Методический семинар. Пояснительная записка.
методическая разработка на тему

Каштанов Максим Геннадьевич

Методический семинар. Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar._poyasnitelnaya_zapiska.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Каштанов М. Г.,

МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технологии диалогового взаимодействия

на уроках истории и обществознания как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Есть три ошибки в общении людей: первая  это желание говорить прежде, чем нужно; вторая  застенчивость, не говорить когда это нужно; третья  говорить, не наблюдая за вашим слушателем.                                                                                                                                    

                                         Конфуций 

Проблема культуры речевого общения школьников – одна из самых важных сегодня, поэтому применение технологий диалогового взаимодействия на уроках истории и обществознания как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся становится наиболее актуальной в условиях модернизации общего образования, так как ФГОС ООО обращает особое внимание на развитие коммуникативной компетенции школьников – «способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения».

Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.

Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений ФГОС, основанное на развитии потенциала личности, ориентированное на необходимость обеспечения совершенствования речемыслительных способностей ребенка, формирования коммуникативной компетенции. Поскольку поток информации и дефицит времени неуклонно возрастают, сегодня необходимы иные приемы обучения школьников в новых социальных условиях. Технологии диалогового взаимодействия в этом отношении полностью отвечают предъявляемым требованиям современной системы образования. Процесс обучения при использовании технологий диалогового взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими. Так, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой участник этого диалога имеет возможность развивать свои коммуникативные способности и потенциал личности в целом.

Во-вторых, обучающиеся в случае погружения в учебную деятельность благодаря технологиям диалогового взаимодействия не только имеют возможность развивать универсальные учебные действия, но и приобретают осознание того, что если я хочу, значит, я смогу (целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника).

В-третьих, целенаправленная систематическая работа педагога по данной теме позволяет осуществить дифференцированный подход к обучающимся. Многообразие технологий диалогового взаимодействия позволяет организовать образовательный процесс с ориентацией на индивидуальные способности каждого ребенка. Происходит согласование целей учителя и ученика.

Таким образом, тема «Технологии диалогового взаимодействия на уроках истории и обществознания как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся» является актуальной для современной системы образования.

Из вышесказанного следует, что учитель, изучив каждую из технологий диалогового взаимодействия, активно применяет в своей работе уже существующие технологии и приёмы, а также стремится к их усовершенствованию и наиболее продуктивному синтезу, отвечающему интересам учителя и обучающихся, позволяющему выполнить задачу по формированию коммуникативной компетенции обучающихся. Следовательно, учителю нужно находиться в постоянном творческом поиске, используя преимущества данных технологий:

- развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

- актуализируются полученные опыт и знания;

- каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность за результат коллективной работы;

- совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Новизна педагогического опыта заключается в теоретически обоснованной и практически подтвержденной целесообразности использования технологий диалогового взаимодействия на уроках истории и обществознания как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Цель педагогической работы: показать целесообразность использования технологий диалогового взаимодействия на уроках истории и обществознания как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- на основе анализа философской, психолого-педагогической, литературы теоретически обосновать сущность, содержание и целесообразность реализации технологий диалогового взаимодействия в образовательном процессе;

- использовать различные технологии диалогового взаимодействия для формирования коммуникативной компетенции обучающихся;

- формировать новый стиль мышления, для которого характерно учителю совместно с обучающимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания; создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем; взаимодействие пары «ученик-ученик»;  

- развивать такие базовые качества личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, толерантность, ответственность;

- воспитывать у обучающихся культуру общения. 

Технологии диалогового взаимодействия – технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной  работы в парах сменного состава).

История развития исследований в области диалогического взаимодействия в образования связана с именами ведущих философов и педагогов. Идею диалога в целом развивали Сократ, М. Бубер, Х. Гадамер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер. Гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци Ж.-Ж. Руссо, В.А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и других исследователей. Выделим работы А. Г. Асмолова, Э. В. Сайко, В. А. Седова, Ю. В. Сенько, З. С. Смелковой, В. В. Горшковой, В. П. Беспалько, К. А. Абульхановой-Славской, Т. Б. Казачковой, посвященные вопросам формирования коммуникативной и языковой компетентности, культуры диалога. На данный момент накоплен значительный теоретический опыт, позволяющий эффективно применять технологии и приемы диалогового взаимодействия на занятиях.

Объект педагогической деятельности: обучающиеся                                  МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа».

Предмет педагогической деятельности: технологии диалогового взаимодействия на уроках истории и обществознания как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Для достижения поставленной цели в педагогической деятельности применяю следующие технологии: системно-деятельностный подход; технологии диалогового взаимодействия, исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ-технологии. Особо акцентирую внимание на технологиях диалогового взаимодействия.

Приведем пример одной из классификаций технологий диалогового взаимодействия. В предлагаемой классификации рассматривается взаимодействие пары учеников, когда их диалог строится при разных условиях обмена информацией.

Первая группа технологий предполагает диалог, построенный на передаче знания одного ученика другому: «ТВЗ»  технология «Взаимообмен заданиями», «ТВТ»  технология «Взаимопередача тем», «ТКД»  технология «Катехизический диалог», «ТСД»  технология «Сократовский диалог».

