Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»
материал на тему

Москвина Ольга Сергеевна

Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия -  социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными учреждениями, модель взаимодействия, специфику и формы социального партнерства в образовательной, досуговой и проектной деятельности и актуальность взаимодействия между "разными" детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_chistovik.docx65.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Управленческие аспекты

заведующего структурным подразделением»

Аттестационная работа

«Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»

Автор:

Москвина Ольга Сергеевна,

заведующая музыкально-художественным отделом

ГБУ ДО ДДТ «Союз»

Куратор:

Трошина Ольга Владимировна,

заведующий сектором, методист

 ГЦРДО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2016 год

Ты живешь в обществе, с ним и для него,
и ты не мог бы отделить его от себя,
даже если бы захотел, –
 мы сотворены для взаимодействия,
как руки, ноги и глаза.

 Марк Аврелий

Социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко)

          Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования.

Задачи, определяемые системой образования и модернизацией образования, направлены на обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства, вовлечение их в решение вопросов образовательной тактики и стратегии. В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется не однозначно и многоаспектно - механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями; - способ взаимодействия между различными социальными группами; - специфический тип общественных отношений; - механизм регулирования общественных отношений. Социально-педагогическое партнерство – это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой. Это позволило дать следующие определения: объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей,  упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности.

          В качестве социальных партнеров могут выступать промышленные предприятия, бюджетные и коммерческие организации  разных направлений деятельности, учреждения дополнительного образования и, конечно, учреждения профессионального образования.

         Мероприятия в рамках социального партнерства должны способствовать полноценному, всестороннему развитию обучающегося, сохранению и укреплению здоровья воспитанников; формированию основ базовой культуры личности, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств, формированию социализации, обеспечивающей социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

          Основными принципами социального взаимодействия являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

         Организация социального партнёрства в системе дополнительного образования имеет свои особенности.

         Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие учреждения дополнительного образования  с социальными партнерами создает условия для создания новой образовательной среды, способствует повышению доступности образования и  качества его результатов.  

         Практика вовлечения в социальное партнерство базируется не только на организационных аспектах, большое значение имеют и ценностные основания:

-системный подход – вместе мы можем больше

- личностно-ориентированный подход – от личного участия к созданию совместных творческих проектов

- культурологический подход  - создание единого социокультурного пространства для решения социально-педагогических задач

         Личностное ориентирование каждого конкретного ребенка на социальное взаимодействие воспитывает в нем чувство ответственности и собственной значимости.   Деятельная роль обучающихся   формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей о разнообразных профессиях, воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность и желание действовать самостоятельно.  Одним из существенных плюсов социального партнерства является возможность создания условий для широкой презентации творческих результатов. Публичная презентация своего знания и навыка влияет на формирование  коммуникативного,  психологического и  предпрофессионального опыта детей, а также дает возможность почувствовать себя важной составляющей всеобщего дела  в том или ином творческом процессе.

Цель социального партнерства

          В современном  учреждении дополнительного образования доминируют задачи  социального воспитания.  Отсюда меняется  позиция педагогов - методика и содержание обучающих и воспитывающих занятий.  Задачи, стоящие перед дополнительным образованием на первый план выводят именно проблемы социальной адаптации подрастающего поколения и его активной жизненной позиции. Наша задача помочь ребенку  почувствовать   себя востребованным, научиться  реализовывать себя в различных сферах деятельности и добиваться успешности.  Решению этих задач способствует организация социального партнерства. Совместные    проекты, реализуемые в рамках социального взаимодействия, помогают активизировать  детскую инициативу и  совместное творчество. Широкая социальная среда  способствует проявлению  детского интереса и раскрывает новые способности ребенка.  

          Целью взаимодействия  учреждения дополнительного образования с партнерами  является всестороннее повышение качества образования, воспитания,  расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечения дополнительных интеллектуальных, имущественных, социальных и имиджевых ресурсов.

