Выступление в КИРО
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Колесникова Елена Васильевна

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_kiro.docx44.52 КБ
Файл vystuplenie_v_kiro.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Из опыта преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Сегодня в каждом городе, в каждом малонаселенном пункте проживают вместе люди разных национальностей,  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного гражданина России. В связи с этим особое значение уделяется воспитанию и развитию таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основ.

На основе определения образовательных потребностей обучающихся и по выбору родителей (законных представителей) учащихся нашим общеобразовательным учреждением было утверждено изучение модуля «Основы  мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».  

        С 1 сентября 2013-2014 учебного года я начала преподавание модуля «Основы мировых религиозных культур». Хотелось бы рассказать, что получилось за два года  преподавания курса  и в чём были трудности.

Цели комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», заключаются в формировании у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, – общность в многообразии. Идея поликультурности отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Согласно ФГОСам нового поколения учащиеся при освоении новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» должны показать ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ результаты. Подробно останавливаться на этих результатах я не буду. Они представлены в Рабочей Программе по «Основам мировых религиозных культур».

Сегодня у меня другая цель: поделиться опытом преподавания курса. Как же добиться выдающихся результатов, занимаясь с целым классом всего один час в неделю и только в течение пятого класса?

И весь собственный опыт работы, и все предшествующие курсы переподготовки, и все когда-то прослушанные лекции, весь опыт замечательных российских учителей, публикующих свои наработки в интернете, всё постепенно стало складываться в единую систему.

Мы умеем при помощи инновационных технологий воздействовать на когнитивную сферу учащихся. Когнитивное развитие – это развитие мышления и организующих систем мозга, оно включает в себя язык, мысленные представления, аргументацию, навыки решения проблем и развитие памяти. Технологии развития критического мышления, эвристические беседы, методы моральных дилемм и дискуссий, работа с различными источниками, проектная деятельность, игры, и др. позволяют давать знания, расширять кругозор, формируют необходимые учебные компетенции и т.д., с акцентом непременно на деятельностный подход. Легко и непринужденно пятиклассники даже не знакомые в начальной школе с этими видами работ начинают составлять кластеры, сочинять синквейны, создавать презентации и т.п. Но, выясняется, что не это главное.

Идут хорошие, динамичные уроки, учитель и ученики как будто вполне довольны друг другом, но момент истины никак не наступает. Качественных сдвигов в духовно-нравственном плане не происходит. Остается утешать себя тем, что эти изменения проявятся в более или менее отдаленном будущем. Но все же главное, и самое трудное, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а через нее воздействовать на нравственные устои подрастающей личности.

Самому ребёнку нужно потрудиться и научиться любить и уважать самого себя и окружающих. Такие возможности открываются на уроках ОРКиСЭ.

Отслеживая, как дети реагируют на разные типы уроков, я постепенно пришла к выводу о том, что уроки по ОРКиСЭ должны быть яркими, т.к. наглядно-образное мышление характерно для младших школьников. Желательно наличие презентации к уроку. И, уроки должны быть обязательно очень эмоциональными. Решить эту задачу возможно только средствами искусства.

Именно искусство помогает воспитать у ребенка эмоциональную восприимчивость, тонкость чувств, так необходимых для ощущения гармонии человека, природы и мира.

Способность чувствовать красоту в природе, в искусстве, в жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль должна принадлежать семье. Если в семейных традициях наряду с семейными праздниками, совместными делами, путешествиями, визитами к родственникам есть место посещению музеев, театров, храма, то душа и ум ребенка развиваются гармонично.

Одним из действенных методов в моем арсенале преподавания курса на сегодняшний день оказались притчи, положенные на музыку Светланы Копыловой. Теперь без произведений этого автора не обходится почти ни один урок. Это удивительно, дети слушают ее притчи в абсолютной тишине, иногда в глазах появляются слезы, потом мы молчим, каждый о своем, потом идет горячее обсуждение. Так на уроке 25 «Заповеди иудаизма и христианства» мы слушали песню-клип «Бабочка». Когда я спрашиваю детей, какое впечатление на вас произвела эта песня, они отвечают, что песня-притча похожа на «золотой лучик».  Дети говорили, что от этого клипа исходит «положительная энергетика,  заставляющая задуматься и о себе, увидеть себя со стороны». Трудно представить, что после прослушивания в исполнении автора этого замечательного произведения, кто-то может остаться равнодушным. Каждая песня Светланы Копыловой  – это маленькая история с остроумным сюжетом (по христианским притчам), часто с непредсказуемым финалом, ненавязчиво раскрывающая смысл бытия.

