Мои публикации
материал

Харченко Владимир Викторович

В данном разделе представлены мои публикации, свидетельствующие об обобщении и распространении собственного педагогического опыта

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Городская научно – исследовательская конференция школьников

«Шаг в будущее»

Секция «Культурология»

«Влияние музыки на состояние здоровья подростка»

                        Авторы:

                                                                            Овчинникова Анастасия

                                                                            Учащаяся объединения

                                                                           «Звонкие струны»

                                                                       Руководитель: Харченко Владимир

                                             Викторович педагог

                                                              дополнительного образования

                                      МАУ ДО «ДДТ»

г. Когалым  2016г.

  1. Ведение

                            «Музыка, ее первый звук, родился одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка это нечто большее, чем вибрации воздуха, в музыке есть числа, ведь еще Пифагор, рассчитывал амплитуду звука и музыкальный лад, и определил, что кратное уменьшение звуковых волн дает благозвучные сочетания разных по тону звуков. Таким образом, зародились первые основы аккордов, и только потом, после этого вычислили удачные сочетания в пределах одной октавы и назвали их нотами! И когда уже была составлена нотная грамота, люди поняли, что звук может нести в себе красоту и передавать эмоции. И принцип такой звукопередачи назвали музыкой.

Преобразующая сила музыки.

                         Да, это действительно так, когда мы слушаем музыку, то она нас наталкивает на сопереживание, на сочувствие, незря под музыку танцуют, и очень часто, (все, наверное, замечали) даже непроизвольно, начинают  качать головой  под ритмичную музыку. А если музыка спокойная? Она тоже вызывает чувства, прекрасно  подходит для релаксации, некоторые люди хорошо засыпают под медленную спокойную музыку. Так что, музыка это действительно странная, но великая сила!                                                

Разрушительная сила музыки.

Музыка — это что то - таинственное и не до конца изученное. Музыка может собирать стадионы поклонников и заставлять их держать руки вверх. Музыку  используют в политике, когда нужно управлять толпой,  вдохновить бойцов перед атакой, во время войны всегда использовали бодрую патриотическую музыку.                                                                        Музыка влияет на общее психическое и физиологическое состояние человека. Она может вызывать самые разные чувства, побуждения и желания. Музыка может бодрить, успокаивать, расслаблять и раздражать.                                                                        

  Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и общее состояние человека. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, к чему оно может привести, какой оно носит характер, но мы можем с уверенностью утверждать, что это влияние, является фактом.        И мы, руководсвуясь данными фактами решили провести собственное исследование и узнать, как влияет музыка на подростков - (наших сверсников).

Актуальность нашего исследования заключается в поиске ответа: как музыкавоздействует на психическое и физиологическое состояние человека, в частности подростка?                

Тема исследования: Влияние музыки на состояние здоровья подростка.

Цель исследования: выяснить, влияет ли музыка на поведение, настроение и здоровьенаших сверсников.

Задачи:

-изучить литературу, связанную с интересующей нас темой; 

- выяснить какая музыка влияет отрицательно, а какаяположительно на наших сверсников;

- выяснить, как с помощью музыки избавляться от проблем и плохого самочувствия;

- проанализировать полученные данные, и установить особенности влияния музыки на психоэмоциональную сферу подростков. 

Методы исследования:

  • выбор и изучение литературы;
  • поиск информации с помощью Интернет ресурсов;
  • проведение опроса, необходимого для диагностики влияния музыки на состояние подростков;
  • анализ полученных данных.

Объект исследования: состояние здоровья подростка.

Предмет исследования: изменения в состоянии здоровья подростка, вызванные прослушиванием разных по типу  музыкальных композиций.

Гипотеза: если подростки слушают разнообразную по стилям и музыку, то это должно положительно сказыватся на их здоровье.