Модель социального партнерства можно выстраивать в различных направлениях:

  • взаимодействие с семьями воспитанников
  • взаимодействие с образовательными учреждениями
  • взаимодействие с учреждениями культуры
  • взаимодействие с местными органами самоуправления
  • взаимодействия с учреждениями здравоохранения
  • взаимодействия с  коммерческими предприятиями
  • и другие

Особенности социального партнерства с коррекционными учреждениями

         Обсуждая   совместное творчество,  труд, результативность этого труда, и, говоря о детях с ограниченными возможностями, мы, как правило, выделяем их в отдельную категорию.  А ведь на самом деле абсолютно каждый человек в своей жизни сталкивается с общими социальными  условиями, в которых живут «разные» люди. И эти разные люди – мы с вами.  Мы знаем по себе, как трудно бывает решить какой-нибудь важный для нас вопрос. У нас у всех есть свои особенности, проблемы в той или иной степени. И поэтому, я считаю, одним из главных аспектов в совместном творчестве между  «разными»  детьми – создание Здорового климата, где педагог (взрослый) понимает, что у всех детей есть особенности, индивидуальные образовательные и психологические потребности, а не только у детей с явно выраженными проблемами. Абсолютно для каждого человека важным является его внутреннее эмоциональное состояние, его собственное ощущение и отождествление себя с окружающим миром. Эмоциональная стабильность, уверенность в себе, управление своими эмоциями и мыслями, внутреннее благополучие – начало гармоничного становления личности и ее благоприятного развития.

          Когда мы объединяемся в такие «разные» творческие группы, где у каждого проявляются  свои возможности и ограничения, мы учимся друг у друга  ценить то, что нам дано природой,  уважать ближнего, помогать ему. Учимся менять свои мысли, работать над собой, решать свои индивидуальные задачи; понимать, делать, двигаться вперед; получать удовольствие от жизни, от своего дела, от совместного творчества.

            Поэтому, одна из задач   такого социального партнерства состоит в самом творческом процессе – дать возможность детям встретиться друг с другом, пообщаться, попытаться найти общий язык. На самом деле такая форма наглядно демонстрирует нам необходимость уметь видеть друг друга, слышать, договариваться, действовать совместно, решать общие задачи и добиваться результата. Ведь именно это мы делаем изо дня в день и нередко бывает, что не находим взаимопонимания и бросаем начатые дела из-за несогласованности друг с другом или из-за человеческой или профессиональной ревности, когда каждый «тянет одеяло на себя», что в быту мы называем «Болезненное самолюбие». А ведь фундаментом гармоничного выстраивания социальных и межличностных  взаимоотношений  является  самодостаточность, внутренне спокойствие, психологическая стабильность человека.  Чувство самодостаточности, (если его нет),  не приходит в один миг. Это долгая кропотливая работа. Взрослые, родители, подчас некорректно трактуют поведение своего ребенка, называя гипервозбудимость,  неуравновешенность, крикливость, плаксивость, неудачи, нежелание что-либо делать издержками неправильного воспитания. А ведь на самом деле это говорит о том, что у ребенка есть психологические проблемы. Он   испытывает  внутренний дискомфорт и  его эмоциональная сфера характеризуется   напряженностью и  беспокойством, у него повышается уровень тревожности. Такой ребенок не может в полной мере сопереживать другому, эмоционально открываться, проявлять свои желания и свободно действовать.

          Наше социальное партнерство помогает нам увидеть и попытаться понять как, с помощью чего мы можем достичь успеха в  мелочах, в крупных проектах и получить  удовлетворение от проделанной работы.  

         Таким образом, одной из  доминирующих задач социального партнерства с коррекционными учреждениями, является достижение эмоциональной положительной динамики у обучающихся.  Эмоциональное благополучие имеет большое значение для здоровья и развития личности ребенка, оно благоприятно влияет на его общее психическое развитие.

Модель взаимодействия ДДТ «Союз» и коррекционных ОУ

        Данная работа содержит описание модели  социального  взаимодействия с коррекционными образовательными учреждениями и может быть полезна руководителям отделов, структурных подразделений, заместителям директоров по ВР.

