Иван Грозный: венчание на царство
план-конспект урока на тему

Протоиерей  Георгий Рыбаков

Конспект урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_uroka_1.doc101.5 КБ
Office presentation icon groznyy.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:

Строй и облик  Русского централизованного  государства окончательно определился при Иване IV.  Царь Иван IV внес огромный вклад в строительство государственного здания России. Личность Ивана Грозного  чрезвычайно противоречива. Вряд ли в русской истории можно найти более спорную фигуру. В его неординарной натуре  соединились самые противоположные свойства. Царствование Ивана IV  - важная историческая эпоха, достойная особого изучения. В этот период окончательно оформлялась русская государственность.

В рамках преподавания Закона Божия (Истории Русской Православной Церкви) при рассмотрении темы «Иван Грозный – венчание на царство» чрезвычайно важно познакомить учащихся с теорией единодержавия Ивана IV, причем как с предпосылками ее возникновения, так и с последствиями ее реализации.  

Анализируя взгляды Грозного на государство, мы использовали его переписку с князем Курбским. Князь Курбский был ближайшим советником царя. В 1564 году  князь Курбский проиграл сражение с литовцами. Опасаясь гнева царя, он бежал в Литву, где был тепло принят королем Сигизмундом Августом. Между Иваном Грозным и Андреем Курбским произошел обмен посланиями, в которых они высказали свое понимание  происхождения, целей и границ власти, методов управления государством и роли в этом управлении бояр.  В своих посланиях Грозный выстраивает свое учение о власти, ее основах. По сути, это был спор о будущем России.

             Из ответов Ивана IV  Курбскому вырастает стройная и логичная теория единодержавия. Теория государственной власти Ивана Грозного объясняет многие поступки царя как в отношении Церкви, так и в отношении к другим государственным институтам.

Протоиерей Георгий Рыбаков

Методическая разработка урока по теме

"Иоанн IV – венчание на царство"

Урок – исследование

Цели урока:

  1. Дать характеристику одной из самых противоречивых исторических персон российской истории; выработать собственный взгляд на феномен опричнины.
  2. Развивать поисково-исследовательские навыки по обработке исторической информации, формировать ключевые компетенции, необходимые для получения и осмысления исторических знаний
  3. Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении своей истории своей страны; воспитывать общую культуру.
  4. развивающая: способствовать формированию умений работы с различными видами информации (мультимедийная презентация, документы), умения работы в группах, развивать опыт публичных выступлений,  воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них, высказывать своё мнение в дискуссии, осуществлять самооценку.

Оборудование:

- мультимедийная презентация «Иоанн Васильевич Грозный», подготовленная учителем.

- компьютер;

- интерактивная доска;

- раздаточный материал.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение проблем; самостоятельный анализ источников; сообщение учащихся; беседа с учащимися; рассказ учителя.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение об Иоанне IV.

Вступив на престол малолетним юнцом,
Он был беззащитен к интригам.
Отравлена мать, и беснуется Шуйский,
Надменный к державным веригам.

Но отрок растёт: "Изменникам - смерть!"
Он правит, не ведая страха.
Но царство растёт и день настаёт
Шапку одеть Мономаха.

Тут совесть Сильвестр в царе пробудил,
И тот начал строить державу:
Стоглавый собор для дел учредил,
Казань приумножила славу.

Он Астрахань взял, Сибирь покорил,
И с Англией сладил торговлю,
Он Нарву и Ревель, и Дерпт захватил,
Диктуя российскую волю.

На слайд презентации выводится вопрос: “О каком историческом деятеле идет речь?»