Мы любим «словесное рисование», которое начинается со слов: «если бы я умел отлично рисовать, я изобразил бы…» и далее, наперебой предлагаются самые важные моменты. Они у каждого свои. Впечатления и эмоции, полученные на уроке, очевидно, долго сохраняются в детских душах. Дома дети рисуют, как умеют, иллюстрации, приходят через неделю и просят снова послушать притчу, а потом представляют свое творчество на всеобщее обозрение. Оценок, как известно, по ОРКиСЭ нет, можно и не рисовать, но почти все рисуют. В какой-то момент, я поняла, что интуитивно пришла к использованию арт-терапевтических методик. Рисование под музыку, прослушивание историй и придумывание своих окончаний, – все это очень эффективные приемы, позволяющие включить эмоции и чувства ребенка в процесс развития личности, а так же попутно снять напряжение, преодолеть страхи, нивелировать стрессовые ситуации.

Говоря о литературе по предмету, хочу сказать, что я использую разную литературу, начиная от традиционного учебника «Основы мировых религиозных культур» под ред. А.Я. Ярлыкапова  до художественной литературы. Существует методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур (Автор Е.В. Мацыяка). Некоторые фрагменты разработок занятий из этого пособия я использую в своей  работе.

Электронное приложение является составной частью учебно-методического комплекса. Оно значительно расширяет и дополняет содержание учебника и создаёт принципиально новые возможности при изучении основ мировых религиозных культур, недоступные без использования современных компьютерных технологий.

Электронное приложение содержит ресурсы, объединённые в рубрики:

  • Золотое слово;
  • Иллюстрации;
  • Интерактивные моменты;
  • Контроль;
  • Тренажёры;
  • Хрестоматия;
  • Это интересно.

Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности.

Удобный способ навигации состоит в использовании каталога ресурсов.

Уроки с использованием ЭП – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Мне помогает в работе учебник Издательского центра «Вентана-Граф» «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики» авторов Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Поляковой А.В. Также я использую материалы учебника Гогиберидзе  Г.М. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 5 класс, издательство «Мнемозина». В этих книгах с учётом возрастных особенностей учащихся излагаются положения православной, исламской, буддистской и иудейской культур. К рассказам и притчам даются задания, которые помогают осмыслить и проанализировать озвученный учителем материал.

Так, изучая материал «Хранители предания в религиях мира» (Урок 8), я использую притчу «Возлюбленная суббота» (еврейская притча) из учебника Г.М. Гогиберидзе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (стр.110-111). На этом же уроке я пользуюсь учебником «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики» авторов Виноградовой Н.Ф., Власенко В.И., Поляковой А.В. Учащиеся слушают и анализируют притчу о Будде (стр. 79-81) и другие. Самые запоминающиеся моменты урока я предлагаю учащимся нарисовать к следующему занятию.

Неоконченные истории:

История№1

Притча два волка

 Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

 – В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...

 Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

 – А какой волк в конце побеждает?

 Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Предположите, что сказал старый индеец, слушаем все варианты, затем продолжаем:

 – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы думаете, что значат эти слова?

История№2

Притча «Песок и камень»

       Два друга долгое время шли по пустыне.

       Однажды они поспорили, и один сгоряча дал пощёчину другому.  Последний почувствовал боль, но ничего не сказал, только написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину».

        Через много дней они нашли оазис с водоёмом, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас.

        Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».

        Тогда друг спросил его:

        - Когда я обидел тебя, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне. Почему?

Предположите, почему друг задал такой вопрос, слушаем все варианты, затем продолжаем:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть. Но когда кто-либо делает что-то хорошее нам, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не мог стереть, – ответил другой.

        Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…

В чём заключается смысл этой притчи?

Мы всегда должны помнить добро, которое делают нам другие люди.

Дома рисуем сюжеты на темы, обсуждаемые в классе.

На уроках ОРКиСЭ закладываются фундаментальные основы духовной нравственности, которые будут у человека на протяжении всей его жизни.  Дети  рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Они сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Через игровые задания пополняется словарный запас, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Особенно интересны ученикам темы, связанные с бытовым укладом представителей различных конфессий.  Как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и другие интересные и глубоко индивидуальные черты семейного уклада всегда близки детям. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.

Значение родительского участия в изучении курса ОРКиСЭ велико. На уроках школьники  получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых  происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая – имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

На уроках «Основы мировых религиозных культур» школьники вместе с учителями и родителями  размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку. Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся во всех мировых религиях. Верующие считают, что заповеди установлены Богом. Атеисты полагают, что каждая заповедь – это важное моральное правило жизни. При этом все соглашаются, что общество, не соблюдающее нравственные заповеди, обречено на гибель.

Изучая элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей, я стараюсь больше внимания уделять вопросам  православной культуры.  

Поделюсь опытом проведения урока «Семья» (Урок 28).

Из рубрики «Вы узнаете» мы выясним, как традиционные религии России относятся к семье.

Начинаю урок с вводной беседы:

«Как вы понимаете, что такое семья? Для чего люди создают семью?»

После ответов учащихся продолжаю:

Я хочу прочитать вам одно стихотворение:

Как появилось слово «семья»?

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

-Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: "Я".

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

- Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.  Ребята, значит у семьи давние корни.

 

Семья является основой общества во всех мировых религиях.

Из материала учебника учащиеся выясняют, что дружба, мир и покой в семье всего дороже. Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей.

- Что такое семья?

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

        Издавна на Руси семьи  были большие и крепкие. Уважали и почитали старших.    

 - Давайте посмотрим, как толкуется слово «семья» в толковом словаре.

Работа детей с толковым словарём, затем озвучить ответ:

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

- Вспомните, какие художественные произведения, связанные с семейными неурядицами вы читали на уроках литературного чтения, дома.

- Что осуждается в этих произведениях? (Л. Толстой «Старый дед и внучек». Читает подготовленный ученик).

(Учебник Г.М. Гогиберидзе, стр. 16-17).

- Что осуждается в этом произведении? (Чёрствость, неуважение и т.д.)

- Какую библейскую заповедь нарушили родители мальчика? (Почитай отца своего и мать свою).

 - Можно ли эту заповедь считать моралью этой басни?

- Как же должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы радостнее было жить? (Все члены семьи должны быть дружными, помогать друг другу и т.д.)

- О взаимоотношениях в семье писали и пишут не только прозаики, но и поэты. Если вас заинтересовала тема семьи в литературе, то попробуйте дома найти стихотворения о семье. (Вынести на доску как вариант домашнего задания).

Сейчас я хочу познакомить вас с современной притчей.

Хочу быть телевизором – современная притча

Учительница вошла в класс и сказала:

- Сейчас вы будете писать сочинение на тему: «Чего я хочу больше всего, чтобы Бог сделал для меня».

Вечером того же дня муж учительницы, вернувшийся с работы домой, застал ее плачущей над тетрадкой.

- Что тебя так расстроило? – спросил он.

- Прочти, - сказала женщина, протянув ему тетрадь.

Вот что было написано в сочинении:

- Господи, я прошу тебя об одном: преврати меня в телевизор. Я хочу занять то место, которое телевизор занимает в нашей семье. Я хочу, чтобы члены моей семьи собирались вокруг меня и проводили со мной столько времени, сколько они проводят перед телевизором, хочу находиться в центре внимания моих папы и мамы. Хочу, чтобы меня слушали, не перебивая. Хочу, чтобы мной занимались так же, как занимаются телевизором, если он портится. Я хочу, чтобы  папа  и мама по вечерам хоть иногда проводили время со мной, даже если они устали. Боженька, я прошу не так уж много... Мне не нужно ничего другого. Мне просто хочется жить так, как живет в нашем доме телевизор.

Бедный ребенок! – воскликнул мужчина. – Что за бесчувственные люди его родители!

Женщина подняла на мужа заплаканные глаза и тихо сказала:

- Это сочинение нашего сына...

Вопросы после прослушивания притчи:

- Какие чувства вызвала у вас эта притча?

- Как вы думаете, почему возникла такая проблема в этой семье?

- Как вы считаете, можно ли разрешить проблему этой семьи?

(Обсуждение, ответы детей).

Вы, конечно, слышали о празднике, который отмечает вся наша страна летом, 8 июля. В город Муром в этот день приезжают известные артисты, музыканты.

- Какой же это праздник? (День семьи, любви и верности).