        Выбор

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                   Инициатива/поддержка                                                  Инициатива/поддержка                                                                                                 

       

     

      Деятельность по   социальному взаимодействию с коррекционными учреждениями осуществляется в следующих  направлениях:

- образовательная  деятельность

- проектная деятельность

- досуговая деятельность

       В каждом направлении существует своя специфика, свои особенности, за счет которых достигается результат.   Первоначально работа по организации  социального партнерства базируется на  общих подготовительных вопросах, которые необходимо решать  руководителю, прежде чем начать реализовывать проект, программу и т.д.

       В функции руководителя структурного подразделения входит разработка алгоритма действия по реализации данного взаимодействия:

- изучить социальное пространство, понять, что сегодня востребовано

- разработка творческой идеи    – Что, где, когда и зачем? Что – формат мероприятия, проекта, его направление.  Продолжительность – разовое мероприятие, ежегодное и т.д. Уровень – районный, городской (другое).  Где - место проведения: помещение, оборудование (и другие особенности необходимые в каждом конкретном случае).  

- определение формата взаимодействия. На чем будет базироваться содержание социального партнёрства? Какая тема ляжет в его основу? При выборе темы мы должны учитывать ряд факторов: актуальность, востребованность, возможность широкого применения, реальные возможности детей и, конечно, учет направленности, которую мы выбираем для совместной работы.  Прогнозируемый результат.

-  поиск социального партнера (партнеров). Для того чтобы привлечь к взаимодействию социального партнера - коррекционное учреждение, необходимо проанализировать  следующие моменты:

-  Индивидуальные особенности детей, с ограниченными возможностями: глухие, колясочники, слепые, умственно отсталые и т.д. То есть, максимально четко понимать  их физические возможности и как мы можем их использовать как в творчестве, так и в бытовом прикладном смысле.  

- Исходя из первого пункта, будет ясно насколько легко или трудно такие дети могут выезжать за пределы своего учреждения. Если вы планируете работать с детьми – колясочниками, то лучше постараться максимально использовать реализацию творческого взаимодействия на территории коррекционного учреждения. Если же вы понимаете, что вам необходимо будет вывозить этих детей за пределы их учреждения, то вопрос транспортировки таких детей нужно поднимать сразу при первых двусторонних переговорах.

          В любом начинании очень важно реально оценивать и свои возможности, и предлагаемые ресурсы. Инициатива и масштабность проектов не должны превращаться в неподъемный груз, требующий привлечения большого количества сверх ресурсов, что повлечет за собой  лишние сложности, которых можно было бы избежать, если правильно распорядиться уже существующими возможностями и условиями.

                   Продумывая содержание   творческого пространства,   функции-роли партнеров,   важно сделать так, чтобы всем участникам данного процесса было комфортно.

- план подготовки мероприятия, проекта, его задачи,  этапы, особенности, условия.

В рамках взаимодействия составляется информационная карта.  

Содержание информационной карты:

Наименование образовательного ресурса - проект, программа, мероприятие

Специфика - категория, возраст детей

Задачи - (доступность и качество образования детей с ОВЗ)

Место проведения – на базе какого учреждения проводятся мероприятия

Условия - например, присутствие сурдолога, транспорт, выезд в коррекционное ОУ, проведение дистанционно и др.

Распределение функций участников взаимодействия

Распределение ресурсов -  материальных, организационных, кадровых, интеллектуальных и других

Описание результата - продукт проекта, количественные показатели (охват ОУ, мероприятий в год), качественные характеристики результата в связи с задачами

Формы диагностики результата – анкеты, тесты, опросы, бланки отзывов и др.

Представление опыта - где, в какой форме

Анализ результатов – достижения, проблемы, сложности

Распределение функций участников

Образовательная деятельность

ДДТ «Союз»

ОУ

  1. Разработка новых образовательных программ
  2. Проведение обучающих занятий
  3. Мониторинг образовательной деятельности
  1. Составление расписания занятий, согласование с ДДТ «Союз»
  2. Сопровождение обучающихся во время занятий
  3. Мониторинг образовательной деятельности

Культурно – досуговые мероприятия

  1. Разработка досуговых программ  с учетом специфики конкретного ОУ
  2. Проведение досуговых программ и других культурно-познавательных мероприятий
  1. Оформление запроса на разработку досугового мероприятия или программы
  2. Согласование графика проведения мероприятий
  3. Сопровождение детей во время мероприятия

Творческие мероприятия (конкурсы, смотры, акции и др.)

