"Моральный выбор человека"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Мурзагалиева Акслу Бахткалиевна

Разработка урока  обществознания в 8классе по  теме " Моральный выбор человека". Комбинированный урок.Основные этапы урока :актуализация изученного материала  содежит проверочный тест по теме " Долг и совесть и изучение новой темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_moralnyy_vybor_cheloveka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Моральный выбор человека"

Цели урока:

  • 1. Подвести учащихся к пониманию необходимости нравственного выбора для человека и общества;
  • 2. Формировать представления о понятиях «нравственный выбор”, “нравственная оценка”, “ценностные ориентиры”;
  • 3.Развивать умения анализировать различные жизненные ситуации, оценивать поступки с точки зрения «добра» и «зла», высказывать мнение о собственном понимании нравственности, нравственного выбора, самоопределения личности, ценностных ориентиров; формировать умение вести диалог с другими людьми;
  • 4. способствовать воспитанию у учащихся чувство ответственности за свои поступки

Оборудование: мультимедиапроектор, рабочие тетради ,на доске высказывания французского философа Ж.П. Сартра « Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю», «Человек есть лишь то, что сам из себя делает»

Тип урока: комбинированный

Xод урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей и задач урока.

III.Актуализация знаний полученных на предыдущем уроке.

1.Проверка знания обществоведческих терминов.

-Что такое мораль?

-Что такое честь?

- Что такое совесть?

 –Что такое нравственность?

-Что такое долг?

2. Тест  (работа на 5-7мин)

1. Верны ли следующие суждения о долге?

А) Долг это то, что связывает человека с другими людьми и обществом

Б) Долг – это наличие объективных обязанностей и ответственности

1)верно только А;    2) верно только Б;   3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

2. Укажите автора следующей цитаты: «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»

А) Н. Островский    Б) Л.Толстой       В) А. Солженицын   Г) Ф.Достоевский

3. Укажите верное определение понятия «совесть»

А) Субъективное осознание личностью своих прав и свобод;

Б) Способность личности различать добро и зло и делать выбор в пользу добра;

В) Совокупность общечеловеческих ценностей;

 Г) Ценности и идеалы, усвоенные человеком.

4. Соотнесите имена деятелей науки и искусства и род их занятий;

1)А.Солженицын;                        А)   педагог;

2) М. Монтень;                               Б) драматург;

3)  Я. Корчак;                                В) писатель;

4) В. Розов;                                    г) философ

5. Совокупность объективно необходимых обязанностей человека ученые определяют понятием

       А) свобода человека                                                     Б) достоинство человека

       В) нравственное сознание                                            Г) общественный долг

IV.   Основной этап урока

1.  Ребята мы с вами продолжаем знакомится одной из важнейших сфер жизни общества –Духовной сферой. Тема нашего урока «Моральный выбор человека». Моральный выбор – это дело трудное и ответственное. Уйти от выбора нельзя, как говорил французский философ  Ж.П. Сартра « Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

 Вопрос. Как вы ребята понимаете эти слова? (учащиеся высказывают свою точку зрения)

Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря -  постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков, (презентация-слайд №1)

Учащаяся рассказывает стихотворение Д.С.Мережковского

Зачем ты дал нам две души, Господь?

Друг друга, ненавидя и страдая,

Напрасно в людях спорит дух и плоть,

Любовь небесная, любовь земная;

Одна другой не может побороть.

С Владыкой тьмы враждует Ангел рая:

Кому из них я первенство отдам,

Кто победит меня – не знаю сам.

(презентация- слайд №2)

Вопрос. Что  хотел сказать автор, говоря «С Владыкой тьмы враждует Ангел рая»?

( ответы учащихся).

Мы с вами уже знаем, что такое моральные нормы, они контролируют  поведение человека, оценивая его поступки с позиции «добра» и «зла. Только поведение человека можно назвать аморальным, когда он поступает безнравственно. Нельзя назвать аморальным поведение кошки, которая съела мышь. Только человек способен, проявить  великодушие, щедрость, милосердие, благородство либо пойти на подлость, ложь, предательство. Значит перед человеком стоит моральный выбор, выбора пути между добром и злом.

В древности существовало поверье о том, что у человека на плечах сидят ангел и дьявол, нашептывают каждый свое, кого человек послушает, так он поведет себя.

Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать.

 ( презентация - слайды № )

Добро

Зло

Великое, бескорыстное

Ужасное, безобразное

Учит, защищает, побеждает

Калечит, вредит, опустошает

Возвышает душу человека

Темная сторона души

Благо

Вред

                                   ( заполнение и  комментирование учащимися таблицы)

2. Физминутка

3.

  Моральный выбор- это выбор своего отношения к другим людям, когда человек выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но действует в соответствии  со своим  выбором. А сейчас мы с вами ребята  поработаем в группах, на карточках представлены различные ситуации, прочитайте их и ответьте на вопросы.

1 группа: На перемене в классе разбили цветок. Наташа видела, что это сделал Коля, драчун  и задира. Когда классный руководитель спросил её, кто это сделал, она ответила, что не знает. Оцените поступок Наташи с точки зрения морального выбора.

2 группа:

На перемене в классе разбили цветок. Наташа видела, что это сделал Коля, драчун  и задира. Когда классный руководитель спросил её, кто это сделал, она ответила, что Витя. Этот мальчик был тихим, незаметным. Наташа прекрасно знала, что Витя не может за себя постоять и на него можно свалить всё, что угодно, он будет молчать.

 Оцените поступок Наташи с точки зрения морального выбора.

3 группа: 

Таня и Марина посещают спортивную секцию по баскетболу и вечером  усталые возвращались на маршрутном автобусе. Девочки сели  в автобусе на свободные места. На следующей остановке вошли две пожилые женщины, но мест свободных в автобусе уже не было. Таня сразу же уступила место одной из женщин, а Марина, пожаловавшись на боль в ногах, продолжала сидеть на своем месте. Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек

4 группа.

Наташа и Вика дружат с детства. Еще зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путевки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла ее навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.

Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек

Затем, после обсуждения в группах, представитель   от каждой группы дает  оценку ситуации.

- Приведите примеры из истории,  когда человек стоял перед моральным выбором

- Приведите примеры безнравственного поведения человека.

           V. Закрепление 

Тест

Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь   ли   ты:  

1)  пожертвовать   своим   временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи;

2)честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок;

3) простить своего обидчика;

4)оторваться от телевизора, если нужно заняться делом;

5) защитить несправедливо обиженного или более слабого;

6) сдержать слово, если обещал;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

Если ответишь «да» три раза, ты — приличный человек,

 если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел

VI. Итог.

 В конце урока мне хочется, чтобы каждый понял, что свой выбор между добром и злом

 вы должны сделать сами. Закончить урок хочется словами французского философа

Ж. П.Сартра «Человек есть лишь то, что сам из себя делает»

Вывод (читает учащийся с доски) «Золотое правило нравственности»

«Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе»         или

« Не делай другому того, чего себе не желаешь»

Оценки.

Д/з § 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"

Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозво­ленность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...

"Свобода и моральный выбор"

Методическая разработка урока...

"Свобода и моральный выбор"

Методическая разработка урока...

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Моральный выбор- это ответственность!

Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских

Данный урок является составной частью темы "Мораль,  искусство и религия как элементы духовной культуры"  дисициплины "Обществознание".  Урок построен на основе технологии "педагогическ...

Урок "Свобода и моральный выбор человека"

Материал содержит конспект урока, дополнительный материал, видеофайл для работы на уроке...