РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по математическим представлениям и конструированию
рабочая программа на тему

Цель:

Предмет предполагает ознакомление детей с конструктивной деятельностью, обогащение сенсорного опыта, закрепление первичных представлений о признаках цвета формы, величины,  расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств.

 

Задачи:

•         Формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

•         Знакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения построек.

•         Учить детей соотносить постройки с реально существующими объектами.

•         Формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

•         Учить сопоставлять равные по количеству множества предметов: «столько…, сколько…»,  «столько же».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_predstavleniya.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа  613 Московского района Санкт-Петербурга

Московский пр., дом. 203                                                                          Тел.: 417 32 10

Обсуждена и согласована                                                                                                                                                                                                    

Председатель МО ______________

______________________________                                                            

« ____ » _______________ 201 ___ г.  

                       

Обсуждена и согласована  

Заместитель директора по УР                                    

О.А. Авдонина

___________________      

 « ____ » _______________ 201 ___ г.                        

                                                                               

Принята педагогическим советом

школы   613

Протокол    _________   от

«_____» _____________ 201__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы  613

О.Н. Рябова

____________________

« _____ » ______________ 201____ г.                              

                                                                                                                     

         РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

по математическим представлениям и конструированию

4б  КЛАССА

                                  II варианта обучения

 (для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

        Составлена: Карахановой                                                                

Натальей Валерьевной

1 квалификационной категории

                                                      Учебный год: 2015 -2016

Санкт - Петербург

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу

«математические представления и конструирование»  4 б  класс

Нормативная основа программы

  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004  1312
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002  29/2065-п «ОБ утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013  1015
  • Устав ГБСКОУ  623 Московского района Санкт-Петербурга
  • Программа для общеобразовательных учреждений. Математические представления и конструирование. 4 б класс. Автор Л.Б. Боряева. – М.: Санкт-Петербург , 2011 год
  • Учебный план  Московского района Санкт-Петербурга – 2015г.

Цели и задачи обучения по предмету «математические представления и конструированию" 4 б классе

Цель:

          Предмет предполагает ознакомление детей с конструктивной деятельностью, обогащение сенсорного опыта, закрепление первичных представлений о признаках цвета формы, величины,  расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, а также практическое использование этих свойств.

Задачи:

  • Формировать у детей положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.
  • Знакомить детей с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения построек.
  • Учить детей соотносить постройки с реально существующими объектами.
  • Формировать у детей способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.
  • Учить сопоставлять равные по количеству множества предметов: «столько…, сколько…»,  «столько же».

        Количество учебных часов

Программа рассчитана на 3 часа в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение математических представлений и конструированию в 4б классе составит 102 часа.

1 четверть – 24 часов

2 четверть – 25час

3 четверть – 30 часов

4 четверть –  25 часов

                           

                               

                                         Общая характеристика учебного предмета

Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие сенсорных представлений, которые также являются базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Математические представления и конструирование».

Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим представлениям и навыкам конструирования реализуется и более широкая задача: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира». Именно в ходе обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью элементарной математике и конструированию необходимо формировать взаимосвязи с основными сферами бытия: предметным миром, миром людей, природой, то есть «картину мира».

Предмет «Математические представления и конструирование» для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» включает:

  •  ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде;
  •  упражнения, игровые ситуации, игры со строительными материалами и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой, палочками);
  •  игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами конструктивных материалов и расположением их в пространстве;
  •  конструирование из строительного, природного и бросового материалов;
  •  формирование количественных представлений;
  •  «чтение» и письмо цифр;
  •  формирование представлений о форме;
  •  формирование представлений о величине;
  •  формирование пространственно-временных представлений и ориентировок.

Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также различными направлениями коррекционно-адаптационной работы, прежде всего с занятиями «Музыка и движение», «Логопедическая работа» и «СБО и ОБЖ».

Учет особенностей обучающихся класса

Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся класса.

Грачев Даниил Павлович 01.11.2004 года рождения.

Обращенную речь понимает частично, ситуативно.  Речь  отсутствует.  В течение учебного года научился произносить звуки и аморфные слова, научился соотносить слова с картинками мама, папа, баба. Пассивный словарь на уровне бытового. Группирует предметы по цветам.  Обводит буквы и цифры по контуру с помощью учителя, самостоятельно закрашивает в пределах контура, заштриховывает фигуры.  Собирает пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков.  Распределяет числовой ряд от 1 до 10 и от 10 до 1. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой  высиживает.  Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод.   Контактирует не  со всеми одноклассниками.

