без чего они не могут обойтись? (Дробь)
    • Какие дроби мы начали изучать на прошлых уроках? (Мы изучаем обыкновенные дроби).
    • Какие операции с дробями мы научились делать? (записывать  дроби, читать обыкновенные дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями).
    • Как вы думаете, каков следующий шаг в изучении  дробей? (Научиться складывать и вычитать обыкновенные дроби).
    • Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать  дроби с одинаковыми знаменателями.)
    • Как сформулируем тему нашего урока? (Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми  знаменателями)
    • Открываем тетради, записываем:  число, классная работа и тему нашего урока «Сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями».
    • Посмотрите, у вас у каждого на партах лежит карточка с изображением на ней орешка знаний. Давайте попробуем каждый «расколоть»  свой орешек и добудем новые знания.
    • Давайте прочитаем слова, которые помогут нам двигаться вперёд, добывая новые знания: «Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать!»

    Прежде чем открывать новые знания, давайте вспомним то, чему мы научились на прошлых уроках.

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями;

    актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: обыкновенные дроби, числитель дроби, знаменатель дроби, сравнение дробей с  одинаковыми знаменателями;

    зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

    Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: сложить и вычесть дроби с одинаковыми знаменателями;

    • Прочитайте дроби (на слайде)

    .

    • Заполните таблицу на карточках (учащиеся заполняют таблицу самостоятельно, затем сверяют ответы с ответами на слайде).

    Дробь

    Числитель

    Знаменатель

    Правильная (+)

    Неправильная (-)

    Двадцать одна тридцать вторая

    21

    32

    +

    Тринадцать девятнадцатых

    13

    19

    +

    Сорок восемь тридцать третьих

    48

    33

    _

    Сто пятьдесят восемьдесят третьих

    155

    83

    -

    Пять двести сорок седьмых

    5

    247

    +

    Оцените себя:

          кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5».

    • Сравните дроби устно, запишите только результаты (на слайде)

    1.                      2.                       3.     

             4.                          5.                         6.         

    Самопроверка по образцу: <>>>=<

    Оцените себя:

          кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5»

    3.Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

    Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

    согласовать цель и тему урока.

    • Ребята, посмотрите внимательно на эти фигуры и ответьте на вопросы (на слайде)
    • Какая часть каждой фигуры закрашена: красным? зеленым? красным и зеленым цветами? не закрашена?

       

    • Проверьте себя
    • Сможете ли вы без фигур выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей? (Нет, надо знать правило сложения и вычитания.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

    зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

    • Давайте соберём правило (алгоритм) сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. (Работа в группах с карточками)

    Исследуйте страницу 155 учебника, проверьте, правильно ли мы сформулировали правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

    Учащимся предлагаются схемы сложения и вычитания дробей  с одинаковыми знаменателями;:

    • Посмотрите внимательно на схемы сложения и вычитания. Есть ли вопросы по их использованию? (Нет)

    5. Первичное закрепление во внешней речи.

    Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

    • Где можно применить действия с десятичными дробями? (при решении примеров, уравнений, задач)

    Решение примеров

    Примеры №1011 (дети решают примеры на доске по очереди)

    Кто правильно решает, тот ставит «5» на орешке.    

    6. Динамическая пауза.

    Сменить вид деятельности учащихся, подвести учащихся к решению практических задач.

    • А теперь давайте немного отдохнём – поиграем  в анаграммы (на слайде)

    1. Как называется столица нашей Родины? (Москва)

    2. Символ Москвы  (Кремль)

    3. Количество башен в Московском Кремле?  (двадцать)

    4. Как называется главная башня Кремля? (Спасская)

    5. Название часов на Спасской башне? (куранты)

    7.  Включение в систему знаний

    Проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания при решении задач, тренировать навыки использования нового содержания знания.

    • Учитель предлагает учащимся решить задачи: 

    1) №1005 (14/16 кг)

    Ребята решают самостоятельно.

    Затем один ученик комментирует решение с места. Ребята сверяют ответ.  

          Если верно, то «5» на орешке.

    1. №1006 (96/100 т), №1008 (4/10 поля).

    Решение задачи один ученик проводит на меловой доске.

          Если верно, то «5» на орешке.

    8. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

    Проверить свое умение применять алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении уравнений

    Самостоятельная работа

    • Решите уравнения №1018.

    Ребята самостоятельно выполняют задания, затем проверяют в парах по ключу. (Ключи на слайде)

    Кто выполнил без ошибок, тот на орешке ставит «5»

    9. Рефлексия деятельности на уроке:

    Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

    оценить собственную деятельность на уроке;

    обсудить и записать домашнее задание.

    • Что нового вы сегодня узнали?
    • Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?
    • Какие знания использовались для достижения цели?
    • Всё ли у вас получалось?
    • В чём были затруднения?
    • Справились ли вы с трудностями?

    Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы, которая лежит на парте. Заполните её.  После уроков я посмотрю ваши ответы.

    Откройте дневники, запишите домашнее задание:

         п.26 №1039,  №1041(а – г), №1042.  

    Ребята, давайте подведём итог. Подсчитаем пятёрки на орешке. Сколько у каждого?

    Охота удалась?    (да)        

     Давайте прочитаем слова на слайде:

    Орешек знаний твёрд, но мы его сумели расколоть!

    Выставление отметок за урок:

    5 пятёрок на орешке  и более – отметка «5»,

    4 пятёрки на орешке – отметка «4»,

    3 пятёрки на орешке – отметка «3».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока и презентация на тему: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

    Конспект урока и презентация на тему:  Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.  Предмет: Математика  (5 класс)Цели урока:научить использовать правила сложения и вычитан...

    Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей

    Технологическая карта урока математики 5 класс Сложение и вычитание десятичных дробей...

    Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями»

    Технологическая карта урока математики 5 класс «Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями» ...

    Разработка урока и презентация по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

    Здесь представлена сценарий  урока, конспект, технологическая карта урока и презентация урока в 5 классе по теме  "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"....

    Технологическая карта урока математики 5 класс " Повторение по теме : «Обыкновенные дроби».."

    Технологическая карта урока математики 5 класс по теме : "Повторение по теме "Обыкновенные дроби""...

    Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

    Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....