математика 6 класс "Проценты. Решение задач"
методическая разработка (6 класс) на тему

Аннотация к уроку.

 

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок- проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися.

Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока-обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsenty._reshenie_zadach.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Старая Рачейка  имени Героя Советского Союза С.Т. Теплова

муниципального района Сызранский Самарской области

446050, Самарская область, Сызранский район, с. Старая Рачейка, ул. Щеглова, 1 А
телефон (факс): 93-06-54, e
-mail: staro_racheiskja@mail.ru

Личностно – ориентированная ситуация

на уроке математики в 6 классе по теме:

«Проценты. Решение задач.»

(Из опыта работы учителя                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    математики Пузырниковой З.Г.)


УРОК МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.»

Проблема: «Жить или курить?»

Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение.

Цель урока:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.
  2. способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработка практических навыков в вычислении процентов.
  3. содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить.»
  4. содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширение знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».

Аннотация к уроку.

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок- проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися.

Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока-обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы            


Ход урока.

        Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведём мы его, обсуждая проблему для человечества - наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых являются пагубная привычка-курение.

                На дом вам было задано провести небольшое анкетирование дома (анонимно).

Вопросы анкеты:

  1. Курят ли родители?
  2. Курит брат или сестра?
  3. Пробовал(а) ли ты сейчас?
  4. Куришь ли ты сейчас?
  5. Тебе это нравиться?

В течении урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов.

        Большинство учёных стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.

В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел.

        Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это?

А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

        На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке, решая задачи на нахождение процентов, закрепив тему «Проценты».

Повторение ранее изученного.

  1. Устный счет:

Проведем «зарядку для ума» (Учащиеся отвечают по «цепочке»)

        А)Прочитать число и представить в виде процента.

На доске записан ряд чисел(дробей):

0,5 ; 1/2; 0,17; 1,01; 2/5; 1/25; 3/4; 0,017.

        Б) Следующий ряд чисел- процент представить в виде дроби:

13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 50,3%.

  1. К нам пришли учителя. Они решили послушать, как вы умеете решать задачи на процентное соотношение, а заодно узнать ваше мнение о таком «модном» вопросе среди подростков «Куришь ли ты?»

УЧИТЕЛЬ: Старшеклассники передали вам задачу, в котором они вас просят определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.

(Зачитывается задача)

№1         В табачном дыме сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете,

если никотина – 2%, а

синильная кислота составляет 1/2 части никотина,

 табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина,

окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210составляет 2/3 от количества окиси углеро

(Показываются формулы химических веществ:

СО-окись углерода;

HCN-синильная кислота;

                                                             -никотиновая кислота.

(У доски ученик делает краткую запись условия. Ребята обсуждают коллективно.)

  1. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.

Например? (Обсуждение вопроса всем классом.) (Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: легкие, сердца, печени, болезни ног.)

Невольно возникает вопрос: почему же всё-таки люди курят?

        (Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)

  1. Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте.

(Ученики предъявляют свою информацию.)

№2 Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков-60%, девочек-40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

(Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, сверяют с тем, решено у доски.)

Вывод: Почти половина школьников не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зубы и появляется не приятый запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

  1. стная работа обсуждается всем классом,)

УЧИТЕЛЬ: При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные по – 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

  1.  (Работа у доски. Задача дана на карточках. Ученик зачитывает условие, записывает краткую запись и решает. Остальные решают самостоятельно.)

Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться «моды»?

№3Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если продолжительность жизни в России 56лет (47,6).

 (Обсуждают, стоит ли курить, если срок жизни укорочен.)

  1. Как вы думаете, кто является примером для подражания?

(На данном этапе можно огласить итоги домашнего анкетирования.)

Ученики: В первую очередь – взрослые и, конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.

Учитель: Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят.

№4.

  1. Средний вес новорожденного ребенка 3кг. 300г. если у ребенка отец курит, то его вес будет м6еньше среднего веса на 125г, если курит мать – меньше на 300г.

Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама.

Ответ округлите до единиц. (=3%,=9%)

Задача на карточке. У доски два ученика: а) и б) решают отдельно. А на местах решают по вариантам.

(Обсуждение и высказывание мнений учащихся.)

Ученики: Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.

Учитель: 9        

Весь мир считает, что курить не модно, не этично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения) Так вот , во всем мире идет борьба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример.

        Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок.

№5. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

(32ошибки, 48 ошибок.)(Решают коллективно и у доски.)

Учитель:

  1. Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе ответа данной задачи. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 1998г из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин – 40, ну а к 2002 году – мужчин 90 человек, женщин – 45. на основе полученной информации задается вопрос задачи для решения по вариантам (самостоятельная работа 1-й вариант-мужчин, 2-й вариант-женщин).

