Статья: Отчёт о прохождении курсов повышения квалификации.
статья на тему

Зонова Мария Александровна

С 12 октября по 16 декабря 2015 года на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялись курсы повышения квалификации по программе « Формирование этнокультурной компетентности педагога» в объёме 72 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_gotovyy.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

Выступление на  презентации выпускных работ педагогов ЦВР по итогам Курсов повышения квалификации 2015-2016 учебного года.

 

                                                                             

                                                                        Подготовила:

М. А. Зонова,  

педагог доп. образования

                                                       

                                                       

2016г.

С 12 октября по 16 декабря 2015 года на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования состоялись курсы повышения квалификации по программе « Формирование этнокультурной компетентности педагога» в объёме 72 часа.

           Цель: приобщение к традиционной русской культуре (духовной и материальной), к методам воспитания и образования детей на основе русской этнопедагогики.

Площадкой курсов стал клуб «Спутник» комбинированного вида по адресу: Каменноостровский проспект д. 64 корпус 3.

Для более полного оснащения материалом, по программе курсов были выделены основные содержательные блоки:

- праздничная культура: изучение смысла и значения русских народных праздников, атрибутики, костюмов,  этноэтикета;

- народные игры: хороводные, драматические, спортивные, сидячие, пальчиковые и другие;

- традиции воспитания в семье XIX века: отцовский и материнский фольклор, особенности в воспитании мальчиков и девочек;

- этнохореография: народные танцы, игры и забавы;

- принципы исполнения традиционной песни, вариативность.

Так же в работу курсов входили встречи с известными представителями этнографии.

По итогам занятий слушатели представляли свои  курсовые работы. Тема курсовой работы зависела от того, какой материал был наиболее интересен слушателю, и, в дальнейшем, насколько он будет необходим и востребован в его педагогической работе.

       Тема моей курсовой работы: «Роль игры в обучении детей русскому танцу».

Игры, в разных формах, сопровождают человечество на пути всего  исторического развития — от глубокой древности до современности. Впервые мир предстает перед каждым ребенком, вне зависимости от времени происходящего, в образах, звуках, красках и играх. И именно игра развивает способности человека, сообразительность, наблюдательность, ловкость, все то, что потребуется ему  в дальнейшей жизни.

          “Человеком можно стать, только играя”, утверждал Ф. Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

Роль игры в обществе исторически менялась, игра всегда развивалась и ей во все времена придавали огромное значение в русской традиционной культуре. Именно традиционная культура с ее системой ценностей, выраженная народом через художественные формы - песню, танец, игру, проявлялась в обрядах и обычаях, в культуре отношений между людьми, в их отношении к труду, к власти, Богу и своей Родине. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать у детей любовь к истории, культуре русского народа,  и, вместе с тем - помогает сохранить прошлое. И, конечно же, помощником в этом нелёгком деле и самой главной деятельностью в обучении детей младшего возраста является игра.

Следует отметить, что игровое качество по-разному раскрывается и во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать в русском традиционном танце, а именно в хороводе, пляске, а также в  импровизационном танце. Как в танце, так и в игре народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям, воспроизводит действие в первую очередь для себя – а потом для зрителя.

      Цель работы: Рассмотреть важнейшие аспекты игры, как основного средства в воспитании и обучении детей русскому танцу.

      Задачи работы:

-Выяснить основные психолого-педагогические особенности влияния игры на ребенка

-Рассмотреть понятие и классификацию игр.

-Сформировать систему знаний по основным правилам русских традиционных игр.

-Выделить связь между русским танцем и игровой деятельностью.

      В структуру вошли следующие пункты, которые раскрывают содержание работы:

Во введении обозначены актуальность выбранной темы, определены цели, задачи, объект, предмет, выделена методологическая основа и описаны методы, которые были использованы при изучении данной темы.

В первой главе «Понятие и классификация игр» рассмотрены основные понятия игры и представлена классификация русских традиционных игр И. И. Шангиной, научного сотрудника Российского Этнографического музея, как одного из самых важных специалистов в области этнографии.

