Проектно-исследовательская деятельность обучающихся ОВЗ как средство формирования познавательной активности на уроках естественно-географического цикла
статья на тему

Семенченко Марина Владимировна

Обобщение опыты работы по предложенной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенченко М.В.

учитель географии и биологии

МКОУ «СШ №3»

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся ОВЗ  как средство формирования познавательной активности на уроках естественно-географического цикла

 

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»

Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности,  свободы и равноправия.

В России рядом отечественных ученых неоднократно поднимался вопрос о возможности интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

     Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» [1].

        Для совершенствования процессов формирования ключевых компетенций необходимо использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим наиболее эффективными в работе являются активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, учебно – исследовательские, игровые, а также вовлечение обучающихся в практическую деятельность. Всё большую популярность в коррекционной школе получает метод проектов. “То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”.

 Проектно-исследовательская деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектно-исследовательская деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 
Задачи проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную опытно-исследовательскую деятельность, развивать понимание взаимосвязей в природе, воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, видеть ее красоту, соблюдать правила поведения в ней. 

    Так в 5 и 6  классах на уроке природоведения и биологии можно провести исследовательскую работу на тему «Мой любимый питомец из школьного живого уголка», а дома, самостоятельно, предложить исследовать домашнего питомца. Рассмотрим применение данного приема на примере исследовательской работы «Мой питомец!»

C:\Users\user\Desktop\ОВЗ\DSC07315.JPG

План исследования:
1.Выбор темы исследования. 

2.Постановка целей (изучить внешний вид, образ жизни и особенности поведения одного из домашних животных, получить подробные сведения о нем). 
3.Гипотеза исследования (создание наилучших условий для жизнедеятельности домашнего питомца). 
4.Методы исследования (изучение информации о домашних животных, наблюдение, запись наблюдения в дневник, оформление презентации, фотографирование живого объекта). 
5.Представление и защита исследовательского проекта (выступление учащегося с презентацией на уроке биологии). 
6.Оценивание исследовательской деятельности (учитель и учащийся обсуждают проведенную исследовательскую деятельность, выявляют положительные и отрицательные стороны). 
7.Разработка перспективы работы в данном направлении (учитель и учащийся определяют тему для дальнейшего исследования). 
• Как зовут вашего питомца? 
• Измерьте линейкой длину его тела. 
• Измерьте линейкой длину хвоста животного. 
• Какова масса тела вашего питомца? 
• Что находится у него на голове? 
• Для чего вашему животному нужны глаза, уши, нос? 
• Поместите перед ним двигающийся предмет, что кот будет делать, как наблюдать за ним? 
• Видит ли ваш питомец в темноте? 
• Сколько у него лап? 
• С помощью чего кот может лазать по деревьям? 
• Проверьте, может ли питомец плавать? 
• Меняется ли настроение у вашего любимца, и как это можно доказать? 
• Чем вы кормите своего питомца, что он больше всего любит? 
• Понаблюдайте, как ваше животное пьет. 
• Как вы можете определить, любит или нет вас ваш питомец? 
• За что вы любите своего питомца? 
• Как вы думаете, для чего человеку нужны домашние любимцы? 
Перед началом исследования учащихся необходимо познакомить с правилами проведения исследования. 

C:\Users\user\Desktop\ОВЗ\DSC07316.JPG

C:\Users\user\Desktop\ОВЗ\DSC07317.JPG

Правила проведения исследования. 
1. Не навреди. 

2. Сократи до разумного предела время общения с живым объектом. 
3. Соблюдай правила безопасности. 
4. Не забудь о гигиене. 
5. Нельзя проводить опыты с незнакомыми объектами. 
6. Животное должно быть спокойным, но не заторможенным. 
7. Обстановка должна быть спокойной, животное нельзя пугать. 
8. Объект должен быть эстетичным. 
9. Желательно, чтобы объект исследования максимально соответствовал целям и задачам эксперимента. 
По окончании опытно-исследовательской работы учащиеся под руководством учителя оформляют компьютерную презентацию. 
На уроках естественно-географического цикла можно провести следующие проекто-исследовательские работы: «Одни ли мы во Вселенной?», «Исследование свойств воды», «Исследование свойств минералов и горных пород», «Исследование условий для прорастания семян», «Моя зеленая школа», «Исследование свойств комнатных растений», «Клумба моей мечты».

D:\ФОТО\Иммунизация\DSC06614.JPG

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:

  •  уроки становятся более оживленными, обучающиеся с нетерпением ожидают как момента начала работы над проектом, так и заключительный этап – презентацию;
  •  прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для обучающихся;
  •  у обучающихся с ОВЗ появляется стимул не только получить хорошую оценку, но и хорошие результаты проделанной работы.

Итак, данный метод  позволяет формировать личностные качества:

1. Умение работать в коллективе, принимать решение, анализировать результаты деятельности.

2. Меняется и роль воспитанников: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными слушателями;

3. У воспитанников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию;

4. Использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей.

5. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

D:\ФОТО\Неделя биологии\DSC07023.JPG

D:\ФОТО\Творческая работа Здоровье\DSC07280.JPG

    В результате проектно-исследовательской работы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащегося, развитие его творческих способностей, формирование трудовых навыков и, также, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности ребенка.

Литература:

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
  2. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
  3.  Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.
  4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод.пособие/ Е.В.Тяглова. –М.: Глобус, 2008.- 255 с.
  5. С.И. Колесников Общая биология; Ростов н/ Д; 2010г., 216 страниц
  6. А. В. Маринченко Экология Учебное пособие; М.; 2011г., 56 страниц
  7. Л. В. Передельский Экология Учебник; М.; 2010г., 44 страницы
  8. Л. П. Соколова Экология в школе; М. 2011г., 68 страниц
  9. А.П. Пехов Биология с основами экологии; С.-П. 2010г., 145 страниц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.

Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах  деятельности человек не демонстрирует так...

Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе

в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика,  и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся младшего возраста

В данном материале описано использование игровой деятельности на уроке иностранного языка в младшей школе....

Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования познавательной активности обучающихся 1 курса педагогического колледжа

Обобщение опыта внеурочной работы по литературе среди студентов 1 курса педагогического колледжа. Обзор целевых установок, форм работы и результатов проведенных мероприятий...