Методический семинар.Пояснительная записка
учебно-методический материал по теме

Михеева Елена Анатольевна

Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.poyasnitelnaya_zapiska.miheeva_e.a.docx36.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Михеева Е. А.,

МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусствотерапевтическая деятельность учителя

как средство формирования духовно-нравственной культуры

личности обучающегося

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу.

В. А. Сухомлинский

Проблема использования искусствотерапевтической деятельности как как средства формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося становится наиболее актуальной в условиях модернизации общего образования, так как ФГОС НОО и ООО «направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья». Важность вышеуказанных результатов, полученных в процессе изменения системы отечественного образования, подчеркивается и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», особо отмечается, что «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.

Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений духовно-нравственного развития обучающихся, закреплённых в ФГОС.

Во-вторых, использования искусствотерапевтической деятельности  волнует многих учителей, особенно учителей искусства, потому что такой вид деятельности способствует изменению стилей и стратегий взаимоотношений между учителем и обучающимися, позволяя перейти на более высокий уровень педагогического процесса, где педагог не только учит, воспитывает, но и является «педагогом-терапевтом», то есть, ориентируясь на общечеловеческие ценности, учитель ставит себе задачу достучаться до самых сокровенных уголков детской души и вложить в них то, что необходимо или убрать то, что мешает ребенку развиваться в положительном направлении, используя при этом гуманные методы педагогики, минуя принципы диктаторства и манипулирования.

В-третьих, целенаправленная систематическая работа педагога по данной теме создает условия для формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося, развивает скрытые способности ребенка, делает учебно-воспитательный диалог учителя и обучающегося приближенным к максимально открытому, создает условия психологического комфорта для школьника, что является одним из важных критериев для современной российской действительности, в которой на ребенка оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица, вследствие этого он всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности и различным видам неврозов.

Таким образом, тема «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» является актуальной для современного образовательного пространства.

Из вышесказанного следует, что учителю необходимо активно применять в своей работе уже существующие методы искусствотерапевтической деятельности, а также стремится к их усовершенствованию и наиболее продуктивному синтезу, отвечающему интересам учителя и ученика, позволяющему выполнить поставленные перед педагогом задачи по формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося. Следовательно, учителю необходимо творчески мыслить, находить нужные пути решения, активно вовлекая обучающихся в совместную искусствотерапевтическую деятельность.

Новизна педагогического опыта заключается в теоретически обоснованной и практически подтвержденной целесообразности использования искусствотерапевтической деятельности учителя как средство формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося.

Цель педагогической деятельности: воспитание средствами искусства здоровой личности, согласно гуманистической модели современности, используя систему методов искусствотерапевтической деятельности, содержанием которой является организация развития и формирования целостной личности обучающегося, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального потенциала, профилактики, коррекции и сохранения здоровья.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- на основе анализа философской, психолого-педагогической, медицинской, искусствоведческой литературы теоретически обосновать сущность, содержание и структуру искусствотерапевтической деятельности в личностно ориентированном гуманистическом образовании.

- использовать различные методы искусствотерапевтической деятельности для формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося;

- формировать у обучающихся определенную систему взглядов на мир, согласно духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

- развивать у обучающихся способность анализировать себя как личность, видеть положительные и отрицательные черты, духовно-нравственно самосовершенствоваться;

- помогать обучающемуся средствами искусства в определении отношения к самому себе, своему здоровью, своим взаимосвязям с другими людьми и окружающим миром;

- воспитывать в обучающихся желание «становиться лучше».  

Предмет педагогической деятельности: искусствотерапевтическая деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося.

Объект педагогической деятельности: обучающиеся                                  МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа».

Вопросы «искусствотерапии», «искусствотерапевтической деятельности», «формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» являются предметом изучения многих ученых отечественной и зарубежной педагогики, психологии и философии (В. С. Соловьев,                      М. Хайдепер, А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Ф. Перлз,                       С. И. Гессен, В. И. Журавлев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский,                            Л. И. Божович, Э. Фромм, И. Я. Лернер, Н. Н. Лихолет, М. С. Каган,                        Г. Хакен, Б. В. Асафьев, А. Н. Лук, Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг,                             Е. Д. Критская, В. И. Петрушин, К. С. Станиславский и др.).

Для достижения поставленной цели в педагогической деятельности применяю широко использующиеся технологии: системно-деятельностный подход; исследовательская и проектная деятельность, ИКТ-технология.

Особо акцентирую внимание на методах искусствотерапевтической деятельности:

- музыкотерапия (пассивное и активное слушание музыки);

- вокалотерапия (индивидуальная, ансамблевое хоровое пение);

- драмотерапия (исполнение, игра, действие);

- библиотерапия (через работу с литературным произведением);

- эстетотерапия (действие художественной формы и эстетических чувств);

- кинотерапия (просмотр и обсуждение кинофильма);

- театротерапия (использование участия обучающихся в театральных инсценировках в терапевтических целях);

- арт-терапия (пластическое изобразительное искусство).

Основные формы арт-терапии: живопись, коллаж, скульптура, фотография.

