Педсовет Тема : «Деятельность учителя, классного руководителя – путь к формированию личности ребенка».
статья на тему

Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. Самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Вот этому и будет посвящен  педсовет, задача которого  определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx58.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Деятельность учителя, классного руководителя – путь к формированию личности ребенка».

      В начале педагогического совета мы провели предварительную рефлексию. Перед нами необычное дерево. На нем растут листья разного цвета, это дерево нашего настроения:

 - Красный цвет - обозначает работоспособность, энергетику.

- Желтый цвет - желание действовать, прилагать усилие цвет солнца. –

 Зеленый цвет - спокойное приятное настроение.

 - Синий цвет - устойчивая концентрация внимания.

 - Фиолетовый цвет - грусть.

- Белый цвет - утомление, усталость.

Каково же настроение большинства участников нашего педсовета? Листочки на нашем дереве показывают, что большинство желают действовать, имеют высокий уровень работоспособности, таким образом, всех заинтересовал вопрос: что же главное в личности учителя? «Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты проект «Наша новая школа». Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. Самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Вот этому и будет посвящен наш педсовет, задача которого  определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.

Правила педсовета.

Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы  …  Её прежние успехи были признаны во всем мире, но сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Д.Медведев.

В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.

  При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.

Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС. Помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.

Главные задачи современной школы по ФГОС: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Обратимся к словарю терминов.

УЧИТЕЛЬ (слайд)

  Педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионально-технического образования, высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

Самоопределение Учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

Профессиональные свойства и характеристики Учителя:

  •  общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии);
  •  некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрессивные; профессиональная работоспособность.

Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции У., который из традиционного "педагога-предметника" всё более превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика. Школа выступает сферой духовного производства, результат которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.

Учитель должен постоянно обогащаться тем новым, что даёт современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-создателем. У. в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе педагога - экспериментатора, теоретика и практика, тонкого психолога и воспитателя; ему по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. слайд

в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения К.р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе.

К.р. совместно с другими учителями и родителями обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

К.р. планирует работу в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы, планами К.р. параллельных классов, детских общественных организаций и др.

К.р. привлекает к работе других учителей и воспитателей, родителей и общественность. Деятельность К.р. планируется с учётом как непосредственных воспитательных действий самого педагога, так и его организационно- педагогических и исследовательских задач. К.р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития межличностных отношений в классе, анализирует влияние семьи, микро- среды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитательной работы.

В школе создаётся методическое объединение К.р., основными задачами которого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др.

непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

КОЛЛЕКТИВ.слайд

Социальная общность людей, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Важнейшей категорией педагогики является воспитательный К., который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных К. - воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив).

Детский К. складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникает система межличностных, деловых и эмоционально-психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле К., проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях, нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в К. определённое место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В К. образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребёнка с К. происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с К. и обособление его в К.

Существует большое число классификаций К. Выделяют К.: длительно существующие, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные, К. детских организаций; первичные (класса, группы) и вторичные (школы) и др.

Воспитательный К. в своём развитии проходит несколько стадий: на первой он выступает как цель воспитательной деятельности педагогов; на второй - как инструмент воспитания и формирования социально значимых качеств личности; на третьей - как инструмент индивидуального развития воспитанников. На каждой последующей стадии К. позволяет решать всё более сложные задачи воспитания. Педагоги задают и совершенствуют организационную структуру К., развивают самоуправление ученическое. Развитие К. связано с преодолением противоречий: между К. и его членами или группами, опережающими К. в своём развитии либо, наоборот, отстающими; между перспективами К. и отдельных воспитанников; между отдельными группами детей и др. К. испытывает влияние как внутренней среды, окружающей его в учебном заведении, так и внешней социальной среды.

ПАРТНЁРСТВО. Слайд

понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначимости и дополнительности участников образовательных процессов.

ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ. слайд

отказ ребёнка выполнять предписания старших. П.с.в., как правило, возникает потому, что ребёнок не хочет выполнять требования, которые ему предъявляют взрослые, а также потому, что ребёнку не нравятся сами воспитатели. Ребёнок часто испытывает противоречивое чувство между нежеланием и необходимостью выполнять свои обязанности. В результате возникает конфликт с воспитателями.

Самый эффективный способ преодолеть П.с.в. - создать такую воспитательную ситуацию, в которой обыденные обязанности станут привлекательными для детей. Тактично воздействуя на чувства ребёнка, воспитатель должен ликвидировать причину П.с.в. Этот процесс требует от воспитателя терпения и внимания. Взрослым нельзя выражать раздражение в ответ на негативное поведение ребёнка. Дети скорее перестанут сопротивляться воспитанию, если почувствуют проявление любви взрослых.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ. слайд

это ограниченная во времени и пространстве совокупность обстоятельств, побуждающих включенного в нее ребенка демонстрировать, подтверждать или изменять собственное поведение.

  1. вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки;
  2. высокий уровень совершенства педагога в его учебно-воспитательной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Так как  значительная часть работников школы совмещает обязанности учителя предметника и классного руководителя, поэтому поговорим более подробно о деятельности кл. руководителя.

Цель деятельности классного руководителя по ФГОС. создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя.

  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование и развитие коллектива класса;
  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

Обратим внимание на библиотеку классного руководителя.

Наука выделяет 4 модели современного учителя: учитель; учитель-новатор; учитель-исследователь; учитель-профессионал. Остановимся на самой сложной модели - учитель-профессионал. Этот учитель не просто отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. Профессия педагога относится к типу «человек - человек», к которому также относятся политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, руководители учреждений и др. Наша задача сегодня определить, из каких качеств складывается личность учителя.

Работа в подгруппах  по 4-3 человека. а) Обсуждение вопроса «Кто такой современный учитель, классный руководитель?»

Подвести итог. слайд

  • Помогает школьникам осознать принадлежность к судьбе своей страны
  • Вовлекает школьников в творческий процесс
  • Организует помощь ребенку со стороны заинтересованных взрослых
  • Создает команду, которая учится, живет, работает и отдыхает как единое целое
  • Организует детский досуг и общение

Участники обсуждают вопрос «Критерии, предъявляемые к учителю в 30-х, 60-х, 90-х года и в XXI веке». Представление результатов: «Современный учитель в 30-е годы» 1 место - требования к знанию предмета и владению методикой 2 место - хорошие взаимоотношения с учащимися. 3 место - умение правильно оценивать знания учащихся 4 место - создание дисциплины. 5 место - внешний вид. «Современный учитель в 60-е годы»

1 место - уравновешенность. 2 место - авторитет, сильная воля. 3 место - знание предмета, умение говорить логично и выразительно. 4 место - приятная наружность. 5 место - требовательность к самостоятельности и понимание своих учеников. «Современный учитель в 90-е годы» 1 место - талантливый. 2 место - интересный в общении 3 место - справедливый в требованиях. 4 место - уважающий своих учеников. 5 место -  образованный. 6 место - обладающий чувством юмора. 7 место - внимательный, готовый оказать помощь. 8 место - красивый, добрый. «Современный учитель XXI века: собственные критерии»

Индивидуальная работа на отдельных листочках (анонимно). Для продуктивной работы педагогического совета просим вас расставить по мере значимости качества личности хорошего, на ваш взгляд педагога, если есть необходимость, можно добавить какие-то качества или убрать имеющиеся:

  • С весёлым характером, обладает чувством юмора;
  • Требовательность к себе;
  • Не жалуется родителям;
  • Добрый справедливый;
  • Принципиальный, требовательный к учащимся;
  • Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь;
  • Знание предмета, эрудиция;
  • Добросовестное отношение к своим обязанностям;
  • Чуткость, внимание, такт по отношению к воспитанникам.