                                                                       

2. Теоретическая часть

2.1. Влияние музыки на человека

Целительное воздействие музыки на живые организмы было замечено  очень давно. Историки выяснили, что друиды - кельтские жрецы древней Британии, придавали музыке такое большое значение, что установили в своем ордене отдельную категорию — Барды, занимавшихся изучением и распространением музыки. Оценил лечебное действие звуков Пифагор, мы уже упоменали о нем раньше, кстати, это Пифагор  предложил понятие «музыкальной медицины». В те далекие времена пифагорейцы применяли специально подобранные мелодии против ярости и гнева. Последователь  Пифагора, мыслитель Платон считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности, поскольку гармония и ритмв музыке особенно трогают душу.                                                                                         Изучение литературы по данной проблеме показало, что исследования  воздействия музыки на человека были начаты еще в ХIХ веке. Разработки в интересующей нас теме независимо друг от друга начали Иван Михайлович Догель и Иван Романович Тарханов.        Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Физиолог Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.

За многолетние исследования учеными сделаны следующие выводы:                        Влияние музыки на человека.

  • Выяснили, что после 30-и минутного прослушивания музыки повышается усвоение школьного материала и работоспособность школьников на 30 %, что является  как бы сеансом психотерапии.
  • Успокоиться помогут такие произведения: «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, прелюдии Шопена, вальсы Штрауса.
  • «Лунная соната» Бетховена  поможет снять раздражительность.
  • При бессоннице слушайте сюиту «Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского.
  • После прослушивания рок-музыки у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха, повышается содержание гормонов в крови.
  • Колокольный звон активизирует защитные силы организма и на 40 % тормозит развитие болезнетворных бактерий.

Человеческий голос.

  • Человеческий голос также является мощным инструментом. Пение и особенно церковные песнопения дают возможность человеку привести в гармонию душевное и психическое состояние.
  • Профессию певцов также называют профессией долгожителей.                                        Духовный аспект музыки.

Музыка лечит не только тело, но и душу. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, патриотизм, учение о доброте, чувство внутреннего покоя, гармонию, сосредоточенность мыслей и дисциплины.

2.2. Музыка и здоровье                                                                                

Музыка влияет на дыхание. Наше дыхание ритмично. Если мы не испытываем нагрузку и не лежим на животе, то обычно делаем от 25 до 35 вдохов в минуту.  Глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление.                                                                                         Быстрое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки. Если замедлить темп музыкального произведения, или прослушивать более медленную музыку, можно углубить и выровнять дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Это подтверждено на практике исследованиями советского ученого-психотерапевта и музыканта Владимира Михайловича Элькина.                        Музыка так же влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление.  Сердечные сокращения можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце,  и наоборот. Все это, конечно, в разумных пределах. Более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться.

3.  Практическая часть

Мы решили исследовать музыкально-стилистические предпочтения учеников нашей школы, и определить их самочувствие, активность и настроение после прослушивания музыки различных стилей.                                                                                                Исследование проводилось в школе № 3 г. Когалыма, в котором принимали участие ученики  8 и 9 класса. Всего было опрошено 32 человека. Ребятам была предложена анкета, состоящая из двух вопросов и вариантов ответов. (Приложение 1).                                                 Результаты данного исследования свидетельствуют, о том, что большая часть учащихся предпочитают  слушать в свободное время следующие музыкальные направления: рок (25%),  популярная музыка (22%), реп (22%),класическая музыка (16%), клубная музыка (10%), идругие стили (5%). Свои музыкальные предпочтения большенство ребят (78%)  приобрели в результате собственных побуждений. Большое количество  подростков используют в качестве музыки для раслабления спокойную классику, используя ее оздоравительный эффект, оставшаяся  часть школьников пытается найти отдых в агрессивных и подвижных музыкальных жанрах. (Приложение 2).                                                                                         Мы  делаем предположение, что большее количество учащихся школы пребывают в учебное время возбужденном, состоянии, с выраженными негативными эмоциями. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, мы провели эксперимент с применением методики САН - бланкового тестирования, предназначенного для оценки самочувствия, активности и настроения. (Приложение 3).                                                                         Тест состоит из 30 пар разных характеристик, по которым испытуемого  просят оценить свое состояние. Полученные баллы группируются в 3 категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них. Результаты по каждой категории делятся на 10.                                Мы выбрали группу учащихся из 4-х человек, с разными музыкально-стилистическими предпочтениями. Эксперимент проводился в течении двух дней.

1 день                                                                                                        Добровольцы приглашались в класс, получали карту методики САН и описывали свое состояние, которое они испытывали в настоящий момент.