- В честь каких Православных Святых мы отмечаем этот праздник?  Что вы о них знаете? (Ответы детей)

Просмотр видеоклипа  «Петр и Феврония» из цикла телепередач для детей «Радость моя».

- Кто же такие Петр и Феврония Муромские?

Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

- Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). На протяжении почти восьми столетий 8 июля православные христиане почитают память святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Просмотр видеоклипа «С днём семьи!»

- Какой цветок является символом семьи, любви и верности? (Ромашка)

- Что символизируют лепестки цветка? (Членов семьи).

- На чём держатся лепестки? (На сердцевине).

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? (Они погибнут).

- Что же символизирует сердцевинка? (Ценности, на которых основывается семья).

- Какие, по вашему, ценности должны укреплять семью? (Ответы детей).

- Какие семейные праздники вам ещё известны? (8 июля – День семьи, любви и верности в России, 1 июня – День защиты детей, первое воскресенье ноября – День матери, 8 марта – Международный женский день).

Подведение итогов, рефлексия:

- Сегодня на уроке мы с вами узнали очень много о ценностях семьи, об отношении людей в семьях друг к другу, о том, зачем нужно вообще создавать семью.

- Что вы сможете рассказать о семье  своим друзьям и членам своей семьи?

- Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста учебника и сказанного на уроке?

Индивидуальное домашнее задание:

- Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи.

- Найти и прочитать стихотворения о семье.

- Как в вашей семье принято отмечать общие праздники?

В завершении хочется отметить, что большая работа по закреплению и развитию достижений учащихся проводится благодаря сотрудничеству учителей-предметников и активной деятельности классных руководителей. Более тщательно отбирается репертуар для просмотра в театрах, планируются посещения музеев, храмов, разрабатываются внеклассные мероприятия. Ведь весь жизненный опыт учащихся должен работать на формирование ценностно-смыслового ядра мировоззрения личности.

Отсутствие оценок по предмету – это огромное благо, особенно в пятом классе. Часто при переходе из начальной школы в среднюю не все отличники подтверждают свой былой статус. Причин может быть много. Безоценочное обучение сближает, а не разъединяет класс. Вопрос об оценках не встал ни разу. Интерес одноклассников, похвала учителя, ощущение себя в команде – оказалось, этого вполне достаточно для душевного комфорта и стимула к дальнейшей работе.

Литература

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. носителе / [А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013
  2. Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.М. Гогиберидзе. – М.: Мнемозина, 2012
  3. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики: 4 класс; учебник для учащихся общеобразовательных  учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2012
  4. Е.В. Мацыяка. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов).  – М.: Просвещение, 2013
  5. Вавилонская башня и другие библейские предания под общей редакцией Корнея Чуковского. Международная ассоциация деятелей культуры «НОВОЕ ВРЕМЯ». Москва, 1990

Интернет-ресурсы:

http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1200 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/11/19/iz-opyta-raboty-po-kursu-onovy-mirovykh-religioznykh-kultur-i 

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/03/21/ispolzovanie-umk-sfery-elektronnoe-prilozhenie-dlya-formirovaniya

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fkolpakovalar.ucoz.ru%2Fobmen%2Freligiia.doc&name=religiia.doc&lang=ru&c=563b968410e7 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Лицей № 6 имени М.А. Булатова» Основы религиозных культур и светской этики п реподавание модуля «Основы мировых религиозных культур» (из опыта работы) Колесникова Елена Васильевна 2015-2016 уч. год

Слайд 2

Цели учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», заключаются в формировании у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.

Слайд 3

Согласно ФГОСам нового поколения учащиеся при освоении новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» должны показать ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ результаты.

Слайд 6

Когнитивное развитие – это развитие мышления и организующих систем мозга, оно включает в себя язык, мысленные представления, аргументацию, навыки решения проблем и развитие памяти. Технологии развития критического мышления, эвристические беседы, методы моральных дилемм и дискуссий, работа с различными источниками, проектная деятельность, игры, и др. позволяют давать знания, расширять кругозор, формируют необходимые учебные компетенции и т.д.

Слайд 7

Главное , и самое трудное, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а через нее воздействовать на нравственные устои подрастающей личности. Самому ребёнку нужно потрудиться и научиться любить и уважать самого себя и окружающих. Такие возможности открываются на уроках ОРКСЭ .

