Главные вкладки

    факультативный курс "Занимательная математика"
    рабочая программа (10, 11 класс) на тему

    ХАБИБУЛИНА ГУЛЬФИЯ МИННЕТДИНОВНА
    рабочая программа составлена для 10 -11 классов. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к ЗУН, календарно-тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc125 КБ

    Предварительный просмотр:

    казенное  специальное

    (коррекционное) образовательное учреждение

    Ханты-Мансийского округа - Югры

    для обучающихся, воспитанников

    с ограниченными возможностями здоровья

    «Радужнинская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа  VIII вида».

    УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                                                                                                                                                          приказом директора

       КУ «Радужнинская  специальная (коррекционная )

    общеобразовательная школа VIII вида

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

    ПО ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ

    Занимательная математика

    10, 11 класс

                                           

                                                                                                                                                   

     Составитель: Хабибулина Г.М. - учитель математики

    Пояснительная записка

    Настоящая программа составлена на основе:

     1.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5  –  11 классы.  /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение,  2008;

    2. Приказ Департамент образования и молодежной политики от 31.08.2013 №1046   «О внесении изменений в приказ от 07.09.2011  №706 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

    3. Приказ по школе  от 05.04.2013 №086 «Об утверждении учебного плана на 2013-2014 учебный год»

    4. Приказ по школе  от 08.08.2013 №175  «Об утверждении образовательной программы на 2013-2014 учебный год»

    5. Приказ по школе от 15.08.2013 №178 «Об определении перечня учебников на 2013-2014 учебный год»

    Программа содержит минимум учебного материала, необходимого учащимся с недостатками умственного развития для социальной адаптации. Программа факультатива «Занимательная математика» углублена и расширена представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре. Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя. Она учитывает особенности познавательной деятельности учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

    Органическое поражение головного мозга детей с недостатками умственного развития приводит к разрушению нервных клеток мозга их неправильному развитию в определённых участках мозга. Нарушаются так же и функции клеток, а это ведёт к тому, что процессы возбуждения и активного внутреннего торможения слабеют. Слабость процесса возбуждения обуславливает плохое замыкание новых условных связей, а активного внутреннего торможения обуславливает плохое качество дифференцировок. Это ведёт к тому, что у наших детей замедленно формируются новые условные связи и затруднены их дифференцировки. А, если они сформировались, то они оказываются непрочными, хрупкими. Они в большей степени мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией. Поэтому обычные методы и приёмы обучения не дают положительных результатов.

     Математика является одним из тех предметов, который требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития мышления, памяти, внимания. Мышление складывается из процессов анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. В результате исследования анализа и синтеза умственно неполноценных детей выяснилось, что эти дети выделяют гораздо меньше существенных признаков, причём типичным является выделение таких элементов, которые наиболее ярко бросаются в глаза, независимо от того существенны ли признаки. Анализ происходит бессистемно, непоследовательно. Дети не умеют классифицировать, обобщать – это ведёт к тому, что они плохо усваивают правила и общие понятия. Память детей с умственной неполноценностью характеризуется малым объёмом и замедленным темпом формирования новых связей, быстрой забываемостью.

     Несмотря на все вышеуказанные особенности высшей нервной деятельности, памяти и мышления ученики специальной школы усваивают определённый объём знаний по математике.

     Одним из способов развития познавательных способностей учащихся специальной коррекционной школы является использование занимательного материала и дидактических игр на факультативных занятиях. Получение новых знаний на факультативных занятиях даёт возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях её создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.

     Разработанная программа факультатива «Занимательная математика» основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.

    Основные цели:

    • повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
    • систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
    • создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
    • совершенствовать навыки счёта;
    • развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;

    Основные задачи:

    • использовать факультативный курс для общего развития учащихся специальной коррекционной школы;
    • направлять содержание факультативного курса на коррекцию недостатков познавательной деятельности и личностных качеств  учащихся;
    • дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
    • повышать мотивацию обучения;
    • повышать социокультурную осведомлённость учащихся;
    • формировать такие черты личности, как аккуратность, настойчивость, воля;
    • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

    Учащиеся должны знать:

    • некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
    • об истории появления измерительных приборов;
    • несколько стихотворений о математике;
    • порядок выполнения арифметических действий.

    Учащиеся должны уметь:

    • выполнять арифметические действия;
    • пользоваться измерительными инструментами;
    • уметь переносить полученные знания в новые условия и применять их в новой ситуации.

    Факультатив «Занимательная математика» проводится 1раз в неделю.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Старинные системы записи чисел

    Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры, алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик». Занимательные задачи.

    Числа великаны

    История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до Марса».

    Четыре действия арифметики

    Как появились знаки «+», «», «×», «:». Стихотворения об умножении и делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».

    Открытие нуля

    История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи. Игра «Математическая цепочка».

    История линейки

    История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра « Пифагор о числе».

    Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

    Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение стихотворений. Занимательные задачи. Игра « Математический бег».

    Возникновение денег

    Возникновение денег, как и откуда произошли их названия. Занимательные задачи. Стихи. Игра « Математическая мозаика».

    Денежная система в Древней Руси

    Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».

    Как люди научились измерять время

    Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица измерения времени. Стихотворения о геометрических фигурах. Занимательные задачи. Игра  « Какой цифры не стало».

    Изобретение календаря

    Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени – го и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра «Математический цветок».

    Из истории мер массы. Система мер русского народа

    Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России. Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии «Почтальон».

    Происхождение метрической системы мер

    Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи. Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».

    Знаменитые математики

    Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт». Стихотворения.

    Происхождение дробей

    Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться. Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее ставит стрелки».

    Из истории цифры 7

    О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней. Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».

