Технологическая карта урока по ОРКСЭ
методическая разработка на тему

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Стыд, вина и извинение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету основы религиозных культур и светской этики

Учитель Рожкова Татьяна Николаевна, МОУ Черниговская ООШ Свободненского района Амурской области

Класс: 4

Тема урока: «Стыд, вина и извинение»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Основы светской этики», рассказ А.П. Гайдара «Совесть», карточки с вопросами, пословицы, задания, презентация.

Виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, чтение рассказа, работа с иллюстрацией, работа с учебником, самостоятельная работа, работа в тетрадях, игра.

 Цель: создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся.

Задачи:

1) личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

2) метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3) предметные: знакомство со значением понятий: совесть, стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение, великодушие.

Планируемые результаты:

Определение понятий: совесть, стыд, вина, извинение, прощение, раскаяние, великодушие.

Формировать умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

Формировать уважительное отношение к окружающим.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё узнать, постарайтесь всё понять!

Отвечают на приветствие

2. Актуализация знаний

- Вспомните, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке, какое правило нравственности изучили? (слайд 1.)

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

3. Самоопределение к деятельности

- Как мы называем людей, которые всегда поступают в соответствии с этим правилом?

 - А как вы думаете, что происходит с порядочным человеком, который кого-то обидел, совершил какой-то неблаговидный поступок?

- А что он чувствует?

- Что же надо тогда этому человеку сделать?

- Определите теперь тему нашего урока. (слайд 2.)

Запишите тему урока в тетрадь.

- А теперь определите цель и задачи.

Отвечают на вопросы:

Порядочные люди

Ему бывает стыдно

Вину

Попросить прощение, извиниться

Стыд, вина и извинение.

Записывают в тетрадь тему урока.

Определить значение понятий; узнать, как просить прощение, извиняться.

4. Работа по изучению новой темы

Раздать карточки с рассказом А.П. Гайдара «Совесть».

Давайте прочитаем рассказ А.П. Гайдара «Совесть».

Ответьте на вопросы:

- Когда Нина пошла в рощу?

- Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе?

- Знала ли она мальчика, которого встретила?

- Почему она стала его стыдить?

- Как Нина разговаривает с малышом?

- А как отвечает малыш?

- Что произошло с Ниной? Почему вдруг хорошее настроение пропало?

- Как Нина поступила и почему?

- Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак?

- Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда-нибудь так поступить?

- Почему же Нина заплакала? Ведь малыш ничего не понял. Она могла бы спокойно гулять дальше… Что же произошло с ней?

- Согласны ли вы с названием рассказа?

- А что же такое совесть, как вы думаете?

- Вернёмся к рассказу. Какими словами можно охарактеризовать чувства девочки?

- А как вы понимаете, что такое стыд? (слайд 3.)

-Вам бывало когда-нибудь стыдно? Когда?

-Откройте учебник на стр.44 и найдите в тексте, что такое стыд, прочитайте про себя.

-Как можно эту фразу записать короче, другими словами?

Запишите понятие в тетрадь: со слайда или только что сказанное.

- Скажите, как вы считаете, чувство стыда появляется только после совершения плохого поступка или оно может остановить человека, как бы застраховать его от совершения неправильных действий?

- При каком условии это возможно?

- В соответствие с каким правилом нравственности он поступает?

- Девочка Нина испытывает стыд за своё поведение, а есть люди, которые стыдятся самих себя в глазах других людей, переживают позор за себя. Эти люди испытывают “ложный стыд”. Например, ложный стыд испытывает старательный ученик в классе, где главным себя считают двоечники, которые стремятся обмануть учителя и ловко списать у соседа. Не надо стыдиться того, что ты не можешь ударить другого, поиздеваться над ним, несмотря на то, что это часто позволяют себе другие.

- Прочитаем в учебнике о понятии “ложный стыд”.

-А сейчас прочитайте на слайде рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»  (слайд 4.)

Ответьте на вопросы:

- Что можно сказать про этих девочек?

- Есть выражение, которое обычно употребляют люди, которым всё равно, что после них останется, главное, чтобы им было спокойно: «После нас – хоть потоп». Как вы считаете, это правильная позиция?

- Прочитайте про себя поговорки о стыде и совести и подумайте, какая из них могла бы наиболее точно выразить главную мысль этого рассказа? (Слайд 5. «Поговорки».)

Читают рассказ А.П. Гайдара «Совесть» и отвечают на вопросы после чтения:

Строго

Удивлённо

Её мучила совесть – «грызла беспощадная совесть».

Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми.

Огорчение, раскаяние, переживание, стыд.

Это чувство, которое вызвано раскаянием за свой поступок, осознанием его неправильности.

Открывают учебник на стр. 44, читают про себя определение.

Стыд – это осознание вины за свой поступок.

Записывают в тетрадь одно из понятий.

Когда человек представляет себе последствия своих действий, может встать на место другого человека, по отношению к которому он собирается совершить тот или иной поступок.

Золотым правилом нравственности.

Слушают учителя.

Находят в учебнике понятие «ложный стыд», зачитывают вслух.

Читают рассказ на слайде, отвечают на вопросы.

У одной  из них есть чувство совести, а у другой – нет.

