проект "Моя образовательная инициатива" Толерантность - дорога к миру
проект ( класс) на тему

Магомедова Зарема Гебековна

педагогический проект представляет собой разработанную систему и структуру, в которой расматривается толерантность как основа гражданского воспитания школьников. Данный проект направлен на учащихся 5-11 классов, учителей предметников, родителей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  «Толерантность – дорога к миру» Магомедова Зарема Гебековна,                                                                             учитель английского языка МБОУ «СОШ №7», г. Когалым  

                                                           

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Проект «Моя образовательная инициатива»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5599503.jpg

Толерантность – дорога к миру

Автор: Магомедова Зарема Гебековна,

Руководитель: Трусова Наталья Владимировна.

г.Когалым, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Краткая аннотация проекта………………………………………………….3
  2. Описание проекта и его обоснование…………………………………….4-6
  3. Механизм реализации проекта……………………………………………6-9
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………………10-11
  5. Календарный график……………………………………………………12-14
  6. Оценка достижений намеченных результатов и отчетность…………….14-15

Литература…………………………………………………………………..16


  1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект представляет собой разработанную систему и структуру, в которой рассматривается толерантность как основа гражданского воспитания школьников. Воспитание толерантности актуально и востребовано особенно в наши дни. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений.

Данный проект направлен на учащихся 5-11 классов, учителей-предметников, родителей обучающихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, раскрываются механизмы реализации проекта, представлены результаты диагностик, результаты учебной и внеучебной деятельности обучающихся, приведены промежуточные результаты реализации проекта и перспективы его дальнейшего развития. В проекте отражён опыт работы учителя английского языка в области формирования толерантности на уроках при реализации технологий группового обучения, а также эффективные методы и приемы формирования толерантности.

  1. Описание проекта и его обоснование

Теперь, когда мы научились

 Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

 Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

Актуальность проекта.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право каждому человеку на образование, указывает на недопустимость дискриминации в сфере образования; подчеркивает важность воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

        Система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности.    Нормы  толерантного поведения должны стать правилом жизни подростков в первую очередь, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентации, складываются образцы поведения.

Формирование основ толерантности у детей школьного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в школьном возрасте немного. Возможности учащихся хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно - досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные  традиции. 

 В нашей школе, как и во многих других в наше время, вместе обучаются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Толерантность - дорога к миру».  

Цель проекта: формирование основ толерантной культуры личности школьника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

        Противоречия, проблемы и цель определили задачи проекта: 

  • Формирование у детей старшего школьного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в классе.
  • Найти эффективные формы по взаимодействию школы, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.

Описание содержания проекта

Проект предусматривает следующие направления:

  • Исследования и анализ ценностных ориентаций детей;
  •  Нравственное просвещение;
  • Организация эффективной целесообразной работы школы на основе ценностного подхода;
  • Организация и проведение социально-значимой коллективной творческой деятельности;
  • Проведение образовательных программ по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию.

Перспективы развития проекта:

  • ежегодно проводить в школе  День толерантности;
  • принять участие в конкурсе «Мир, который мы строим»;
  • продолжить работу по формированию толерантного отношения к окружающему миру, как осознанной жизненной позиции личности в учебной и внеклассной деятельности.

  1. Механизм реализации проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, средней продолжительности.

Организационный «административный ресурс»:

Координаторы проекта: Наливайкина  Татьяна Александровна - директор школы, Трусова Наталья Владимировна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Автор проекта: Магомедова Зарема Гебековна - учитель английского языка.

Руководитель проекта:  Трусова Наталья Владимировна – учитель географии.

Кадровое обеспечение проекта:

  • администрация, педагогический коллектив школы, психологическая служба школы, родительская общественность.

Материально-технические ресурсы:

  • кабинет, компьютер, мультимедийный проектор, сканер, ксерокс;
  • учебно-методический материал;  
  • кабинет является информационным центром, подключен к сети Интернет.

Организационные ресурсы:

  •  классно-урочная система обучения;
  •  внеурочная система обучения.

 Временные ресурсы : 2012 года –2014 года.

Формирование толерантности предполагает системный подход. Включение толерантности  в обучение осуществляется в два подхода:

Первый – целенаправленное обучение, имеющее своей задачей развитие конкретных навыков толерантного поведения и осуществляющееся в рамках специальных учебных дисциплин.