Магеррамова Айтач Видадиевна  24.01. 2005 года рождения.

Обращенную речь понимает хорошо.  Речь  девочки   развита плохо, говорит аморфными  словами, стали появляться фразы из 2 — 3 слов. Самостоятельно обводит буквы, цифры. Самостоятельно обводит трафареты, раскрашивает предметы не выходя за контуры, заштриховывает фигуры. Самостоятельно собирает крупные пазлы. Узнает домашних животных ( кошку, собаку, корову, свинью) и диких животных (волка, лису, зайца, медведя), показывая и называя их. Внимание устойчивое. Урок за партой  высиживает.  Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод.   Контактирует   со всеми одноклассниками. Со взрослыми вступает в контакт выборочно.

Мартыненко Анна Денисовна 21.11.2004 года рождения.

 Обращённую речь понимает частично.  Самостоятельная речь   не  развита. Плохо развита мелкая моторика. Пишет с помощью руки учителя, трафареты не обводит, самостоятельно  раскрашивает, выходя за контуры.  Показывает буквы, но не всегда показывая правильно называет. Внимательно вглядывается в картинки, в лицо и в жесты говорящего, урок за партой  высиживает.  Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод.   Контактирует не  со всеми одноклассниками.

Пшеницын Владимир Андреевич 27.07.2005 года рождения.

Обращенную речь понимает.  Речь  мальчика   развита плохо: может повторять слоги, короткие слова. Различает цвета, раскрашивает картинки самостоятельно, не выходит за контуры. Мелкая моторика развита хорошо. Самостоятельно выполняет плоскостное моделирование из пластина. Собирает самостоятельно пазлы и различные композиции из конструктора, кубиков.  Внимание становится более устойчивое, выполняет самостоятельно задания: обводит буквы, слоги, слова по контуру. Сформированы элементарные математические представления: прямой счёт до 10, счёт предметов и соотнесение количества предметов с соответствующей цифрой. цифры пишет самостоятельно. Урок за партой  высиживает не полностью, нужна смена деятельности. Собирая различные конструкции, удерживает  внимание до тех пор, пока не получит результат. Классифицирует овощи и фрукты, которые хорошо знает. Знает домашних животных, называет их аморфными словами. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку, водит хоровод. Хорошо контактирует с одноклассниками.

Столяров Егор Игоревич 06.02.2005 года рождения.

Обращенную речь не понимает.  Речь мальчика не  развита, гулит, появился лепет. В пространстве школы не ориентируется. Постоянно меняется настроение, когда радуется вскрикивает и подбрасывает предметы, которые на виду. Нет игровой деятельности. На уроке за партой сидит, но внимание рассеяное. Пишет с помощью руки учителя (рука в руке). Нуждается в постоянном контроле. Любит музыку, выполняет упражнения под музыку с помощью взрослого, водит хоровод.   Не контактирует с  одноклассниками.

Червинский Артем Дмитриевич 19.05.2005 года рождения.

Обращенную речь понимает частично.  Речь  отсутствует. Все больше появляются громкие вокализации, автономно, безотносительно к ситуации наблюдаются отдельные слова. Цвета не различает. Мелкая моторика развита плохо,  карандаш не фиксирует. Любит музыку,   водить хоровод.   С одноклассниками не контактирует.

При разработке рабочей программы учитывался существующий разброс в уровне развития учащихся и индивидуальный характер восприятия ими образовательных знаний и умений. Таким образом мы разделили класс на 3 группы:

Группа

1

2

3

Учащиеся

-Магеррамова Айтач Видадиевна

-Пшеницын Владимир Андреевич

-Грачев Даниил Павлович

-Мартыненко Анна Денисовна

-Столяров Егор Игоревич

-Червинский Артем Дмитриевич

Индивидуальные особенности

- Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на уровне возрастной нормы.

- Речь представлена отдельными словами

- Обращённую речь понимает на бытовом уровне.

- Возможна концентрация внимания на достаточно продолжительный период времени

-Уровень знаний и представлений об окружающем мире сформирован на достаточном уровне.