Затем испытуемым предлагалось  прослушать музыку   в стиле рок (2 произведения): «Slipknot»  (beforeIForget);  «Systemofadown» (inversion). После прослушивания музыки, учащиеся снова описывали свое состояние с помощью методики САН. Данные обрабатывались.    

Выяснилось, что у большинства испытуемых после прослушивания рока повысилась физическая активность,  усилились признаки нервного возбуждения. Участники опыта отметили повышение настроения и замедление умственной деятельности. (Приложение 4).

2 день.                                                                                                Учащиеся проделывали ту же процедуру, что и в первый день, но слушали классическую музыку, (два произведения): Вальс Шуберта; Моцарт (осенний вальс).                         Результаты показали, что у ребят после прослушивания классической музыки улучшилось самочувствие, появилось чувство расслабленности, сосредоточенности, но снизилась физическая активность.

Из нашей практической работы можно сделать вывод:

  • выбор «любимой» музыки проводится,  руководствуясь своим мнениеми собственными ощущениями;
  • большенство учеников нашей школы предпочитают слушать музыку в стиле рок, реп и клубную, тем самым, провоцируя возбужденное психическое состояние;
  • чтобы усилить трудоспособность учащихся школы (повысить внимательность, усидчивость, сосредоточенность), нужно грамотного использовать музыкальный материал;

                                 

                                           4. Заключение.

        Чем же является для современного подростка музыка: Даром природы или средством обогащения? Способом развития интеллекта или источником человеческой мудрости?                В своей научно-исследовательской работе мы изучили и проанализировали результаты исследования ученых и, опираясь на их открытия о влиянии музыки на состояние человека, сделали вывод: музыка способна разрушать иисцелять, успокаивать и возбуждать.                         В наше время у подростков наблюдается гиперрактивность, связанна с большой физической и эмоцеональной нагрузкой. Исходя из этого, мы определили что, основная часть наших сверстников предпочитает слушать современные музыкальные жанры, которые позволяют выплеснуть негативные эмоции.                                                                         Мы выяснили, что каждый сам для себя выбирает, какую  музыку ему слушать. Люди настолько разные, что музыка подбирается по своему вкусу. Но, изучив воздействие музыки на организм, человек должен знать о стимулирующих свойствах музыки и уметь их практически применять в жизни и деятельности.                        

        Используя полученные знания о влиянии различных музыкальных стилей на состояние подростка, и применяя на практике терапевтические свойства музыки, мы  могли бы  частично решить проблему снижения утомляемости школьников. В системе школьного радиовещания проводить музыкальные минутки с оздоравливающим эффектом или эффектом, расслабляющим нервную систему? На переменах, по школьному радио,  можно транслировать спокойную инструментальную музыку, которая  создавала бы благоприятное настроение, и способствовало бы оптимизации деятельности учеников. Устраивать творческие вечера, посвященные класической музыке. Приглашать бардов, музыкантов нашего города, для привлечения молодежи к этому виду творчества.

5. Список используемой литературы.

1.  ИООО «Красико – Принт» 2005г.  «Музыка и воспитание».

2. «Международный центр «Искусство и образование» 2006г.- «Музыка в школе».

3.  информационный сайт   «worldmagik ru

4.  информационный сайт    «rusnauka»

5.  информационно – познавательный сайт «Музыка – жизнь, народ»

6.  образовательный сайт  «Инфоурок»

7.  информационно – познавательный сайт  «Нота 24»

8.  информационно – познавательный сайт «Страна советов»

9.  информационно – познавательный сайт  « Психологический кабинет» страничка (Музыка для релаксации).

                                               Приложение № 1.

Анкета.

  1. Какой стиль музыки ты предпочитаешь слушать?
  • Рок
  • Поп-музыка
  • Реп
  • Классическая
  • Клубная
  • Другой ____________________________________________

  1. Почему ты слушаешь данный стиль музыки?
  • Потому что его слушают в моей семье
  • Потому что его слушают все
  • Потому что он мне просто нравится
  • Другое______________________________________________

Приложение № 2.

Приложение № 3.  

Типовая карта методики Самочувствия Активности Настроения

1. Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4. Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5. Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6.Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7. Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8. Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9. Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10. Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11. Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12. Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13. Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14. Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15. Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16. Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17. Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18. Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19. Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20. Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21. Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22.Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23. Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24. Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25. Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

26. Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27.Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28. Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29. Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30. Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

Приложение № 4.

Приложение №5.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...