Второй - ознакомление учащихся с этическими и социально-практическими аспектами терпимости в рамках всего процесса обучения.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\img1.gif

Условиями получения опыта толерантности в образовательной системе выступают: диалогическое общение (дискуссия, диалог, диспут), сотрудничество в обучении, использование технологий группового обучения, а также эффективные методы и приемы формирования толерантности.

Используя технологии группового обучения, мы соблюдаем следующие требования - очень хорошее знание психолого-педагогических характеристик класса, уровня знаний в классе, а также особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе. В этом мне помогают психологические характеристики, составленные педагогом-психологом школы Алесенко Т.Н.

Формирование толерантности можно рассмотреть на примере интегрированного урока географии и английского языка. Большинство таких уроков проходят в групповой форме обучения, по виду - это уроки-игры, уроки-мастерские.

Урочная деятельность: Урок - игра – «Две религии: особенности ценностных ориентаций»                            

Цель данного мероприятия: воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого.

Игра посвящена проблеме межконфессиональных отношений.

Моделирует переговоры представителей христианства и мусульман

1. Знакомство с игровой ситуацией: в стране проживали два народа, исповедующих ислам и христианство....

2. Выбор учащимися одной из ролей, подготовка краткой справки об основных заповедях, обычаях, традициях представителей конфессий.

Подготовительный этап

  • Знакомство с игровой ситуацией: в стране проживали два народа, исповедующих ислам и христианство....
  • Выбор учащимися одной из ролей, подготовка краткой справки об основных заповедях, обычаях, традициях представителей конфессий.
  • Подготовка аргументов в защиту своего мнения (при возможном и выгодном проживании двух конфессий) или аргументов решения проблем (при невозможности сосуществования).
  • Деление класса на 2 группы: переговорщики и проблематизаторы.

Ход игры

1. Представление визитной карточки религии

2. Дискуссия:

Скажите, какая из религий в большей степени отражает истину? (Важный вопрос, отражающий готовность начинать переговоры).

Выявленные проблемы:

  • Кто будет осуществлять верховную власть в государстве?
  • Как будут вестись летоисчисления?
  • Как относиться к смешанным бракам?
  • Какова религиозная принадлежность детей в семьях?
  • Какими будут школы?
  • Как решить проблему питания?
  • Как относиться к проявлениям религиозной вражды?

Итог

  • Появление свода законов Двуединой Земли (Хрисламоленда), призванного предупредить возникновение религиозных конфликтов.

Методические приемы при работе в группах

  • – игра «Кроссчайнворд» или «Скрэббл»,
  • - синквейн,
  • - игра «Водоворот».

Внеурочная деятельность: классный час «Дружба народов»

Цель: Создать условия с целью привлечения школьников к проблеме толерантного отношения к представителям разных национальностей.

Форма: Классный час рекомендуется провести в форме заседания круглого стола. Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

 Оборудование:

 1. Использование ИКТ.

 2. Упражнение «Мировое приветствие»

 3. Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"

Подготовительная работа: Требуется большая подготовительная работа, предусматривающая изучение литературы, журнальных статей по предложенным вопросам, подготовку тезисов. Это будет способствовать активной познавательной деятельности учащихся и позволит обсудить охватить достаточно большой круг проблем.

 Деление на минигруппы: историки, филологи, политологи, педагоги, этнопедагоги.

Ход занятия.

 1. Организационная. Упражнение "мировое приветствие".

 2. Основная.

  • Вызов
  • Осмысление
  • Упражнение «Я – хороший, ты – хороший»

3. Заключительная часть. Рефлексия

Итог: изготовление коллажа «Толерантность»

http://festival.1september.ru/articles/565981/img1.gif

  1. Ожидаемые результаты

Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы формирования толерантности, способной быстро выявлять и разрешать проблемы и противоречия.

Ожидаемые результаты:

  • создание нормативных, методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора и участников проекта;
  • программа элективного курса «Английский язык как основа воспитания толерантности»;
  •  банк методических разработок по направлениям проекта;
  • участие в конференциях, смотрах и конкурсах;
  • изменение отношения детей друг другу;
  • воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры;
  •  вовлечение родителей в процесс формирования толерантности.

