Диагностический инструментарий для измерения уровня развития универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
консультация ( класс) по теме
В даном инструментарии представлены материалы для диагностики уровня развития универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
для измерения уровня развития универсальных учебных действий
в рамках внедрения ФГОС ООО
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- Субтест. Методика «Дисциплинированность».
УУД: действия, направленные на выработку волевой черты характера - дисциплинированности, умений осуществлять действие по словесной инструкции.
Инструкция: каждое задание будет прочитано медленно, четко и только один раз. Слушайте внимательно, т. к. это – исследование вашей дисциплинированности и исполнительности. Переспрашивать нельзя, но исправлять свои ошибки можно. Все задания выполняются легко и точно, если проявить старание.
- Напишите вверху слева на бланке вашу фамилию, имя, отчество.
- Справа вверху бланка укажите сегодняшнее число, месяц, год.
- Обратите внимание на первый ряд кружков. Проведите линию от третьего кружка к шестому так, чтобы она прошла под четвертым кружком и над пятым.
- Обратите внимание на второй ряд кружков. Поставьте крестик во втором кружке слева и в четвертом - единицу.
- Обратите внимание на ряд прямоугольников. Теперь поставьте цифру 2 или 3 в двух самых крупных прямоугольниках и любую цифру не меньше, чем 4 и не больше 7 в том прямоугольнике, который рядом с самым маленьким.
- Обратите внимание на 4 ряд, где изображены частично пересекающиеся геометрические фигуры. Напишите цифру 1 в том месте окружности, которая не находится ни в квадрате, ни в треугольнике и цифру 5 в том месте квадрата, которое находится и в окружности и в треугольнике.
- Обратите внимание на последний ряд кружков. Проведите линию от первого кружка к шестому так, чтобы она прошла ниже второго, выше третьего и четвертого и между четвертым и пятым.
Обработка результатов: количественный показатель – процент правильно выполненных заданий от их общего числа.
Ошибки могут быть вызваны непроизвольным снижением внимания, непониманием задания, медлительностью, небрежным отношением, отсутствием стойкости воли (наличие ошибок в последних заданиях) и навыков дисциплины.
Уровни | Критерии | Оценки |
1 | Выполнено 6-7 заданий | |
2 | Выполнено 4-5 заданий | |
3 | Выполнено 1-3 заданий |
2.Субтест Методика «Числовые таблицы»
УУД: действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, на умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент выявление степени утомляемости, устойчивости внимания, работоспособности в динамике, продуктивности, врабатываемости, психической устойчивости.
Учащимся предлагаются различные таблицы и инструкции к ним. В инструкции указываются условия и временные рамки выполнения. (В данном случае учащимся было предложено за определенный отрезок времени последовательно вычеркивать цифры начиная с максимальной в сторону убывания. Цифру, на которой учащийся остановился по истечении времени необходимо обвести.
Уровни | Критерии | Оценки |
1 | Выполнено меньше половины заданий | |
2 | Выполнено больше половины заданий | |
3 | Задание выполнено полностью в указанный срок |
- Субтест. Методика «Кодировка»
УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроля
Уровни | Критерий: сформированность действий замещения | Оценки |
1 | Ребенок не понимает или плохо понимает инструкцию, выполняет задание правильно только а тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано | |
2 | Ребенок адекватно выполняет задания кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно | |
3 | Сформированность действий кодирования (замещения), ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно, количество ошибок незначительно |
- Субтест «Планируем свой день»
УУД: действия, направленные на целеполагания и построение жизненных планов во временной перспективе, составление плана и последовательности действий
Инструкция: обучающимся предлагается составить план одного из учебных дней, указать временные рамки его событий.