Слайд 8

Именно искусство помогает воспитать у ребенка эмоциональную восприимчивость, тонкость чувств, так необходимых для ощущения гармонии человека, природы и мира.

Слайд 9

Способность чувствовать красоту в природе, в искусстве, в жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль должна принадлежать семье. Если в семейных традициях наряду с семейными праздниками, совместными делами, путешествиями, визитами к родственникам есть место посещению музеев, театров, храма, то душа и ум ребенка развиваются гармонично.

Слайд 10

Одним из действенных методов в моем арсенале преподавания курса на сегодняшний день оказались притчи, положенные на музыку Светланы Копыловой (Клип «Бабочка»)

Слайд 12

Неоконченные истории: История№1 Притча два волка Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. – В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: Предположите, что сказал старый индеец, слушаем все варианты, затем продолжаем: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как вы думаете, что значат эти слова?

Слайд 13

На уроках ОРКиСЭ закладываются фундаментальные основы духовной нравственности, которые будут у человека на протяжении всей его жизни. Дети рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. Они сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы.

Слайд 14

Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

Слайд 15

На уроках «Основы мировых религиозных культур» школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Слайд 16

Урок «Семья» (урок 28)

Слайд 18

Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему? Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья.

Слайд 19

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

Слайд 21

Хочу быть телевизором – современная притча

Слайд 24

Притча о Петре и Февронии из цикла телепередач для детей «Радость моя»

Слайд 25

С днём семьи (Пётр и Феврония ). avi Видеоклип «С днём семьи (Пётр и Феврония )»

Слайд 28

Подведение итогов, рефлексия: - Сегодня на уроке мы с вами узнали очень много о ценностях семьи, об отношении людей в семьях друг к другу, о том, зачем нужно вообще создавать семью. - Что вы сможете рассказать о семье своим друзьям и членам своей семьи? - Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста учебника и сказанного на уроке?

Слайд 29

Индивидуальное домашнее задание: Подобрать пословицы народов России, желательно разного вероисповедания, характеризующие ценность семьи . Найти и прочитать стихотворения о семье . 3. Как в вашей семье принято отмечать общие праздники?

Слайд 30

Отсутствие оценок по предмету – это огромное благо, особенно в пятом классе. Часто при переходе из начальной школы в среднюю не все отличники подтверждают свой былой статус. Безоценочное обучение сближает, а не разъединяет класс.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 32

источник шаблона: Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области Сайт « http :// pedsovet . su /»

Слайд 33

Интернет - ресурсы: Уголок – http://img-fotki.yandex.ru/get/6623/155524994.156/0_955cc_da83cc15_S Виньетка - http://img-fotki.yandex.ru/get/6619/155524994.156/0_955d7_23a14c0f_S Прозрачный фон Листья - http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/159303434.176/0_89505_7e33e372_S (клипарт - http://fotki.yandex.ru/users/ya-svetajud/album/280614?&p=5 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вятка-Хлынов-Киров

материал для классного часа   с использованием краеведческого материала по Вятскому краю. Можно использовать на уроке по истории родного края...

Иярчен шарт һәм кире җөмләләр

Презентация содержет и теоретический и практический материал для урока....

Иярчен кире җөмләләр. 9 сыйныф (рус группасы)

Тема: Иярчен кире  җөмләләр. Максат: иярчен җөмлә турында төшенчә формалаштыру; аның белдерелү үзенчәлекләрен аңларга ярдәм итү; иярчен кире җөмләләрне тану һәм аеру ...

конспект урока на тему "Известные люди Великобритании. Кира Найтли"""

Цель урока - создать условия для ознакомления учащихся с некоторыми фактами биографии британской актрисы Киры Найтли, совершенствование навыков аудирования, расширение лексического запаса учащихся, ра...

Жөмләдә сүзләрнең уңай һәм кире тәртибе.

7нче класста татар теленнән ачык дәрес эшкәртмәсе...

Тема: “Иярчен кире җөмлә”

9нчы сыйныфның татар төркемендә ФДББС туры китереп эшләнгән дәрес эшкәртмәсе...

Иярчен кире җөмлә

Максат:1) дидактик – иярчен кире җөмлә турында төшенчә формалаштыру, аның белдерелү үзенчәлекләрен аңларга ярдәм итү;2) үстереш – иярчен кире җөмләләрне тану һәм аеру ысулларын билгеләү;3) тәрбияви үз...