РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по культуре общения и поведения
рабочая программа на тему

Цель:

Формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

 

Задачи:

•         познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

•         развивать коммуникативные способности школьников;

•         содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

•         формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx43.7 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа  613 Московского района Санкт-Петербурга

Московский пр., дом. 203                                                                                 Тел.: 417 32 10

Обсуждена и согласована                                                                                                                                                                                                    

Председатель МО ______________

______________________________                                                            

« ____ » _______________ 201 ___ г.  

                       

Обсуждена и согласована  

Заместитель директора по УР                                    

О.А. Авдонина

___________________      

 « ____ » _______________ 201 ___ г.                        

                                                                               

Принята педагогическим советом

школы   613

Протокол    _________   от

«_____» _____________ 201__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы  613

О.Н. Рябова

____________________

« _____ » ______________ 201____ г.                              

                                                                                                                     

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

По культуре общения и поведения

4б КЛАССА

II варианта обучения

 (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

                                                                                          Составлена учителем: Карахановой

 Натальей Валерьевной

I квалификационной категории

                                                                 

                                                                Учебный год: 2015 - 2016

                                                                      Санкт – Петербург

                               Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«культуре общения и поведения»  4 б  класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  1312
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002  29/2065-п «ОБ утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013  1015
  • Устав ГБСКОУ  623 Московского района Санкт-Петербурга
  • Программа для общеобразовательных учреждений. Культура общения и поведение. 4 б класс. Авторы: Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, Е.Т, Логинова, Н.Н. Яковлева и др.  – Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б Баряевой 2011 год
  • Учебный план  Московского района Санкт-Петербурга – 2015г.

Цели и задачи обучения по предмету «культура общения и поведения" в 4 б классе

Цель:

Формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  • развивать коммуникативные способности школьников;
  • содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

                                                 Количество учебных часов

              Программа рассчитана на 1 час  в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение графики и письма в 4б классе составит 34 часа.

              1 четверть – 9 часов

              2 четверть – 7 часов

              3 четверть – 10 часов

              4 четверть –  8 чаовс

             

   

                           Общая характеристика учебного предмета

             Формирование культуры общения - одна из основных задач воспитания. Образование и воспитание ориентированы на формирование и развитие человека как субъекта собственной жизнедеятельности. «Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности. Смысл воспитания заключается в разностороннем становлении личности обучаемого, в гармонизации его отношений с природой, самим собою, другими людьми, миром в целом».

           Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (как отдельных личностей, так и социальных групп), в котором может происходить обмен информацией, деятельностью, настроением, опытом, способностями, умениями и навыками.

           «Культура поведения и общения» - это практический курс обучения основам коммуникации детей с глубоким и сложным дефектом в развитии. Содержание предлагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств учащихся, их чувствам и эмоциям.

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса.

Грачев Даниил Павлович 01.11.2004 года рождения.

Обращенную речь понимает частично, ситуативно.  Речь  отсутствует.  В течение учебного года научился произносить звуки и аморфные слова, научился соотносить слова с картинками мама, папа, баба. Пассивный словарь на уровне бытового. Группирует предметы по цветам.  Обводит буквы и цифры по контуру с помощью учителя, самостоятельно закрашивает в пределах контура, заштриховывает фигуры.  Собирает пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков.  Распределяет числовой ряд от 1 до 10 и от 10 до 1. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой  высиживает.  Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод.   Контактирует не  со всеми одноклассниками.

Магеррамова Айтач Видадиевна  24.01. 2005 года рождения.

Обращенную речь понимает хорошо.  Речь  девочки   развита плохо, говорит аморфными  словами, стали появляться фразы из 2 — 3 слов. Самостоятельно обводит буквы, цифры. Самостоятельно обводит трафареты, раскрашивает предметы не выходя за контуры, заштриховывает фигуры. Самостоятельно собирает крупные пазлы. Узнает домашних животных ( кошку, собаку, корову, свинью) и диких животных (волка, лису, зайца, медведя), показывая и называя их. Внимание устойчивое. Урок за партой  высиживает.  Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод.   Контактирует   со всеми одноклассниками. Со взрослыми вступает в контакт выборочно.

Мартыненко Анна Денисовна 21.11.2004 года рождения.

