Методическая разработка "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"
методическая разработка на тему

 Салтанова Юлия Александровна

Многие родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст. Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию.  Сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения поможет - мнемотехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mnemotehnika.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБДОУ детский сад № 61 (филиал) Колпинского района Санкт-Петербурга Составила воспитатель Салтанова Юлия Александровна

Слайд 2

Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые, на их взгляд, показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы». «У него была пасть страшная», и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы: «А что дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?». Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? И вот сегодня я хочу поделиться опытом, как я помогаю детям при рассказывании использовать модельные схемы.

Слайд 3

История возникновения мнемотехники Мнемотехника известна с давних времён. Мнемотехника – это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2000 лет. Ввёл термин «мнемотехника» в оборот Пифагор Самосский. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике принадлежат Цицерону и Квинтиллиану . Существует легенда, что искусство запоминания названо словом « mnemonikon » в честь имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Во время молитв Мнемозины люди просили улучшить их способность запоминать услышанное и увиденное.

Слайд 4

В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной.

Слайд 5

Что же такое мнемотехника? Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Слайд 6

Актуальность Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом и поэтому для достижения результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приёмы. Актуальность выбранной темы: - мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; - применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; - ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

Слайд 7

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи: 1) развивать умения понимать текст и рассказывать с помощью графической аналогии; 2) развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки; 3) развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память; 4) содействовать в решении изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера; 5) обучать детей правильному звукопроизношению; 6) воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 8

Известная нам мнемотехника: Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить все цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Слайд 9

Структура мнемотехники Мнемоквадрат Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадраты – это понятные изображения, которые обозначают одно слово , словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Слайд 10

Мнемодорожка Затем усложняем , демонстрируя мнемодорожки. Мнемодорожки – это уже квадрат из трех-четырех картинок, по которым можно составить рассказ в 2-3 предложения.

Слайд 11

Мнемотаблица И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка.

Слайд 12

Мнемотаблицы-схемы могут служить дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок.

Слайд 13

Этапы использования мнемотаблиц: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы. 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Слайд 14

Примером мнемотехники для обогащения словарного запаса могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

Слайд 15

Для составления описательных рассказов используют мнемотаблицы об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

Слайд 16

При ознакомлении с художественной литературой также широко используют мнемотехнику. Вместе с детьми беседуют по тексту, рассматривают иллюстрации и отслеживают последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд 17

Составление рассказа о зиме. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Слайд 18

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях можно использовать мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

Слайд 19

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 21

Следующий вид работы по мнемотаблицам – отгадывание загадок, разучивание чистоговорок, скороговорок. Сидит дед в 100 шуб одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Слайд 22

На полянке возле елок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нем миллион. (Муравейник)

Слайд 23

Текст скороговорки: В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры - мухоморы. (Автоматизация звука Р). Мнемотаблицы по обучению скороговорок с дошкольниками.

Слайд 24

* Текст чистоговорки: У ш ки на маку ш ке у ко ш ки и у мы ш ки, Но у ко ш ки у ш ки боль ш е, чем у мы ш ки.

Слайд 25

Вывод - в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно; - заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. - это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Слайд 26

Источники: Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М.: Линка-пресс . 2006.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Развитие связной речи у дошкольников. Советы родителям.

Развитие связной речи у дошкольников. Советы  родителям....

Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".

На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР....

Развитие связной речи у дошкольников

В данной статье вы узнаете, что такое связная речь, как она формируется у дошкольников и в какие игры можно поиграть для развития связной речи у дошкольников....

Мастер-класс для учителей-логопедов «Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материале текстов цепной структуры»

Мастер-класс для учителей-логопедов«Развитие связной речи у дошкольников с ОНР на материалетекстов цепной структуры»...

Стендовый доклад "Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала"

Развитие связной речи  старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала...