Мероприятие "Мой класс - мои друзья"
методическая разработка на тему

Хромых Ирина Михайловна

Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;

– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;

– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;

– способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_klass-moi_druzya.docx21.59 КБ
Office presentation icon prez_k_merop.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: формировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

– формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;

– развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление;

– воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.

– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;

– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;

– способствовать развитию эмоциональной сферы личности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; электронная презентация, листы формата А-3, цветные карандаши, клей, заготовки заданий, клубок ниток, фонограмма песни «Дружба крепкая».

Ход мероприятия:

I. Организационный момент:

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь и начнём нашу работу. (Слайд 3)

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб умными быть надо многое знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя:

 Тест: 1. Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

2. Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

3.Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

4. Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

5. Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

А теперь вместе найдём ключ к этому тесту.

Возможное решение:

4-5 баллов – ты хороший товарищ.

3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.

1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

– У кого получилось 4 – 5 баллов?

Учитель. Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят. Это меня очень радует.

Посмотрите на экран. Прочитайте тему сегодняшнего мероприятия.

Учитель. У нас сегодня с вами проект, который мы с вами решили назвать “Мой класс – мои друзья” Почему мы выбрали сегодня эту тему?

(Ответы детей)

Учитель. Сегодня мы ещё раз поговорим о дружбе. Но прежде мне бы хотелось вам рассказать такую притчу. (Слайд 4)

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

– Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

– Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

II. Постановка проблемы.

Учитель. Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Ответы детей.)

– Какое решение он принял? (Ответы детей.)

– Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима? (Ответы детей.)

– О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”. И мы сегодня скажем лучшие слова о дружбе, о друзьях.

Работать мы с вами будем в командах. На команды вы разделились по собственному желанию. Команд у нас три:

1 команда. Исследователи!

2 команда. Эксперты!

3 команда. Законодатели!

Учитель. Начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.

(Ученица читает стихотворение.)

Когда еще никто не знал ни слова-

Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, –

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово “друг”,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Учитель. Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?

–Кого мы называем другом?

– Какие качества у него будут главными?

– Каких друзей нам хотелось бы иметь?

Задание №1 для всех трёх команд:

Учитель. На эти и другие вопросы мы сегодня постараемся ответить. А в самом начале я предлагаю вам всем составить ассоциограмму к слову ДРУГ. За основу нашего проекта мы взяли парусник. Все выполненные задания мы будем записывать на парусах и приклеивать к корпусу. От каждой команды выходит к доске один ученик и прикрепляет слова, с которыми у них ассоциируется слово “друг” и объясняет свой выбор.

Учитель. Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, подобрали очень точные слова, характеризующие человека, которого по праву можно назвать другом.

Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, помогать – тогда и начинается дружба.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда.

Если рядом друзья настоящие!

Учитель. Да, только с другом нам хорошо, только с ним мы можем всего добиться и преодолеть любые преграды.

В ходе подготовки к нашему мероприятию вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание– исследование. Давайте послушаем и оценим результат вашей работы, который мы объединим в наш проект “Мой класс – мои друзья” Вы согласны с этим предложением? Начинаем! Чтобы стать хорошим другом, иметь верных и преданных друзей, человек должен знать историю слова, его лексическое значение.

Задание №2

1 команда – наши исследователи. Задание, которое они получили, называется: энциклопедия одного слова. Мы представляем результат работы группы «Исследователи»:  команда работала со словарями, подбирала различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях. Всего нашли …. пословиц. Это пословицы разных народов. Мы хотим зачитать те из них, которые особенно нам понравились.

Исследователи представляют своё задание по плану:

Лексическое значение слова “ДРУГ” (в толковом словаре, в интернете).

Слова-родственники (однокоренные).

Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).

После представления своей работы дети её оформляют.

Учитель. Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность между людьми, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов.Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”. Это не просто слова. Сейчас наши эксперты докажут это на примере двух ситуаций.

2 команда – наши эксперты.

Эксперты. Нашей команде, команде экспертов было предложено разобрать две ситуации, ответить на вопрос, как поступили бы мы на месте героев и сделать выводы. Вот что у нас получилось.

Первая ситуация : Два друга готовятся к контрольной работе по окружающему миру. У одного из них, Александра, все записи по этому уроку  в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить тетрадь у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к контрольной.

Вторая ситуация:

Когда со мной случалось горе,

Подняться не хватало сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело –

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея,

Что помогли когда-то мне.

Могут ли друзья познаваться в радости?

Эксперты представляют свою точку зрения и делают выводы.

1. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.

2. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

Учитель. Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.

Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

3 команда – наши “законодатели”

Ребятам этой команды надо было разработать свод законов о дружбе. Давайте послушаем их.

Учитель: Они достаточно долго разрабатывали свод законов о дружбе. Сначала им показалось, что это достаточно легко, но это не так. И поэтому они, как в Государственной Думе их несколько раз переделывали и вот что у них получилось. Дети зачитывают законы дружбы, которые они придумали.

Учитель. А я, ребята хочу прочитать вам законы дружбы, которые выработал со своими учениками великий педагог Василий Александрович Сухомлинский.

– Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту значит нравственно готовить себя к предательству.

– Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

– Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.

– Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

– Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. И этот буклетик я оставляю вашему классу, ребята.

Учитель. Я думаю, что эти законы переплетаются с теми, которые составили вы. Теперь самое главное, чтобы они вами соблюдались.

Ребята, а хотите еще рассказать о своем друге?

Я предлагаю сделать это в необычной форме, в форме синквейна.