 Обращённую речь понимает частично.  Самостоятельная речь   не  развита. Плохо развита мелкая моторика. Пишет с помощью руки учителя, трафареты не обводит, самостоятельно  раскрашивает, выходя за контуры.  Показывает буквы, но не всегда показывая правильно называет. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой  высиживает.  Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод.   Контактирует не  со всеми одноклассниками.

Пшеницын Владимир Андреевич 27.07.2005 года рождения.

Обращенную речь понимает.  Речь  мальчика   развита плохо: может повторять слоги, короткие слова. Различает цвета, раскрашивает картинки самостоятельно, не выходит за контуры. Мелкая моторика развита хорошо. Самостоятельно выполняет плоскостное моделирование из пластина. Собирает самостоятельно пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков.  Внимание становится более устойчивое, выполняет самостоятельно задания: обводит буквы, слоги, слова по контуру. Сформированы элементарные математические представления: прямой счёт до 10, счёт предметов и соотнесение количества предметов с соответствующей цифрой. цифры пишет самостоятельно. Урок за партой  высиживает не полностью, нужна смена деятельности. Собирая различные конструкции, удерживает  внимание до тех пор, пока не получит результат. Классифицирует овощи и фрукты, которые хорошо знает. Знает домашних животных, называет их аморфными словами. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Хорошо контактирует с одноклассниками.

Столяров Егор Игоревич 06.02.2005 года рождения.

Обращенную речь не понимает.  Речь мальчика не  развита, гулит, появился лепет. В пространстве школы не ориентируется. Постоянно меняется настроение, когда радуется вскрикивает и подбрасывает предметы, которые на виду. Нет игровой деятельности. На уроке за партой сидит, но внимание рассеяное. Пишет с помощью руки учителя (рука в руке). Нуждается в постоянном контроле. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку с помощью взрослого, водит хоровод.   Не контактирует с  одноклассниками.

Червинский Артем Дмитриевич 19.05.2005 года рождения.

Обращенную речь понимает частично.  Речь  отсутствует. Все больше появляются громкие вокализации, автономно, безотносительно к ситуации наблюдаются отдельные слова. Цвета не различает. Мелкая моторика развита плохо,  карандаш не фиксирует. Любит музыку,   водить хоровод.   С одноклассниками не контактирует.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом мы разделили класс на 3 группы:

Группа

1

2

3

Учащиеся

-Магеррамова Айтач Видадиевна

-Пшеницын Владимир Андреевич

-Грачев Даниил Павлович

-Мартыненко Анна Денисовна

-Столяров Егор Игоревич

-Червинский Артем Дмитриевич

Индивидуальные особенности

- Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на уровне возрастной нормы.

- Речь представлена отдельными словами

- Обращённую речь понимает на бытовом уровне.

- Возможна концентрация внимания на достаточно продолжительный период времени

-Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на достаточном уровне.

- Речь развита слабо.

- Пассивный словарь ниже возрастной нормы.

- Низкая степень концентрации и распределения внимания.

- Учебное поведение у сформировано частично, ученики не знают своих рабочих мест.

-Уровень знаний и представлений об окружающем мире не достаточно сформирован.

-Речь у ребенка отсутствует.

- Понимают отдельные инструкции.

- Повышенная утомляемость и низкая степень концентрации внимания.

- Наблюдаются вспышки немотивированной агрессии

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: деловые игры, драматизация, театрализация

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства;

  • для учителя: Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - СD диск. Букварь Жуковой Н.С.

  • для учителя: Детский фольклор. Стихи, игры потешки: «Раным-рано поутру», «Стуки-стуки, глянь в ворота», «Пошел котик на торжок», «Гречку мыли, гречку мяли» «Ты, мороз, мороз, мороз», «Уж ты зимушка-зима», «Купим сыну валенки»,»Будут пальчики вставать», «В этом домике пять этажей» и проч. Звуки окружающей природы, голоса животных, голоса птиц - DVD диск. Букварь Жуковой Н.С.

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.

3. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М; 2010.

4. .  Боряева Л.Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ДРОФА, 2007 школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.

3. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М; 2010.

4. .  Боряева Л.Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ДРОФА, 2007

                                          

                                                       Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

практические работы, уроки развития речи

 1

Культура общения

  6

0

6

 2

Культура питания.

  3

1

2

 3

Долг и ответственность.

  7

3

4

 4

Культура поведения

 10

1

9

 5

Свобода и ответственность.

  8

5

3

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

 34

10

         24

                                              Содержание учебного предмета

 п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

 1

Культура общения.