  1. Подготовка и проведение мероприятий
  2. Создание специальных условий для участия в мероприятиях детей с ОВЗ
  1. Подготовка детей к участию в мероприятии
  2. Выполнение творческих заданий
  3. Сопровождение детей на мероприятие и во время его проведения

Проектная деятельность

  1. Согласование темы, цели и  результатов проекта
  2. Распределение функционала участников и ресурсов проекта
  3. Создание общей  программы  проекта

Специфика и  формы социального партнерства с коррекционными учреждениями  в образовательной деятельности

        Одной из форм организации социального партнерства в образовательной деятельности при  сотрудничестве  с коррекционными учреждениями является -  дистанционная форма.

Виды дистанционного взаимодействия:

- виртуальная экскурсия

-  онлайн-видео занятия

- видеозаписи с отдельными обучающими элементами

      Для учащихся коррекционных учреждений важно организовать доступность образовательного ресурса.  Если дети с ограниченными возможностями не имеют возможности выехать на вашу базу им можно предложить провести виртуальную экскурсию, если в учреждении существует туристско-краеведческая направленность.  Занятия в данном случае проходят дистанционно с использованием специально записанных видео роликов.

      Эта программа может быть реализована для детей разных возрастных групп.      

    Целью такого взаимодействия является повышение качества образования воспитанников учреждения дополнительного образования, развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством особого вида организации совместного обучения; патриотическое воспитание обучающихся.

Ожидаемый результат

1.Создание системы совместного обучения воспитанников учреждения дополнительного образования и детей с ограниченными возможностями здоровья по краеведческой программе.

2.Повышение уровня краеведческого образования обучающихся.

3.Создание видео - и мультимедийных пособий, которые могут использоваться педагогами  на занятиях по изучению  нашего города, применяться на классных часах и в работе краеведческого кружка с целью патриотического воспитания.

Повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся.

Формы диагностики результата

1.Отслеживание усвоения материала обучающимися на каждом занятии (проверка выполнения данного задания: подборка материалов, рассказ, ответы на вопросы, решение тестов, создание презентаций и т.д.)

2. Отчеты руководителей о ходе реализации проекта.

Тестирование и анкетирование воспитанников психологами

         Данный опыт может быть представлен в виде описания программы, его хода и результатов сборнике методических статей.

         Работа с коррекционными учреждениями может быть выражена и в направлении ПДД. Например,  Образовательная программа взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования по формированию культуры безопасного поведения на дорогах «Дорога для каждого».  В данной программе участвуют дети с проблемами опорно-двигательной системы 11-13 лет.

     В этой программе используется интеграция образовательных ресурсов, включающая в себя:  

1.Создание  алгоритма взаимодействия, распределения ресурсов и функций участников проекта

2.Разработка комплекса узкоспециальных мероприятий по ПДД с учетом потребностей детей с проблемами опорно-двигательной системы.

     Реализация программы осуществляется  дистанционно в режиме онлайн, а так же с выездом на базу  коррекционного учреждения.

     Учреждения между собой заключают договор о сотрудничестве, составляют  план мероприятий на текущий год, согласовывают приоритетные задачи.

Для реализации данной программы  требуются следующие ресурсы:

Со стороны ОУ

1.Класс, оснащенный мультимедийным оборудованием и компьютером с выходом в интернет;

2. Учителя, классные руководители, воспитатели

Со стороны Дома творчества

1.Класс ПДД оснащенный дорожными знаками, светофорами, интерактивными досками и т.д.;

2. Компьютер с web камерами и микрофоном;

3. Педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы

Описание результата

Продуктом является непосредственное создание и реализация самого проекта в результате которого:

1. Осуществляется интеграция образовательных ресурсов;

2. Возможность использования проекта образовательными учреждениями разных типов т.к. создан четкий алгоритм взаимодействия, распределения ресурсов и функций участников

3. Разработаны мероприятия узкоспециальной программы по ПДД с учетом потребностей детей с проблемами опорно-двигательной системы. (дополнительная общеразвивающая программа «Дорога для каждого» для учащихся 5-6 классов (11-13 лет), реализуемая по учебному циклу 3+1, т.е. 3 занятия с классным руководителем на территории школы +1 занятие с педагогом доп. образования в дистанционном режиме; досуговая программа  «Феи дорожного образования»).