№ | Событие дня | Время | № | Событие дня | Время |
1 | 6 | ||||
2 | 7 | ||||
3 | 8 | ||||
4 | 9 | ||||
5 | 10 |
Уровни | Критерий: развернутость планирования, адекватная расстановка временных рамок |
1 | Ребенок затрудняется в составлении плана, распределении времени |
2 | Ребенок составляет план, но затрудняется с распределением времени |
3 | Ребенок составляет план и адекватно распределяет время |
- Субтест . Методика «Найди ошибки»
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
УУД: регулятивные действия контроля
Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст, проверить его, исправить в нем ошибки (для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимо внимание и самоконтроль). Текст содержит 10 (или более ошибок).
Уровни | Критерий оценивания: подсчитывается количество пропущенных ощибок. С учетом качества пропущенных ошибок (пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки). В случае увеличения в тексте количества ошибок – критерии пересматриваются. |
Высокий | 0-2 пропущенные ошибки |
Средний | 3-4 пропущенные ошибки |
Низкий | более 5 пропущенных ошибок |
Ребята пошли в лес по грибы да заплудились. Солнце закатилось на востоке и стало быстро темнеть Мльчики испугались и стали кричать. Потом один из них забрался на дерева и огляделся посторонам. вдали мелькали огни деревни. Ребята в эту сторону. Вскоре они вышли наопушку леса и увидели людей, которые их искать. Дети рассказали, как они заблудились и нашли обратную дорогу в лес.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- Субтест. Методика «Флаг моего класса»
УУД: коммукативно - речевые действия (коммуникативные УУД), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера действие, направленное на формирование произвольной регуляции поведения
Инструкция: учащимся, сидящим парами, предлагается, обсуждая друг с другом свои предложения, придумать и раскрасить флаг класса таким образом, чтобы изображения получились максимально схожими.
Уровни | Критерий: продуктивность совместной деятельности, способность строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, способы взаимного контроля и взаимопомощи, эмоциональные отношения к совместной деятельности. |
1 | Преобладают различия или нет сходства, дети не пытаются договориться, не могут придти к согласию |
2 | Частичные сходства, совпадают отдельные признаки |
3 | Рисунки сходны между собой, дети активно обсуждают варианты, приходят к согласию, сравнивают, координируют, строят совместные действия, следят за реализацией принятого замысла. |
- Субтест Методика «Под другим углом зрения (Яблоки)»
«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
Настя
Люба Денис
Егор
Рис. 1.
Рис. 2.
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Низкий уровень | учащийся не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника. |
Средний уровень | частично правильный ответ: учащийся понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника. |
Высокий уровень | учащийся четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников. |
3. Субтест Методика «Кто прав?»
УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиций собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия).
Школьникам предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общие ответы на вопросы.
Воскресенье три подруги решили провести вместе.
«Давайте пойдем в кино» - предложила Наташа.
«Нет, лучше погулять в парке» - возразила Катя
«А вот и нет! Давайте останемся дома и поиграем в компьютерные игры» - сказала Ира.
Вопросы: Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему у них возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить?
Уровни | Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции, интересы и потребности других людей (отличные от собственной позиции) | |
Высокий | Обучающийся понимает и принимает возможность разных мнений (толерантность). Учтены все три позиции или приходит к компромиссу | |
Средний | Предпринимает попытку учета позиций всех собеседников, но к определенному решению не приходит | |
Низкий | Решение принимает с учетом собственной позиции или полностью уступает другим. | |
Критерий оценивания: умение обосновать собственное мнение | ||
Высокий | Развернутость и логичность ответа | |
Средний | Отвечает односложно | |
Низкий | Не дает ответа |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- Субтест Методика «Учимся задавать вопросы»
УУД: действия, направленные на формирование задавать вопросы к художественным текстам.
Учащимся предлагается текст из учебника литературы 5-го класса. К тексту прилагается на карточке общая схема вопросов.
