Диагностический инструментарий для измерения уровня развития универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС ООО
консультация ( класс) по теме

В даном инструментарии представлены материалы для диагностики уровня развития универсальных учебных действий учащихся, обучающихся по ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx147.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

для измерения уровня развития универсальных учебных действий

 в рамках внедрения ФГОС ООО


http://anekdot.net.ru/data/anekdots/6998.jpg

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  1. Субтест. Методика «Дисциплинированность».

УУД: действия, направленные на выработку волевой черты характера - дисциплинированности, умений осуществлять действие по словесной инструкции.

Инструкция: каждое задание будет прочитано медленно, четко и только один раз. Слушайте внимательно, т. к. это – исследование вашей дисциплинированности и исполнительности. Переспрашивать нельзя, но исправлять свои ошибки можно. Все задания выполняются легко и точно, если проявить старание.

  1. Напишите вверху слева на бланке вашу фамилию, имя, отчество.
  2. Справа вверху бланка укажите сегодняшнее число, месяц, год.
  3. Обратите внимание на первый ряд кружков. Проведите линию от третьего кружка к шестому так, чтобы она прошла под четвертым кружком и над пятым.
  4. Обратите внимание на второй ряд кружков. Поставьте крестик во втором кружке слева и в четвертом  - единицу.
  5. Обратите внимание на ряд прямоугольников. Теперь поставьте цифру 2 или 3 в двух самых крупных прямоугольниках и любую цифру не меньше, чем 4 и не больше 7 в том прямоугольнике, который рядом с самым маленьким.
  6. Обратите внимание на 4 ряд, где изображены частично пересекающиеся геометрические фигуры. Напишите цифру 1 в том месте окружности, которая не находится ни в квадрате, ни в треугольнике и цифру 5 в том месте квадрата, которое находится и в окружности и в треугольнике.
  7. Обратите внимание на последний ряд кружков. Проведите линию от первого кружка к шестому так, чтобы она прошла ниже второго, выше третьего и четвертого и между четвертым и пятым.

Обработка результатов: количественный показатель – процент правильно выполненных заданий от их общего числа.

Ошибки могут быть вызваны непроизвольным снижением внимания, непониманием задания, медлительностью, небрежным отношением, отсутствием стойкости воли (наличие ошибок в последних заданиях) и навыков дисциплины.

Уровни

Критерии

Оценки

1

Выполнено 6-7 заданий

2

Выполнено 4-5 заданий

3

Выполнено 1-3 заданий

2.Субтест  Методика «Числовые таблицы»

Методика - Таблицы Шульте

УУД:  действие, направленное на запоминание и удержание инструкции во времени, на умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент выявление степени утомляемости, устойчивости внимания,  работоспособности в динамике, продуктивности, врабатываемости, психической устойчивости.

Учащимся предлагаются различные таблицы и инструкции к ним. В инструкции указываются условия и временные рамки выполнения. (В данном случае учащимся было предложено за определенный отрезок времени последовательно вычеркивать цифры начиная с максимальной в сторону убывания.  Цифру, на которой учащийся остановился по истечении времени необходимо обвести.

Уровни

Критерии

Оценки

1

Выполнено  меньше половины заданий

2

Выполнено  больше половины  заданий

3

Задание выполнено полностью в указанный срок


  1. Субтест. Методика «Кодировка»

УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроляcode2

Уровни

Критерий: сформированность действий замещения

Оценки

1

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкцию, выполняет задание правильно только а тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано

2

Ребенок адекватно выполняет задания кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно

3

Сформированность действий кодирования (замещения), ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно, количество ошибок незначительно

  1. Субтест «Планируем свой день»

УУД: действия, направленные на целеполагания и построение жизненных планов во временной перспективе, составление плана и последовательности действий

Инструкция: обучающимся предлагается составить план одного из учебных дней,  указать временные рамки его событий.

Событие дня

Время

Событие дня

Время

1

6

2

7

3

8

4

9

5

10

Уровни

Критерий: развернутость планирования, адекватная расстановка временных рамок

1

Ребенок затрудняется в составлении плана, распределении времени

2

Ребенок  составляет план, но затрудняется с распределением времени

3

Ребенок  составляет план и адекватно распределяет время

  1. Субтест . Методика «Найди ошибки»

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля

УУД: регулятивные действия контроля

Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст, проверить его, исправить в нем ошибки (для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знание правил, но необходимо внимание и самоконтроль). Текст содержит 10 (или более ошибок).

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество пропущенных ощибок. С учетом качества пропущенных ошибок (пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки). В случае увеличения в тексте количества ошибок – критерии пересматриваются.

Высокий

0-2 пропущенные ошибки

Средний

3-4 пропущенные ошибки

Низкий

более 5 пропущенных ошибок

Ребята пошли в лес по грибы да заплудились. Солнце закатилось на востоке и стало быстро темнеть  Мльчики испугались и стали кричать. Потом один из них забрался на дерева и огляделся посторонам. вдали мелькали огни деревни. Ребята  в эту сторону. Вскоре они вышли наопушку леса и увидели людей, которые их искать.  Дети рассказали,  как они заблудились и нашли обратную дорогу в лес.


КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

  1. Субтест.  Методика «Флаг моего класса»

УУД: коммукативно - речевые действия (коммуникативные УУД), действия, направленные на умение работать по словесной инструкции партнера действие, направленное на  формирование произвольной регуляции поведения

Инструкция: учащимся, сидящим парами, предлагается, обсуждая друг с другом свои предложения, придумать и раскрасить флаг класса таким образом, чтобы изображения получились максимально схожими.

Уровни

Критерий: продуктивность совместной деятельности, способность строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, способы взаимного контроля и взаимопомощи, эмоциональные отношения к совместной деятельности.

1

Преобладают различия или нет сходства, дети не пытаются договориться, не могут придти к согласию

2

Частичные сходства, совпадают отдельные признаки

3

Рисунки сходны между собой, дети активно обсуждают варианты, приходят к согласию, сравнивают, координируют, строят совместные действия, следят за реализацией принятого замысла.

  1. Субтест  Методика «Под другим углом зрения (Яблоки)»

«Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст:  (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми  

Метод оценивания: анализ детских рисунков

Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.  

Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.

Инструкция (текст задания на бланке):

На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников – Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (рис. 1.: ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (рис. 2: четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).

                                                               Настя

                                                           

     

                             Люба                           Денис                  

                                                              Егор                                                    

                                                               Рис. 1.

             ваза_1ваза_1ваза_1ваза_1

                                                                Рис. 2.

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Низкий уровень

учащийся не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.

Средний уровень

частично правильный ответ: учащийся понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.

Высокий уровень

учащийся четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.

 

3.  Субтест  Методика «Кто прав?»

УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиций собеседника и анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению (коммуникативная рефлексия).

Школьникам предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общие ответы на вопросы.

Воскресенье три подруги решили провести вместе.

«Давайте пойдем в кино» - предложила Наташа.

«Нет, лучше погулять в парке» - возразила Катя

«А вот и нет! Давайте останемся дома и поиграем в компьютерные игры» - сказала Ира.

Вопросы: Как вы думаете, кто из них прав? Почему? Почему у них возник спор? Как могла бы объяснить свой выбор каждая из девочек? Как им нужно поступить?

Уровни

Критерии оценивания: понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции, интересы и потребности других людей (отличные от собственной позиции)

Высокий

Обучающийся понимает и принимает возможность разных мнений (толерантность). Учтены все три позиции или приходит к компромиссу

Средний

Предпринимает попытку учета позиций всех собеседников, но к определенному решению не приходит

Низкий

Решение принимает с учетом собственной позиции или полностью уступает другим.

Критерий оценивания: умение обосновать собственное мнение

Высокий

Развернутость и логичность ответа

Средний

Отвечает односложно

Низкий

Не дает ответа


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

  1. Субтест   Методика «Учимся задавать вопросы»

УУД: действия, направленные на формирование задавать вопросы к художественным текстам.

Учащимся предлагается текст из учебника литературы 5-го класса. К тексту прилагается на карточке общая схема вопросов.

Тип вопроса

Примеры вопросов

1

прямые

Кто?, что делал? Где это происходило? При каких обстоятельствах?

2

уточняющие

Если я правильно понял, то

3

о причинах и следствиях

Почему? Зачем? Что из этого получилось?

4

предположения

Что бы изменилось, если бы?

5

на определение эмоций

Какие чувства вы испытали, когда

6

оценочные

Правильно ли поступил

7

эмоционального отношения

Понравился ли вам?

8

Требующие постановки себя на место героя

Как бы вы поступили на месте?

Уровни

Критерии оценивания: умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст, умение выделять субъект и предикат текста

Высокий

Составляет вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст, умеет выделять субъект и предикат текста

Средний

Составляет вопросы, не выделяет субъект и предикат текста.

Низкий

Затрудняется с составлением вопросов.

  1. Субтест  Методика «Составь слово из элементов по правилу»

УУД: общеучебные действия: знаково-символические, логические, моделирования, универсальные логические – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); синтез – как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих элементов.

К заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма.

Уровни

Критерий: умение строить слова из элементов

1

Задание не выполнено или составлены простые слова с  использованием одной буквы

2

Задание выполнено, составлено несколько слов с  использованием двух букв

3

Задание выполнено, составлено несколько слов с  использованием трех и более букв

С    К  Р    Т

Ч   Л    В     К

М   Т   М   Т   К

Л   Г   ШК    

Д    СК    Т   К

  1. Субтест  Методика «Работа с метафорами»

УУД: действия, направленные на переработку и структурирование информации, работу с текстом (смысловое чтение), определение основной и второстепенной информации (понимание смысла пословицы), на способность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов.

Немецкие пословицы.

Русские пословицы

Ошибки других-хорошие учителя.

Кончил дело-гуляй смело.

С красноречивым языком не пропадешь.

На воре шапка горит.

Лицо выдает негодяя.

Язык до Киева доведет.

Один все равно, что никто.

На ошибках учатся.

Сначала ноша – потом отдых.

Один в поле не воин.