6

Знакомство с правилами речевого этикета при встрече, прощании, знакомстве, за столом.

Учатся вести беседу с ровесниками и взрослыми, со знакомым и незнакомым взрослым, обращаться к знакомому и незнакомому взрослому человеку.

Узнают что такое спор, эмоциональная окраска речи, ее виды и уместность в зависимости от ситуации.

Учатся использовать формы выражения благодарности, утешения, извинения и просьбы. Учатся использовать слова-комплименты.

2.

Культура питания.

3

Обобщение знаний о поведении за столом, об особенности сервировки праздничного стола.

3.

Долг и ответственность.

7

Раскрытие нравственных основ дружбы и товарищества.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми.

Воспитание чувства долга, взаимопомощи, ответственности.

4.

Культура поведения.

10

Обобщение знаний о правилах поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, при приеме гостей у себя дома, о своем внешнем виде.

5.

Свобода и ответственность.

8

Знакомство с понятием «совесть». Развитие умения осознавать и нести ответственность за свои поступки

                  Календарно-тематическое планирование по предмету «Культура                                  

                                                          поведения и общения»

на 2015-2016 учебный год

Дата

Тема урока

Кол-во час.

Знания

Умения

Навыки

1 четверть.

1

Давайте познакомимся! Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания.

1

Знать правила речевого этикета при встрече, прощании, знакомстве, за столом.

Знать правила поведения в школе, за столом, особенности сервировки праздничного стола.

Уметь вести беседу с ровесниками и взрослыми, со знакомым и незнакомым взрослым, обращаться к знакомому и незнакомому взрослому человеку.

Общаться с ровесниками и взрослыми.

Соблюдать правила поведения в классе, за столом.

Внимательно слушать рассказ учителя.

Выполнять простые инструкции педагога

2

Поведение учащихся на уроке и перемене.

1

3

Правила поведения в библиотеке.

1

4

Знакомство во дворе.

1

5

Мы собрались поиграть.

1

6

Знакомство в гостях. Встреча гостей.

1

7

Сервировка праздничного стола.

1

8

Правила поведения за столом.

1

9.

Урок-обобщение.

1

2 четверть.

1

Дружба и товарищество.

1

Знать понятия «друг», «товарищ», «обязанность», «долг».

Оказывать помощь одноклассникам, членам семьи.

Дежурство в классе.

Выполнять простые инструкции педагога.

2

Что такое обязанность? Дежурство в классе.

1

3

Что такое чувство ответственности?

1

4

Что такое чувство долга? Помощники.

1

5

Отношения между членами семьи.

1

6

Общение по телефону.

1

7

Урок-обобщение.

1

 

3 четверть.

1

Готовимся к празднику.

1

Знать правила поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, при приеме гостей у себя дома.

Соблюдать правила поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, при приеме гостей у себя дома.

Внимательно слушать рассказ учителя.

Выполнять простые инструкции педагога

2

Веселый праздник. Прием гостей.

1

3

Веселый праздник. Правила поведения в гостях.

1

4

Внешний вид и настроение (твоё и окружающих).

1

5

Правила поведения в общественном транспорте.

1

6

Правила поведения в театре.

1

7

Правила поведения в магазине.

1

8

Правила общения со знакомыми и незнакомыми взрослыми.

1

9

Правила поведения с разыгрыванием ситуации.

1

10

Урок-обобщение.

1

4 четверть.

1

Свобода и правила поведения.

1

Знать понятия «совесть», «эгоизм», «альтруизм», «справедливость».

Уметь осознавать и нести ответственность за свои поступки

Управлять своими эмоциями и желаниями.

Внимательно слушать рассказ учителя.

Выполнять простые инструкции педагога.

2

Свобода и желания.

1

3

Разыгрывание ситуации "Я веду себя как хочу".

1

4

Свобода и ответственность.

1

5

Что такое эгоизм?

1

6

Что такое альтруизм?

1

7

Понятие добра и справедливости.

1

8

Урок-обобщение.

1

                        Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по культуре поведения и общения (к образовательным результатам)

к концу 4 класса

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать/понимать:

Знать правила речевого этикета при встрече, прощании, знакомстве, за столом.

Знать правила поведения в школе, в общественных местах, транспорте, в гостях, при приеме гостей у себя дома, за столом, особенности сервировки праздничного стола.

