Конспект уроока по истории и культуре Санкт-Петербурга "Вырос город..."
план-конспект урока (7 класс) на тему

Аниканова Наталья Геннадьевна

На данном уроке применяются информационно-коммуникативные технологии, ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyros_gorod.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 546

с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока

Тема: «Вырос город… »

(для обучающихся 7 класса)

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Аниканова Наталья Геннадьевна

Санкт-Петербург 2015

Информационно-коммуникативные технологии, ЭОР

Тема урока: «Вырос город…»

Задача: Создать условия для осознания учащимися особенностей развития Санкт-Петербурга в первые годы после основания города – быстрого темпа развития, формирования города вокруг нескольких центров, обретения городом одновременного статуса и города-политического центра, и города – экономического центра, и города - культурного центра; сформировать у учащихся представления о трудностях, с которыми сталкивались первые жители Санкт-Петербурга 

Оборудование: карта города, мультимедиа оборудование, презентация,  рабочая тетрадь, атлас

Основные вопросы содержания:

  1. Какую территорию занимал молодой город?
  2. Первые жители города.
  3. Какой дом построили первым в нашем городе
  4. Первая площадь нашего города.
  5. Город-труженик

Ход урока

Модуль

Основной вопрос содержания

Что делает учитель

Что делают ученики

1.Мотивационный

Проверка домашнего задания, выводящая на новую тему урока

Опрос по цепочке. Учитель задает вопрос «С чего начался город?»

Ученики по цепочке составляют рассказ. Предложения должны быть связанными.

2. Освоения нового материала

1. Какую территорию занимал молодой город?

Демонстрирует карту города начала 18 века

Просит найти границы города на карте (№1 с. 20 тетр.)

Задает вопрос: «Входила ли территория нашего района в город петровского времени?

Посмотрели карту и …. Сделали вывод о том, что город петровского времени не был большим по площади, располагался вдоль акватории Невы, одновременно развивался на нескольких островах….

Территория нашего района еще не входила в городскую черту

Находят границы города на карте

Отвечают на вопрос

2. Первые жители города

Рассказ учителя на основе презентации о первых поселениях – слободах и о том, кто там жил.

Просит найти на карте первые слободы

Первый центр города стал формироваться на Березовом, или Городском, острове (ныне Петроградский). Здесь под защитой Петропавловской крепости (опасность вторжения вражеских войск в этом районе еще не миновала) стали возникать слободы, характерные для старых русских городов. Заселялись они по сословному и профессиональному принципам. На берегу Невы и дальше на север, по восточному берегу острова вдоль Большой Невки до реки Карповки, были возведены дома «именитых людей». Немного дальше от берега поселились дворяне. Появившиеся здесь улицы позднее стали именоваться Большая Дворянская и Малая Дворянская. В глубине острова, за Большой Дворянской, жили работные люди, мастеровые, посадские. Размещение их по строго профессиональному принципу отразилось в названиях многих улиц. Это Посадские — Большая и Малая, Монетные — Большая и Малая, Ружейная (сейчас улица Мира), Пушкарские, Гребецкие и т.д. Улицы, возникшие на Березовом острове, были первыми улицами города, а люди, заселившие их, — первыми его жителями и строителями.

Слушают

Находят на карте остров, на котором появились первые слободы, называют его прежнее название и современное

3. Какой дом построили первым в нашем городе?

Задает вопрос

Видеосюжет «Домик Петра 1» (DVD Музеи Санкт-Петербурга)

Домик Петра I на Петровской набережной – это единственная деревянная постройка, сохранившаяся с петровских времен. Еще при жизни Петра его дом был признан памятником Петербурга и взят под охрану.

Отвечают на вопрос в тетради с. 9 п. 4.

Составляют маршрут следования

4. Первая площадь нашего города

Дает задание

Троицкая площадь - старейшая площадь города, первый административный центр Санкт-Петербурга. Это место стало иметь важное градостроительное значение сразу с момента закладки рядом, на Заячьем острове, Петропавловской крепости. Крепость в условиях Северной войны позволяла чувствовать себя здесь безопасно, под её прикрытием начал строиться Санкт-Петербург.

Работают с текстом тетради с. 10 п. 5 (читают, вставляют пропущенные слова, работают с новыми терминами), находят площадь на карте

5. Город-труженик

Предварительно задает вопрос ученикам

-Когда была построена крепость-верфь?

-Где располагалось Адмиралтейство?

- Какие крепостные сооружения были у Адмиралтейства?

- Какие работы проводились на территории Адмиралтейства?

Слушает, комментирует

Сообщение ученика на тему «Адмиралтейство»

Остальные учащиеся письменно отвечают в рабочей тетради на заранее поставленные вопросы, внимательно слушая сообщение одноклассника.  

3. Закрепление

Закончи предложение

Город получил название от…….

Слободы – это …..

Первыми жителями были…

Самый первый дом Петербурга………

Первое промышленное предприятие в нашем городе…

Выполняют задание

Завершение

Домашнее задание параграф 10, с. 9-13, ответить на заголовки статей, разгадать кроссворд

Записывают


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....

План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."

Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....

конспект урока по истории "О, Рим! О Вечный город!"

материал можно использовать при изучении раздела "Древний Рим"....