№ | Тип вопроса | Примеры вопросов |
1 | прямые | Кто?, что делал? Где это происходило? При каких обстоятельствах? |
2 | уточняющие | Если я правильно понял, то |
3 | о причинах и следствиях | Почему? Зачем? Что из этого получилось? |
4 | предположения | Что бы изменилось, если бы? |
5 | на определение эмоций | Какие чувства вы испытали, когда |
6 | оценочные | Правильно ли поступил |
7 | эмоционального отношения | Понравился ли вам? |
8 | Требующие постановки себя на место героя | Как бы вы поступили на месте? |
Уровни | Критерии оценивания: умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст, умение выделять субъект и предикат текста |
Высокий | Составляет вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст, умеет выделять субъект и предикат текста |
Средний | Составляет вопросы, не выделяет субъект и предикат текста. |
Низкий | Затрудняется с составлением вопросов. |
- Субтест Методика «Составь слово из элементов по правилу»
УУД: общеучебные действия: знаково-символические, логические, моделирования, универсальные логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих элементов.
К заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма.
Уровни | Критерий: умение строить слова из элементов | ||||||
1 | Задание не выполнено или составлены простые слова с использованием одной буквы | ||||||
2 | Задание выполнено, составлено несколько слов с использованием двух букв | ||||||
3 | Задание выполнено, составлено несколько слов с использованием трех и более букв | ||||||
С К Р Т | Ч Л В К | М Т М Т К | Л Г ШК | Д СК Т К | |||
- Субтест Методика «Работа с метафорами»
УУД: действия, направленные на переработку и структурирование информации, работу с текстом (смысловое чтение), определение основной и второстепенной информации (понимание смысла пословицы), на способность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов.
Немецкие пословицы. | Русские пословицы |
Ошибки других-хорошие учителя. | Кончил дело-гуляй смело. |
С красноречивым языком не пропадешь. | На воре шапка горит. |
Лицо выдает негодяя. | Язык до Киева доведет. |
Один все равно, что никто. | На ошибках учатся. |
Сначала ноша – потом отдых. | Один в поле не воин. |
Уровни |
|
1 | Не справился с заданием или соотнес одну пару пословиц. |
2 | Соотнес 2-3 пары пословиц. |
3 | Соотнес 4-5 пословиц. |
4. Субтест Методика «ГИТ» (установление аналогий)
УУД: умение мыслить по аналогии
Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой.
Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.
Примеры:
ботинок: нога = шляпа:пальто нос видеть голова
птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать
небо; синее = трава: растет лето зеленая высокая
платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа
лампа | светить | печь | стоять комната греть стена | 1 | |
ехать | машина | лететь | вокзал самолет город аэродром | 2 | |
оса | насекомое | гадюка | насекомое змея млекопитающее яд | 3 | |
соленый | соль | сладкий | кислый горький хлеб сахар | 4 | |
Россия | Москва | Венгрия | Прага Будапешт Урал Ярославль | 5 | |
рот | лицо | пятка | человек нога ходить тело | 6 | |
февраль | март | вторник | воскресенье месяц среда неделя | 7 | |
морковь | овощи | фиалка | одуванчик цветы долина пахучая | 8 | |
склад | товар. | гардероб | клуб гардеробщица пальто театр | 9 | |
рыба | вода | птица | хвост насекомое червяк воздух | 10 | |
3 | 30 | 40 | 100 1000 400 4000 | 11 | |
дуб | листья | елка | пихта хвоя ствол дерево | 12 | |
фрукты | собирать | рыба | карп жарить ловить грузди | 13 | |
слушаться | похвала | шалить | наказание учитель ученик парта | 14 | |
часы | время | барометр | погода гроза давление шкала | 15 | |
картина | стена | люстра | потолок лампа хрустальный желтый | 16 | |
жара | пыль | дождь | облако лето солнце слякоть | 17 | |
коньки | лед | яхта | река воскресенье вода лето | 18 | |
художник | кисть | кузнец | черный огонь молот лето | 19 | |
есть | еда | пить | жажда чай завтракать напиток | 20 | |
фермер | хлеб | шахтер | шахта мельник уголь скот | 21 | |
север | юг | А | Я В Н Д | 22 | |
минута | час | час | секунда сутки время стрелка | 23 | |
слюна | еда | пот | лоб капля лимон усилие | 24 | |
6 | 30 | 5 | 15 55 25 50 | 25 | |
тренировка | сильный | лень | слабый спорт медленный безделье | 26 | |
город | дома | поле | деревня колосья мыши жара | 27 | |
