факультативный курс "Занимательная математика"
рабочая программа (10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского округа - Югры
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Радужнинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида».
УТВЕРЖДЕНА приказом директора
КУ «Радужнинская специальная (коррекционная )
общеобразовательная школа VIII вида
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ
Занимательная математика
10, 11 класс
Составитель: Хабибулина Г.М. - учитель математики
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 11 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2008;
2. Приказ Департамент образования и молодежной политики от 31.08.2013 №1046 «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011 №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
3. Приказ по школе от 05.04.2013 №086 «Об утверждении учебного плана на 2013-2014 учебный год»
4. Приказ по школе от 08.08.2013 №175 «Об утверждении образовательной программы на 2013-2014 учебный год»
5. Приказ по школе от 15.08.2013 №178 «Об определении перечня учебников на 2013-2014 учебный год»
Программа содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с недостатками умственного развития для социальной адаптации. Программа факультатива «Занимательная математика» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.
Органическое поражение головного мозга детей с недостатками умственного развития приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов.
Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать – это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью.
Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике.
Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Разработанная программа факультатива «Занимательная математика» основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.
Основные цели:
- повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
- систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
- создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
- совершенствовать навыки счёта;
- развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
Основные задачи:
- использовать факультативный курс для общего развития учащихся специальной коррекционной школы;
- направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств учащихся;
- дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- повышать мотивацию обучения;
- повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
- формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
- воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Учащиеся должны знать:
- некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
- об истории появления измерительных приборов;
- несколько стихотворений о математике;
- порядок выполнения арифметических действий.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять арифметические действия;
- пользоваться измерительными инструментами;
- уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.
Факультатив «Занимательная математика» проводится 1раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Старинные системы записи чисел
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.
Числа великаны
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».
Четыре действия арифметики
Как появились знаки «+», «», «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Открытие нуля
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».
История линейки
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».
Возникновение денег
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».
Денежная система в Древней Руси
Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
Как люди научились измерять время
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра « Какой цифры не стало».
Изобретение календаря
Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».
Из истории мер массы. Система мер русского народа
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».
Происхождение метрической системы мер
Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Знаменитые математики
Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.
Происхождение дробей
Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».
Из истории цифры 7
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Покорение космоса и математика
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Математика и наш город
История строительства г.Радужный. Занимательные задачи о Кремле. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Математика и здоровье человека
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.
Геометрия – значит « земледелие»
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».
Многоугольники. Паркеты – замащения плоскости многоугольниками
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты»,«Лабиринты».
Бережливость дороже богатства
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Земля – кормилица
О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Экономика и математика
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену. Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.
Урок – обобщение « Математика вокруг нас»
Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.
Календарно-тематическое планирование.
№ п.п. | № урока в триместре | Дата проведения | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Примечание |
I триместр | 9 | ||||
Нумерация натуральных чисел. Нумерация: арабская и римская. | 1 | ||||
История математики. Римские цифры. Алфавитные системы | 1 | ||||
Числа великаны. Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1 | ||||
Четыре действия арифметики. Сложение и вычитание целых чисел | 1 | ||||
Четыре действия арифметики. Умножение и деление целых чисел | 1 | ||||
Открытие нуля. Округление чисел до заданного разряда. | 1 | ||||
История линейки. Отрезок, прямая, луч | 1 | ||||
Как появились меры длины. Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее – легче» | 1 | ||||
Преобразование чисел, полученных при измерении массы, длины, стоимости | 1 | ||||
II триместр | 13 | ||||
Возникновение денег. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет. | 1 | ||||
Денежная система в Древней Руси. Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости. | 1 | ||||
Понятия «дороже – дешевле», «больше на…», «выгодно – невыгодно». Решение задач | 1 | ||||
Как люди измеряли время. Измерительные приборы. Определение времени по часам. | 1 | ||||
Изобретение календаря. Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда | 1 | ||||
Понимание и обозначение дробных частей времени (четверть часа, без четверти час) | 1 | ||||
Из истории мер массы. Система мер русского народа | 1 | ||||
Происхождение метрической системы мер. | 1 | ||||
Знаменитые математики. | 1 | ||||
Происхождение дробей. Сравнение десятичных дробей | 1 | ||||
Сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | ||||
Из истории цифры 7. | 1 | ||||
Покорение космоса и математика. Расчет расстояния в км, см, мм | 1 | ||||
III триместр | 11 | ||||
Математика и наш город. Численность населения. Средняя заработная плата | 1 | ||||
Значение математических знаний и умений. Их применение на практике для экономики семьи. | 1 | ||||
Математика и здоровье человека. | 1 | ||||
Геометрия – значит «земледелие». Построение геометрических фигур. Вычисление площади фигур. | 1 | ||||
Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками | 1 | ||||
Делится или не делится. Признаки делимости | 1 | ||||
Деление на однозначное и двузначное число без остатка и с остатком. | 1 | ||||
Бережливость дороже богатства. Доход и расход семьи. | 1 | ||||
Земля – кормилица. Преобразование мер площади. Понятия «больше – меньше» | 1 | ||||
Экономика и математика. Аукцион. Ярмарка. | 1 | ||||
Урок обобщения «Математика вокруг нас» | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула. 1992 .
- Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М.: Просвещение. 1982 .
- Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике во вспомогательной школе.- М.: Просвещение. 1976.
- Свечников А.А. Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .
- Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.
- Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.
Учебно-методические средства обучения рабочей программы.
Таблицы «Порядок действий»:
- Порядок действий в выражениях со скобками.
- Порядок действий в выражениях без скобок.
- Порядок действий.
Таблицы «Математика 3 класс»:
- Увеличение и уменьшение чисел.
- Действия с числом 0.
- Уравнения.
- Умножение и деление суммы на число.
- Периметр и площадь многоугольника.
- Письменное умножение.
- Письменное деление.
Таблицы «Математика 4 класс»:
- Умножение и деление числа на произведение.
- Сложение и вычитание величин.
- Умножение и деление величин.
- Письменное умножение на двузначное число.
- Письменное умножение на трехзначное число.
- Приёмы письменного деления с остатком.
- Скорость. Время. Расстояние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текстовые задачи. Программа факультативного курса. Математика 5 кл.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса одной из задач которого является формирование у учащихся умения решать различные типы текстовых задач, в то...
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЙ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ» Программа факультативного курса математики Х-го класса
Программа по алгебре и началам анализа составлена на государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образо...
Факультативный курс «Математика в образах»
Данный факультативный курс посвящен роли и месту идей современной математике в школьном курсе. Программа курса содержит 8 блоков, связанных единой идеей. Построены они по модульному принципу. ...
Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса
Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....
факультативный курс "Математика - Творчество"
Факультативный курс по математике для учеников 6 класса "Математика - творчество".Цель данного курсаинтеллектуальное воспитание учащихсяразвитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ученика...
Факультативный курс "Математика и экономика"
Элективный курс «Математика в экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при которо...