технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
методическая разработка по теме

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_orkseurok_no9_2003.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

  1. Яким Елена Расимовна
  2.   Модуль «Основы светской этики», урок № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».
  3. Краткое описание последовательности этапов урока: последовательность этапов урока традиционная; видение сценария урока автором совпадает с видением сценария урока учителя.
  4. Задачи урока: - в области ценностей – подвести учащихся к пониманию необходимости морального выбора для человека и общества;

                               - в области опыта - формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;

  - в области знаний – сформировать представления о нравственности и нравственном выборе;

  - в области умений и навыков - формировать умение вести диалог ( совершенствовать коммуникативную компетентность).

5.   Используемый учебный материал:

  1. учебное пособие для учеников «Основы светской этики»;
  2. адрес Internet: http: // cit.vvsu.ru/portal/nfpk/lib/obsch/49.htm;
  3. мультимедийное сопровождение к уроку., учебный диск
  4. 6.   Описание этапов занятия
  5. Основные термины и понятия:
  6. Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.
  7. План урока:

 I. Орг. момент.

II. Обсуждение результатов домашнего задания.

III. Работа над новым материалом

1.Обсуждение слов эпиграфа

2.Работа с понятием «свобода»:

а) создание ассоциативного ряда к слову «свобода»;

б) работа со словарями, справочниками и энциклопедиями;

в) обобщение

3. Работа с притчей «Всё в твоих руках»:

а) чтение притчи;

б) беседа по вопросам;

в) обобщение;

4. Работа по учебнику.

5. Работа с примерами.

IV.Итог

1.«Творческая пятиминутка».

2.Беседа

V.Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Предметные

Духовно- нравственные

Этап психологического настроя на урок

Эмоциональный настрой на урок

Закройте глаза и (презентация- Солнышко)представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

Внимательно слушают и предлагают варианты ответов.

Умения излагать свою т.зрения

Наличие работы на результат

сигнализируют учителю о готовности начать урок

Начальные представления о моральных нормах, этических нормах взаимоотношений в семье

2 Работа над определением темы урока: А может и так Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся. (Слайд 3)
- Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
- Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой
Притча восточ.- учебный диск 

Внимателmyj  смотрят и слушают, рассуждают

Овладение логическими действиями анализа

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Понимание значения нравственности

Воспитание ценностного отношения к моральным и нравственным отношениям

Работа над новым материалом

1.Запись темы в тетради, работа с эпиграфом

Учитель:

- Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…»

Записывают, думают, анализируют

рассуждают о данных качествах;


рассказывают партнеру о добродетельных или порочных поступках

2.Работа с понятием «свобода»

а) Создание ассоциативного ряда к слову свобода

Пишут на листочках

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»?

б) Работа  в парах со словарём Даля,Ожегова,  Энциклопедическим словарем

(Слайд 7,8). Обсуждение определений

 в) Обсуждение вопросов

Ищут понятия, читают, анализируют

Овладение логическими действиями анализа

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

Знание, понимание и принятие личностью ценностей:

Ценностное отношение к труду и творчеству

Работа в группе - обсуждение
Что значит быть свободным?

 Для чего нужна свобода?

  Согласны ли вы с мнением, что свободный человек делает всё, что захочет? Приведите примеры

Выступление  учащихся

коллективно обсуждают групповые решения задачи и приходят к истинному ответу;

активно слушают;

Овладение логическими действиями анализа, умение договориться

Развитие навыков сотрудничества,

Понимание значения нравственности,

Ценностное отношение к труду и творчеству

-Кто чувствует себя счастливым и почему?  (Слайд 10)

-Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

3.Работа с иллюстрацией на диске Мириться или нет?

Рассматривают картину и дают свои варианты ответов

Овладение логическими действиями анализа,синтеза

Ценностное отношение к нравственности: к дружбе и готовности прийти на помощь

Работа над притчей

а) Чтение притчи:

Восточная притча

    . ……….

-Что ответил Мастер своему ученику?

Обсуждение (дети высказывают свои предположения)

-А теперь прочитаем, что ответил Мастер своему ученику. (Слайд 13)

-Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

б) Вопросы по тексту восточной притчи: (Слайд 14)

- Как вы понимаете последние слова Мастера?

-Какие два  пути выбора стояли перед

Смотрят, слушают, отвечают

Умения излагать свою т.зрения

Развитие навыков сотрудничества

Понимание значения нравственности

 Обобщение (СлайдВ древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя.

Добро и зло могут соседствовать  в человеческом сердце, человек наделён правом выбора. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе ..

Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний

4.Работа по учебнику  (Cлайд 17)

а) Чтение статьи  на странице 22-23

Найти ответы на вопросы:

-Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт?

Работа по диску

б) Обсуждение прочитанного.

Понимание значения нравственности

Работа с примерами

Ситуация 1.(Слайд 18)
-Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами..

Ситуация 2 (Слайд 19, 20, 21)

Чтение учителем стихотворения  С. Михалкова «Находка»

Вопросы по сказкам (Слайд 22)

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

1.Творческая пятиминутка (Слайд  23)

Подобрать слова, близкие по значению к каждой букве слова.

Свобода, мораль

(Возможные варианты ответов: совесть, воля, общество, добро, …)

2.Итоговая беседа (Слайд 24)

-Что такое свобода?

-Как связана свобода с моральным выбором?

-Всегда  ли  у  человека  есть  выбор?

-Какими  качествами  должен  обладать  человек, чтобы  сделать  моральный  выбор?

V.Домашнее задание-Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозво­ленность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...

Дидактические и методические материалы для сопровождения курса ОРКСЭ (модуль светская этика)

Рекомендации и материалы к урокам ОРКСЭ, собранные за годы преподавания. Их можно использовать как дополнительный материал в своей работе....

Технологическая карта урока биологии. Тема урока «Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных».

Ознакомление  учащихся с информацией о представителях класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строен...

Урок "Свобода и моральный выбор человека"

Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке...

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс

Проект по учебному курсу ОРКСЭ (модуль светская этика)Тема: "Мой класс – мои друзья". 4-й класс...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...