Урок "Свобода и моральный выбор человека"
план-конспект урока на тему

Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Свобода и моральный выбор человека» учитель истории и обществознания Горбунова Т.А.

Цель: создание условий для формирования понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.  

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование умения постоянно учиться

-учить  делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-формирование  умения работать с новой информацией

-формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания,

- формирование умения работать в паре и группе

- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера

- формировать начальные формы рефлексии

- формировать умения принимать и сохранять учебную задачу

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-освоение знаний  по теме «Свобода и моральный выбор»


Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Подготовленная ИОС        

ПК учителя, телевизор/проектор, учебник «Основы светской этики» Русское слово 4 класс, информационные листы по теме урока, карточки с заданиями для работы в парах,

        

План взаимодействия педагога и учеников.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся

Эмоционально настраиваются на урок

Коммуникативные

2

Актуализация знаний, выход на тему, цель, учебные задачи в сотворчестве с детьми.

Читает притчу.

Приложение 1.

Задаёт вопросы:

-Какой вопрос каждое утро встаёт перед учителем?

-Что приходится делать учителю? (выбор)

 -Какие слова вы представляете, когда слышите слово выбор?

( одно из слов свобода)

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

Правильно, о выборе, а именно о моральном нравственном выборе человека.

Дополните тему сегодняшнего урока. Для  этого я предлагаю вам отгадать ребус. Итак, слово связанное с выбором – это свобода.

Хотели бы вы узнать:

-Что такое свобода?
- Как связана свобода с моральным выбором?

 -Что влияет на выбор?
- Всегда ли у человека есть выбор?

Это то, что мы постараемся узнать на уроке.

Какие источники информации нам помогут?

Как бы вы хотели работать?

Чему будем учиться?- принимать и сохранять учебную задачу

-работать с информацией

-слушать и слышать товарищей

-чётко и ясно излагать своё мнение

-работать в паре или группе

-учится делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

Слушают текст.

Формулируют тему, цель и задачи урока, отвечая на вопросы, вступая в диалог с учителем.

Коммуникативные

Регулятивные.

3

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока)

-работа учащихся с материалом учебника

Задаёт вопросы:

-Что такое свобода?

-Кто более свободен в своих действиях, животное или человек и почему?

Свобода - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.

Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.


Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.

Задаёт вопросы для ребят:

Что значит быть свободным?
Для чего нужна свобода?
Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода?
Кто чувствует себя счастливым и почему?

Слово учителя.

Свобода – это, прежде всего ответственность за тот выбор, который ты совершаешь в жизни.

Вопросы для обсуждения:

-Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт?

Задание:

Во время просмотра мультфильма «Мой выбор» ответить на вопросы:

  1. Кто из героев мультфильма вам симпатичен? Почему?
  2. Кто из героев поступил правильно? Кто совершил правильный моральный выбор?
  3. Как вы думаете, чем закончился мультфильм?

Организует диалог по вопросам

Читают

Индивидуальная работа со словарями, находят определения свободы.

Зачитывают определение в словарях, дают устные ответы.

(фронтальная работа)

Обсуждают вопросы в парах, высказывают своё мнение.

Участвуют в диалоге согласно технологии.

Участвуют в диалоге.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные.

4

 Закрепление.

От чего же зависит наш моральный, нравственный выбор?

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: – В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь

Вывод:

  • Человек всегда может сделать выбор.
  • Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». Запись в тетради

Предлагает ситуации для обсуждения в парах:

Слово учителя.

Кому сложно было сделать выбор? А кому легко?

Но бывают случаи посложнее.

Обсуждают в парах по одной предложенной ситуации, высказывают своё мнение.

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Личностные.

5.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению.

Организует диалог по самооценке.

Заполняют листы самооценки.

Приложение 4

Участвуют в диалоге.

Регулятивные

Коммуникативные

6.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Анализирует работу по теме урока, соответствие целям и задачам урока.