 

Уровни

  1. Критерий: способность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления, образного сближения слов, установления смыслового соответствия.

1

Не справился с заданием или соотнес одну пару пословиц.

2

Соотнес 2-3 пары пословиц.

3

Соотнес 4-5 пословиц.

4. Субтест Методика «ГИТ» (установление аналогий)

УУД: умение мыслить по аналогии

Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой.

Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.

Примеры:

ботинок: нога = шляпа:пальто        нос видеть голова

птица: петь = собака: кусать           лаять сторожить бегать

небо; синее = трава: растет             лето зеленая высокая

платье: ткань = ботинки: бумага    гуталин гулять кожа

лампа

светить

печь

стоять комната греть стена

1

ехать

машина

лететь

вокзал самолет город  аэродром

2

оса

насекомое

гадюка

насекомое змея млекопитающее яд

3

соленый

соль

сладкий

кислый горький хлеб сахар

4

Россия

Москва

Венгрия

Прага Будапешт Урал Ярославль

5

рот

лицо

пятка

человек нога ходить тело

6

февраль

март

вторник

воскресенье месяц среда неделя

7

морковь

овощи

фиалка

одуванчик цветы долина пахучая

8

склад

товар.

гардероб

клуб гардеробщица пальто театр

9

рыба

вода

птица

хвост насекомое червяк воздух

10

3

30

40

100    1000     400    4000

11

дуб

листья

елка

пихта хвоя ствол дерево

12

фрукты

собирать

рыба

карп жарить ловить грузди

13

слушаться

похвала

шалить

наказание учитель ученик парта

14

часы

время

барометр

погода гроза давление шкала

15

картина

стена

люстра

потолок лампа хрустальный желтый

16

жара

пыль

дождь

облако лето солнце слякоть

17

коньки

лед

яхта

река воскресенье вода лето

18

художник

кисть

кузнец

черный огонь молот лето

19

есть

еда

пить

жажда чай завтракать напиток

20

фермер

хлеб

шахтер

шахта мельник уголь скот

21

север

юг

А

Я   В   Н   Д

22

минута

час

час

секунда сутки время стрелка

23

слюна

еда

пот

лоб капля лимон усилие

24

6

30

5

15   55   25   50

25

тренировка

сильный

лень

слабый спорт медленный безделье

26

город

дома

поле

деревня колосья мыши жара

27

добрый

злой

помогать

честный работать приятный вредить

28

уважение

презрение

друг

ненависть враг любовь болезнь

29

рота

командир

завод

рабочий депутат директор мастер

30

ложка

суп

нож

вилка прибор хлеб тарелка

31

красивый

уродливый

высокий

длинный короткий низкий гора

32

доска

мел

бумага

тетрадь писать карандаш книга

33

волк

овца

кошка

кролик мышь собака крыша

34

слабость

сила.

покой

болезнь лень полнота движение

35

покупка

продажа

приобрести

деньги заработок потерять торговать

36

внизу

вверху

пол

комната потолок линолеум подметать

37

растение

травоядное

травоядное

корова детеныш хищник пресмыкающееся

38

рождение

смерть

начало

жизнь ребенок конец распад

39

сомнительный

вероятный

вероятный

знакомый достоверный чужой возможный

40

5.Субтест Методика «ГИТ» (определение сходства и различия понятий)

УУД: умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков 

Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.

Примеры:

Большой Р маленький,                                  мощный С сильный,                                    сухо Р мокро.

Богатый

бедный

1

Милый

приятный

2

Быстрый

медленный

3

Все

ничего

4

Галоши

боты

5

Прямая

извилистая

6

Вопрос

ответ

7

Твердый

жидкий

8

Плоский

ровный

9

Лечь

встать

10

Любовь

ненависть

11

Ученый

необразованный

12

Далекий

близкий

13

Доброжелательный

завистливый

14

Часть

доля

15

Внутренний

внешний

16

Подлый

честный

17

Имущество

достояние

18

Позволить

"запретить

19

Сходный

различный

20

Сердитый

вспыльчивый

21

Живой

подвижный

22

Красота

великолепие

23

Беспомощный

растерянный

24

Спор

ссора

25

Закономерность

регулярность

26

Простить

наказать

27

Ловкий

умелый

28

Взгляд

мнение

29

Снизить

уменьшить

30

Легкомысленный

беззаботный

31

Согласиться

одобрить

32

Преходящий

постоянный

33

Непрерывный

постоянный

34

Раздражитель

стимул

35

Прославленный

популярный

36

Причина

результат

37

Ограничить

подавить

38

Существенный

побочный

39

Сверстник

современник

40

  1. Субтест. Методика «ГИТ» (исполнение инструкций)  (4 мин)

УУД: действия, направленные на понимание простых указаний и их осуществление

Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.

Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.

Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.

Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце________________на западе.

Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___  глаза.

Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.

Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.

Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.

Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .

Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.

Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.

Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.

Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.

Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.

Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○

Примерный бланк обследования обучающегося.

Ф.И.О. ____________________________________________________________

Возраст____________________, дата рождения__________________________

ФИО классного руководителя_________________________________________

Школа______________, класс______, дата обследования_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...