Знать понятия «друг», «товарищ», «обязанность», «долг», «совесть», «эгоизм», «альтруизм», «справедливость».

Обучающиеся должны знать/понимать:

Знать правила речевого этикета при встрече, прощании.

Знать правила поведения в школе, за столом.

Обучающиеся должны уметь:

Вести беседу с ровесниками и взрослыми, со знакомым и незнакомым взрослым, обращаться к знакомому и незнакомому взрослому человеку.

Соблюдать правила поведения в общественных местах, транспорте, в гостях, при приеме гостей у себя дома.

Осознавать и нести ответственность за свои поступки. Управлять своими эмоциями и желаниями.

Оказывать помощь одноклассникам, членам семьи. Выполнять простые инструкции педагога.

Обучающиеся должны уметь:

Здороваться, прощаться, благодарить с использованием жестов.

Соблюдать правила поведения в школе, за столом.

Оказывать помощь одноклассникам при дежурстве по классу.

Сосредотачивать внимание на предоставляемом учебном материале.

Выполнять простейшие инструкции учителя.

Ресурсное обеспечение программы

1. Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И.Програмаобразования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.

2. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.

3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М; 1994.

4.  Боряева Л.Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ДРОФА, 2007.

5. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие. – М; 2010.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/

http HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/":// HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"school HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"- HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"collection HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/". HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"edu HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/". HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"ru HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/"/

учебные мультимедийные пособия,

презентации, подготовленные учителем (Примечание: презентации должны соответствовать дидактическим и эстетическим требованиям; целесообразности их использования на данном уроке; желательно одобрение методистом – завуч, пред.М.О.)

и т.д.

  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета: персональный компьютер, интерактивная доска, CD проигрыватель.

_______________________________________________________________________________________

(Наименование образовательного учреждения по УСТАВУ)

ПРЕДМЕТ

СОСТАВИТЕЛЬ(и)  РП

(ФИО; должность; звание)

ЭКСПЕРТ (ы)

(ФИО; должность; звание)

КЛАСС

ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ

Используемые сокращения: рабочая программа – РП

 ФОРМА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 п/п

Позиция для технической экспертизы

Оценки

Да (1)

Нет (0)

1.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РП ОФОРМЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ:                                                                                                                      

1.1.

Полное наименование  ОУ(в соответствии с уставом)

1.2.

Гриф согласования программы

1.3.

Гриф утверждения 

1.4.

Наименование РП

1.5.

Срок реализации РП

1.6.

Сведения о составителе программы 

1.7.

Место  реализации

2.

СТРУКТУРА  РП:

2.1.

Пояснительная записка

2.2.

Общая характеристика учебного предмета, курса

2.3.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

2.4.

Содержание учебного предмета, курса;

2.5.

Тематическое планирование 

2.6.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения  РП

2.7.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

3

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

4

Библиографическое описание примерной программы, с указанием УМК

5

РП оформлена в соответствии с локальными актами ОУ

Шкала оценки (отметить результат):

100%

Полное соответствие требованиям

90%-100%

достаточный  уровень  соответствия, необходимы незначительные коррективы

80%-90%

неполное соответствие, необходимо улучшение, требует доработки

Менее 80%

результаты неудовлетворительные,  РП требует значительной доработки

Программа представлен на бумажном (3 титульных листа + 1 экземпляр полный) и электроном носителях, регламент разработки соблюден.

Подпись технического эксперта (заместителя директора по УВР) __________________________/_________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по культуре общения в 5 класса ( VШ вид)

Уроки по  по культур общения часто основываются на разборе примеров из произведений устного народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы....

Программа "Воспитание культуры общения подростков"

Программа является продолжением программы, начатой в 2004 г, посвященной воспитанию общения у младших школьников....

Рабочая программа по культуре общения (7 класс)

Данная программа разработана на основе...

рабочая программа по культуре общения для 5 класса

Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ 7 КЛАССА

Цели и задачи рабочей программы          Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения...

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 5 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по учебному курсу адаптированная «Физическая культура» для 5 класса разработана в соответствии:- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитани...

Рабочая адаптированная программа по физической культуре 10 класс для детей с ОВЗ.

Настоящая рабочая программа соответствует «Комплексной программе физического воспитания 1 – 11 классы» авторов д.п.н. В.И. Ляха и к.п.н. А.А. Зданевич, которая рассчитана на 102 часо...