Чтение как важнейшее условие повышения литературного образования учеников
статья на тему

В статье говорится о роли чтения в процессе литературного образования учеников основной школы. Раскрывается смысл понятия «литературное образование» и приводятся примеры активных форм восприятия художественного произведения с целью приобщения учеников к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль чтения в литературном образовании школьников.

Васильченко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы  МБОУ ООШ №2  г.Полярный.

Чтение и изучение художественных произведений с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов составляют основу содержания литературного образования. Принципы отбора основного и дополнительного литературного материала для учебной программы: эстетическая ценность художественного произведения как искусства слова; доступность читательскому восприятию, соответствие интересам и возрастным особенностям школьников; адекватность образовательно-воспитательным целям и задачам.

Литературное образование в школе состоит из трех основных этапов, каждый из которых имеет свою специфику и связан с остальными:

Первый этап — начальные классы;

Второй — средние классы (5—9);

Третий — старшие классы (10—11).

Первый этап : 1—4 классы, начальное литературное образование.

Второй этап: 5—9 классы, общее литературное образование.

На этом этапе литература является самостоятельным учебным предметом.

Третий этап: 10—11 классы, углубленное изучение русской национальной литературы ХIХ—ХХ вв.

 Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи.

Чтение –  это базовое, ключевое умение всего образования. Это главный учебный навык, системообразующий. Он предопределяет успешность обучения на всех последующих ступенях и вообще интеллектуальные перспективы человека. Любящий книгу и хорошо читающий ребенок учится сам, он автономен, независим, требует меньшего управления со стороны учителя. А.Герцен утверждал: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шиллер равняются целому университету».  Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребенок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа. 

Овладение чтением – процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

        Преподавая литературу  в  5 – 9 классах, могу отметить, как отличается отношение к книге и восприятие художественного произведения  у младших и старших подростков. Взгляд младшего подростка обращен на окружающий мир, и это позволяет ему при всей наивности все же подходить к произведению как к объективной ценности. Старший подросток часто сосредоточен на своем внутреннем мире и ищет в произведении только созвучные ему мотивы. Потребность в самовыражении у некоторых школьников оказывается настолько сильной, что анализ произведения нередко подменяется анализом собственных переживаний или рассуждениями на интересующие их темы. Любимым становится произведение, автор которого внимателен к переживаниям героев, к сложным чувствам, - книга в этом возрасте становится средством, помогающим разобраться в себе, оценить качества своей личности, сформировать свой идеал.

        Произведение, оставаясь самим собой, исторически меняется, вступая во взаимодействие с новым жизненным и художественным опытом и обретая новые смысловые и ценностные характеристики. Особенности восприятия художественного произведения диктуют необходимость использования учителями различных методов и приемов   преподавания литературы. Считаю, что личностно-ориентированный  подход приемлем в  литературном образовании, так как его использование  может обеспечить  успех.

        Литература в школе не просто один из предметов, а центр, основная сфера универсального развития личности, обогащения ее интеллекта и чувств, творческих возможностей во всех сферах деятельности. 
Воздействие книги на личность - процесс последовательный. Это процесс накопления знаний, собственных размышлений. Ведь огромная ценность хорошей книги не только в тех сведениях, в той информации, которую она содержит, но и в том, что она заставляет размышлять, сопоставлять свой опыт, свою жизнь с условиями, которые предлагает читателю писатель. Постоянное общение с книгой и является могучим средством формирования лучших духовных качеств нашего современника. 
Поскольку одна из центральных задач литературного образования, однако, состоит в том, чтобы привить любовь к книге, способность осмысленно разбираться в явлениях литературы, то именно это во многом определяет уровень литературной образованности.

Понятие литературного образования широко и многогранно. На мой взгляд, оно включает в себя, конечно, и деятельность учителя, его квалификацию, мастерство. Преподавание литературы как искусства слова не может осуществляться однолинейно, оно может быть реализовано лишь в комплексной совокупности ряда направлений. Вполне закономерно центральное место при обсуждении проблем литературного образования занимают предложения о необходимости глубокого освоения учащимися литературы как источника эстетического наслаждения, воспитание любви к чтению, способности самостоятельно разбираться в художественных явлениях. Филолог и психолог А.А. Потебня утверждал как необходимую сторону литературного образования приобщение к искусству слова – выразительному чтению, видел в нем «венец» художественного восприятия.
         Важным фактором, влияющим на уровень литературного образования, являются активные формы восприятия литературы, в том числе проведение тематических декад, посвященных более глубокому изучению творчества писателей. Такой вид деятельности не только расширит и углубит знания школьников о жизни и творчестве писателя, о его мировоззрении, но и позволит более эмоционально воспринимать сказанное им; на этом материале удобно прививать и развивать навыки устной и письменной речи, совершенствовать усвоение технологии написания рецензии, отзыва, эссе, выполнения творческой части к изложению. Здесь подготовка и к сочинению, и к изложению, и к устному экзамену, и к ЕГЭ. В целом же весь комплекс учебных занятий и внеклассной работы способствует привитию интереса к учебе, к литературе, в частности. Мне представляется особенно важным, что школьники, принимающие участие в инсценировках, в литературных соревнованиях и марафонах, выступающие с выразительным чтением, гораздо глубже проникают в литературное произведение, в образ героя и открывают их своим друзьям, зрителям. Человек читает для себя, а играет на сцене для других, и это повышает его активность. В памяти школьников остаются навсегда такие занятия, в ходе которых обнаруживалась активная позиция каждого, когда они действовали, творили, проживали вместе с литературными героями их жизнь, чувствовали и видели жизнь, как писатели. 
         Преподавание литературы требует постоянного совершенствования содержания, методов, всех сторон учебного процесса. 
Литературное образование в школе в силу своей активной, духовно- формирующей сущности не может успешно развиваться, будучи ограничено заботами сегодняшнего дня, оно обращено к формированию будущего человека.

[1]


[1]1.  Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. Раздумья о преподавании в школе. М. Просвещение.1990

2. Т.А.Калганова. Проблема чтения в современном обществе и пути её решения. Литература в школе. 2009. №12

3. Потебня А. А. Теоретическая поэтика М., Высшая школа. 1990. 

4. Ядровская Е. Р. О судьбе школьного литературного образования // Литературная газета. — 2014. — № 27. — С. 3

Аннотация.

В статье говорится о роли чтения в процессе литературного образования учеников основной школы. Раскрывается смысл понятия «литературное образование» и приводятся примеры активных форм восприятия художественного произведения с целью приобщения учеников к чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики как важное условие повышения качества математического образования

Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей? Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим...

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

Профессиональное развитие педагога – важнейшее условие повышения качества образования.

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возр...