    Покорение космоса и математика

    Освоение космического пространства человечеством. Роль математики в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса. Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».

    Математика и наш город

    История строительства г.Радужный. Занимательные задачи о Кремле. Игра-соревнование «Кто быстрее».

    Математика и здоровье человека

    Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи, связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе здорового образа жизни.

    Геометрия – значит « земледелие»

    История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

    Многоугольники. Паркеты – замащения плоскости многоугольниками

    Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.

    Делится или не делится. Признаки делимости

    Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку. Стихотворения. «Занимательные квадраты»,«Лабиринты».

    Бережливость дороже богатства

    Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач. Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».

    Земля – кормилица

    О бережном отношении к земле, умелом её использовании для производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.

    Экономика и математика

    Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену.  Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 – наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст правильный ответ.

    Урок – обобщение « Математика вокруг нас»

    Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о математике.

    Календарно-тематическое планирование.

    № п.п.

    №  урока в триместре

    Дата проведения

    ТЕМА УРОКА

    Количество

    часов

    Примечание

    I триместр

    9

    Нумерация натуральных чисел. Нумерация: арабская и римская.

    1

    История математики. Римские цифры. Алфавитные системы

    1

    Числа великаны. Разложение чисел на разрядные слагаемые

    1

    Четыре действия арифметики. Сложение и вычитание целых чисел

    1

    Четыре действия арифметики. Умножение и деление целых чисел

    1

    Открытие нуля. Округление чисел до заданного разряда.

    1

    История линейки. Отрезок, прямая, луч

    1

    Как появились меры длины. Преобразование мер массы. Понятия «тяжелее – легче»

    1

    Преобразование чисел, полученных при измерении массы, длины, стоимости

    1

    II триместр

    13

    Возникновение денег. Денежные купюры и монеты. Размен и обмен купюр и монет.

    1

    Денежная система в Древней Руси. Математические действия на сложение и вычитание мер стоимости.

    1

    Понятия «дороже – дешевле», «больше на…», «выгодно – невыгодно». Решение задач

    1

    Как люди измеряли время. Измерительные приборы. Определение времени по часам.

    1

    Изобретение календаря.  Год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, сутки, час, минута, секунда

    1

    Понимание и обозначение дробных частей  времени (четверть часа, без четверти час)

    1

    Из истории мер массы. Система мер русского народа

    1

    Происхождение метрической системы мер.

    1

    Знаменитые математики.

    1

    Происхождение дробей. Сравнение десятичных дробей

    1

    Сложение и вычитание десятичных дробей.

    1

    Из истории цифры 7.

    1

    Покорение космоса и математика. Расчет расстояния в км, см, мм

    1

    III триместр

    11

    Математика и наш город. Численность населения. Средняя заработная плата

    1

    Значение математических знаний и умений. Их применение на практике для экономики семьи.

    1

    Математика и здоровье человека.

    1

    Геометрия – значит «земледелие». Построение геометрических фигур. Вычисление площади фигур.

    1

    Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками

    1

    Делится или не делится. Признаки делимости

    1

    Деление на однозначное и двузначное число без остатка и с остатком.

    1

    Бережливость дороже богатства. Доход и расход семьи.

    1

    Земля – кормилица. Преобразование мер площади. Понятия «больше – меньше»

    1

    Экономика и математика. Аукцион. Ярмарка.

    1

    Урок обобщения «Математика вокруг нас»

    1

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Варина Ф.В. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула. 1992 .
    2. Минский Е.М. Развивающие и познавательные игры для младших школьников.- М.: Просвещение. 1982 .
    3. Перова М.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по математике во вспомогательной школе.-  М.: Просвещение. 1976.
    4. Свечников А.А.  Путешествие в историю математики.- М.: Просвещение. 1995 .
    5. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики.- Академия развития. Ярославль. 1997.
    6. Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.

    Учебно-методические средства обучения рабочей программы.

    Таблицы «Порядок действий»:

    1. Порядок действий в выражениях со скобками.
    2. Порядок действий в выражениях без скобок.
    3. Порядок действий.

    Таблицы «Математика 3 класс»:

    1. Увеличение и уменьшение чисел.
    2. Действия с числом 0.
    3. Уравнения.
    4. Умножение и деление суммы на число.
    5. Периметр и площадь многоугольника.
    6. Письменное умножение.
    7. Письменное деление.

    Таблицы «Математика 4 класс»:

    1. Умножение и деление числа на произведение.
    2. Сложение и вычитание величин.
    3. Умножение и деление величин.
    4. Письменное умножение на двузначное число.
    5. Письменное умножение на трехзначное число.
    6. Приёмы письменного деления с остатком.
    7. Скорость. Время. Расстояние.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Текстовые задачи. Программа факультативного курса. Математика 5 кл.

    Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 класса одной из задач которого является     формирование у учащихся  умения решать различные типы текстовых задач, в то...

    «Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

             Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

    «МЕТОДЫ РЕШЕНИЙ ПРИМЕРОВ И ЗАДАЧ» Программа факультативного курса математики Х-го класса

    Программа по алгебре и началам анализа составлена на государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образо...

    Факультативный курс «Математика в образах»

    Данный факультативный курс посвящен роли и месту идей современной математике в школьном курсе. Программа курса содержит 8 блоков, связанных единой идеей. Построены они по модульному принципу. ...

    Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса

    Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

    факультативный курс "Математика - Творчество"

    Факультативный курс по математике для учеников 6 класса "Математика - творчество".Цель данного курсаинтеллектуальное воспитание учащихсяразвитие индивидуальных психологических ресурсов каждого ученика...

    Факультативный курс "Математика и экономика"

    Элективный курс «Математика в   экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при которо...