Методика подготовки обучающихся к участию в муниципальном конкурсе экологических проектов "Моя планета"
учебно-методический материал на тему

Калашник Татьяна Алексеевна

Данная методика показывает как с помощью исследовательского проекта дать возможность и создать условия обучающимся делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности. В методике раскрыта структура проекта, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика подготовки обучающихся к участию в муниципальном конкурсе экологических проектов «Моя планета»

«Чем больше вокруг человека объектов и явлений, к которым он осознаёт свою причастность и привязанность, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он чувствует себя ответственным и которые вызывают в нём глубокие переживания, тем богаче и интереснее его духовная жизнь.» (В.А. Самкова «Открывая мир»  Экологическое образование в начальной школе)

Взаимодействие с миром природы удовлетворяет познавательные потребности ребёнка, способствует его интеллектуальному развитию. Природа позволяет удовлетворять потребность ребенка в компетентности, которая выражается формулой  «я могу». Чем чаще ребёнок может сказать: «я могу вырастить цветок, «я могу узнавать птиц по голосам», тем выше его самооценка, благоприятнее образ собственного «Я». Когда ребёнок создаёт свой сад, ухаживает за животными, он выступает в роли созидателя, он творит мир.

Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, приоритетной целью образования (прежде всего начального) является становление личностных характеристик выпускника первого школьного звена, конкретных качеств, которые отражают ценностные отношения ребёнка этого возраста к природе, обществу, самому себе, деятельности и познанию.

Для повышения качества знаний обучающихся,  развития их познавательных и творческих способностей деятельность педагога должна быть направленной на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Реализация потенциала ребёнка в системе дополнительного образования детей  Центра детского творчества «Созвездие» выражена в традиционно проводимых мероприятиях: Муниципальный конкурс экологических проектов «Моя планета», «Муниципальная научно-практическая конференция», «Олимпиада младших школьников».

Цель конкурса экологических проектов  «Моя планета»: формирование у обучающихся экологической культуры, приобщение к творческой и исследовательской деятельности в области эколого-биологических наук.

Для достижения этой цели в работе педагога важны опора на имеющееся у каждого ребёнка «эмоциональное неравнодушие» к природе и наиболее полное включение эмоционально-чувственной сферы ребёнка. Именно эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней, сформированные в дошкольном и младшем школьном возрасте, являются основой дальнейшей работы в области экологического воспитания и образования школьников.

Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований, имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.  В процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

В творческом объединении «Игровая экология», Центра детского творчества «Созвездие» мы решили реализовать и представить на конкурс исследовательский экологический проект «Тайны семени».

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат – проект. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности.

Исследовательский проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения педагога дополнительного образования – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования:

-актуальность темы;

-проблема, предмет и объект исследования;

-цель, гипотеза и вытекающие из них

-задачи исследования;

-методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты;

-обсуждение результатов,

-выводы и рекомендации.

Наш совместный коллективный проект мы назвали  «Тайны семени». Идея провести занятие по исследованию семян возникла при организации досуга в каникулярное время. На весенних каникулах, с учениками 1 класса было проведено занятие, на котором ребята говорили о признаках весны, рассказывали и слушали стихи,  и  где детям было предложено угадать загадку:

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень. ( Семена)

Дружно ответив на загадку, ребята рассмотрели приготовленные педагогами семена редиса, перца, гороха, овса, фасоли и тыквы. Узнали о строении семени фасоли, проанализировали, что семена разные по форме и величине. Прослушали отрывок рассказа Николая Носова «Про репку», о том, как герой рассказа Павлик с друзьями сажали огород. В заключение занятия ребята воспользовались, вместе с педагогами, комплектом лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения», в который входит контейнер с двумя вкладками для проращивания семян, пластины для разделения корней, пипетка и светонепроницаемые контейнеры для проращивания семян. Провели два опыта.

Опыт 1.  В универсальный контейнер вставляли 2 вкладки для проращивания семян и полоски для разделения корней. Получили шесть ячеек. В каждую ячейку поместили  2-4  семени. Для проращивания использовали семена следующих растений: гороха, фасоли, редиса, овса, перца и тыквы. В контейнер добавили воды и поддерживали его определённый уровень. Ежедневно проводили наблюдения и заполняли соответствующие таблицы (Приложение №1). Опыт был повторен два раза.

Опыт 2. В светонепроницаемый контейнер, в его дальний угол,  положили тампон из хлопковой ваты. При помощи пипетки увлажнили вату и вдавили в него семя фасоли. Закрытый контейнер поставили в тёплое место. При этом солнечные лучи или просто яркий дневной свет должны проникать внутрь контейнера через отверстие в боковой стенке. Контейнер может быть либо установлен вертикально, либо положен горизонтально. Ежедневно снимали крышку контейнера и увлажняли вату. Свои наблюдения фиксировали в таблице (Приложение №2). Опыт многократно повторялся.