Во второй главе «Значение игры в воспитании и формировании личности ребенка»

дана психолого-педагогическая характеристика влияния игры на формирование личностно-ориентированных качеств и творческих способностей ребёнка, изучены факторы, которые необходимо учитывать при организации и выборе игр, даётся характеристика игры, как важнейшей школы жизни для ребёнка.

В третьей главе «Взаимосвязь игровой деятельности  с русским народным танцем»  рассмотрены факторы зарождения русского танца, влияние игрового действия на культуру русского танца, выделена связь танца, песни и игры.

В четвёртой главе «Использование хороводных игр  в обучении детей русскому танцу»

приведён пример занятия по ритмике с элементами русского народного танца, с использованием игровых технологий, произведено описание хороводных игр.

В заключении подведены итоги работы, изложены основные выводы.

В списке литературы указаны источники, которые использовались при изучении данной темы.

Изучив классификацию игр мы выяснили, что игры подразделяются на: пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные. Особое внимание я бы хотела уделить хороводным играм и обратиться к 4-ой главе моей работы «Использование хороводных игр в обучении детей русскому танцу», где даётся описание учебного занятия на тему: «Хороводные игры» по программе «Ритмика с элементами русского народного танца», для детей 2 года обучения.

        Занятие проходило в игровой форме. Основой игрового занятия являлись хороводные игры:

  1. Круговая хороводная игра «Заинька».
  2. Круговые хороводные игры «Дударь», «Как у Дяди Трифона».
  3. Линейная хороводная игра «А мы просо сеяли».
  4. Круговые хороводные игры «Воротца», «Растяпа».

         Благодаря изучению хороводных игр у детей развивается выразительность движений, чувство ритма, воображение и фантазия. Мелодическая и ритмическая основа музыкальных народных игр дает возможность выполнять движения в нужном темпе и ритме. В то же время такие игры способствуют совершенствованию танцевальных движений: хороводных и дробных шагов, переменного шага и простейших элементов русского танца. Во время исполнения музыкальных игр воспитанники приобретают умения и навыки, которые впоследствии применяются ими при последующем, более углубленном изучении соответствующих движений русского танца и облегчают дальнейшее овладение более сложными приёмами танцевальной культуры.

    Следует отметить, что успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и навыков, дети учатся и добиваются определенных результатов в этой сфере, у них повышается самооценка, так как они принимают решения и действуют в процессе игры самостоятельно. Игра погружает ребенка в ситуацию успеха (ему все интересно, у него все получается).  

        Благодаря замечательному соединению  песни и танца в игровом действии дети приобретают навыки, которые им, несомненно, пригодятся в творческой жизни и впоследствии могут быть усовершенствованы с помощью занятий русским традиционным танцем. В процессе взаимодействия игры и русского танца воспитанники получают возможность для самовыражения, что очень важно в развитии творческих способностей.

         Участники учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, и, вместе с тем  укрепляются межличностные отношения и  совершенствуются коммуникативные навыки.

         В заключении хочу отметить, что именно использование игровой технологии, основанной на русской традиционной музыкальной культуре, помогает в обучении  детей русскому народному танцу и  позволяет добиться значительных результатов в этом направлении педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методик, используемых после прохождения курсов повышения квалификации в работе логопеда Незямзиновой Н.А.

       Применение методик, используемых после прохождения курсов повышения квалификации в работе логопеда Незямзиновой Н.А. Здесь собраны игры, с помощью которых возможно сф...

Удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации

удостоверения о повышении курсов квалификации...

Данные о прохождении курсов повышения квалификации

-"Целевые кусы ПК "Современные подходы к организации дополнительного образования: проектироваение и организация образовательного процесса в условиях реализации федерального проекта "Усп...

Прохождение курсов повышения квалификации

Курсы Министерства образования РФ  Школа современного учителя...

Мониторинг прохождения курсов повышения квалификации.

Мониторинг отражает участие  в вебинарах, конференциях и прохождение курсов квалификации  в процессе самообразования....

№ 125-О от 14.02.2022 О прохождении курсов повышения квалификации

№ 125-О от 14.02.2022 О прохождении курсов повышения квалификации...