Высказывания, афоризмы

  • Люблю предмет, который я люблю
  • Мне энергетики хватает на неделю
  • Я горы в миг с ребятами сверну
  • Я и творить, и натворить умею
  • Планировать могу, могу и делать
  • Свои ошибки детям я прощаю
  • Я верю в климат – деньги подождут
  • Профессия досталась мне от бога.

С кем же взаимодействует классный руководитель. Слайд

Взаимодействие с родителями СЛАЙД

Воспитательная система класса СЛАЙД.  «способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива»

Е.Н. Степанов, д.п.н.

  1. Стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования  процесса

       воспитания.

2.    Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей.

3.    Системность осуществления воспитательного взаимодействия.

4.    Ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей.

5.    Технологичность педагога – воспитателя.

6.    Диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Понимание ребёнка. Слайд.

Автоматизация рабочего места. Слайд.  В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.

Автоматизация рабочего места для классного руководителя, обеспечит хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации об учениках и конкретной группе в целом. Это база данных, которая объединяет в себе все сведения необходимые для систематизации и упорядочения процесса работы.

Создание воспитательной системы. Слайд.

Взаимодействие с учителями предметниками. Слайд.

Слайд. Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека!

Тест «Психологический портрет учителя».

Уважаемые коллеги! Этот тест поможет Вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, не забывайте, что «неправильных ответов быть не может – могут быть только неискренние. Из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает Ваши мысли, чувства, реакции, и отмечайте в соответствующей клетке бланка для ответов крестиком или другим значком.

1.  В воспитании важнее всего:

          1) окружить ребёнка теплотой;

          2) уважительное отношение к старшим;

          3)выработать у ребёнка определённые взгляды, умения

2.Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает на столько, что я не могу вести урок:

          1) да; 2) нет; 3).в зависимости от настроения

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне не известны, я испытываю:

          1. интерес;  2) смущение; 3)раздражение

4. Если класс не приведён в порядок:

              1) я не могу начать урок;  2) я не обращаю на это внимание

                             3) моя реакция зависит от ситуации

5. Когда я поступаю не справедливо с учеником:

               1) мне трудно признать это; 2) я готов признать свою неправоту;

                                      3) таких случаев не было

6. Для меня важнее:

                      1) отношение с учениками; 2) с коллегами; 3) ни то, ни другое

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно вскрыть:

                 1) часто; 2) иногда; 3) никогда

8. Присутствие на уроке посторонних:

               1) воодушевляет меня; 2)никак не отражается на моей работе;

                                         3) выбивает меня из колеи

9. Я считаю своим долгом сделать замечание школьнику, если он нарушает порядок в общественном месте:

                  1) обычно; 2) нет; 3) в зависимости от ситуации

10. Я одинаковой теплотой отношусь ко всем своим ученикам:

                  1) не уверен; 2) нет; 3) да

11. Во время перемены я предпочитаю общаться:

              1) с учениками; 2) с коллегами; 3) побыть в одиночестве

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении:

                  1) нет; «0 не всегда; 3) да

13. У меня есть такие качества по которым я превосхожу других :

                     1) да; 2) нет; 3) не уверен

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:

                      1) дает четкие указания; 2) не вмешивается в мою работу;

                                          3) предлагает простор для творчества

15. Мне приходилось высказывать суждения о вещах, в которых я плохо разбираюсь:

                      1) да; 2) нет; 3) не помню

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы:

                         1) доставляют мне удовольствие; 2) вызывают у меня чувство неловкости;

                                              3) не вызывают у меня особых эмоций

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным:

                      1) часто; 2) редко; 3) никогда

18. Замечания со стороны коллег и администрации:

                     1) меня мало волнуют; 2) иногда задевают меня; 3) часто задевают меня

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана:

                       1) всегда; 2) предпочитаю импровизировать; 3) зависит от ситуации

20. Мне случалось нелестно отзываться о своих коллегах:

                       1) да; 2) нет;3) не помню

21. С мнением, что каждого ученика надо принимать таким, каков он есть:

                       1) я согласен;2) я не согласен; 3) что-то в этом есть

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:

                       1) да; 2) иногда; 3) нет

23. Мысль о предстоящей встрече с коллегами и учениками:

 1) доставляет мне удовольствие; 2) особых эмоций не вызывает; 3) в тягость

24. Когда я вижу, что ученик ведёт себя вызывающе по отношению ко мне:

                        1) я плачу ему той же монетой; 2) игнорирую этот факт;

                                           3) предпочитаю выяснить отношения

25. Я добросовестно готовлюсь к урокам:

                             1) обычно; 2) иногда; 3) всегда

26. В работе для меня важнее всего:

                 1) привязанность; 2) признание коллег; 3) чувство собственной необходимости

27. Успех моего урока зависит от физического и душевного состояния:

                          1) часто; 2) иногда; 3) не зависит

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег:

                       1) я не сомневаюсь; 2) уверенности нет; 3) затрудняюсь ответить

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять:

 1) я стараюсь поправить его, объяснить ему ошибку; 2) перевожу разговор на другую тему;

                                          3) пытаюсь понять его точку зрения.

 30. Я опаздываю на работу:

                          1) регулярно; 2) изредка; 3) никогда

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика:

                        1) я тут же заступаюсь за него; 2) один на один сделаю замечание коллеге;  

                                                      3) сочту некорректным вмешательство

32. Работа даётся мне ценой большого напряжения:

                         1) обычно; 2) иногда; 3) редко

33. У меня нет сомнения в своём профессионализме:

                              1) конечно; 2) есть сомнения; 3) не приходилось задумываться

34. По-моему в школьном коллективе важнее всего:

                          1) трудовая дисциплина; 2) отсутствие конфликтов; 3) возможность работать творчески

35.Я откладываю на завтра то, что необходимо сделать сегодня:

                          1) часто; 2) иногда; 3) никогда

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому, что он меня не любит»:

                                    1) согласен; 2) не   согласен; 3)что-то в этом есть

37. Мысли о работе мешают мне уснуть:

                                                 1) часто; 2) редко; 3) никогда не мешают

38. На собрании и педсоветах я выступаю по волнующим  меня вопросам:

                                                   1) часто; 2) иногда; 3) предпочитаю слушать других

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика:

                              1) если ученик этого заслушивает; 2) затрудняюсь ответить; 3) это не допустимо

40. Правильный выход из конфликтной ситуации я нахожу:

                                 1) не всегда; 2) затрудняюсь ответить;3) всегда

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками:

                                 1) да; 2) нет; 3) иногда

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:

                                 1) редко; 2) обычно; 3) всегда

43. Мне приходилось исполнять приказы людей не вполне компетентных:

                                                1) да; 2) не помню; 3) нет

44. Непредвиденные ситуации на уроке:

                       1) только мешают учебному процессу; 2) лучше игнорировать; 3) можно эффектно использовать

45. Мне случалось быть не совсем искренним с людьми:

                                        1) да; 2) нет; 3) не помню

46. В конфликте между учителями и учениками в душе встаю на сторону:

                                 1) ученика; 2) учителя; 3) сохраняю нейтралитет

47. Вначале или в конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:

                                       1) как правило; 2) не обязательно; 3) проблем со здоровьем нет

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией:

                                     1) да; 2) не все; 3) не знаю

49.Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже когда кажутся не вполне обоснованными:

                                         1) не вызывают; 2) не знаю; 3) вызывают

50. Ответы на некоторые вопросы давались мне с трудом: 1) да; 2) нет; 3) не помню

Бланк для ответов.

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

1. Приоритетные ценности учителя.