Результатом реализации проекта являются следующие показатели: учитывая анализ данных диагностики 2012 и 2013 г.г. по определению толерантных качеств учащихся и психологической атмосферы на уроках, проведенной педагогом-психологом Алесенко Т.Н. в старших классах, можно отметить, что показатели дружелюбия увеличились в 10б классе на 1%, в 11б – на 5%, в 9а – на 4%, в 9б – на 6%. Показатели товарищеской поддержки увеличились в 10а классе на 4%, в 11б – на 4%, в 9а – и в 9б – на 9%. Показатели согласия увеличились - в 10а и б классе на 5%, в 11б – на 5%, в 11а – на 2%, в 11б – на 7%, в 9а – на 11%, в 9б – на 8%.

Психологическая атмосфера: 2011-2012 учебный год

Психологическая атмосфера: 2012-2013 учебный год

Таким образом, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, незаметно, красной нитью из урока в урок включая идеи терпимости, компромисса, благодарности и любви.

  1. Календарный график

Проект рассчитан на 2 года и включает 3 этапа:

I этап: Подготовительный.

 

Разработать план работы по формированию толерантности на 2011-2014учебный год

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Творческая группа

Приобретение дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов.

Заведующий по АХЧ     Шимко Ю.В.

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Учитель физической культуры

Ибрагимова А.Ш.

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Педагог-психолог Алесенко Т.Н.

Оснащение предметно-развивающей среды в школьных классах, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у учащихся в выпусках стенгазеты.

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общешкольных  и классных мероприятий по теме толерантности.

Заместитель директора по УВР Трусова Н. В.

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Классные руководители.

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Педагог-психолог Алесенко Т.Н.

Классные руководители.

Организация встречи с представителями различных конфессий

Заместитель директора по УВР Трусова Н. В.

 

II этап: Реализация проекта.

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственные

В течение года

оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в школе и в классах,

организация информационного пространства среди родителей

 

 

  • приобретение дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов
  • создание картотеки подвижных игр народов мира.
  • В выпусках общешкольной стенгазеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у учащихся;
  • привлечение социокультурных учреждений города для создания кружков социальной, художественно-эстетической направленности.
  • Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

 

Учитель физической культуры

Ибрагимова А.Ш.

 

 

Заместитель директора по УВР Трусова Н. В.

 

Классные руководители

Родители

Октябрь

Декабрь

Март

«Вопросы формирования толерантности в школьной практике»

  • Семинар – практикум для педагогов

Педагог-психолог Алесенко Т.Н.

ноябрь

«Игры народов мира»

  • спортивное развлечение
  • Подвижные игры на прогулке

Учитель физической культуры

Ибрагимова А.Ш.

декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

  • Настольные и напольные игры
  • Мультимедиа-презентации по темам; сюжетные игры;
  • творческие рассказы по теме

Классные руководители

 

 

январь

     «Моя страна»

«Символика нашей страны»

«Мой город»

«Русские народные праздники и традиции»

  • фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе
  • рассматривание альбомов
  • неделя зимних игр и забав.

Классные руководители

февраль

«Моя родословная»

 

 

 

«Наши защитники»

 

  • творческие игры
  • сюжетные игры
  • мини-проекты о своей семье
  • выставки
  • экскурсии в музеи
  • фотовыставка любимых мест в городе

 

 

Классные руководители

 

 

 

март

«Семейные династии»

 

 

 

  • творческие рассказы школьников,
  • встречи с членами семьи

Родители

 

Классные руководители 

апрель

«Шутки мира»

  • развлечения по теме

Классные руководители

май

«День Победы»

  • беседы с школьниками о том, что завоевывали победу люди разных национальностей
  • презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны

Классные руководители

 

III этап: Заключительный этап. Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации. Обобщение, распространение опыта работы, анализ результативности проекта.

  1. Оценка достижения намеченных результатов и отчетность

Поскольку реализация проекта предусматривает два этапа, то оценивание, на наш взгляд, целесообразнее проводить также в два этапа, которые при необходимости можно разделить на стадии:

I этап.

Временные рамки реализации 2012-2013 г. Оценить осуществление поставленных целей, задач и достижений намеченных результатов: педагогическое сообщество МБОУ «СОШ№9», родители, учащиеся.

Стадии

  1. Корректировка (автор – Магомедова З.Г., руководитель проекта  - Трусова Н.В.) происходит при необходимости в начальной стадии проекта.

