Статья "Читательская компетенция. Нужна ли она сегодня? "
статья ( класс) на тему

Комкова Лариса Валерьевна

Статья "Читательская компетенция. Нужна ли она сегодня?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_knigoy_zhit.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

          Читательская компетенция. Нужна ли она сегодня?

                                                         С книгой жить - век не тужить.

Русская пословица

                                                        Книги – это корабли мысли,                                                                       странствующие по волнам времени                                                         и бережно несущие свой                                                                         драгоценный груз от поколения к                                                 поколению.

Бэкон Ф.

                                        

        Когда более 20 лет назад  я начала свою профессиональную деятельность, то была уверена, что книга как источник знаний  нетленна, что литература, чтение произведений классической, современной  русской  и зарубежной литературы  всегда будут интересны школьникам. «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная»,- писал А.  Пушкин. Эти слова я повторяла не раз своим ученикам, и они мне верили. Я была уверена, что чтение книг дает возможность учащимся обогатить свой внутренний мир, что литература как источник колоссальных возможностей нашего духа бессмертна.

        Но сейчас в век Интернета ученик вряд ли настроен думать о душе.  Его интересует больше информированность и прагматизм. В современном мире с появлением компьютера отношение к книге изменилось. Теперь, для того чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать книги. Достаточно черпать информацию с экрана планшета или дисплея компьютера.  Что же делать? Может, и не нужно формировать у ученика читательскую компетенцию?

        Нет, надо. «Чтение – окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», - писал В.А.Сухомлинский. Чтению надо учиться и чтению надо учить. Зачем?

        Сегодня  нашей стране нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в различной деятельности, поэтому главная цель школьного обучения - развитие личности ученика. Вот почему перед учителями стоит цель - формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций. Педагог должен  способствовать формированию читательской компетентности школьников как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

        А что же такое читательская компетентность?

        Читательская компетентность – одно из основных УУД, способствующих  личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной динамичной современной информационной среде.

        Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в книге, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. «Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь», - говорил А. Толстой.

        Как же помочь ученикам приобщиться к чтению книг? Один из основных  критериев уровня читательской компетенции – полнота понимания текста, умение выбрать из текста главное, сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;  истолкование текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера); умение сделать выводы, вывести заключение о мысли  автора текста, рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления учеников).  

        Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова  путём формирования читательской самостоятельности. А как это сделать?

        Можно использовать  следующие технологии: системно-деятельностный подход, постулируемый новым Федеральным стандартом, творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), создание   проблемно-поисковые ситуации,  ИКТ – технологий позволит  добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.

         Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. Как я в своей работе решаю эту задачу?

        Я считаю, что надо использовать на уроках литературы разные приемы работы с текстом. Это литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ, ведение и изучение читательских дневников, создание классной библиотеки,  уроки читательского мастерства, презентации по творчеству писателей (учащиеся самостоятельно находят информацию), видеоуроки, тесное сотрудничество со школьной библиотекой, внеклассная деятельность, «Проба пера» - произведения собственного сочинения с использованием героев или сюжета из прочитанных книг. На  уроках я стараюсь проводить литературные пятиминутки  как средство повышения читательской компетенции школьников. Также использую тематические читательские конференции.

        Особое внимание формированию читательской  компетенции  я уделяю проектным  заданиям  для учеников,  которые  помогут им проявить  инициативу в разных видах деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и развить её.  Проектная деятельность - это тот вид деятельности, через который ребёнок сможет себя реализовать в полной мере. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность оказывает эффективное влияние на  формирование  универсальных учебных действий у  моих учеников.

        «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», - говорил Д. Дидро. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Конечно,  процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой – само желание ученика приобщиться  к чтению,  его потребность в регулярном чтении. В результате я бы хотела видеть читающего учащегося, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную  познавательную деятельность.

         Все вышеперечисленные качества будут непременно способствовать социальной адаптации в обществе,  гражданской активности. 

        Систематическое же общение с книгой способствует эмоциональному и духовному развитию детей, взаимопониманию и общению. У книг не может быть конкурентов. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Произведения литературы  стоит изучать, чтобы оставаться человеком и думающим, и знающим, и считающим, а  главное, чувствующим.

«Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»,- говорил В.А. Сухомлинский.

                                                Учитель русского языка и литературы

                                                МБОУ СОШ № 8 о. Муром

                                                Владимирской области

                                                Комкова Л.В.

                                  (Проектные работы прилагаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это нужно не мертвым, это нужно живым!

Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....

“Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Богатова Т.М. , директор МОУ СОШ с. Николаевка

Данная статья рассказывает об организации работы по  патриотическому воспитанию в МОУ СОШ с. Николаевка....

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....

Нас не нужно жалеть, нас нужно только чуть-чуть поддержать

Классный час о силе воли и выдержки людей с ограниченными возможностями....