1.1. Если в Ваших ответах преобладает первый вариант ответа, то:

Вы – наш единомышленник. Вам  близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для Вас не «производственная необходимость», и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На Ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность творческой плодотворной работы, сохраняет не только Ваше здоровье, но и здоровье Ваших учеников.

1.2. Если в Ваших ответах преобладает второй вариант ответа, то:

 В Вашей нелёгкой работе Вам важна Поддержка коллег, их признание. Для Вас особое значение имеет их мнение. В свою очередь, коллеги ценят Вас не только как профессионала, но и как союзника, который может понять их проблемы и поддержать. Однако дети в неменьшей степени нуждаются в Вашем понимании, сочувствии и поддержке. Ваши отношения в лучшем случае не носят личностной окраски, а в худшем – пронизаны чувством недоверия и отчуждения, что затрудняет сотрудничество в процессе обучения и воспитания.

1.3. Если в Ваших ответах преобладает третий вариант ответа, то:

Школа для Вас  - «не один свет в окошке». Скорее всего, круг Ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть  и другие возможности самореализации. Вы бережно относитесь к своим проблемам и переживаете, рассчитывая на свои силы, ища опору в себе и вне школы. Или Вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников. Или работа отнимает у Вас столько душевных сил, что многое стало Вам безразлично.

2. Психоэмоциональное состояние.

2.1. Очевидно, ваша работа отнимает у Вас много физических и душевных  сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Возможно, Вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям, позволило бы Вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое Психоэмоциональное состояние, чтобы общение с детьми  и коллегами доставляло Вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и миром Ресурсы человеческой психики безграничны, и в Ваших силах найти необходимые для Вас средства и способы саморегуляции, которые помогут Вам  достичь благополучного эмоционального состояни

2.2. Благодаря повышенной чувствительности нервной системы Вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему.  Ваше настроение в значительной мере зависит от внешних факторов. неблагополучное стечение обстоятельств может выбить Вам из колеи, тогда возникают чувства раздражения, тревоги и бессилия, отрицательно влияющие на эффективность вашей работы. Не всегда в Ваших силах изменить неблагоприятное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.

2.3. Ваше благополучное Психоэмоциональное состояние определяет эффективность Вашей работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения при высокой ответственности за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием не кроются другие проблемы.

3. Самооценка.

3.1. Вам свойственно позитивное самовосприятие. Вы отличаетесь творческим, недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в эмоциональный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается  спонтанностью и демократизмом.

3.2. Ваша самооценка не устойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, от настроения, от мнения значимых других. Позитивная оценка Вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлёту: У Вас «вырастают крылья». Тогда Вы свободны, уверенны в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки (в полосе неудач) негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими. Вам свойственно принижать значение личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих. Это мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благополучную творческую атмосферу на урок. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, Вы легко принимаете определённую ограниченность собственных возможностей, а также возможностей учащихся.  

4. Стиль преподавания.

4.1.Вероятно, Вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию сильного педагога. Ученик для Вас – объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете жесткий контроль за выполнением предъявленных требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций в вашем стиле преподавания не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка подает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, Вас не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и Вы готовы к освоению более эффективных стратегий взаимодействия.

 4.2. Вам близка позиция миротворца. Как правило, Вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу .Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя                   нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует развитию у ребят уважения к учителю, продуктивности в работе и чувства ответственности, Вы идете на большие жертвы, но в Вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало строить новые, партнерские отношения и миром и учениками?  

4.3. Для Вас ученик - равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Основные методы воздействия: Совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении и учениками и коллегами, хорошее Психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя эффективности обучения.

5. Достоверность ответов.

Преобладание 1-2 вариантов свидетельствует о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.

Преобладание в ответах 3 варианта говорит о Вашей зависимости от социально одобряемых норм.

Вывод. Учитель - это кто? В чем его «изюминка»? 