Читают на слайде поговорки, отвечают на вопрос. От человека утаишь, а от совести нет. Совесть без зубов, а загрызёт.

5. Физкультминутка

Предлагаю игру «Говорящие руки». Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление,  уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

Ребята выходят к доске и показывают с помощью рук чувства, которые называет учитель.

6.Продолжение работы по теме урока

- А теперь давайте посмотрим на картину известного художника Ф. Решетникова на слайде и у вас в учебнике на стр. 44. Фрагменты картины – на стр. 45. Как  называется картина?             (слайд 6.)

- Посмотрите внимательно и скажите, что на ней изображено?

- Давайте попробуем определить по репродукции картины чувства каждого героя.  Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

 - Что можете сказать о младшем брате?

- Кто является главным героем? Как вы это определили?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

- Как вы думаете, что лучше:  бездельничать, получать плохие оценки,  видеть огорчение родных, слышать их упрёки  или выполнить все уроки, получить пятёрку и увидеть прямо противоположную картину?

- А какую пословицу можно было бы напомнить этому мальчику, который поленился вовремя подготовиться к уроку?

-Чему нас может научить поведение мальчика?

-В каких ситуациях люди испытывают чувство вины?

- Найдите в учебнике на стр. 45, что  такое вина? Зачитайте.

- Скажите, пожалуйста, стыд и вина - это одно и то же?

- В чём сходство, а в чём различие?

Запишем эти понятия в тетрадь.

-Чувство вины очень тяжёлое переживание. Можно ли от него избавиться?  Как вы думаете, как нужно поступить, когда ты в чём-то провинился?

- А какие слова извинения вы знаете?      (слайд 7. «Извини»)

-Найдите в учебнике на стр. 45 слова-извинения. Прочитайте два последних абзаца.

- Извинение – это признак силы, так же, как и умение прощать. Как называют человека, который может простить, забыть обиды?

- Что такое великодушие? Обратите внимание на высказывание Эдуарда Севруса: «Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души». (на доске)

Рассматривают иллюстрацию картины, отвечают на вопросы.

«Опять двойка»

печаль, усталость

осуждение, учится хорошо

любопытство

двоечник – опять «2»

подавленность, вину

Конечно, второе, чтобы совесть была чиста

Сделал дело – гуляй смело.

 обидел маму, друга, что-то не выполнил

Находят понятие, зачитывают вслух.

Стыд и вина формируют совесть человека.

Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед самим собой. Записывают понятие в тетрадь.

Принять решение не повторять подобное, т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.

Отвечают на вопросы. Находят в учебнике слова-извинения, читают про себя.

Великодушным

Отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.

7. Домашнее задание

-Запишите в дневник: читать параграф 21, ответить на вопросы стр. 45.

Записывают задание в дневник.

8. Закрепление

- Предлагаю выполнить задания. 1. «Доскажи словечко». На доске даны выражения: Легче на душе становится, когда тебя ________ .

                     Прощение даёт нам свободу от чувства ________ .

Какие из приведённых на доске словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам).

2.Работа в группе. Соедините начало и конец пословицы. (раздаются пословицы).

3.Игра-упражнение «Сундучок» (из шкатулки предлагает карточки с вопросами): Доводилось ли вам просить прощения?

Просить прощения – это хорошо или плохо?

Просить прощения – стыдно?

Что чувствует человек, которого простили?

Тебя нечаянно обидели, но раскаялись и просят прощения. Ты простишь?

Обязательно ли нужно плакать, когда просишь прощения?

Мальчик всё время обижал девочку, а потом сразу просил прощения. Он поступал хорошо?

Легко ли просить прощения?

Зачем человеку нужно, чтобы его простили?

Можно ли стыдиться нехорошего поведения других людей?

Ты стыдишься, если не умеешь чего-то делать?

Выполняют задания учителя:

Прощают

Вины

Обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору.

Жили, жили, а стыда не нажили. Без совести и при большом уме не проживёшь. За совесть да за честь, хоть голову снесть.

Достают из шкатулки карточки с вопросами, читают их и отвечают.

9. Рефлексия.

- Вспомните, какая была наша цель? Мы выполнили её? Продолжите фразы:

На уроке я узнал (а)…           Я буду …

Отвечают на вопрос и продолжают фразы.

Приложения

Рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида. 

Рассказ А.П. Гайдара «Совесть».         

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивлённо ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Технологические карты уроков ОРКСЭ

Цель курса ОРК и СЭ         Формирование у младших подростков мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных тр...

Технологические карты урока ОРКСЭ

Технологические карты урока ОРКСЭ модуль "Православная культура"в 4 классе (ФГОС)...

Технологическая карта урока для 4 класса "Зачем творить добро" по курсу ОРКСЭ

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В карте урока предложены формы и методы работы, которые позволят учащимся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступ...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме «РОССИЯ – НАША РОДИНА» Модуль «Основы православной культуры»

Учащиеся сформируют  понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;уточнят и закрепят знания о защитниках Отечества, обобщат и систематизируют знания понятий: Отечество, Отчизна, Родина...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ. Тема: "Дружба и порядочность"

Данный документ- это технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Дружба и порядочность"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба и порядочность"

Технологическая карта урока ОРКСЭ 4 класс. Модуль «Основы светской этики. Тема: "Дружба и порядочность"...