После ответов учащихся по просьбе учителя ученики, которые заранее подготовили подбор высказываний об  Иоанне IV, зачитывают свои разработки (на следующем слайде портрет  Иоанна IV):

  • Иван Грозный -  неистовый кровопийца (Карамзин).
  • Иван Грозный –тиран своего народа (Соловьев).
  • Иван Грозный – «...Муж чудного рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело, ко ополчению дерзостен и за свое отечество стоятелен… Той же Царь Иван многая блага сотвори, воинство велми любяше и требуемая ими от сокровища своего неоскудно подаваше» (воевода, князь И. М. Катырев-Ростовский)
  • Иван Грозный – жертва борьбы за власть (Соловьев).
  • «Грозный Царь был очень искренний и горячий, пламенной веры, но очень одинокий и страдающий. Он спасал себя только молитвой, и молитва Его была слышима Господом, Который и давал Ему силы чрез все пройти и стяжать благодать святого Угодника Божия» (Старец Николай Гурьянов)

Вывод учителя:  В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, выдающийся военачальник, дипломат и писатель.                      В глазах других, это кровавый тиран, почти сумасшедший, безнравственный и жестокий человек.

Пожалуй, нет в истории России более противоречивой личности. Вспомним наш кинематограф. Столь же полярные образы царя Ивана Грозного дает нам и кино.

Демонстрация слайдов презентации («Иван Грозный», реж. С.Эйзенштейн, «Царь», реж.П.Лунгин, «Иван Васильевич меняет профессию», реж. Л.Гайдай) с комментариями учителя о различных трактовках личности  этого исторического деятеля.

2. Проблематизация.

  • Где же истина?
  • Кто прав в своей оценке личности и деятельности Ивана IV?
  • Каково значение венчания на царство Ивана IV?
  • Какими были взгляды Ивана IV на сущность царской власти?
  • Каковы последствия правления Ивана Грозного для Русской Православной церкви?

Свой ответ на эти вопросы вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке в ходе нашего исследования.

  1. Сообщение учителя о детстве и юности Ивана IV.

Демонстрация слайдов презентации («Родители Ивана IV», «Смерть Василия III»,  «Боярское правление», «Воспоминания о детстве»).

После слайда с высказыванием  Ивана IV: «Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как  иностранцев или нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чём нам воли не было; ни в чём не поступали с нами, как следует поступать с детьми.  (…) Как исчислить подобные тяжёлые страдания, перенесённые мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом»,  учитель задает вопрос, который дублируется на слайде: «Как детские впечатления отразились на характере будущего царя?»

После ответов учащихся продолжается лекция учителя с демонстрацией соответствующих слайдов («Последствия боярского правления», «Анастасия Захарьина-Юрьева», «Венчание на царство»).

После сообщения о решении Ивана IV венчаться на царство учитель озвучивает вопрос: «Как вы думаете, почему Иван Грозный решил венчаться на царство?»

Учащиеся с помощью учителя, привлекая знания из изученного уже курса истории России, формулируют тезисы ответа на этот вопрос.

Историческое значение провозглашения Ивана IV царем:

Венчание на царство

  • Уравнивало Ивана IV с восточными соседями – астраханским и казанским ханами – наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси и с европейскими правителями.
  • Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он  почитался как великий государь
  • Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником Божьим».

  1. Этап расширения знаний (выступления подготовленных учеников):

1)Причины возникновения и состав Избранной Рады. 

После выступления учащегося учитель подводит  итоги деятельности Избранной Рады (в церковной сфере): 1551 год – Стоглавый собор (Собор русской церкви) постановил (выводится соответствующий слайд)

  • подчинить священников митрополиту, создание церковной иерархии;
  •  создать церковный суд;
  •  регламентировать обряды;
  •  из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях,  составить общерусский список;
  •  новые произведения искусства  создавать, следуя утвержденным образцам;
  • ограничить рост церковного землевладения (было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до 1551 г., но в дальнейшем они могли получать земли только с царского разрешения);
  •  запретить церкви заниматься ростовщичеством;
  •  организовать школы для подготовки священников.

2)опричнина: причины возникновения и результаты деятельности.

3)митрополит Филипп.

Сообщения учащихся сопровождаются демонстрацией соответствующих слайдов презентации.