добрый | злой | помогать | честный работать приятный вредить | 28 | |
уважение | презрение | друг | ненависть враг любовь болезнь | 29 | |
рота | командир | завод | рабочий депутат директор мастер | 30 | |
ложка | суп | нож | вилка прибор хлеб тарелка | 31 | |
красивый | уродливый | высокий | длинный короткий низкий гора | 32 | |
доска | мел | бумага | тетрадь писать карандаш книга | 33 | |
волк | овца | кошка | кролик мышь собака крыша | 34 | |
слабость | сила. | покой | болезнь лень полнота движение | 35 | |
покупка | продажа | приобрести | деньги заработок потерять торговать | 36 | |
внизу | вверху | пол | комната потолок линолеум подметать | 37 | |
растение | травоядное | травоядное | корова детеныш хищник пресмыкающееся | 38 | |
рождение | смерть | начало | жизнь ребенок конец распад | 39 | |
сомнительный | вероятный | вероятный | знакомый достоверный чужой возможный | 40 |
5.Субтест Методика «ГИТ» (определение сходства и различия понятий)
УУД: умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков
Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.
Примеры:
Большой Р маленький, мощный С сильный, сухо Р мокро.
Богатый | бедный | 1 | |||
Милый | приятный | 2 | |||
Быстрый | медленный | 3 | |||
Все | ничего | 4 | |||
Галоши | боты | 5 | |||
Прямая | извилистая | 6 | |||
Вопрос | ответ | 7 | |||
Твердый | жидкий | 8 | |||
Плоский | ровный | 9 | |||
Лечь | встать | 10 | |||
Любовь | ненависть | 11 | |||
Ученый | необразованный | 12 | |||
Далекий | близкий | 13 | |||
Доброжелательный | завистливый | 14 | |||
Часть | доля | 15 | |||
Внутренний | внешний | 16 | |||
Подлый | честный | 17 | |||
Имущество | достояние | 18 | |||
Позволить | "запретить | 19 | |||
Сходный | различный | 20 | |||
Сердитый | вспыльчивый | 21 | |||
Живой | подвижный | 22 | |||
Красота | великолепие | 23 | |||
Беспомощный | растерянный | 24 | |||
Спор | ссора | 25 | |||
Закономерность | регулярность | 26 | |||
Простить | наказать | 27 | |||
Ловкий | умелый | 28 | |||
Взгляд | мнение | 29 | |||
Снизить | уменьшить | 30 | |||
Легкомысленный | беззаботный | 31 | |||
Согласиться | одобрить | 32 | |||
Преходящий | постоянный | 33 | |||
Непрерывный | постоянный | 34 | |||
Раздражитель | стимул | 35 | |||
Прославленный | популярный | 36 | |||
Причина | результат | 37 | |||
Ограничить | подавить | 38 | |||
Существенный | побочный | 39 | |||
Сверстник | современник | 40 |
- Субтест. Методика «ГИТ» (исполнение инструкций) (4 мин)
УУД: действия, направленные на понимание простых указаний и их осуществление
Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.
Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.
Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.
Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________на западе.
Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___ глаза.
Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.
Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.
Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.
Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .
Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.
Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.
Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.
Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.
Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.
Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○
Примерный бланк обследования обучающегося.
Ф.И.О. ____________________________________________________________
Возраст____________________, дата рождения__________________________
ФИО классного руководителя_________________________________________
Школа______________, класс______, дата обследования_______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-235661-1415888212.jpg)
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС
Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования умений логического ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-1016812-1519787062.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393738-1391003520.jpg)
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/12/picture-765874-1542015978.jpg)
Статья "Внутренний мониторинг качества образования в рамках внедрения ФГОС" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Система внутреннего мониторинга качества образования в рамках внедрения ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...