Формы диагностики результата

1. Первичное тестирование обучающихся для выявления стартового уровня знаний по ПДД.

2.Тестирование на каждом этапе проекта.

3.Анкетирование обучающихся на предмет степени удовлетворённости участием в проекте.

4.Отзывы участников проекта.

5.Анализ  и обобщение полученных данных.

            Опыт может быть представлен в виде выступлений на круглых столах, семинарах.

Специфика и  формы социального партнерства в проектной деятельности

        Проектная деятельность может осуществляться в разных  направлениях. Предлагаем рассмотреть варианты проектной деятельности в прикладном творчестве и исполнительском искусстве.

        Для работы с детьми с ограниченными возможностями очень хорошо использовать прикладное творчество. Если ребенок не может ходить или он плохо слышит, работа руками поможет ему стать частью творческого и образовательного процесса. Одна из форм взаимодействия это  мастер-класс: керамика, тестопластика, оригами, бисероплетение и другое. Такие мастер-классы хорошо проводить в предпраздничные периоды, например, организовать   предновогоднюю творческую встречу и сделать своими руками  «Рождественские сувениры» в разных техниках и с использованием разнообразных материалов.   Работы, выполненные детьми, становятся  прекрасными подарками и памятными сувенирами, сделанными своими руками, для родителей, друзей  и близких к Новому году.  Так же  помимо праздничной тематики хорошо отслеживать  и  актуальные мероприятия, акции, проекты  по конкретным  темам года. Например, мастер-класс  по теме «Символ года» для детей социального центра детей – инвалидов Выборгского района СПб.

      Такие мастер-классы проводятся на базе Дома творчества, так как необходимы следующие ресурсы:  глина, бумага, тесто и др. в кабинете обязательно должна быть раковина и средства для уборки помещения.  Для более эффективного взаимодействия и социализации между здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями, хорошо использовать практику проведения воспитанниками творческого объединения мастер-класса наравне с педагогом.

       Функции участников таких мастер-классов распределяются просто: ОУ предоставляет детей, а Дом творчества помещение и педагога.  Все работы выполняются за счет ресурсов Дома творчества.

В результате этого опыта дети:

- успешно создают из поделочных материалов сувениры, игрушки;

- получают положительные эмоции от процесса работы  и  результата своего труда;

- обогащают свои коммуникативные навыки от общения с воспитанниками творческих коллективов.

      В процессе мастер-класса педагог ведет  наблюдение за ходом выполнения каждого этапа выполнения работы и анализирует качество творческих работ и фиксирует сложности, которые возникают при работе с «особыми» детьми:

- Сложности (разная скорость восприятия объясняемого материала) при изготовлении работ, в связи с особенностями здоровья детей.

     Следующий пример проектной деятельности  Интеграционный проект «Со-творим!» создан ГБУ ДО ДДТ «Союз» и школой-интернатом №1 для глухих детей Выборгского района Санкт-Петербурга.  Проект направлен на социализацию здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.  Здоровые дети имеют  возможность  научиться получать удовольствие от общения с детьми с ограниченными возможностями, так же научиться понимать  ценность своей собственной жизни и своего здоровья.

     Участники проекта: ДДТ «Союз» и школа-интернат №1 для глухих детей. Возраст детей с 1го по 10 класс. В проекте участвует коллектив мам ДДТ «Союз» «Мелодия».

Задачи проекта:

- Духовное развитие детей, направленное на формирование жизненных ценностей, социальную адаптацию  через организацию взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.

- Правильное позитивное отношение к результату этого взаимодействия  у здоровых детей – одна из важнейших воспитательных задач проекта.

        Специфика проекта подразумевает многократные встречи и накопительный, суммарный  результат, который улучшается при условии постоянных встреч и репетиций на протяжении длительного времени.   Эта совместная работа осуществляется при выполнений определенных условий, и главное из них, это присутствие сурдолога.  Проект подразумевает: совместные выезды и  встречные выезды, а так же  дистанционное обучение языку жеста (по видеозаписям).