  1. Этап исследовательской работы (Работа с источниками).                                                                                             

Очевидно, что для такого болезненного охранения Иваном IV прерогатив своей царской власти даже от митрополита, у него были какие-то важные основания.

Учитель ставит задачу для исследования: мы сейчас рассмотрим взгляды Ивана IV на происхождение царской власти. Мы будем использовать переписку Грозного с князем Курбским.

Учитель кратко рассказывает об истории их взаимоотношений, демонстрирует соответствующие слайды презентации.

Учащиеся получают источники – отрывки из переписки Ивана Грозного с князем Курбским.

Переписка Грозного с Курбским

1.Через все письма Грозного проходит главная мысль: «Кто противится власти - противится Богу».   Самодержавная власть имеет Божественное происхождение.  Иван Грозный был убеждён в божественном происхождении власти и ее установлении. Он считал, что Иисусом Христом православным царям вручён крест. Бремя власти Грозный воспринимал прежде всего как крестоношение. Власть Грозного исторически обусловлена генеалогией и древним преемством. Для законности власти государя необходимо благословение родителей и династийность власти .Наследственную власть Грозный противопоставлял власти, выбираемой по воле людей («безбожной»).  “…Мы не возжелали ни у кого отнять царства, но по Божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитались, и возмужали, и Божием повелением воцарились, и взяли нам принадлежащее по благословению прародителей своих и родителей, а чужого не возжелали” - писал Грозный.

  1. Царь имеет неограниченную и единодержавную власть и не зависит ни от кого, кроме Бога. В переписке он не раз подчеркивает свой излюбленный тезис: поскольку власть дана ему Богом и правит он по Промыслу Божию,  то он служит, но не народу, а Богу.  Народ должен подчиняться ему как помазаннику Божию, как орудию Его Промысла. Бог действует через него. Власть государя независима и от общества (будь то боярство или духовенство). Отношения царя с подданными должны строиться как отношения господина и рабов, независимо от родовитости или заслуженности претендующих на особое отношение.

  1. Идея разделения власти гибельна для государства. «Горе дому, коим владеет жена; горе царству, коим владеют многие! », - писал Грозный. От боярского правления - зло. Родовая аристократия желала себе доли в управлении государством, государь же рассматривал её не как силу, с которой нужно делить власть, а как подданных, вознесённых наверх из-за родовитости. Задача царя была превратить вольных бояр в подданных, а те хотели по-прежнему остаться в роли царских советников. В переписке с Курбским Грозный отстаивал принцип неограниченной монархии, как единственно заповеданной Господом. Он выступал против многовластия во всех его формах. Самодержавие Грозный понимал как панацею от распада государства и всевозможных беспорядков. «Симфонию властей» Грозный понимал как тесное сотрудничество между светской и духовной властями с четким разграничением полномочий и невмешательством в компетенцию друг друга.

4.Власть царя Грозный понимал как служение перед Богом. Царь обязан  сохранять православную веру неповрежденной. Иван Грозный был убеждён, что Русская земля находится под особым Божьим покровительством, и задачу свою  он видел, как уже было сказано, в сохранении Православия и в наказании преступников и изменников государства, которых Иван Грозный приравнивал ко клятвопреступникам и богоотступникам. Долг царя – быть кротким и милосердным к добрым  и жестоким- ко злым.       Он считал себя «владыкой , от Бога данным.» Цель православного царя- спасать души подданных. Раз власть царя - служение перед Богом, то он ответственен за грехи своих подданных.