II этап.

Временные рамки реализации 2013-2014 г. Оценить осуществление поставленных целей, задач и достижений намеченных результатов: педагогическое сообщество МБОУ «СОШ№7», родители, учащиеся, коллективы, в которые попадут выпускники: армия, ВУЗы, СУЗ, работа и т.д.

Стадия

  1.  Ликвидации конфликта, ориентированных на выпускников 9, 11 классов, путем проведения индивидуальных работ, корректировки проекта, приглашением психолога.

Вывод. Основной оценщик – Общество.

Идея работы над таким масштабным проектом появилась не сразу. Но понимание того, что наша работа необходима школе, городу, стране, вселяет в наши сердца огромный оптимизм и дальнейшее желание творить. Все участники проекта – администрация школы, классные руководители и ученические творческие группы – становятся соавторами этого дела. Важнейшая задача школы – это распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим количеством людей. Все, участвующие в работе над реализацией Проекта, формируют духовный мир многих людей, а значит, духовная жизнь общества становится богаче.

Литература

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.
  2. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
  3. Коломийченко Л. В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
  4. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
  5. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
  6. Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.





Предварительный просмотр:

Проект  «Толерантность – дорога к миру» Магомедова Зарема Гебековна,                                                                             учитель английского языка МАОУ «СОШ №7», г. Когалым  

                                                           

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Проект «Моя образовательная инициатива»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\5599503.jpg

Толерантность – дорога к миру

Автор: Магомедова Зарема Гебековна,

Руководитель: Трусова Наталья Владимировна.

г.Когалым, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Краткая аннотация проекта………………………………………………….3
  2. Описание проекта и его обоснование…………………………………….4-6
  3. Механизм реализации проекта……………………………………………6-9
  4. Ожидаемые результаты…………………………………………………10-11
  5. Календарный график……………………………………………………12-14
  6. Оценка достижений намеченных результатов и отчетность…………….14-15

Литература…………………………………………………………………..16


  1. Краткая аннотация проекта

Педагогический проект представляет собой разработанную систему и структуру, в которой рассматривается толерантность как основа гражданского воспитания школьников. Воспитание толерантности актуально и востребовано особенно в наши дни. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений.

Данный проект направлен на учащихся 5-11 классов, учителей-предметников, родителей обучающихся.

В проекте обоснована актуальность темы исследования, определены проблема и степень ее разработанности, цель, задачи, предмет и объект, теоретическое и методологическое основание, источники, этапы, раскрываются механизмы реализации проекта, представлены результаты диагностик, результаты учебной и внеучебной деятельности обучающихся, приведены промежуточные результаты реализации проекта и перспективы его дальнейшего развития. В проекте отражён опыт работы учителя английского языка в области формирования толерантности на уроках при реализации технологий группового обучения, а также эффективные методы и приемы формирования толерантности.

  1. Описание проекта и его обоснование

Теперь, когда мы научились

 Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

 Научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

Актуальность проекта.

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. В России, где проживают люди разных национальностей и религиозных убеждений, особое место занимает проблема внешней и внутренней миграции населения. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право каждому человеку на образование, указывает на недопустимость дискриминации в сфере образования; подчеркивает важность воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.

        Система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности.    Нормы  толерантного поведения должны стать правилом жизни подростков в первую очередь, так как именно в этом возрасте формируются ценностные ориентации, складываются образцы поведения.

Формирование основ толерантности у детей школьного возраста, несмотря на изучение данного вопроса многими известными педагогами и учёными, имеет ряд проблем и противоречий. Социальный заказ современного общества ориентирован на свободную самостоятельную личность, которая умеет строить отношения с другими людьми, уважает их права и свободы. Однако, структурированных и апробированных программ и методик по воспитанию толерантности в школьном возрасте немного. Возможности учащихся хорошо изучены в плане развития познавательных и творческих способностей ребёнка, но вместе с тем недостаточно используется потенциал совместной культурно - досуговой деятельности, которая могла бы стать одной из форм работы по воспитанию толерантной личности. Не удовлетворена потребность семьи в доступных технологиях и методиках  воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и национальные  традиции. 

 В нашей школе, как и во многих других в наше время, вместе обучаются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Толерантность - дорога к миру».  

Цель проекта: формирование основ толерантной культуры личности школьника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.