Благодарит за работу учащихся, мотивируя их на дальнейшее  самостоятельное получение знаний.

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Выбираю по желанию домашнее задание.

Приложение 5

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные


Используемые источники и материалы:

  1. http://pritchi.in/pritchi_rumi_16.php  притча «Я выбираю блаженство»
  2. http://pritchi.ru/id_1203 притча «Два волка»
  3. http://www.youtube.com/watch?v=_R43UMCd2lg мульфильм «Мой выбор»
  4. http://enc-dic.com/ozhegov/Svoboda-31418/  определение понятия «свобода» по словарю Ожегова
  5. http://enc-dic.com/dal/Svoboda-36704.html определение понятия «свобода» по словарю Даля
  6. http://moyslovar.ru/slovar/efremova/slovo/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0 определение понятия «свобода» по словарю «Большой толковый словарь»
  7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/10/24/tekhnologicheskaya-karta-uroka-svoboda-i-moralnyy-vybor-cheloveka  Учитель: Бобовникова Н.Ю., МБОУ СОШ №24г. Ковров

Приложение 1.

Мастер Бахауддин всю свою жизнь оставался счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была ароматом праздника... 
Даже на смертном ложе он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Ученики сидели вокруг. Один из них спросил: 
- Почему Вы смеетесь? Всю жизнь Вы смеялись и мы не решались спросить, как Вам это удается? И вот даже сейчас, умирая. Вы все же смеетесь. Что здесь смешного? 
И старик ответил: 
- Много лет назад я пришел к моему Мастеру молодым человеком, семнадцатилетним, но уже страдающим. Мастеру было семьдесят и он смеялся просто так, без всякой причины. Я спросил его: "Как Вам это удается?" И он ответил: "Я свободен в своем выборе, это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя: "Что ты вы берешь сегодня - блаженство или страдание?" И так случается, что я выбираю блаженство, это так естественно".



Приложение 2.

Ситуации нравственного выбора для 4 класса


Приложение 3.

Листы самооценки.(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

- от страны

- от самого человека

- от родителей

- от друзей

- на законах

- на моральных нормах

- на советах друзей

- на привычках

- между моральными нормами

- между добром и злом

-между своими интересами и интересами других

-верны все ответы

- местом жительства

- стойкостью характера

- семьёй

- возрастом

Листы самооценки.(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

- от страны

- от самого человека

- от родителей

- от друзей

- на законах

- на моральных нормах

- на советах друзей

- на привычках

- между моральными нормами

- между добром и злом

-между своими интересами и интересами других

-верны все ответы

- местом жительства

- стойкостью характера

- семьёй

- возрастом

Листы самооценки.(Подчеркните верные утверждения)

От чего зависит моральный выбор человека?

На чём основано нравственное поведение?

Что такое моральный выбор?

Чем определяется моральный выбор человека?

- от страны

- от самого человека

- от родителей

- от друзей

- на законах

- на моральных нормах

- на советах друзей

- на привычках

- между моральными нормами

- между добром и злом

-между своими интересами и интересами других

-верны все ответы

- местом жительства

- стойкостью характера

- семьёй

- возрастом

Ребус на тему урока

http://doc4web.ru/uploads/files/4/3757/hello_html_m14b92b22.png



Предварительный просмотр:

http://www.youtube.com/watch?v=rtxAz4MEJgQ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозво­ленность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...

"Свобода и моральный выбор"

Методическая разработка урока...

"Свобода и моральный выбор"

Методическая разработка урока...

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Моральный выбор- это ответственность!

Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских

Данный урок является составной частью темы "Мораль,  искусство и религия как элементы духовной культуры"  дисициплины "Обществознание".  Урок построен на основе технологии "педагогическ...

"Моральный выбор человека"

Разработка урока  обществознания в 8классе по  теме " Моральный выбор человека". Комбинированный урок.Основные этапы урока :актуализация изученного материала  содежит проверочный тест п...