       Распределение функций в данном проекте выявляет суть гармонично организованной интеграции и социального взаимодействия, потому что вся работа проводится совместно: совместный выбор репертуара, определение мероприятий для совместного участия. Определение количества творческих встреч. Выбор базы. В этом проекте партнеры работают на равных.

        Этапы проекта состоят из творческих встреч, репетиций, конкурсов, совместных концертных выступлений.

        Опыт проекта представляется широкой публике: конкурсные выступления, фестивали, праздники.

        Анализируя и наблюдая за детьми в проекте, можно сделать выводы, что глухие дети стали более социализированы, уверены в себе и контактны.  Здоровые дети легче находят общий язык с глухим ребенком и в ситуациях  выезда, понимает свою ответственность за товарища.  Обе стороны мотивированы на совместное творчество и достижение общих высоких результатов, выраженных в детской инициативе, коммуникациях и, конечно, победах в конкурсах. В проекте вместе с детьми участвует и коллектив мам. Взрослые проявляют свое неравнодушие к другим детям, и проект являет собой  большое творческое сообщество взрослых и детей.  

       Все здоровые участники проекта «Со-творим!» умеют в той или иной степени общаться с глухими детьми на языке жеста.  Умеют петь руками. Благодаря плодотворной работе совместные вокальные номера уже дважды становились  Лауреатами городского конкурса. (2015 и 2016 год). Анализируя актуальность и динамику проекта, можно зафиксировать, что происходит реальное общение между детьми, которое в иных условиях получить довольно сложно.   Проект  востребован в городе, и дети мотивированы на продолжение совместной работы, от них сходит детская инициатива и желание продолжать творить вместе, потому  проект и носит название «Со-творим!».  

Специфика и  формы социального партнерства в досуговой деятельности

         Одним из видов досуговой деятельности является праздник. Праздник - не просто мероприятие, на которое ребенок пришел и получил положительные эмоции, но и принял участие в подготовке к нему, что позволило ему проявить себя - почувствовать себя значимым, ощутить свою ответственность, получить  возможность быть услышанным сверстниками, родителями и педагогами. А ведь праздник это всегда еще и перевоплощение в разные персонажи, что дает возможность  на какое-то время стать другим, не таким, какой ты есть на самом деле.

          Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

           Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник, может носить камерный характер. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы выступают отдельные коллективы, педагоги. А так же это может быть коллективное творчество нескольких подразделений. Говоря об организации досуговой деятельности, мы предлагаем рассмотреть такую форму, как Новогодние праздники. И в данном конкретном случае, Новогодние праздники для детей с ограниченными возможностями.

        Рассмотрим вариант проведения досуговой программы   для детей-инвалидов центра социальной реабилитации. Формат праздника делает досуг ребенка с ограниченными возможностями более ярким и насыщенным. А когда при этом дети еще и являются непосредственными участниками самого мероприятия, то повышается их   значимость  и внутреннее состояние своей полезности.

        При подготовке новогоднего праздника важно создать  праздничную атмосферу; разработать адаптированный сценарий в рамках театрализованной игры;

Игровые моменты способствуют активизации внимания и интереса у детей к игре и празднику.

      Такое досуговое мероприятие лучше проводить на базе Центра реабилитации.

       При подготовке данного мероприятия функции между учреждениями распределяются следующим образом:

- организация детей и их родителей со стороны Центра социальной реабилитации;

- написание адаптированного сценария,  проведение праздника со стороны Дома творчества.

         Ресурсы, используемые на мероприятии:   зал, звуковая аппаратура, подарки, которые предоставляет  Центр социальной реабилитации. Педагоги-организаторы, костюмы, реквизит предоставляет Дом творчества.

         По результатам проведения мероприятия педагоги Дома творчества получают положительные отзывы от родителей, благодарности от Центра  и  заявку на проведение праздника на следующий год. Для руководителя эти факты являются диагностикой положительной результативности данного мероприятия и входят в планирование на будущий год.

Сложностями проведения досуговых программ для детей с ограниченными возможностями является разработка специальных сценариев, подбор адаптированных игр и конкурсов для данной аудитории, и   детей разного возраста.