Среди вышеуказанных методов наибольших результатов добилась, применяя музыкотерапию, реализуя ее в формах логоритмической гимнастики (форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения), ритмотерапии (активная форма музыкотерапии, предполагающая выполнение релаксационных упражнений, помогающая добиться эмоциональной разрядки, снятия умственной перегрузки и утомления), а также арт-терапию, например, фольклорную арт-терапию, предполагающую излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущую скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Активно пользуюсь методикой музыкально-рациональной психотерапии, разработанной В. И. Петрушиным – российским музыкантом, психологом, педагогом, музыкальным терапевтом. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.

Применение психотерапевтической деятельности позволяет моим учащимся творчески развиваться, духовно-нравственно совершенствоваться, стремиться достичь определенных результатов в процессе обучения, быть более приспособленными к любым условиям, быть готовыми к преодолению трудностей, своих психологических страхов (например, выступления перед публикой). Все это дает возможность обучающимся участвовать и становиться победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады школьников по МХК на школьном, муниципальном и республиканском уровнях, во Всероссийских и Международных  олимпиадах и конкурсах («Мир таланта», «Аккорд») и в Республиканской предметной олимпиады по музыке. Ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призерами муниципального и республиканского этапов конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», эстрадной песни «Серебряная музыка», народной песни «Живи, народная душа!».

В 2016 году Рыгина Анастасия, ученица 7 класса, приняла участие в республиканском этапе открытого отборочного тура Московского международного форума «Одаренные дети» в номинации «Музыкальная».

Теоретическая значимость результатов педагогического опыта состоит в том, что положения опыта могут найти применение в педагогической науке, в теории использования искусствотерапевтической деятельности в учебно-воспитательном процессе, в разработке общей концепции влияния данного вида деятельности на формирование духовно-нравственной культуры личности обучающихся образовательных учреждений.

Практическая значимость результатов педагогического опыта заключается в том,  что изложенные теоретические выводы и наблюдения, а также фактический материал могут быть использованы в школьном преподавании искусствоведческих дисциплин.

Познавательная значимость результатов педагогического опыта состоит в том, что учащиеся в процессе учебно-воспитательной деятельности посредством использования методов искусствотерапии делают для себя определенные личностные открытия.

Адресные рекомендации по использованию педагогического опыта.

Материалы с описанием и результатами данного педагогического опыта представлены на личном (http://nsportal.ru/mikheeva-elena-anatolevna) и школьном (http://elhoschool.ru/html/muzic.htm) сайтах.

Для совершенствования своих профессиональных качеств я постоянно нахожусь в творческом поиске.

Мною разработана программа кружка «Хоровое пение» для учащихся школы, я являюсь участником школьной экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях», на протяжении 9 лет работаю педагогом-организатором школы и педагогом дополнительного образования детей.

Охотно делюсь опытом своей работы с коллегами, провожу открытые уроки и мероприятия для учителей школы, района и республики, выступаю с докладами на муниципальных и республиканских конференциях, заседаниях, семинарах, активно размещаю материалы своей работы на личном и школьном сайтах, на республиканских, российских и международных Интернет-порталах, обменивается опытом на курсах в МРИО.

В течение многих лет занимаюсь музыкальным оформлением номеров участников конкурсов «Учитель года» и «Ученик года», принимаю активное участие в массовых мероприятиях села Большая Елховка, в районных и республиканских фестивалях и концертах («Шумбрат, Финно-Угрия!», «Шумбрат, Мордовия!», «Сабантуй» и других), являюсь солистом народного ансамбля «Визит».

За время работы принимала участие в профессиональных конкурсах, в которых добилась следующих результатов: победитель школьного этапа конкурса «Образовательные проекты» (2016 г.), призер школьного этапа конкурсов «Лучший урок» (2012 г.) и «Новое в образовании» (2012 г.), участник муниципального конкурса «Лучший урок» (2012 г.), участник Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Лучший педагогический опыт» (2014 г.); имею благодарности и благодарственные письма от родителей обучающихся, благодарственные письма и дипломы за организацию и проведение олимпиад и конкурсов разного уровня.

Благодаря проделанной работе ученики стали более открытыми, добрыми, отзывчивыми. Практика показывает, что регулярное использование методов искусствотерапевтической деятельности в учебно-воспитательном процессе позволяет положительно воздействовать на негативное эмоциональное состояние учащихся, что представляет большое значение в современных социально-экономических условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Методический семинар (пояснительная записка)

Анализ и представление моей педагогической деятельности...

Методический семинар.Пояснительная записка.

Материал на конкурс "Учитель года-2017"...

Методический семинар. Пояснительная записка.

Методический семинар. Пояснительная записка....

Конкурсное испытание "Методический семинар" (пояснительная записка)

Пояснительная записка содержит описание педагогического опыта учителя истории Мочаловой Т.И....

"Методический семинар" - пояснительная записка

Конкурское испытание  Всероссийского конкурса "Учитель года России" "Методический семинар" - пояснительная записка к компьютерной презентации с описанием педагогического опыта...