- Речь развита слабо.

- Пассивный словарь ниже возрастной нормы.

- Низкая степень концентрации и распределения внимания.

- Учебное поведение у сформировано частично, ученики не знают своих рабочих мест.

-Уровень знаний и представлений об окружающем мире не достаточно сформирован.

-Речь у ребенка отсутствует.

- Понимают отдельные инструкции.

- Повышенная утомляемость и низкая степень концентрации внимания.

- Наблюдаются вспышки немотивированной агрессии

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.

Активные методы обучения: дидактические, драматизация, театрализация.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства; наборы наглядного материала: фрукты, овощи, одежда, транспорт, животные, деревья, игрушки, конструкторы, мозаики, пазлы, часы, календарь.

  • для учителя: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал, мультимедийные дидактические средства;

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплекс:

  • Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програмао бразования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
  • В.Б.Сухова. Математика. Подготовительный класс. Учебник д/шк. 1 вида
  • Алышева Т.В. «Математика». Учебник для 1 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В 2 частях М.: «Просвещение», 2012.
  • Алышева Т.В. Подготовительный класс. Сравниваем. Считаем М.: «Просвещение», 2007.

                                                                 

                                                   Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

практические работы, уроки развития речи

   1

Конструирование

   20

20

20

   2

Количественные представления

   18

18

18

   3

Представления о форме

   26

26

26

   4

Представления о величине

   19

19

19

   5

Временные представления

   19

19

19

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

102

102

102

                                       

Содержание учебного предмета

 п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

  1

Конструирование

20

Игры и игровые упражнения: с тематическими сборно-разборными игрушками; с разрезными картинками; с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и треугольной формы; на указание целого предмета по фрагментам. Конструирование по объёмному образцу. Конструирование из палочек. Постройки из строительного материала по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции. Создание знакомых построек из незнакомого строительного материала и обыгрывание их.

  2

Количественные представления

18

Игровые упражнения на выделение 1-4 предметов из множества.

Упражнения и игры, в которых используется счёт объектов в любом порядке.

Развитие понимания отношения между числами, увеличение и уменьшение на 1.

Упражнения на определение состава числа в совместной деятельности учащихся и учителя.

«Запись» цифр и счетные операции.

  3

Представления о форме

26

Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоскостных и объёмных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму. Закрепление представлений о линиях. Построение линий и фигур по трафаретам, по опорным точкам.

  4

Представления о величине

19

Игровые упражнения, настольно-печатные игры и практические действия для закрепления представлений учащихся о величине. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений разной величины по образцу и инструкции. Знакомство учащихся с возможностью измерения с помощью линейки.

  5

Временные представления

19

Формирование представления о временах года, месяцах. Игры и игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерных признаков времён года. Рассматривание пейзажных картин, просмотр мультфильмов и фильмов о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию. Совместное ведение календаря природы и календаря погоды.

Календарно-тематическое планирование по  математическим представлениям и  

                                                          конструированию

на 2015-2016 учебный год

Тема учебного  материала

Дата проведения/ фактическая дата

Кол-во час.

Планируемые результаты

знания

умения

навыки

1

2

3

4

5

6

7

1 четверть (25ч.)

1

Дифференциация предметов по цвету

1

Знать правила поведения в классе.

Знать геометрические фигуры.

Знать много, мало.

Знать основные цвета.

Знать понятия «большой», «маленький», «высокий», низкий»

Различать изделия из дерева, пластмассы и полимерных материалов.

 

Выполнять постройки из геометрического конструктора по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции.

Сравнивать предметы по цвету и форме.

Соотносить плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Уметь выделять из множества предметов предметы по цвету и форме, величине.

Выполнять конструкции из объемных фигур по образцу, по словесной инструкции

Соблюдать правила поведения в классе.

Содержать в порядке классный кабинет, свои учебные принадлежности, по звонку занимать своё место в классе.

Выполнять простые инструкции педагога

2

Понятия «больше-меньше», «большой-маленький»

1

3

Игры и упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубики, бруски, пластины) по двум-четырем образцам, соотнесение их с плоскостными фигурами по подражанию и образцу действиям учителя

1

4

Совместное конструирование  построек из трех-четырех элементов строительного набора.