        Противоречия, проблемы и цель определили задачи проекта: 

  • Формирование у детей старшего школьного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
  • Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
  • Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в классе.
  • Найти эффективные формы по взаимодействию школы, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.

Описание содержания проекта

Проект предусматривает следующие направления:

  • Исследования и анализ ценностных ориентаций детей;
  •  Нравственное просвещение;
  • Организация эффективной целесообразной работы школы на основе ценностного подхода;
  • Организация и проведение социально-значимой коллективной творческой деятельности;
  • Проведение образовательных программ по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию.

Перспективы развития проекта:

  • ежегодно проводить в школе  День толерантности;
  • принять участие в конкурсе «Мир, который мы строим»;
  • продолжить работу по формированию толерантного отношения к окружающему миру, как осознанной жизненной позиции личности в учебной и внеклассной деятельности.

  1. Механизм реализации проекта

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, средней продолжительности.

Организационный «административный ресурс»:

Координаторы проекта: Наливайкина  Татьяна Александровна - директор школы, Трусова Наталья Владимировна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Автор проекта: Магомедова Зарема Гебековна - учитель английского языка.

Руководитель проекта:  Трусова Наталья Владимировна – учитель географии.

Кадровое обеспечение проекта:

  • администрация, педагогический коллектив школы, психологическая служба школы, родительская общественность.

Материально-технические ресурсы:

  • кабинет, компьютер, мультимедийный проектор, сканер, ксерокс;
  • учебно-методический материал;  
  • кабинет является информационным центром, подключен к сети Интернет.

Организационные ресурсы:

  •  классно-урочная система обучения;
  •  внеурочная система обучения.

 Временные ресурсы : 2012 года –2014 года.

Формирование толерантности предполагает системный подход. Включение толерантности  в обучение осуществляется в два подхода:

Первый – целенаправленное обучение, имеющее своей задачей развитие конкретных навыков толерантного поведения и осуществляющееся в рамках специальных учебных дисциплин.

Второй - ознакомление учащихся с этическими и социально-практическими аспектами терпимости в рамках всего процесса обучения.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\img1.gif

Условиями получения опыта толерантности в образовательной системе выступают: диалогическое общение (дискуссия, диалог, диспут), сотрудничество в обучении, использование технологий группового обучения, а также эффективные методы и приемы формирования толерантности.

Используя технологии группового обучения, мы соблюдаем следующие требования - очень хорошее знание психолого-педагогических характеристик класса, уровня знаний в классе, а также особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе. В этом мне помогают психологические характеристики, составленные педагогом-психологом школы Алесенко Т.Н.

Формирование толерантности можно рассмотреть на примере интегрированного урока географии и английского языка. Большинство таких уроков проходят в групповой форме обучения, по виду - это уроки-игры, уроки-мастерские.

Урочная деятельность: Урок - игра – «Две религии: особенности ценностных ориентаций»                            

Цель данного мероприятия: воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого.

Игра посвящена проблеме межконфессиональных отношений.

Моделирует переговоры представителей христианства и мусульман

1. Знакомство с игровой ситуацией: в стране проживали два народа, исповедующих ислам и христианство....

2. Выбор учащимися одной из ролей, подготовка краткой справки об основных заповедях, обычаях, традициях представителей конфессий.

Подготовительный этап

  • Знакомство с игровой ситуацией: в стране проживали два народа, исповедующих ислам и христианство....
  • Выбор учащимися одной из ролей, подготовка краткой справки об основных заповедях, обычаях, традициях представителей конфессий.
  • Подготовка аргументов в защиту своего мнения (при возможном и выгодном проживании двух конфессий) или аргументов решения проблем (при невозможности сосуществования).
  • Деление класса на 2 группы: переговорщики и проблематизаторы.

Ход игры

1. Представление визитной карточки религии

2. Дискуссия:

Скажите, какая из религий в большей степени отражает истину? (Важный вопрос, отражающий готовность начинать переговоры).

Выявленные проблемы:

  • Кто будет осуществлять верховную власть в государстве?
  • Как будут вестись летоисчисления?
  • Как относиться к смешанным бракам?
  • Какова религиозная принадлежность детей в семьях?
  • Какими будут школы?
  • Как решить проблему питания?
  • Как относиться к проявлениям религиозной вражды?