1. Человек, который понимает, что не каждому Кузьме Нейкину нужно вбивать в голову таблицу умножения, и не каждой Насте Петровой  - нужно читать «Войну и мир», не говоря уже об интегралах, законах Ома, формулах крахмала и т.д. Но абсолютно каждый должен ориентироваться в информации, уметь ее найти, при необходимости и обработать, то есть сделать доступной для применения. А также уметь ее фильтровать.

2. Человек, который понимает, что успехи детей во многом зависят от мотивации на обучение, от заинтересованности и горения самого учителя, от его самоуважения и уважения к мнению и интересам учеников.

 3. Человек, который осознает важность того, чтобы у ребенка сложилось целостное представление о теме, разделе, пускай на дилетантском уровне, но все же, чтобы он не просто зубрил, а понимал, осознавал.

4. Человек, который понимает, что будущее образования не за методикой (как преподавать), а за технологией (интерактивным способом взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса).

5. Человек, который осознает, что ребенка не нужно учить, его нужно развивать, что нужно быть руководителем, организатором образовательного процесса для каждого, а не ретранслятором готовых знаний. Что ученик должен быть не репродуктором, а исследователем и практиком. Что стоя перед классом, нужно не себя, красивого и умного показать, а помочь ребенку стать красивым и умным.

Слайд. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы,  используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д. Это и определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ребенку ситуацию успеха. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Я уверена, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность должна быть ориентирована на выпуск успешного ученика.

А чтобы… ученики и сами могли видеть насколько они успешны необходимо собирать Портфолио. Положение о портфолио-индивидуальной накопительной оценке достижений обучающихся.

Рефлексия педагогического совета Учителя заполняют лист рефлексии: 1) Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной? Да, нет, другое: _____________________. 2) Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме? Да, нет, другое: _____________________. 3) Оцените виды деятельности по пятибалльной системе: 4) Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педсовета: - интерес, удовлетворение, раздражение; - скука, беспокойство, эмоциональный подъем.

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА

  1. Школьному методическому объединению классных руководителей в 2016-2017 учебном году спланировать работу по теме  «Роль классного руководителя в формировании личностных компетенций школьника в условиях ФГОС». Ответственная Гурьяшова Н.С.
  2. Провести по одному открытому практическому классному часу по направлению  «Позитивное развитие личности» с возможностью пополнения полученными результатами Портфолио. Ответственный – руководитель МО.
  3. Продолжить практическую работу по внедрению различных    

     диагностик, позволяющих  отслеживать динамику   развития  

     школьников.

Наш педсовет мы закончим притчей: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  В наших руках возможность создать в лицее такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно, комфортно. Никогда нельзя забывать простую истину: хороший учитель тот, у кого хотят учиться.

Рефлексия педагогического совета.

 Учителя заполняют лист рефлексии:

 1) Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной? Да, нет, другое: _______________________________________________________________.

 2) Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме? Да, нет, другое: _________________________________.

3) Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:

4) Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педсовета: - интерес, удовлетворение, раздражение; - скука, беспокойство, эмоциональный подъем.

Рефлексия педагогического совета.

 Учителя заполняют лист рефлексии:

 1) Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной? Да, нет, другое: _______________________________________________________________.

 2) Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме? Да, нет, другое: _________________________________.

3) Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:

4) Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педсовета: - интерес, удовлетворение, раздражение; - скука, беспокойство, эмоциональный подъем.

Рефлексия педагогического совета.

 Учителя заполняют лист рефлексии:

 1) Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной? Да, нет, другое: _______________________________________________________________.

 2) Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме? Да, нет, другое: _________________________________.

3) Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:

4) Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педсовета: - интерес, удовлетворение, раздражение; - скука, беспокойство, эмоциональный подъем.

Рефлексия педагогического совета.

 Учителя заполняют лист рефлексии:

 1) Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной? Да, нет, другое: _______________________________________________________________.

 2) Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в предложенной форме? Да, нет, другое: _________________________________.

3) Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:

4) Отметьте состояние, которое вы испытывали в процессе заседания педсовета: - интерес, удовлетворение, раздражение; - скука, беспокойство, эмоциональный подъем.