Синквей от французского слова 5 – стихотворение из 5 строк, которые строятся по определенным правилам:

1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека

2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных

3-я строка – описание действия – 3 глагола

4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.

Давайте, попробуем! Те, кто справится с заданием, могут прочитать свое творение и оформить его на своих проектах.

Учащиеся сочиняют синквейн и по желанию их зачитывают.

Учитель. Хочется верить, что этот проект заставил вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.

Дети и учитель читают стихотворение:

Учитель.

Я хочу пожелать вам:

Никогда не меняйте друзей!

Их нельзя разменять как монету.

Вы поймете это поздней –

Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,

Ту потерю ничем не измеришь.

Старый друг не вернется к тебе.

Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать:

Станет раной на сердце обида.

Хоть друзья и умеют прощать,

Дверь в их сердце будет закрыта.

Дружбу надо беречь всегда,

Это чувство длиннее века.

Лучший друг не предаст никогда,

Просто преданней нет человека!!!

Дружба не знает границ, она соединяет сердца не только близко живущих людей, но и тех, кого разделяют тысячи километров. Что же помогает этим людям поддерживать связь и отношения? Письма, телефон – сотовая связь, фото и видеосъемка,а также Интернет, связь, которая как паутина опутала весь мир.

Рефлексия. На сегодняшнем проекте я предлагаю вам сплести нашу паутинку дружбы. Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Надо передавать клубок друг другу так, чтобы нить клубка переплеталась, как паутинка и при этом, передавая клубок, другу надо сказать хорошие добрые слова!

Дети плетут паутинку.

Учитель. На этом наш проект можно считать завершённым. Я вам желаю, чтобы те зёрнышки дружбы, которые мы с вами заложили в начальной школе, упали в плодородную землю и в 5 классе проросли, дали свои плоды, а вы, ребята, остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь друг другу! Закончу я наш проект такими строчками:

Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллели и зеленых рек,

Совершите чудо, руку протяните

Надо чтобы в дружбу верил

Каждый человек!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Мой класс – мои друзья» 4 класс Хромых Ирина Михайловна, воспитатель

Слайд 2

Мой класс – мои друзья Интересный урок сегодня у нас, К нему готовился каждый из нас. Чтоб умными быть надо многое знать, Уметь думать, логически рассуждать.

Слайд 3

Тест Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс? Приятно ли тебе называть одноклассников по имени? Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника? Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника? Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

Слайд 4

Ключ к тесту 4-5 баллов – ты хороший товарищ 3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится 1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам

Слайд 5

Притча Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. – Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух. – Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам! Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

Слайд 6

Наши команды 1команда. Исследователи! 2команда. Эксперты! 3команда. Законодатели!

Слайд 7

Задание №1 Ассоциограмма ДРУГ

Слайд 8

Задание №2 Энциклопедия одного слова. Лексическое значение слова «ДРУГ» (в толковом словаре или в интернете). Слова-родственники (однокоренные). 3. Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).

Слайд 9

Задание №3 Первая ситуация Два друга готовятся к контрольной работе по окружающему миру. У одного из них, Александра, записи по этому уроку в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить тетрадь у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к к контрольной. Вторая ситуация Когда со мной случалось горе, Подняться не хватало сил, Рук подоспевшее подспорье Всегда в друзьях я находил. А в счастье было тяжело - Друзья стояли в стороне, Завидуя и сожалея, Что помогли когда-то мне.

Слайд 10

Задание №4 Законы о дружбе Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту значит нравственно готовить себя к предательс­тву. Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая на­дежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее. Дружба - это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен. Быть требовательным в дружбе - значит иметь мужество разо­рвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит пре­зирать корыстолюбие. В.А. Сухомлинский

Слайд 11

Физминутка

Слайд 12

Задание №5 Синквейн 1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека 2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных 3-я строка – описание действия – 3 глагола 4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме 5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.

Слайд 13

Паутинка дружбы

Слайд 14

Землю обмотали тоненькие нити, Нити параллели и зеленых рек, Совершите чудо, руку протяните Надо чтобы в дружбу верил Каждый человек! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 6 классе "Лучшие друзья навсегда"

Урок дает возможность ученикам задуматься о смысле дружбы, прочитать притчу, пословицы, услышать песню о други в исполнении Майкла Джексона, ответить на вопросы теста и рассказать о собственной дружбе...

Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"

Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....

урок английского языка во 2 классе "Мои друзья" ФГОС

Создание  условий для овладения учащимися правилом чтения буквы Ее в закрытом и открытом слогах, буквосочетания ее, отработки умений воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащу...

Урок Английского языка для 5-го класса "Мои друзья"

Урок обобщения и систематизации знаний по темам; Мои друзья. Режим дня....

Игра по ПДД для 5-6 классов "Наши друзья, дорожные знаки"

Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице как ему вздумается, не соблюдает правил движения. Но этот закон и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережет и...

Разработка классного часа 6 класс "Без друзей на свете трудно жить"

Разработка классног часа для 6 класса "Без друзей на свете трудно жить" . Воспитание толерантности, доброжелательности, уважения друг к другу, расширение знаний детей о дружбе....

Разработка занятия о птицах для учащихся 6 классов "Пернатые друзья зимой"

Конкурс среди 6-7 классов "Пернатые друзья зимой"Цель:1. Изучение биомногообразия птиц нашего региона ,воспитание ценностного отношения к орнитофауне.Из этой цели вытекают задачи:Ознакомить учащ...