Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.
классный час на тему

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.

 Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать практико-ориентированные формы, например такие как: проекты, коллективно-творческие дела, самоуправление, деловые игры. Однако, нельзя обойтись и без традиционной формы воспитательной работы – классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_ped_sovet_sd_podhod_dlya_kl_ruk.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.

 Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать практико-ориентированные формы, например такие как: проекты, коллективно-творческие дела, самоуправление, деловые игры. Однако, нельзя обойтись и без традиционной формы воспитательной работы – классного часа.

Но в условиях реализации ФГОС час классного руководителя должен быть «формой воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагогов включаются в специально организованную деятельность, способствующую у них системы отношений к окружающему миру» (Л.В.Байбородова).

Такой специально организованной деятельностью может быть ситуативный классный час, который позволяет реагировать на возникшую проблему и во взаимодействии, в диалоге выяснить сущность и причины поведения детей, вместе с ними найти способы саморегулирующего поведения и побуждающие способы обращения к морали.

 Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с учениками, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Классный руководитель, осуществляющий воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода, должен  исходить из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и грамотности и тем самым создавать условия становления личности школьника как субъекта различных видов деятельности и своей жизнедеятельности в целом.

Одной из основных задач классного руководителя является воспитание в коллективе и через коллектив – это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума, и под контролем социума. Однако в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.

Одной из основных форм, в которых используется данная методика, являются классные часы, на которых планируется коллективная жизнь класса или школы, внеурочные занятия, служащие для подготовки того или иного дела и само дело (воспитательное мероприятие).

Для технологии и методики индивидуального рефлексивного воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов известным педагогом-ученым Капустиным Н.П.

Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
1. Тема
2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала)
3. Информация (по материалам предварительной подготовки)  
4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме)
5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы)
6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)
7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?)
8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему)
9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему)  
10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга).

Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).

Рассмотрим методику проведения ситуационного рефлексивного классного часа «Итоги четверти (года)».

Обычно классные руководители подводят итоги стандартно: сообщают число отличников, хорошистов, имеющих одну тройку, затем остальных. Одних хвалят, других критикуют, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что надо делать, чтобы изменить результат к лучшему. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. Все это дается в готовом виде сверху. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток.
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.
Возраст учащихся – 5 – 7 классы.

 

Технология классного часа

Методика классного часа

Размещение учащихся в классе.
Информация (3 мин.)

Демонстрация сравнительной таблицы уровней обученности (успеваемости) за предыдущую и прошедшую четверти (год).

Изложение «Я-позиции».
Причина «Я-позиции»
(7 мин.)

Учащиеся по очереди отвечают на вопросы:

  1. Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
  2. Что каждому из вас мешает лучше учиться?
  3. Что может помочь вам в учебе?

«Я-позиция» и общественно значимая норма.
Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.)

Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:

  1. В жизни существуют две точки зрения на учение: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее.
  2. Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам лучше учиться.
  3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?

Дискуссия (10 мин.)

Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.

Рефлексия (5мин.). Учащиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы

  1. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?
  2. Что понравилось в сегодняшнем обсуждении, почему?
  3. Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении, почему?

Свободной выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин)

Примерное заключение педагога: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.

Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению

Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слове слово что-то исправить в своем поведении.

Реальный результат

Наблюдение. Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.

Дети в классе разнородны и данная технология позволяет включить в работу весь класс, потому что при проведении ситуационных классных часов предусмотрено комплектование групп учащихся с разными взглядами, привычками и характерами. К тому же тема ситуационного классного часа может быть любой, главное, чтобы она была актуальна и интересна детям. 

 Можно выделить следующие преимущества ситуационного классного часа: 
1. В рамках классного часа можно общаться со всеми учащимися класса, услышать их позицию по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. 
2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. 
3. Классный руководитель может создать ситуацию и определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результат воспитательной работы. 
4. Классный час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи. 

Ситуационный классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказывать свое мнение, выступать с критикой. Свободная манера общения учащихся во время классного часа способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к совершенствованию и саморазвитию. Данная методика позволяет выработать умение слушать других, выступать самим, вырабатывать коллективные решения, отстаивать свою точку зрения, подчиняться воле большинства. 

При подготовке ситуационного классного часа необходимо проводить сбор информации с помощью наблюдения, анкетирования, социометрии и т.д. В начале классного часа на доске записывается тема, эпиграф. Класс разбивается на три группы (по 4-5 человек) и выбирается экспертная группа (2человека). Экспертная группа на первых двух этапах работает вместе со всем классом, а затем обрабатывает информацию, собранную в результате работы групп и размещает полученные выводы и рекомендации.
Ситуационные классные часы позволили ребятам найти ответы на такие вопросы как: 
- как улучшить свою успеваемость; 
-как сказать «нет» и не вызвать агрессии; 
-что нужно изменить в отношениях в классе; 
-как бороться со своими страхами; 
-как понравиться противоположному полу; 
- как выбирают будущую профессию и др. 

Итак, системно-деятельностный подход в работе классного руководителя – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...

Системно–деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Системно–деятельностный  подход в условиях реализации ФГОС...

Методические рекомендации. Обобщение опыта работы по теме «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе системно-деятельностного подхода»

В контексте системно-деятельностного подхода изложена концепция применения ряда образовательных технологий, методов и приемов по духовно-нравственному развитию учеников. Опытно-экспериментальным путём...

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС

Выступление на МО учителей математики 2018 г...

Повышение мотивации к изучению биологии через системно-деятельностный подход как условие реализации ФГОС

В данной разработке представлен материал в котором показаны какие можно использовать преемы и методы чтобы повысить мотивацию учеников к изучению такого предмета как биология....

технология системно- деятельностного подхода, как условие реализации ФГОС

В данной статье представлена структура урока в системно- деятельностном подходе...

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...