Итог

  • Появление свода законов Двуединой Земли (Хрисламоленда), призванного предупредить возникновение религиозных конфликтов.

Методические приемы при работе в группах

  • – игра «Кроссчайнворд» или «Скрэббл»,
  • - синквейн,
  • - игра «Водоворот».

Внеурочная деятельность: классный час «Дружба народов»

Цель: Создать условия с целью привлечения школьников к проблеме толерантного отношения к представителям разных национальностей.

Форма: Классный час рекомендуется провести в форме заседания круглого стола. Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, компромисс.

 Оборудование:

 1. Использование ИКТ.

 2. Упражнение «Мировое приветствие»

 3. Упражнение "Я – хороший, ты – хороший"

Подготовительная работа: Требуется большая подготовительная работа, предусматривающая изучение литературы, журнальных статей по предложенным вопросам, подготовку тезисов. Это будет способствовать активной познавательной деятельности учащихся и позволит обсудить охватить достаточно большой круг проблем.

 Деление на минигруппы: историки, филологи, политологи, педагоги, этнопедагоги.

Ход занятия.

 1. Организационная. Упражнение "мировое приветствие".

 2. Основная.

  • Вызов
  • Осмысление
  • Упражнение «Я – хороший, ты – хороший»

3. Заключительная часть. Рефлексия

Итог: изготовление коллажа «Толерантность»

http://festival.1september.ru/articles/565981/img1.gif

  1. Ожидаемые результаты

Реализация настоящего проекта должна привести к созданию эффективной системы формирования толерантности, способной быстро выявлять и разрешать проблемы и противоречия.

Ожидаемые результаты:

  • создание нормативных, методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора и участников проекта;
  • программа элективного курса «Английский язык как основа воспитания толерантности»;
  •  банк методических разработок по направлениям проекта;
  • участие в конференциях, смотрах и конкурсах;
  • изменение отношения детей друг другу;
  • воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры;
  •  вовлечение родителей в процесс формирования толерантности.

Результатом реализации проекта являются следующие показатели: учитывая анализ данных диагностики 2012 и 2013 г.г. по определению толерантных качеств учащихся и психологической атмосферы на уроках, проведенной педагогом-психологом Алесенко Т.Н. в старших классах, можно отметить, что показатели дружелюбия увеличились в 10б классе на 1%, в 11б – на 5%, в 9а – на 4%, в 9б – на 6%. Показатели товарищеской поддержки увеличились в 10а классе на 4%, в 11б – на 4%, в 9а – и в 9б – на 9%. Показатели согласия увеличились - в 10а и б классе на 5%, в 11б – на 5%, в 11а – на 2%, в 11б – на 7%, в 9а – на 11%, в 9б – на 8%.

Психологическая атмосфера: 2011-2012 учебный год

Психологическая атмосфера: 2012-2013 учебный год

Таким образом, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, незаметно, красной нитью из урока в урок включая идеи терпимости, компромисса, благодарности и любви.

  1. Календарный график

Проект рассчитан на 2 года и включает 3 этапа:

I этап: Подготовительный.

 

Разработать план работы по формированию толерантности на 2011-2014учебный год

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

Творческая группа

Приобретение дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов.

Заведующий по АХЧ     Шимко Ю.В.

Создание картотеки подвижных игр народов мира

Учитель физической культуры

Ибрагимова А.Ш.

Ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Педагог-психолог Алесенко Т.Н.

Оснащение предметно-развивающей среды в школьных классах, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у учащихся в выпусках стенгазеты.

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общешкольных  и классных мероприятий по теме толерантности.

Заместитель директора по УВР Трусова Н. В.

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

Классные руководители.

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

Педагог-психолог Алесенко Т.Н.

Классные руководители.

Организация встречи с представителями различных конфессий

Заместитель директора по УВР Трусова Н. В.

 

II этап: Реализация проекта.

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственные

В течение года

оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в школе и в классах,

организация информационного пространства среди родителей

 

 

  • приобретение дидактических игр, наглядно-демонстрационных материалов
  • создание картотеки подвижных игр народов мира.
  • В выпусках общешкольной стенгазеты отражать вопросы и проблемы воспитания толерантности у учащихся;
  • привлечение социокультурных учреждений города для создания кружков социальной, художественно-эстетической направленности.
  • Создание альбомов об обычаях и традициях народов России

Учитель английского языка Магомедова З.Г.

