Формы и виды учебной деятельности на уроках ОРКСЭ
материал на тему

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_vidy_uchebnoy_deyatelnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и виды учебной деятельности

в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
  • наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
  • практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний,  способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
  • репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда);
  • индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов,  более соответствующих возрастным особенностям учащихся 4-5 классов,  обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления).

Учебный материал, предлагаемый  в рамках курса ОРКСЭ, следует рассматривать  как основу для создания учебных ситуаций, проектируемых с учетом возраста, специфики предмета и конкретной темы, уровня  сформированности тех или иных действий учащихся (исполнительских, ориентировочных).

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах. Работа в группе позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект  включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень  владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых  должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил:

  • отсутствие принуждения;
  • продуманная система поощрений и порицаний;
  • организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;
  • четкий инструктаж;
  • владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися;
  • стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

 Существуют и временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

В рамках применения групповой работы с младшими школьниками  эффективным является  использование  игровых методик,  включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Стоит также отметить, что групповая работа может быть действительно эффективной  только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку, заинтересованности как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента, знакомства с иллюстративным материалом, рассказа учителя или сообщения одноклассника, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые затем  распределяются для работы между микрогруппами. Распределение можно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы», по аналогии с игрой в фанты и т.д.).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в данной  учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и организация деятельности. В первом случае учащиеся рассказывают, демонстрируют или объясняют одноклассникам небольшой фрагмент рассматриваемой темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Важно, чтобы она не перерастала в лекцию, поскольку в этом роль ученика в этом случае сводится преимущественно к пассивному восприятию информации, а это не способствует  повышению мотивации к обучению и снижает его эффективность, особенно с учетом возраста обучающихся. Для организации беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. Репродуктивная беседа предполагает сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися. Полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.  Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах данной деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен определенной творческой группе.

Составление словаря терминов и понятий является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя  систематизации и усвоению учебного материала. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных и грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий выглядит следующим образом: происходит накопление фактов  → формируется общее представление об изучаемом культурном явлении → выделяются ключевые понятия → определяется их смысл, значение → понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся → при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Разумеется, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину. Его содержание, в частности,  в значительной мере будет зависеть от уровня подготовки класса, особенностей доступных учащимся источников информации.

Создание галереи образов направлено, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Кроме того, эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы Power Point).

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает, кроме того, оптимизировать процесс обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Если подготовленные методистами пособия и материалы рассчитаны на абстрактного ученика, то, обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель получает возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре,   позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Ключевым принципом отбора для любой презентации по той или иной теме должен быть принцип репрезентативности:  рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты изучаемой культуры. При этом мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом -  на минимальном объеме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод -  выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения; их использование должно быть мотивировано необходимостью и целесообразностью. Безусловно, важно заботиться о соблюдении санитарных норм при работе с компьютером.  Кроме того, педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. Учитывая специфику курса, это приобретает особенно важное значение, поскольку Интернет перенасыщен материалами, способными сформировать искаженное, превратное, негативное представление о многих религиозных культурах (напр., об исламе). В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми  сайтами, в безопасности которых для духовного здоровья обучающихся нет оснований сомневаться.

Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ является домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы за период изучения курса. Задания этого типа  при составлении поурочного планирования могут быть равномерно распределены на протяжении курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации через активные формы учебной деятельности на уроках истории.

Какие активные формы урока можно применить и повысить мотивацию учащихся( из опыта работы)...

Формы организации учебной деятельности на уроках математики

У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели. Потребность самостоятельно приобретать и обновлять знания, принимает сейчас ос...

Мастер - класс "Активные формы учебной деятельности на уроках и внеурочное время".

Разговор идет  о самой, на мой взгляд, важной форме - как игра....

Картотека учебных форм и видов учебной работы для использования в технологии ИСУД

Примеры форм и видов учебной работы на уроках немецкого языка....

«Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной деятельности на уроках английского языка при реализации основной образовательной программы»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать  созданию реальных возможностей для получен...