С полученными знаниями, наблюдениями, выводами  мы решили поделиться с участниками муниципального конкурса экологических проектов  «Моя планета». Согласно структуре исследовательского проекта, следуя за героями рассказа Носова, мы с детьми поставили проблему.

Герой рассказа Н. Носова «Про репку» Павлик, весной, вместе с детским садом отправляется на дачу. Он попросил маму купить ему лопатку, а бабушку – семена, чтобы сажать огород. Ребята по очереди стали копали землю, даже спорили между собой, кому раньше копать. Потом Павлик каждому дал по зернышку, некоторые даже по две штучки посадили. Потом ребята каждое утро поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.

- Что же это такое? – говорили ребята.

- Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили – вот они и растут вниз, а не вверх.

Прописали цель: Выяснить, что происходит с семенами до момента появления всходов и влияет ли ориентация семени при посадке на дальнейший рост растения.

Задачи:

1.        Изучить особенности строения семян различных растений

2.        Понаблюдать стадии прорастания семян различных растений.

3.        Пронаблюдать какие семена взойдут раньше.

4.        Сформулировать правила посадки семян.

Осенью мы с ребятами повторили два опыта. Садили семена, ухаживали за ними, поливали, наблюдали и измеряли ростки, корни, листостебельчатые листья. Дети с удовольствием фиксировали результаты наблюдений. Ребятам очень нравилось заниматься работой по созданию своего маленького мира природы. Они рисовали рисунки, изображая, как растение тянется к источнику света и тепла – Солнцу.

  В качестве самостоятельной работы дети заполнили таблицу «Потребности семян растений в различных условиях», в которой прописывалось отношение семян и растений к теплу, свету, воде. Информацию находили в книгах, интернете и дополнительных источниках при помощи родителей.  На занятии дети изучили информацию о растениях, почве, об условиях ухода и посадки за растениями. Изучили потребности семян: вода, воздух, свет и тепло. Результаты фиксировали в листках наблюдений.  

Активное участие в проекте принимали родители. Они приводили детей на занятия и с удовольствием помогали детям анализировать, измерять росточки, листостебельчатые стебли.

Затем мы предложили ребятам обобщить  результаты всех опытов: день появления у семян корешка, ростка, день появления листостебельчатого растения.

Итоги проекта:

  1. Научились узнавать семена фасоли, гороха, овса, редиса, перца, тыквы.
  2. Пронаблюдали, что прорастание семян начинается с набухания семян.

2.2. Наблюдали, что до появления всходов у семян развивается корень и что разным растениям на это требуется разное время.

3.1. В комнатных условиях раньше других прорастали семена редиса, что может быть связано с их мелкими размерами и холодостойкостью данной культуры.

4.1.  Сформулировали правила посадки семян.

И заключительная стадия работы над проектом - это презентация и её защита. Ребята очень серьёзно, с большой ответственностью подошли к этому этапу. Также было создано  портфолио проекта, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта: черновики, планы, отчёты, результаты исследований и анализы, схемы, рисунки, фотографии.  Для защиты участники подготовили выступление, и как результат всей коллективной работы – это первое место на пятом муниципальном конкурсе экологических проектов «Моя планета».

Исследовательский проект «Тайны семени» был представлен на областном конкурсе «Педагогическая инициатива в сфере информационных технологий» в номинации «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» и как результат деятельности вручение сертификата участника.

Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую деятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.

Умелое руководство педагога исследованием приводит детей к мысли, что достигнутое ими – это процесс их самостоятельного труда, их открытие. Чувство самоудовлетворения движет ими, многие хотят продолжить исследование и углубить свои знания о науке.

Исследовательская проектная деятельность позволяет обучающимся ответить на вопросы: “Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я  заниматься этим в дальнейшем?”. Ответы на эти вопросы дают обучающимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, и мы услышим  в ответ: “Я это делать умею, мне это интересно!”

Систематическое применение исследовательской  деятельности в  дополнительном образовании для младших школьников обеспечивает развитие универсальных  познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Также в программе Smart Notebook на интерактивной доске ребята в виде игры узнавали и угадывали различные растения на разных стадиях прорастания.

Участвуя в региональной дистанционной конференции «Мобильная среда обучения и современное образование», мною бал создан по теме проекта  скрайбинг, как инструмент визуализации мышления. Дети с интересом принимали участие в создании скрайбинга.