1

5

Понятия "много, мало, один"

1

6

Упражнения с множествами: объединение разнообразных однородных предметов.

1

7

Упражнения с множествами: объединение однородных предметов  с отдельными признаками различия (по величине, цвету).

1

8

Упражнения с множествами: объединение  разнородных предметов  с признаками сходства (по величине, цвету).

1

9

Игры и упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками.

1

10

Упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами

1

11

Конструирование по словесной инструкции знакомых объектов: забор, ворота, гараж, дорога, мебель, комната для куклы.

1

    12

Игры и упражнения с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы.

1

    13

Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Сделай как у меня», «Забор из кирпичиков и кубиков»

1

    14

Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Скамейка для зайчика», «Спрячь куклу в дом».

1

    15  

Знакомство с треугольной призмой (крыша). Соотнесение ее с треугольником

1

    16

Практические упражнения на выделение из объемной фигуры плоскостной: накладывание, обводка по контуру.

1

    17

Упражнения на закрепление представлений учащихся о форме предметов, на выделение из ряда объектов шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по образцу.

1

    18

Упражнения на закрепление представлений учащихся о форме предметов, на выделение из ряда объектов шара, куба, треугольной призмы (крыши), круга, квадрата, треугольника по словесной инструкции..

1

    19

Практические упражнения на группировку предметов по форме: шары,, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники по образцу.

1

   20

Практические упражнения на группировку предметов по форме: шары,, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники по словесной инструкции.

1

   21

Соотнесение плоскостных и объемных фигур по форме, цвету и величине.

1

   22

Рисование круга, квадрата, треугольника с помощью трафаретов.

1

   23

Рисование круга, квадрата, треугольника по опорным точкам..

1

   24

Лепка объемных форм из пластилина, плата и глины.

1

                2 четверть (24 ч.)

1

Наблюдения за погодными явлениями, изображая природные условия пантомимикой и мимикой: «Идет дождь», «Падают листья», «Ветер, ветер».

1

Сезонные изменения в природе осенью. Погодные явления осенью

Понятия широкий, узкий, высокий, низкий.

Знать части тела и лица.

Знать животных, времена года, погодные условия.

Части суток.

Изображать погодные изменения пантомимикой по образцу и по словесной инструкции

Обводить изображения по трафаретам, по опорным точкам изображения различной формы.

Перемещение  в пространстве частей тела по образцу и словесной инструкции.

Различать по фотографиям время года и погодные условия  с помощью учителя

Слушать и показывать на картинках части суток

Соотносить простейшие явления природы с временами года.

Выполнять простые инструкции учителя

Выполнять упражнения по инструкции учителя

Выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции

2

Знакомство учащихся с представлениями о ширине и высоте, используя для сравнения приемы наложения и приложения.

1

3

Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной формы по образцу.

1

4

Обводка по трафаретам и раскрашивание изображений различной формы по словесной инструкции

1

5

Обводка по опорным точкам и раскрашивание изображений различной формы по образцу

1

6

Обводка по опорным точкам и раскрашивание изображений различной формы по словесной инструкции.

1

7

Упражнения на уточнение представлений о схеме собственного тела и лица (руки, ноги, голова, туловище, глаза, нос, уши).

1

8

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела по образцу

1

9

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела по словесной инструкции

1

10

Упражнения для перемещения рук вверх, вниз, в стороны, соотнося пространственные отношения: длинный, высокий, низкий, используя речевые и неречевые средства общения.

1

11

Работа с пиктограммами

1

    12

Рассматривание картинок, фотографий животных в разное время года,   изображая их мимикой и пантомимикой . Назвать животных.

1

    13

Рассматривание фотографий, на которых изображены учащиеся в разное время года и в разных погодных условиях. Определение погодных условий.

1

    14

Чтение учащимся литературных произведений, в которых рассказывается о разных временах года.

1

    15  

Чтение учащимся литературных произведений, в которых рассказывается о частях суток.

1

    16

Чтение учащимся литературных произведений, в которых рассказывается о жизни людей и животных в разное время года.

1

    17

Театрализованные игры «Времена года»

1

    18

Театрализованные игры «Части суток»

1

    19

Упражнения с пиктограммами о временах года и погодных явления

1

    20

Игры на обучение учащихся соотносить простейшие явления природы с временами года: дождь, ветер, тучи - это снег; мороз, снег, холод – это зима.