Слайд. Анкета педагога. «Самоанализ успешности педагога»

Анкета для педагогов

Данная анкета позволяют увидеть педагогу собственные проблемы подготовленности к педагогической деятельности, оценить степень владения необходимыми знаниями и умениями для успешности учительского труда.

«Самоанализ успешности педагога»

   1. Дети слушают мои рассказы с удовольствием, как зачарованные.

   2. Я очень любознательна.

   3. Я внимательна к людям.

   4. Я ощущаю себя счастливым, радостным человеком.

   5. Я не испытываю внутреннего сопротивления, когда нужно подолгу задерживаться с детьми в школе.

   6. Я с удовольствием принимаю участие в школьных музыкальных вечерах.

   7. Я не очень сильно устаю от детей. Они заряжают меня, мне с ними интересно и весело.

   8. Я люблю свой предмет и тщательно и любовно собираю любые материалы, которые могут помочь мне в работе.

   9. Я научилась видеть в детях и развивать в них достойное, хорошее, успешное.

  10. Я научилась относиться к ученикам с уважением, ровно, не показывая своего негативного отношения ни к кому.

  11. Домашняя подготовка к урокам не вызывает у меня нервозности и острого нежелания заниматься этим.

  12. Я не впадаю в состояние прострации, если администрация посещает мои уроки, и умею слушать и улавливать свои недостатки и делать из этого выводы.

  13. У меня хватает сил ровно и хорошо относиться к своим домашним. Я не срываю зло на своих детях.

  14. Я очень люблю читать книги по предмету, по психологии, педагогике, мемуары, мировую классику.

  15. Ничто не радует меня так, как хорошая разнообразная музыка.

  16. Я умею сохранять и распределять силы в течение недели.

  17. Я с удовольствием занимаюсь спортом, хожу в бассейн.

  18. Я не люблю делать монотонную, однообразную работу.

  19. Я умею увлекать своей жизнерадостностью, весельем, упорством и заинтересованностью в деле всех учеников.

  20. Я постоянно с ребятами что-то придумываю, и они не отстают от меня.

  21. Мы вместе с ребятами ходим в походы, ставим спектакли, отмечаем дни рождения.

  22. Я уже в июне жду сентябрьской встречи со своими учениками.

  23. Выпускники относятся ко мне как ко второй маме и готовы всегда помочь мне и принять помощь от меня.

  24. Люблю ли я частицу «не»?

  25. В основе моего мироощущения и мировосприятия лежит состояние счастья и радости.

  26. Я стараюсь на каждом уроке находить новые ручейки, дорожки, тропинки.

  27. Для меня дифференцированный подход заключается в настоятельном желании понять каждого своего ученика, знать о нем как можно больше, поддерживать с ним доверительные и исключительные отношения, помогать ему в выборе пути, в движении к успеху.

  28. Я стараюсь никогда и ни о ком не говорить плохо.

  29. Я люблю переписываться со своими учениками.

  30. Я знаю много интересного про свою семью.

  31. Я очень тепло отношусь к своей школе и рассказываю о ее достоинствах и достижениях.

  32. Я уважительно отношусь к школьным наградам и люблю награждать детей за всякий успех.

  33. Я очень волнуюсь, когда провожу открытие уроки, но после их окончания испытываю чувство удовлетворения.

  34. Я с уважением отношусь к своим коллегам по школе.

  35. Я стараюсь быть правдивой, но:

          * говорю всю правду;

          * говорю часть правды.

  36. Я уважаю мнение каждого ребенка, его интересы и мнение детского коллектива.

  37. Я никогда не иронизирую над детьми.

  38. Я добросовестно выполняю поручения администрации.

  39. У меня есть устойчивые творческие интересы вне школы.

  40. Я люблю хорошо одеваться.

  41. Самообразование является моей сильной стороной.

  42. Я умею ставить и видеть цели.