 

Учитель физической культуры

Ибрагимова А.Ш.

 

 

Заместитель директора по УВР Трусова Н. В.

 

Классные руководители

Родители

Октябрь

Декабрь

Март

«Вопросы формирования толерантности в школьной практике»

  • Семинар – практикум для педагогов

Педагог-психолог Алесенко Т.Н.

ноябрь

«Игры народов мира»

  • спортивное развлечение
  • Подвижные игры на прогулке

Учитель физической культуры

Ибрагимова А.Ш.

декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира»

  • Настольные и напольные игры
  • Мультимедиа-презентации по темам; сюжетные игры;
  • творческие рассказы по теме

Классные руководители

 

 

январь

     «Моя страна»

«Символика нашей страны»

«Мой город»

«Русские народные праздники и традиции»

  • фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе
  • рассматривание альбомов
  • неделя зимних игр и забав.

Классные руководители

февраль

«Моя родословная»

 

 

 

«Наши защитники»

 

  • творческие игры
  • сюжетные игры
  • мини-проекты о своей семье
  • выставки
  • экскурсии в музеи
  • фотовыставка любимых мест в городе

 

 

Классные руководители

 

 

 

март

«Семейные династии»

 

 

 

  • творческие рассказы школьников,
  • встречи с членами семьи

Родители

 

Классные руководители 

апрель

«Шутки мира»

  • развлечения по теме

Классные руководители

май

«День Победы»

  • беседы с школьниками о том, что завоевывали победу люди разных национальностей
  • презентаций о своем прадедушки и прабабушке в годы войны

Классные руководители

 

III этап: Заключительный этап. Осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации. Обобщение, распространение опыта работы, анализ результативности проекта.

  1. Оценка достижения намеченных результатов и отчетность

Поскольку реализация проекта предусматривает два этапа, то оценивание, на наш взгляд, целесообразнее проводить также в два этапа, которые при необходимости можно разделить на стадии:

I этап.

Временные рамки реализации 2012-2013 г. Оценить осуществление поставленных целей, задач и достижений намеченных результатов: педагогическое сообщество МБОУ «СОШ№9», родители, учащиеся.

Стадии

  1. Корректировка (автор – Магомедова З.Г., руководитель проекта  - Трусова Н.В.) происходит при необходимости в начальной стадии проекта.

II этап.

Временные рамки реализации 2013-2014 г. Оценить осуществление поставленных целей, задач и достижений намеченных результатов: педагогическое сообщество МБОУ «СОШ№7», родители, учащиеся, коллективы, в которые попадут выпускники: армия, ВУЗы, СУЗ, работа и т.д.

Стадия

  1.  Ликвидации конфликта, ориентированных на выпускников 9, 11 классов, путем проведения индивидуальных работ, корректировки проекта, приглашением психолога.

Вывод. Основной оценщик – Общество.

Идея работы над таким масштабным проектом появилась не сразу. Но понимание того, что наша работа необходима школе, городу, стране, вселяет в наши сердца огромный оптимизм и дальнейшее желание творить. Все участники проекта – администрация школы, классные руководители и ученические творческие группы – становятся соавторами этого дела. Важнейшая задача школы – это распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим количеством людей. Все, участвующие в работе над реализацией Проекта, формируют духовный мир многих людей, а значит, духовная жизнь общества становится богаче.

Литература

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 7.
  2. Выгодский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выгодский ; под. ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 479 с.
  3. Коломийченко Л. В. “Организация предметно развивающей среды по программе социального развития», Пермь, 2002.
  4. “Конвенция о правах ребенка”. 1989 г.
  5. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
  6. Шрейдер Ю. А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. С. 7—25. С. 8.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Дружба и единство - дорога к миру и согласию"

Внеклассное мероприятие на тему: " Встране единой, в стране многонациональной" (по технологии мастерских)...

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» 9 класс

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» для 9 классаЦель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Толерантность – дорога к миру».

Практическая реализация программы на всех её этапах предполагает формирование духовной, гармоничной  атмосферы класса, где каждый воспитанник чувствует себя  творческой, самобытной ...

Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».

Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

«Дорогой межнационального мира и согласия»

Познакомить с населением Краснодарского края, станицы Канеловской. Прививать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство патриотизма и уважения к народам, проживающим на территории Кубани....