1

    21

Закрепление. Работа с пиктограммами о явлениях природы

1

    22

Закрепление темы «Части суток»

    23

Повторение. Обобщающий урок

3 четверть (30 ч.)

1

Конструктивные игры и упражнения на установление зависимости функциональных свойств предмета от его формы.

1

Знать геометрические и объемные фигуры

Знать цифры от 1 до 4. Выделять количество с использованием геометрических фигур.

Представления о составе числа в пределах четырех.

Выделять множества по группам.

Объемные фигуры – шары, кубы, призмы.

Соотносить объемные фигуры с плоскостными геометрическими фигурами. Различать фигуры по величине, форме и цвету.

Различать строительные наборы из дерева, пластмассы и полимерным материалов

Выкладывать цифры из веревок и палочек от 1 до 4. Лепка, зарисовка, письмо цифр от 1 до 4.

Группировать объемные фигуры по форме.

Соотнесение плоскостных и объемных фигур

Выполнять простейшие инструкции

Выполнять упражнения из разных материалов совместно с учителем по образцу

Выполнять упражнения по образцу, по словесной инструкции

Выполнение упражнений по образцу и по словесной инструкции

2

Конструктивные игры и упражнения на сравнение фигур из одного строительного набора

1

3

Конструктивные игры и упражнения на сравнение фигур из двух разных строительных наборов и установление сходства и различий между ними по форме

1

4

Конструктивные игры и упражнения на группировку отдельных элементов строительных наборов и соотнесение с плоскостными фигурами

1

5

Игровые упражнения «Сделай как я»

1

6

Игровые упражнения «Что изменилась?»

1

7

Игровые упражнения «Посмотри и переставь как я».

1

8

Конструктивные упражнения из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Гараж для автомобиля»

1

9

Конструктивные упражнения из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Мебель для матрешки»

1

10

 Конструктивные упражнения из дерева, пластмассы, полимерных материалов: «Построй дорожку из пластин (кирпичиков)»

1

11

Игры и упражнения с сюжетными картинками с вырубленными частями круглой, квадратной, треугольной формы.

1

              12

Игровые упражнения с разрезными картинками по образцу (игрушки, фрукты, овощи, животные)

1

    13

Упражнения и конструирование из палочек по образцу.

1

    14

Цифра 4. Упражнения на выбор четырех предметов из множества

1

    15  

Показ на пальцах: 1, 2, 3, 4.

1

    16

Выкладывание цифр 1, 2, 3, 4  из палочек, веревок

1

    17

Лепка из пластилина цифр 1, 2, 3, 4

1

    18

Зарисовка на доске и на бумаге цифр 1, 2, 3, 4.

1

    19

«Письмо» цифр 1, 2, 3, 4 по трафарету и по точкам.

1

    20

Упражнения в самостоятельном письме цифр 1, 2, 3, 4  на листе бумаге

1

    21

Практические упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два, три, четыре) с использованием геометрических фигур, игрушек.

1

    22

Игровые упражнения на формирование у учащихся представлений о составе числа ( в пределах четырех).

1

    23

Упражнения на сериацию множеств по двум группам: много – мало, один – много, ни одного – один, один – два, два – четыре.

1

    24

Рассматривание картин, в содержании которых отражаются количественные представления (натюрморты, простые сюжетные картины).

1

    25

Упражнения  «Чудесный мешочек»

1

    26

Закрепление. Повторение счета до четырех.

1

    27

Практические упражнения: на группировку по форме – шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники  по образцу

1

    28

Практические упражнения: на группировку по форме – шары, кубы, треугольные призмы, круги, квадраты, треугольники  по словесной инструкции

1

    29

Практические упражнения на соотнесение модулей полифункциональных наборов по форме, цвету, величине.

1

    30

Практические упражнения на соотнесение плоскостных и объемных форм.

4 четверть (25 ч.)

1

Рисование самостоятельно по трафаретам круга, квадрата, треугольника, прямоугольника

1

Знать геометрические фигуры

Понятие «право», «лево», «перед», «назад»

Знать название животных и птиц

Времена года и явления прирды.

Рисование, лепка, обводка по трафаретам и опорным точкам изображений различной величины

Упражнения перемещения тела в пространстве с использованием ковриков, дорожек, модулей.