 5.Национальной идеей России, ее идеалом является боговенчанный царь. Он ответственен за спасение душ подданных, за их грехи, поэтому наказывать их, как и миловать, его прямая обязанность. Он считал себя посредником между Богом и своими подданными, передающим Его волю. В определенной степени Грозный подменил своей личностью Бога. Иван Грозный пишет: «Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит -  для устрашения злодеев и ободрения добродетельных.» Грозный сравнивает царское служение с монашеским, отшельническим и священническим и приходит к выводу, что «одно дело- спасать свою душу, а другое дело- заботиться о телах и душах многих людей». Разные задачи даны священнику, монаху и царю, и    нельзя требовать от них одинакового поведения и реакции на происходящее: «Царской же власти позволено действовать страхом и запрещением и обузданием и строжайше обуздать безумие злейших и коварных людей». Грозный допускает возможность нарушения государем  евангельских заповедей: «Разве подобает царю, если его бьют по щеке, подставлять другую?» - восклицает он и продолжает: «Как же царь сможет управлять царством, если допустит над собой бесчестие?»

Задание для самостоятельной работы (по вариантам) Сформулируйте взгляды Грозного:

  1. на происхождение царской власти;
  2.  на обязанности царя.
  1. Проверка итогов самостоятельной работы с источниками. Обсуждения документов (фронтальная беседа)

Попробуем подвести итоги нашего исследования и сформулировать ответы на поставленные вопросы.

Учащиеся с помощью учителя и с привлечением цитатного материала формулируют следующие тезисы:

Взгляды Грозного на происхождение царской власти:

  • Самодержавная власть имеет Божественное происхождение;

-  Власть должна быть исторически обусловлена генеалогией и древним   преемством

Взгляды Грозного на обязанности царя:

-Бремя власти Грозный воспринимал прежде всего как крестоношение;

 -Власть дана Богом и правит царь по Промыслу Божию,  т.е. служит, но не народу, а Богу;

-Грозный свою задачу видел в сохранении Православия и наказании преступников и спасении душ подданных;

- Царь - посредник между Богом и своими подданными, передающий Его волю.

 (записи в тетрадях)

  1. Использование элементов учебных дебатов:

Сможем ли мы теперь ответить на вопрос: «Почему Грозный входит в конфликт   с обществом и Церковью?»

Давайте вспомним, у кого есть данные от Бога полномочия посредничества и руководства Церковью?

Учащиеся отвечают. Учитель подтверждает их ответы цитатой из Евангелия, которая выводится на слайде: «Идите, научите все народы…»(Мф.28:19).

  1. Формирование групп: в зависимости от личного оценочного выбора группы  приводят доказательства своей точки зрения, «обвинив» или «защитив» царя, при ответе на вопрос: «Каковы последствия правления Ивана Грозного для Русской Православной церкви?»
  2. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Каковы последствия правления Ивана IV  для Русской Православной церкви?»

Учащиеся делятся впечатлениями и высказывают свои мнения как “за”, так и “против”. Тезисы записываются в столбцах “за” и “против“ в тетрадях.

За

Против

  1. Проведена церковная реформа, упорядочившая многие стороны церковной жизни;
  2. Усиление власти церковной иерархии;

 

  1. Ограничение церковного землевладения;
  2. Первые признаки утраты независимости Церкви от царской власти

 

     10. Индивидуальная рефлексия:

Продолжите фразу «В результате сегодняшнего урока я понял, что Иван Грозный…» (зачитать ряд мнений по желанию)

11.Оценивание подготовительной работы учащихся и их деятельности во время урока.

  1. Домашнее задание: написать эссе на тему «Положение Церкви при Иване Грозном».  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....

Иван Грозный

Презентация, подготовленная учащимися по теме "Правление Ивана Грозного"....

Иван Грозный

контрольная работа по истории в 6 классе "Правление Ивана Грозного"...

Русская Православная Церковь и Иван Грозный в период Избранной Рады.

Данный материал может быть использован  на уроках посвящённых истории РПЦ в России....

Иван Грозный (презентация)

Презентацию можно использовать в 8 классе на уроках при изучении эпохи Ивана Грозного...

Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

В ходе дискуссии, организованной на  уроке учащиеся определяют  роль Ивана Грозного  в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию,  дел...

Презентация к уроку " Иван Грозный " 6 класс

Презентация  к уроку " Иван Грозный " 6 класс...