ЭССЕ "НЕ БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" (ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ" )
статья по теме

Ходжер Елена Владимировна

ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС  «ВЫСШЕЕ   ОБРАЗОВАНИЕ   СЕГОДНЯ:   ВЗГЛЯД   МОЛОДЫХ»

НОМИНАЦИЯ "ПЕРВЫЙ ШАГ"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_ne_bolshaya_peremena.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Регистрационный номер ___ П070421

Дата отправки «23» апреля 2010 г.

                       

Название работы:  

НОМИНАЦИЯ: «ПЕРВЫЙ ШАГ»

      Молодой учитель - «это человек, который владеет большим объемом оторванных от реальной педагогической жизни теоретических знаний, полученных в университете. Это человек, для которого звонок всегда звучит в неподходящее время: либо слишком рано – в самый разгар объяснения нового материала, либо слишком поздно – когда все уже сказано, сделано, и говорить и делать в оставшиеся десять минут уже нечего. Это человек, которому ученики каждый день устраивают какие-нибудь сюрпризы – не со зла, а просто, чтобы жить было не слишком скучно. Это человек, на которого косятся старшие коллеги, потому что он, во-первых, «не такой» (не так одевается, ходит, разговаривает и т.д.), во-вторых, ничего не умеет (учить, держать дисциплину, заполнять правильно журнал и т.д.). Это человек, на которого эти же старшие коллеги сбросили самые неуправляемые классы, воспользовавшись его неведением и его бесправием. Это человек, деятельность которого активно обсуждают родители – дома, с детьми, и на родительских собраниях, между собой. Это человек, который часто получает замечания: от завуча, директора, классного руководителя, председателя методического объединения...»

                  Современный портрет молодого учителя 

Глущенко Екатерина Александровна,

доцент кафедры педагогики и психологии ХК ИРО

Интернет-конференция «Пути становления современного учителя»*

      Именно так чаще всего выглядит портрет молодого учителя. Выпускник педагогического вуза, оказавшись в условиях, когда нужно применять на практике знания, полученные в процессе обучения, сталкивается с множеством проблем.

      В данном эссе я хотела бы поделиться своими впечатлениями о начале трудовой педагогической деятельности, о том, с какими проблемами мне пришлось столкнуться, и хотелось бы, чтобы моя работа помогла в решениях современных проблем высшей школы.

      Окончив РГПУ им. А.И. Герцена по специальности учитель культурологии и истории в 2007 году, учителем стала работать на второй год  после   выпуска. Работаю в вечерней школе г.Николаевска-на-Амуре тоже второй год, преподаю историю и обществознание в 10-12 классах. На данный момент, можно сказать, влилась в образовательный процесс.

      С чего же все начиналось?

      Передо мной  здание, про которое можно с уверенностью и без сомнений сказать – это школа! Оно классическое, двухэтажное, с широким крыльцом, с табличкой над дверью «МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Николаевска-на-Амуре». Неуверенно ступая по его ступеням, думаешь, неужели оно может стать местом постоянной работы, где я стану расти, развиваться, общаться. Второй вопрос, который тут  же   появляется   в

*С полным текстом доклада и с другими материалами конференции можно ознакомиться на сайте ХабаВики (http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/)

голове: кто они - мои будущие ученики? Смогу ли я стать для них авторитетом, смогу ли увернуться от каверзных вопросов, которыми сама любила мучить учителей? Ещё один вопрос, который не дает покоя: с кем тебе предстоит работать и примет ли тебя коллектив?

     Вот оно, мгновение. Ты, выпускник педагогического вуза, напичканный определённой суммой знаний, у дверей школы и не простой, а вечерней, о существовании которой в родном городе, к своему стыду признаюсь, даже и  не догадывалась. Специфику вечерней школы знала только по фильмам «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена».

      Пройдя собеседование с администрацией школы, и сдав документы, понимаешь, что дороги назад уже нет, и осталось только дождаться первого сентября.

      И настал торжественный день. Вот они, мои первые ученики, первый классный час, за которым следуют первые уроки.  Началась трудовая деятельность, настало время применить все знания, полученные ранее.

      С какими проблемами пришлось столкнуться? Во-первых, неумение вести документацию, в особенности классный журнал. Сколько тонкостей нужно соблюдать при его заполнении: одной пастой, тонким пером, строго не выходя за рамки клеточек, отводить определенное количество страниц на тот или иной предмет и т.д. и т.п. Глядя на более опытных коллег, понимаешь: не всё приходит с опытом, проверяющие всегда найдут к чему придраться. Во-вторых, написание календарно-тематических планов, в которых чётко должно просматриваться количество часов, программа, учебники, темы, форма контроля, краевой компонент, домашнее задание, использование инфомационно-коммуникативных  технологий (ИКТ), - всё это должно быть чётко сконструировано. Но я понимаю, что это поправимо, потому что придет с опытом работы в школе, и это не главное.

     Сейчас важнее остановиться на проблемах высшей школы, решение которых оптимизирует учебный процесс.