  43. Я вместе с ребятами планирую совместную деятельность.

  44. Я умею замечать и поощрять детские успехи.

  45. Я умею создавать условия для раскрепощения детей, раскрытия их талантов и способностей.

  • С весёлым характером, обладает чувством юмора;
  • Требовательность к себе;
  • Не жалуется родителям;
  • Добрый справедливый;
  • Принципиальный, требовательный к учащимся;
  • Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь;
  • Знание предмета, эрудиция;
  • Добросовестное отношение к своим обязанностям;
  • Чуткость, внимание, такт по отношению к воспитанникам.

Высказывания, афоризмы

  • Люблю предмет, который я люблю
  • Мне энергетики хватает на неделю
  • Я горы в миг с ребятами сверну
  • Я и творить, и натворить умею
  • Планировать могу, могу и делать
  • Свои ошибки детям я прощаю
  • Я верю в климат – деньги подождут
  • Профессия досталась мне от бога.

  • С весёлым характером, обладает чувством юмора;
  • Требовательность к себе;
  • Не жалуется родителям;
  • Добрый справедливый;
  • Принципиальный, требовательный к учащимся;
  • Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь;
  • Знание предмета, эрудиция;
  • Добросовестное отношение к своим обязанностям;
  • Чуткость, внимание, такт по отношению к воспитанникам.

Высказывания, афоризмы

  • Люблю предмет, который я люблю
  • Мне энергетики хватает на неделю
  • Я горы в миг с ребятами сверну
  • Я и творить, и натворить умею
  • Планировать могу, могу и делать
  • Свои ошибки детям я прощаю
  • Я верю в климат – деньги подождут
  • Профессия досталась мне от бога.

  • С весёлым характером, обладает чувством юмора;
  • Требовательность к себе;
  • Не жалуется родителям;
  • Добрый справедливый;
  • Принципиальный, требовательный к учащимся;
  • Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь;
  • Знание предмета, эрудиция;
  • Добросовестное отношение к своим обязанностям;
  • Чуткость, внимание, такт по отношению к воспитанникам.

Высказывания, афоризмы

  • Люблю предмет, который я люблю
  • Мне энергетики хватает на неделю
  • Я горы в миг с ребятами сверну
  • Я и творить, и натворить умею
  • Планировать могу, могу и делать
  • Свои ошибки детям я прощаю
  • Я верю в климат – деньги подождут
  • Профессия досталась мне от бога.

  • С весёлым характером, обладает чувством юмора;
  • Требовательность к себе;
  • Не жалуется родителям;
  • Добрый справедливый;
  • Принципиальный, требовательный к учащимся;
  • Интересно, от души объясняет. При объяснении видит, кто не понимает, и спешит оказать помощь;
  • Знание предмета, эрудиция;
  • Добросовестное отношение к своим обязанностям;
  • Чуткость, внимание, такт по отношению к воспитанникам.

Высказывания, афоризмы

  • Люблю предмет, который я люблю
  • Мне энергетики хватает на неделю
  • Я горы в миг с ребятами сверну
  • Я и творить, и натворить умею
  • Планировать могу, могу и делать
  • Свои ошибки детям я прощаю
  • Я верю в климат – деньги подождут
  • Профессия досталась мне от бога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуации, в которых учитель (классный руководитель) может вмещаться и защить права ребенка.

Роль классного руководителя в защите прав ребенка, выступление на педсовете учителей школы...

Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...

Роль классного руководителя в формировании личности ребенка.

Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание-это наша счастливая старость,плохое воспитание – это наше будущее горе,это наши слёзы,это наша вина перед другими людьми,перед всей страной.А.С.Мака...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

"Возможности использования Googl-документов и сервиса "Фотопич" в проектной деятельности учителя, классного руководителя."

Использование Googl-документов и сервиса Фотопич позволяют учителю не только эффективнее применять в работе метод проектов, но и упростить техническую сторону. Актуальность такой работы определяется п...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....