Эссе "Мой взгляд на образование"
статья ( класс) на тему

Кузина Жанна Анатольевна

Мысли о современном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_vzglyad_na_obrazovanie.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мой взгляд на образование

Знаете, за что я очень люблю свою работу? За непредсказуемость! При подготовке к урокам задаю себе одни и те же вопросы: «Чему учить?», «Как учить?» и «Зачем учить?» Мысленно представляю каждый класс, вглядываюсь в лица детей, проигрываю урок, пытаясь предугадать возможные варианты. Но… все учителя со мной согласятся: что бы мы ни подготовили, жизнь всегда внесет свои коррективы. Мы не можем знать, с каким настроением школьники придут на урок, пойдут ли за учителем, поддержат ли его, а от этого иногда зависит успех урока. Отсюда возникает ещё один вопрос: «Как учить результативно?»

Какие они, наши современные ученики? Часто не верят тому, что рассказывают учителя, им нужны реальные доказательства, подтверждения в форме разнообразной деятельности, например, опыта, практической или лабораторной работы. Педагог не может просто объяснить материал и сказать, что нужно выучить наизусть теорему Пифагора или законы Ньютона. Современные дети не принимают назидательный тон, не любят выслушивать нотации. Им необходимо живое человеческое общение, поддержка со стороны взрослых. Старшеклассники (и не только) легко обращаются с компьютером, живут в своем виртуальном мире, не представляют себя без телефона, Интернета и общения в социальных сетях. Ученики иногда уверены в том, что знают больше учителя, особенно, если это касается работы с компьютером (к сожалению, иногда они правы).

В последние годы происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся из социально неблагополучных семей не хотят учиться, не видят в этом необходимости. Жители сельской местности не видят никакой перспективы. У детей из таких семей нет мотивации к учению. Рождаются дети с отклонениями в здоровье, которым тоже очень трудно дается учеба.

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Д.А. Медведев).

А как этого добиться? Что должен делать учитель в стремительно изменяющемся мире?

Для меня стало главным научить ребенка УЧИТЬСЯ. Диагностика показывает, что часть детей ходит в школу без желания, только потому, что так надо или заставляют родители. Условия жизни дают новое понимание того, кого считать образованным человеком. Объясняю своим ученикам необходимость знания и образования, так как именно ключевая компетентность «умение учиться» и помогает развить в себе другие компетентности: умение общаться, сотрудничать, делать свой труд продуктивным; жить в обществе и работать с информацией. А это есть составляющие успешного человека.

Говорю детям: «Надо добиваться успеха в жизни!» УСПЕХ… Для кого? В первую очередь, для себя, но обязательно должен быть человек, чье мнение ценно для ребенка. Иначе дети найдут это на стороне. Отсюда кумиры, подражание, подростковые самоубийства.

Не каждому ребенку даны, например, математические способности или понимание трудных физических законов. Моя задача учителя - создать ребенку «ситуацию успеха», то есть помочь ученику освоить программу любым способом, организовать для этого любой вид деятельности, в которой школьник может стать успешным.

Физика, 7 класс. «Здравствуйте, садитесь! Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно!» На лицах недоумение… «Сегодня идет снег, красивый, пушистый! А куда падают снежинки?» Ответ хором: «На землю!» Я: «А что бы мы увидели за окном осенью?» Дети уже подхватывают беседу: «Листья падают на землю! А если мы подбросим мяч, он тоже упадет на землю! Всё падает на землю!» И теперь проблемный вопрос: «А почему всё падает на землю?» И каждый пытается найти своё объяснение. В процессе дискуссии мы разбираем тему «Закон всемирного тяготения. Сила тяжести». Прошу придумать свой пример на этот закон, и каждый успешно справляется с поставленной задачей. И детям уже не страшно от незнакомых терминов.

На уроках стараюсь придумать ситуацию для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые. Нахожу проблему, взятую из реальной жизни, знакомую для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые ещё предстоит приобрести.

Ещё я учу детей задавать вопросы не только окружающим, но и самим себе. Умение сформулировать вопрос развивает умения целеполагания, определения задач для достижения поставленной цели, планирование деятельности, умение слушать и слышать других, а также рефлексивные умения школьника. Поэтому часто спрашиваю учеников: «Расскажи, что ты делаешь? Для чего ты это делаешь? Как ты это делаешь? Что ты чувствуешь?»

Посмотрите в глаза ребенку, который самостоятельно решил задачу или уравнение! Сколько радости в них: «Я смог!» Никогда не говорю ребенку, что он не справится, просто подбираю дифференцированные задания. Неважно, что именно решает ученик, важен успешный результат и поддержка.

Особо радуюсь, когда слышу слова: «А я не так решал! Значит, у меня неправильно?» Отвечаю: «Молодец! Всё правильно! Просто ты решал другим способом!» На лице ребенка гордость за самого себя, чувство удовлетворения от выполненной работы. У детей возникает желание поисковой деятельности, а вдруг есть ещё какой-нибудь способ?

Важно сформировать у ребенка компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности: усвоение способов приобретения знания из различных источников информации. Без использования ИКТ-технологий современный учитель работать не может. Здесь тоже большое поле деятельности для школьников. Вовлекаю учеников в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они добывают информацию из Интернета, изобретают, понимают, учатся быть открытыми и выражать собственные мысли, принимают решения и помогают друг другу, то есть развивают коммуникативную компетентность.

Люблю общаться с детьми не только на уроках, но и в повседневной жизни через Интернет и социальные сети. Общение в современной жизни способствует развитию личности учащегося, решает и воспитательную проблему образования – развитие духовно-нравственных качеств ребенка, патриотизма, формирование толерантности.

Иногда я вижу себя в роли «бабушки», рассказывающей детям «сказки» про математику и физику, про то, что именно сейчас нужно ученикам, и что нужно на будущую жизнь. Обсуждение этих «сказок» влияет на ребенка, развивает его и движет вперед.

Успешность наших учеников – это и наша успешность. Говорю ребенку: «У тебя всё получится!» И он верит мне…

Успех – это счастье, которое мы несем в этот мир!

Кузина Жанна Анатольевна,

учитель математики и физики

высшей категории

МОУ СОШ пгт Свеча

Свечинского района

Кировской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный взгляд на образование России и Германии

Эту статью я готовила на Международную конференцию. Было интересно  сравнить опыт инноваций наших и немецких коллег....

Программа дополнительного образования «Взгляд на Соединенное Королевство» для учащихся 6-х классов

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка, формирование и развитие  языковой, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций средствами английско...

Мой взгляд на дошкольное образование: как, чему и зачем учить в детском саду статья

Статья  о ценности дошкольного возраста. Поднимаются вопросы о том, как учить, чему учить и зачем учить в детском саду....

ЭССЕ "НЕ БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" (ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ" )

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3424252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"391","width":"394"}}]]ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС  «ВЫСШЕЕ   ОБРА...

ЭОР в образовании. Заинтересованный взгляд.

Размышления о роли электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. О том, что обучение всему, что связано с ЭОР, должно начинаться не с ученика, а с учителя....

Эссе на тему "Образование 2020: взгляд в будущее"

Эссе "Образование 2020: взгляд в будущее"...

Эссе «Взгляд на образование»

Взгляд на образование сельского учителя...