Заключение

        Ответив на эти вопросы, проанализировав ситуацию, мы понимаем, что  социальное взаимодействие с коррекционными учреждениями сегодня очень востребовано. Вопрос детской и подростковой социализации стоит остро и требует постоянного контроля, участия и корректировки.  Реализации социального взаимодействия с коррекционными учреждениями необходимы конкретные условия в каждом отдельном случае.

          Взаимодействие  с коррекционными учреждениями помогает  сторонам в социальной адаптации, совместном творчестве и в достижении общих результатов.

В перспективе социальное партнерство данного направления  может быть развито:

- в создании новых дополнительных образовательных программ, в том числе дистанционных, в разработке новых досуговых программ и мероприятий как инклюзивных, так и для специальной аудитории детей;

- в создании новых методических разработок, нового методического ресурса и индивидуального методического сопровождения в рамках социального взаимодействия;

- в создании интернет-площадки участников и использования социальных сетей для проведения форумов и других медийных форм общения.

            Нет чужих детей, есть творческая и человеческая жизнь, которая объединяет всех нас вместе, а наполненность и эмоциональная окраска нашей жизни зависит от нас с вами, от каждого из нас – вместе мы можем больше.

Оглавление

1. Понятие  социального партнерства.

2. Особенности взаимодействия с коррекционными учреждениями.

3. Модель взаимодействия ДДТ «Союз» и коррекционных ОУ

4. Специфика и формы социального взаимодействия в образовательной, проектной, досуговой деятельности.  

5. Актуальность социального партнерства для «разных» детей.

Используемая литература

  1.  «Педагогическая психология» Москва. Просвещение, 1991 год; Л.С. Выготский
  2. «Я-ты-мы» - программа социально-эмоционального развития дошкольников. Москва, Мозаика-синтез, 2003 год;
  3. «Эмоциональное развитие дошкольников» под ред. А.Д.Кошелевой. Москва. Просвещение, 1985 год;
  4.  «Развитие эмоций дошкольников» Москва. Аркти, 2000 г, В.М. Минаева
  5.  «Использование метода «Блиц-коммуникации» в работе с без речевыми детьми»,   Логопед №6 – 2011 год, Е.С. Васильева
  6.  «Инклюзивный подход в образовании ив контексте проектной инициативы» М. 2010, Алёхина С.В., Зарецкий В.К.
  7.  «Инновационные процессы в образовании» М. 2007, Белкин А.С.

8. «Основы дефектологии» С.П. 2003, Л.С. Выготский

9. «Основы интегрированного обучения» М. 2008, Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова

10. «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития» Минск 2003, А.Н. Коноплёва

11. «Освобождение» изд.  Невский проспект, 1998 г., Верещагин Д.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа курсов повышения квалификации на тему "Базы данных"

Данная итоговая работа была выполнена после прохождения курса "Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики"...

"Сетевой характер взаимодействия Дома детского творчества с другими образовательными учреждениями п.г.т. Уренгой"

Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние годы широкое распространение. Интеграция усилий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов по сетевой м...

Использование социальных сетей для расширения коммуникативно-информационного взаимодействия педагогов музыкально-художественного отдела Дома детского творчества "Союз" Выборгского района Санкт-Петербурга

Данная статья  предназначена для  руководителей структурных подразделений учреждений дополнительного образования, а так же может быть полезна руководителям структурных подразделений общеобра...

Экспертное заключение на курсовую работу слушателя курса повышения квалификации "Современные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности в УДОД"

Работа посвящена решению проблемы (краткое описание проблемы)Данная работа «Проект: Письма памяти» в рамках курса повышения квалификации «Современные модели социализации детей путём ...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей математики РСО-Алания по теме: "Практико-ориентированные задания ОГЭ по математике".

В докладе рассматриваются основные типы заданий 1-5 ОГЭ по математике и рациональные способы их решения....

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часов по теме: «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», г. Сургут, 25.04. 22г. – 17.05.22 г., удостоверение № 29934.

Курс повышения квалификации в объеме 72 часов по теме: «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся», г. Сургут, 25.04. 22г. – 17...