Называть животных и птиц.

Показывать на картинках времена года. Соотносить погодные условия с временами года

Выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции

Выполнять упражнения с помощью. Учителя, по образцу и словесной инструкции.

Соблюдать правила поведения в классе.

Содержать в порядке классный кабинет, свои учебные принадлежности, по звонку занимать своё место в классе.

Выполнять простые инструкции педагога

2

Рисование самостоятельно по опорным точкам круга, квадрата, треугольника, прямоугольника

1

3

Занятия с логическими блоками Дьеныша: раскладывание в обручи, по цвету, по форме

1

4

Лепка объемных форм из пластилина, пата, глины.

1

5

Упражнения в раскрашивании, штриховке изображений различной величины по образцу

1

6

Упражнения в раскрашивании, штриховке изображений различной величины по словесной инструкции

1

7

Упражнения в раскрашивании, обводке по трафаретам изображений различной величины по образцу

1

8

Упражнения в раскрашивании и обводке по трафаретам   изображений различной величины по словесной инструкции

1

9

Обводка по опорным точкам и раскрашиванию изображений различной величины по образцу

1

10

Обводка по опорным точкам и раскрашиванию изображений различной величины по словесной инструкции

1

11

Игровые упражнения , связанные с перемещением учащихся в пространстве, с изменением положений частей тела по образцу

1

 12

Игровые упражнения , связанные с перемещением учащихся в пространстве, с изменением положений частей тела по словесной инструкции

1

 13

Упражнения в перемещении учащихся с использованием полифункциональных ковриков, дорожек, модулей.

1

 14

Перемещение предметов вправо-влево, вперед-назад, стимулируя детей к использованию вербальных и невербальных средств для передачи пространственных отношений.

1

 15  

Жизнь животных в весенний период.

1

 16

Перелетные птицы.

1

 17

Наблюдения за погодными явлениями.

1

 18

Чтение литературных произведений, в которых говорится о временах года.

1

 19

Чтение литературных произведений, в которых говорится о частях суток.

1

 20

Чтение литературных произведений, в которых говорится о жизни людей в разное время года

1

 21

Чтение литературных произведений, в которых говорится о жизни животных и растений в разное время года

1

 22

Занятия с использованием пиктограмм, обозначающих времена года и погодные явления

1

 23

Игры на обучение учащихся соотносить простейшие явления природы с временами года: дождь, ветер, тучи - это снег; мороз, снег, холод – это зима

1

 24

Обучающие беседы учащихся соотносить явления природы с временами года: распускаются листочки, идет дождь, медведь просыпается и выходит из берлоги – это весна

1

 25

Обобщающий урок.

1

        

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по математическим представлениям и конструированию (к образовательным результатам)

к концу  4 класса

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Обучающиеся должны знать/понимать:

Цвет, величину, форму предмета.

Положение предмета в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга.

Части суток, времена года, порядок их следования.

Математические понятия «большой - маленький», «высокий - низкий», «широкий – узкий», «высокий – низкий».

Счет в пределах 4.

Правила поведения в классе.

Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе.

Обучающиеся должны знать/понимать:

Основные цвета, 1-2 геометрические формы.

Правила поведения в классе, школе.

Классный кабинет, свои учебные принадлежности, своё место в классе.

Обучающиеся должны уметь:

Сравнивать предметы по цвету, величине, форме, объему.

Соотносить плоскостные и объемные геометрические фигуры.

Чертить прямоугольник, квадрат, треугольник на бумаге в клетку.

Определять положение предмета в пространстве и на плоскости относительно себя и перемещать их в указанное положение.

Определять части суток, времена года по характерным признакам.

Соотносить число и количество, производить и записывать арифметические действия сложения и вычитания в пределах 4.

Выполнять постройки из строительного материала по образцу, схеме, модели, фотографии и по инструкции.

Выполнять простые инструкции педагога.

Обучающиеся должны уметь:

Показывать некоторые изучаемые признаки предмета, времени суток, года.

Сосредотачивать внимание на предоставляемом учебном материале.

Выполнять простейшие инструкции учителя.

