Главные вкладки

    Доклад для выступления на педагогическом совете "Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО"
    статья на тему

    Тюгаева Зинаида Николаевна

    В докладе рассматриваются особенности и основные этапы урока в соответствии с требованиями  ФГОС ООО. Приводятся примеры из опыта работы на уроках истории.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель истории и обществознания ГБОСОШ № 11 г.о. Октябрьск

    Тюгаева З.Н.

    Выступление на педагогическом совете

    Особенности современного урока в условиях реализации ФГОС ООО

    «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

    Как разработать урок по-новому и  учесть новые требования ФГОС?

    Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа, выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

    Требования к уроку

    Традиционный урок

    Урок современного типа

    УУД

    Объявление темы урока

    Учитель сообщает учащимся

    Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

    Познавательные общеучебные, коммуникативные

    Сообщение целей и задач

    Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

    Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

    Регулятивные целеполагания, коммуникативные

    Планирование

    Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

    Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

    Регулятивные планирования

    Практическая деятельность учащихся

    Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

    Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Осуществление контроля

    Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

    Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

    Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

    Осуществление коррекции

    Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

    Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

    Коммуникативные, регулятивные коррекции

    Оценивание учащихся

    Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

    Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

    Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

    Итог урока

    Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

    Проводится рефлексия

    Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

    Домашнее задание

    Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

    Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    Познавательные, регулятивные, коммуникативные

    Таким образом, урок современного типа, соответствующий требованиям ФГОС ООО, предполагает деятельностный подход.

    Структура уроков в рамках деятельностного подхода

    1. Мотивирование к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, устанавливаются тематические рамки. Именно на этом этапе учитель создаёт ситуацию, подводящую обучающихся к самостоятельной формулировке темы урока.

    Рассмотрим несколько примеров, каким образом можно подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока:

    Показываем слайды:

     

    - Ребята, о каком событии, произошедшем в нашей стране, нам рассказывают изображения на слайде? (Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 г.).

    А что изображено на этом слайде?

    C:\Documents and Settings\ADMIN\Рабочий стол\картинки\i (2).jpg C:\Documents and Settings\ADMIN\Рабочий стол\картинки\i (3).jpg

    - Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

    - А это что за цветные колечки?

    - Конечно,  это символ Олимпийских игр.

    - Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой – Европа, черный – Африка, красный – Америка, желтый – Азия, зеленый – Австралия ).

    Это символ современных олимпийских игр, они бывают зимние и летние, проводятся раз в четыре года. В нашей стране Зимние Олимпийские игры прошли с 7 по 23 февраля 2014  г. – это огромная честь для любого государства. Россий заняла первое место в мире по количеству медалей, полученных во время этой олимпиады.

    - О чем нам может говорить то, что на древнегреческой амфоре изображены бегуны? (Что Олимпийские игры могли проходить в Древней Греции). Олимпийские игры действительно проходили в Древней Греции. Именно Древняя Греция является родиной Олимпийских  игр. Сейчас, я думаю, вы готовы назвать тему нашего урока. («Олимпийские игры в древности»).

    Возможен другой вариант.

    Учитель обращается к ученикам. Тема урока зашифрована в кроссворде, лишь разгадав его,  вы узнаете, как она звучит. Раздаточный материал – кроссворды. Дети разгадывают его, работая в парах. Первые две пары, разгадавшие кроссворд поднимают соединённые руки и сдают кроссворды. Все вместе проверяем кроссворд, ребята получают оценки за разгаданный кроссворд.

    Итак, тема нашего урока «Древняя Спарта».

    Все остальные этапы урока, рассмотрим на примере темы «Древняя Спарта».

    2. Актуализация знаний.

    На данном этапе организуется подготовка учащихся к  самостоятельному выполнению учебного действия, его осуществление на основе актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.  Происходит фиксация  индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    Пример:

    Прочтите на доске познавательное задание.

    «Сравнить особенности греческих полисов Афины и Спарта».

    Что нам необходимо сделать, для того, чтобы выполнить это задание? (вспомнить особенности Афин, узнать особенности Спарты, и только потом сравнить).

    Вспоминаем изученный материал об Афинской полисе (фронтально: по вопросам или тест на слайде).

    В чем затруднение для решения познавательного задания?

    (Мы не знаем о том, что представлял из себя полис Спарта).

    3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

    Пример:

    Что мы всегда узнаем, когда знакомимся с новым государством (полис – это город-государство)? (географическое положение, состав населения, основные занятия, система управления). Кроме того мы должны познакомиться с особенностями спартанского воспитания. Это и есть цель нашего урока: «Получить представление о новом греческом полисе Спарта».

    Составьте план урока.

    Как мы можем построить свою работу, чтобы достичь цели (самостоятельная работа индивидуально, в парах, группах и т.д.). Сегодня мы будем работать в группах.

    4. Реализация построенного проекта.

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

    Группы получают карточки с заданиями (распределительная деятельность, выполнение задания). Каждая группа должна представить свои результаты.

    5. Первичное закрепление.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Презентация результатов работы каждой группы.

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Заполняют сравнительную таблицу «Особенности греческих полисов  Афины и Спарта». Затем проверяем, сравниваем.

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Пример:

    Предлагает  продолжить предложения:

    по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я научился…
    • у меня получилось …
    • я смог…
    • я попробую…
    • меня удивило…

    Предлагается Д/з: параграф обязательно, индивидуальные сообщения на выбор, написать сочинение «Один день из жизни спартанца».

    Вывод: В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход,  лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

    Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas»  Пед. технолог...

    Современный урок в условиях реализации ФГОС.

    Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....

    Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

    Целеполагание сегодня - это проблема современного урока. Основы целеполагания являются важнейшим элементом  успешной деятельности. Ведь от того, насколько грамотно и конкретно сформулированы цели...

    Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

    Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....

    Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

    Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

    Презентация к докладу "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

    В данной презентации представлена структура современного урока в условиях реализации ФГОС(федерального государственного образовательного стандарта), основные требования ,методы и формы его провед...

    ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ: «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ»

    laquo; Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»В. А. Сухомлинский...