      В педагогических вузах недостаточно внимания уделяется практике, считается достаточным вооружить студента определенной суммой знаний, а ведь он (вуз) готовит будущих учителей. Учителю в свою очередь, необходимо развивать у учащихся творческую, деятельную личность, умеющую найти выход в сложной ситуации. Каким образом бывший студент, который строчил лекции, горбился в библиотеках, сможет выполнить социальный заказ?  Необходима более тесная связь теории с практикой. Это первое, чего не хватает высшей школе.

Факты: за время обучения в университете я написала максимум 5 конспектов уроков, кто-то ещё меньше.

      Знания только тогда принесут пользу, когда ты сможешь их применять на практике. Эта прописная истина актуальна как никогда. В век информации мы должны уметь пользоваться знаниями, отличать истину ото лжи, и учить этому других.

      При обучении будущих педагогов следует больше внимания уделять таким предметам как, русский язык и культура речи, и неважно, на каком факультете обучается студент. Будущий филолог, историк, биолог, физик,  -  каждый учитель должен владеть своей речью, и тут роль играет не только  темп и громкость речи, но и её грамотность! Ведь, как известно, ученик, особенно в начальной школе, копирует своего учителя, впитывает, как губка, все, что от него услышит.

Факты: на изучение русского языка и культуры речи отводится всего 106 ч из 8884, и изучаются только на первом курсе (из приложения к диплому).

      Ещё на что бы мне хотелось обратить внимание - это правовая культура выпускников вузов. Бывший студент, являющийся специалистом в той или иной области знаний, мало знает о своих гражданских правах. Повышение правовой культуры должно стать приоритетной задачей в образовании. Теория и практика в процессе обучения праву должны гармонично сочетаться. Чаще всего изучение сводится к конспектированию понятий  типа право – это… . Теоретические знания необходимы, но они не принесут пользу, если ты не сможешь применить их на практике.

      Для реализации национальной инициативы «Наша новая школа», нужны новые учителя, которые обладают высокой информационной компетентностью. Учитель сегодня должен уметь легко ориентироваться в информационном пространстве, не говоря уже о компьютерной грамоте. Популярными сегодня становятся сетевые  педагогические сообщества, позволяющие более интенсивному взаимодействию учителей как внутри страны, так и за её пределами. Здесь устраиваются  различного рода конкурсы, интернет-конференции, дистанционные курсы и т.п. Студентам педагогических вузов необходимо знать о возможностях, которыми обладают сетевые сообщества (openclass, it-n, СоцОбраз и др.). Это даст ему возможность поближе познакомиться со своей будущей профессией, а  участие в форумах позволит получить  ответы на интересующие его вопросы.

      Подводя итог всему сказанному следует отметить, что высшее педагогическое образование должно уделять больше внимание на связь теории с практикой, на формирование культуры речи, общения, правовой культуры студентов и следить за инновационными процессами современного образования.

      И тогда портрет выпускника вуза будет выглядеть следующим образом.

      Молодой учитель – «это человек, который владеет большим объемом  крайне необходимых для педагогической практики теоретических знаний, полученных в университете. Это человек, для которого звонок звучит всегда рано – потому что ему всегда есть чем поделиться с детьми. Это человек, которого любят дети, потому что он любит их. Это человек, который радует своих старших коллег своей молодостью, энергией, открытостью, доброжелательным, уважительным отношением. Это человек, которому эти же старшие коллеги стремятся помочь во всех его трудностях и который с благодарностью принимает эту помощь. Это человек, на которого не нарадуются родители, потому что дети стали ходить в школу с радостью. Это человек, на которого как на педагога творческого, инициативного, грамотного, теоретически подготовленного, администрация школы возлагает большие надежды...»

Современный портрет молодого учителя 

Глущенко Екатерина Александровна,

доцент кафедры педагогики и психологии ХК ИРО

Интернет-конференция «Пути становления современного учителя»

      P.s.  Сейчас, пройдя «боевое крещение» я поняла, что педагогика - это моё призвание. Почему? Потому что работа доставляет удовольствие! Ученикам интересно на моих уроках, в коллектив влилась, школа стала вторым домом. В перспективе хотелось бы продолжить повышение своей квалификации в аспирантуре или магистратуре, но, к сожалению, материальная сторона делает эти планы призрачными, так как труд учителя всё ещё недооценен государством и держится на энтузиастах, но это тема другого эссе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Взгляд на Соединенное Королевство» для учащихся 6-х классов

Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка, формирование и развитие  языковой, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций средствами английско...

От индивидуальности педагога – к личностным достижениям ученика. Взгляд молодого педагога.

Мне бы хотелось рассказать о том, как у меня всё начиналось.......

Научная конференция "Современные проблемы социально-экономического и политического развития: взгляд молодых исследователей". Научный руководитель-учитель физики МБОУ СОШ №4 города Льгова Семикина Елена Ивановна

Учащиеся нашей школы получили богатый и бесценный опыт исследовательской работы в области социологии и истории. Также такого рода мероприятия помогают учащимся школ в их профессиональном самоопределен...

Взгляд молодых исследователей.

7 апреля в  ЮЗГУ состоялась научная конференция «Современные проблемы социально-экономического и политического развития: взгляд молодых исследователей». Для участия в конференции были...

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"

Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"...