Вторая группа технологий предполагает диалог, построенный на совместном построении нового знания: «ТОП»  технология «Обсуждения проблем», «ТСИ»  технология «Совместного изучения», «ТММ»  технология «Мурманская методика», «ТОМР»  технология «Обратная Методике Ривина».

Третья группа технологий предполагает диалог, построенный при взаимодействии пары учеников, когда каждый изучает свой текст, а другой ему помогает: «ТРЧ»  технологии рефлексивного чтения, «ТМР»  технология «Методика Ривина» (методика поабзацного чтения).

Технологии диалогового взаимодействия позволяют:

- учиться вести диалог;

- выделять главное (и в читаемых текстах, и в разговоре);

- выстраивать беседу, придерживаясь главной темы;

- точно формулировать вопросы и уметь отвечать на заданные;

- терпимо относиться к иному мнению;

- уметь тактично отстаивать свою точку зрения, не навязывая ее другим;

- быть способным слушать и слышать собеседника;

- ссылаясь на достоверные источники, доказывать свою правоту.

Технологии диалогового взаимодействия направлены на: присвоение знания и приобретение опыта рационального использования его; развитие способностей, знаний, умений и навыков субъектов деятельности, востребованных на современном рынке труда, так как одновременно эти технологии обеспечивают условия для метапредметной направленности образовательного процесса.

Технологии диалогового взаимодействия создают условия для организации такого процесса учения, который включает личностные структуры сознания  мотивирования, творчества, критичности, рефлексии. В этом процессе познания каждый его субъект (и учитель, и ученик) может проникнуть в сущность явления, выявить явные и скрытые причины происходящего, разобраться в реальных смыслах изучаемого материала, установить причинно- следственные связи событий, ставить цели и, исходя из них, формулировать задачи.

Педагогическая стратегия диалогового взаимодействия на разных этапах обеспечивает успешность каждого в обучающем диалоге и достаточно близко совпадает с основными этапами реализации технологии и этапами формирования универсальных учебных действий.

Применение технологий диалогового взаимодействия позволяет моим учащимся творчески развиваться, стремиться достичь определенных результатов в процессе обучения. Все это дает возможность обучающимся участвовать и становиться победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады школьников по обществознанию, праву и ОБЖ на школьном и муниципальном уровнях, победителями и призерами международного «Молодежного чемпионата по истории» и общероссийской предметной олимпиады «Олимпус».

Теоретическая значимость результатов педагогического опыта состоит в том, что положения опыта могут найти применение в педагогической науке, в теории использования технологий диалогового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, в разработке общей концепции влияния данной технологии на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Практическая значимость результатов педагогического опыта заключается в том, что изложенные теоретические выводы и наблюдения, а также фактический материал могут быть использованы в школьном преподавании истории и обществознания.

Познавательная значимость результатов педагогического опыта состоит в том, что учащиеся в процессе учебно-воспитательной деятельности посредством использования технологии диалогового взаимодействия делают для себя определенные личностные открытия, учатся выражать свои мысли.

Адресные рекомендации по использованию педагогического опыта.

Материалы из опыта работы представлены на личном (https://nsportal.ru/kashtanov-maksim-gennadevich) и школьном сайтах.

Для совершенствования своих профессиональных качеств я постоянно нахожусь в творческом поиске.

Мною разработаны программы элективных курсов по обществознанию «Уроки демократии», «Практическое обществознание» для учащихся школы, я являюсь членом школьной экспериментальной площадки: «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях».

Охотно делюсь опытом своей работы с коллегами, провожу открытые уроки и мероприятия для учителей школы, района, выступаю с докладами на заседаниях РМО, семинарах, размещаю материалы из опыта работы на личном и школьном сайтах, на Интернет-порталах, обмениваюсь опытом на курсах в МРИО.

За время работы принимал участие в профессиональных конкурсах, имею благодарности и благодарственные письма от родителей обучающихся, благодарственные письма и дипломы за организацию и проведение олимпиад и конкурсов разного уровня.

Являюсь депутатом Совета депутатов Большеелховского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

В поисках школы завтрашнего дня сформировалась новая философия образования, в центре которой – личность и индивидуальность ученика, его диалоговое взаимодействие с учителем и с другими учениками, его творческое мышление, самостоятельность, ценностно-смысловые ориентации, культура в целом. И этот переход к гуманитарной парадигме зависит от творческого развития учителя, от освоения им новых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар.Пояснительная записка

Материал к конкурсу "Учитель года - 2016"...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Методический семинар (пояснительная записка)

Анализ и представление моей педагогической деятельности...

Методический семинар.Пояснительная записка.

Материал на конкурс "Учитель года-2017"...

Конкурсное испытание "Методический семинар" (пояснительная записка)

Пояснительная записка содержит описание педагогического опыта учителя истории Мочаловой Т.И....

"Методический семинар" - пояснительная записка

Конкурское испытание  Всероссийского конкурса "Учитель года России" "Методический семинар" - пояснительная записка к компьютерной презентации с описанием педагогического опыта...