ВОПРОС. Определите количество курящих на конец 2004г.(Округлите результат до целого числа.)

(Проверяют коллективно, сравнивают.)

Подведение итогов.

Обсуждение – вывод ученика:

Учитель: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течении 8 часов в курильном помещении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10 метров от дымящей сигареты.

Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработала в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего стало заболевание – легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей денежную компенсацию.

(Сообщение ученика)

Учитель: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996г запрещено курить в ресторанах и барах.

(Сообщение ученика.)

Учитель: Всемирная Организация Здравоохранения(ВОЗ) выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение.»

        Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим каждому из нас.

Инструктаж домашнего задания.

Учитель: Домашнее задание такое:

        №6 Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 2000 рублей.(вмесяце30 дней).

(        Домашнее задание записывается в тетради.)

Учитель: На этом у нас все задания закончились. Мы ответили на поставленные вопросы и решили задачи на определение процента и процентного соотношения. Осталось нам сделать вывод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начать? А все-таки жить или курить?»

(Предлагаются ответы на поставленные вопросы.)


Приложение.

Итоги домашнего анкетирования:

  1. Кто курит в семье?

Папа-16человек

Мама-2человека

Брат-4человека

Сестра-4человека

Никто-1человек.

2        Курит ли брат или сестра?

Брат-4человека

Сестра-4человека.

3        Куришь ли ты?

Да-0человек

Нет-18человек.

4        Пробовал ли?

Да-12человек.

Нет-6человек.

  1. Нравится ли тебе?

Да-0человек

Нет-18человек.


№1         В табачном дыме сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете,

         если никотина – 2%, а

         синильная кислота составляет 1/2 части никотина,

         табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина,

         окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210составляет 2/3 от количества окиси углерода.

№2 Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков-60%, девочек-40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

№3        При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные по – 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

№4Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова      продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей. Если продолжительность жизни в России 56лет

№5Средний вес новорожденного ребенка 3кг. 300г. если у ребенка отец курит, то его вес будет м6еньше среднего веса на 125г, если курит мать – меньше на 300г.

Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама.

Ответ округлите до единиц.

№6.        Если хороший секретарь – машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок.

         Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?


№7Ежегодный прирост курящих в России составляет 3%. В 1998г из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин – 40, ну а к 2002 году – мужчин 90 человек, женщин – 45.

 (самостоятельная работа 1-й вариант-мужчин, 2-й вариант-женщин).

ВОПРОС. Определите количество курящих на конец 2004г.(Округлите результат до целого числа.)

        Домашнее задание

№6 Определите, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если пачка сигарет стоит 8 рублей, ежемесячная зарплата 2000 рублей.(вмесяце30 дней).

(        Домашнее задание записывается в тетради.)


ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

Личностно ориентированное система обучение предполагает:

  • Признание ученика основным субъектом процесса обучения
  • Признание основной целью развитие индивидуальных способностей ученика
  • Определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ученика, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Средства достижения этой цели следующие:

  • Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся.
  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Поощрение стремления находить свой способ работы (решения задач), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Единых критериев оценки на уроке быть не может.

  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально использовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Аннотация к уроку.

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждают учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок – проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися.

Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока-обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.

        Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни.

        Правила урока – проблемы должны учитывать цели урока и индивидуальные возможность учащихся. На уроке создаются условия для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятии верного решения.

        Урок-проблема имеет определенный результат, который является финалом обсуждения, придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного выбора пути морального и умственного удовлетворения.

        Данный урок – проблема разработан в соответствии с требованиями личностно ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор учащихся.

        Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность помогает разобраться в правильности выбора жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс по математике "Проценты. Решение задач""

Урок – проблема «О вреде курения с точки зрения математики» по теме «Проценты. Решение задач»...

Урок по математике на тему:"Решение задач на проценты"

При решении задач на проценты на уроке решается проблемный для подростков вопрос "Жить или курить!"...

Открытый урок по математике в 6 классе. Тема "Решение задач на нахождение дроби и процента от числа"

Урок и презентация по теме "Нахождение дроби  и процента от  числа" по математике в 6 классе. Урок-закрепления темы. Ход урока построен на решении проблемы: как сохранить здоровье человека, ...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач."

Главная дидактическая цель урока: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный сп...

Конспект урока по математике в 7 классе на тему «Проценты. Решение задач».

В данном конспекте представлено решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач на проценты. Материал можно использовать на уроках математики в 7-9 классах....