Ресурсное обеспечение программы

  • литература для учителя (основная и дополнительная);

  • Боряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програма образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
  • В.Б.Сухова. Математика. Подготовительный класс. Учебник д/шк. 1 вида.
  • Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М; 1994.
  • литература для учеников (основная и дополнительная);

  • Алышева Т.В. «Математика». 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях М.: «Просвещение», 2012.
  • Алышева Т.В. Подготовительный класс. Сравниваем. Считаем М.: «Просвещение», 2007.

  • материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/                социальная сеть работников образования

http://pedsovet.su/                 сообщество взаимопомощи учителей

http://edu-lider.ru/                 электронная библиотека "Школа успешного учителя"

http://www.twirpx.com/         электронная библиотека

http://psinovo.ru/                сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

http://ped-kopilka.ru/          учебно-методический кабинет

http://www.detkiuch.ru/          компьютерные обучающие программы

http://obuchonok.ru/                 компьютерные обучающие программы

http://www.igraemsa.ru/          онлайн игры

http://playshake.ru/                онлайн игры

http://www.kind-land.ru/propisi/  прописи, раскраски для малышей 3-4 года, аудио-сказки,игры

  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета: персональный компьютер, интерактивная доска, CD проигрыватель.

_______________________________________________________________________________________

(Наименование образовательного учреждения по УСТАВУ)

ПРЕДМЕТ

СОСТАВИТЕЛЬ(и)  РП

(ФИО; должность; звание)

ЭКСПЕРТ (ы)

(ФИО; должность; звание)

КЛАСС

ДАТА ЗАПОЛНЕНИЯ

Используемые сокращения: рабочая программа – РП

 ФОРМА 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 п/п

Позиция для технической экспертизы

Оценки

Да (1)

Нет (0)

1.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ РП ОФОРМЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ:                                                                                                                      

1.1.

Полное наименование  ОУ(в соответствии с уставом)

1.2.

Гриф согласования программы

1.3.

Гриф утверждения 

1.4.

Наименование РП

1.5.

Срок реализации РП

1.6.

Сведения о составителе программы 

1.7.

Место  реализации

2.

СТРУКТУРА  РП:

2.1.

Пояснительная записка

2.2.

Общая характеристика учебного предмета, курса

2.3.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

2.4.

Содержание учебного предмета, курса;

2.5.

Тематическое планирование 

2.6.

Учебно-методического и материально-технического обеспечения  РП

2.7.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

3

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

4

Библиографическое описание примерной программы, с указанием УМК

5

РП оформлена в соответствии с локальными актами ОУ

Шкала оценки (отметить результат):

100%

Полное соответствие требованиям

90%-100%

достаточный  уровень  соответствия, необходимы незначительные коррективы

80%-90%

неполное соответствие, необходимо улучшение, требует доработки

Менее 80%

результаты неудовлетворительные,  РП требует значительной доработки

Программа представлен на бумажном (3 титульных листа + 1 экземпляр полный) и электроном носителях, регламент разработки соблюден.

Подпись технического эксперта (заместителя директора по УВР) __________________________/__________________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по формированию математических представлений и конструированию 1й год обучения.

Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив....

Рабочие программы для 2 класса по предметам: "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Развитие речи и окружающий мир", "Живой мир", "Математические представления и конструирование" и другие

Все рабочие программы для 2 класса для детей со сложной структурой дефекта по предметами (15 предметов):-"Графика и письмо"-"Альтернативное чтение"-"Развитие речи и окружающий мир"-"Живой мир"-"Матема...

Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 6 класс 8 вид (2)

Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 6 класс, 8 вид (2 вариант) составлена для учащихся коррекционных школ, обучающиеся на индивидуальном (надомном) обучении. Прграм...

Рабочая программа по предмету «Математика (элементарные математические представления и конструирование)», ОВЗ первый год обучения надомно.

Рабочая программа по предмету «Математика (элементарные математические представления и конструирование)», ОВЗ первый год обучения надомно....

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1В Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2

Индивидуальная рабочая программа Предмет: математические представления и конструирование Класс: 0- 1ВВид программы: АООП  ФГОС О УО (ИН) ТМНР в.2...

Адаптированные рабочие программы по предметам: развитие речи и окружающий мир, альтернативное чтение, графика и письмо, математические представления и конструирование, музыка и движение, здоровье и основы безопасности жизнедеятельности, социально – быт

Индивидуальная адаптированная рабочая программы разработаны на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 2...