Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» в 8 классах
рабочая программа (8 класс) на тему

Юрканова Ирина Николаевна

базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherchenie_8_klass.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнехавская  средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

                 «Согласовано»                             « Согласовано»                              «Утверждено»

               Руководитель МО                    Заместитель  директора                     Директор школы

           _______Юрканова И. Н.               ________Елисеева Н. В.              ________ Садовников Н. Н.

Протокол № 1                        «28» августа 2015 г.                Введено в действие

           От «26» августа 2015г.                                                                 Приказ № 84 от «31» августа 2015г.

                                                                   

Рабочая  программа

по учебному предмету «Черчение» (базовый уровень)

в 8 классах

учителя высшей квалификационной категории

Юркановой Ирины Николаевны

                                                         2015 г.

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 8-х классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по черчению 2004г.

На основе нормативно-правовых документов:

-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74;

- приказа министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994; от 1 февраля 2012 года №74;

На основа методического пособия по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вишнепольского, Москва. 2011г.

Общая характеристика учебного предмета

        Черчение в МКОУ «Верхнехавская СОШ №1» является предметом компонента образовательного учреждения.

        Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.

        Каждая графическая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации.

       Приобщение к графической культуре становится целью обучения черчению, которая конкретизируется в основных задачах:

  • изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;
  • освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
  • развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
  • развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
  • обучении самостоятельного пользования учебными и справочными материалами;

        Данная рабочая программа поможет учащимся овладеть всеми этими знаниями, умениям и навыками.

Место учебного предмета в учебном плане

        Согласно учебному плану МКОУ «Верхнехавской СОШ №1» на 2014-2015 учебный год на изучение черчения (из школьного компонента) отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов;

        8 класс- 35 ч. в год (1 час в неделю)

          9 класс- 35 ч. в год (1 час в неделю)

Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан  с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заведений важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
  4. при обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
  6. Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений, учащихся должно происходить на факультативных занятиях в восьмом классе.

Структура программы. Программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических и практических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения, кинофильмов и диафильмов, а также указания о реализации межпредметных связей. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы учащихся и примерное содержание экскурсий. В конце программы приведен список рекомендуемой литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и методики изложения отдельных разделов курса. В программе дано распределение времени на изучение тем.

Цели и задачи курса. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проектирования, о построении аксонометрических проекций (косоугольной и диметрической и прямоугольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • научить пользоваться учебными и справочными материалами;
  • привить учащимся культуру графического труда.

Рекомендации к методике преподавания. Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:

  1. Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей;
  2. Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.

  1. Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методику проекций.
  2. Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
  3. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.
  4. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, де и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
  5. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
  6. Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.
  7. проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
  8. Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.
  9. Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:
  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
  • построение третьей проекции по двум заданным;
  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
  • оперирование развертками;
  • соединение чертежа с разметкой;
  • реконструкция изображений;
  • построение изображений в аксонометрии с вырезом;
  • выполнение различных разрезов и сечений;
  • занимательные задачи;
  • графические диктанты;
  • преобразованием формы и пространственного положения объектов;
  • задачи с творческим содержанием.

  1. работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.
  2. При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями:  плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.
  3. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.

                                 Тематический план.

Темы

Количество учебных часов по классам

8

9

Введение

Правила оформления чертежей

Геометрические построения

Способы проецирования

Чтение  и выполнение чертежей деталей

Обобщение знаний

1

5

4

9

15

1

-

-

-

-

Обобщение сведений о способах проецирования

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

Чтение строительных чертежей

Контрольная работа

Обзор разновидностей графических изображений

-

                 

                 -

-

-

-

                  -

1

           

            14

            14

3

2

1

Итого

35

35

     

      ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.

                   ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)

Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.     Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

                ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)

 Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).

                      СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)

 Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

                ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.)

 Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры). Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (1 ч.)

   Обязательный минимум графических и практических работ в 8 классе

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)

1.Линии чертежа.

2.Чертеж «плоской» детали.

3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).

4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).

5.Построение третьей проекции по двум данным.

6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).

7.Устное чтение чертежей.

8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).

9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.

10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).

Перечень инструментов, принадлежностей и  материалов для черчения:

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами  300, 600, 900,

                                       450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.

- Ластик

- Тетрадь в клетку.

- Формат А4.

             

               Тематическое планирование учебного материала по программе

                                                               «ЧЕРЧЕНИЕ. 8 КЛАСС»

                    Количество часов: всего 35  часов; в неделю 1час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Сроки изучения

Примечание

1

Предмет «Черчение». Чёртёжные инструменты и приёмы работы с ними.

1

1 неделя сентября

Введение, §1

2

Правила оформления чертежей

1

2 неделя сентября

§2 рис.23 (2) стр.21

3

Графическая работа № 1 «Линии чертежа »

1

3 неделя сентября

§2.4 рис.25

4

Сведения о чертёжном шрифте

1

4 неделя сентября

§2.4 рис.25

5

Сведения о нанесения размеров. Масштабы.

1

1неделя октября

§2.5 и 2.6

рис.34 (5,6)

6

Графическая работа № 2.

«Чертёж плоской детали»

1

2неделя октября

Повторить §2

стр. 30

7

Деление окружности на равные части

1

3недея октября

§ 3,4.1

 рис 40,41,42

8

Сопряжения

1

4недея

октября

§4.2

9

Сопряжения

1

1недея ноября

§4.2

рис 51(7)

10

Графическая работа № 3 «Чертеж детали с использованием геометрических построений»

1

2недея ноября

§5

рис 55 (8)

11

Способы проецирования

1

3недея ноября

Повторить §5

стр. 44-45

12

Проецирование детали на три плоскости проекций

1

4недея ноября

§4.2

таблица 1

13

Расположение видов на чертеже. Местные виды

1

1 неделя декабря

§ 5, рис 55 (8)

14

Графическая работа №4 «Построение трех проекций предмета»

1

2 неделя декабря

Работа по карточкам

15

Получение и построение аксонометрических проекций

1

3 неделя декабря

§ 11 стр 62

16

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов.

1

4 неделя декабря

§6,7, п.п.7.1,7.2

17

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности

1

2неделя января

§ 7.3

 таблица 2

рис 63

18

Технический рисунок

1

3 неделя января

§ 8

рис 65 (15)

19

Практическая работа «Технический рисунок»

1

4 неделя января

п.9, рис.71

20

Анализ геометрической формы  предмета

1

1 неделя февраля

§ 10, 11

рис.76-82

21

Проекции геометрических тел

1

2 неделя февраля

§ 10, 11

рис.76-82

22

Проекции вершин, ребер и граней предмета

1

3 неделя февраля

§ 10, 11

рис.76-82

23

Чертежи разверток поверхностей

1

4 неделя февраля

Задание по карточкам

24

Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным»

1

1 неделя марта

стр.92

25

Нанесение размеров с учетом формы предмета.

1

2 неделя марта

§ 14, стр.92-96

26

Графическая работа № 7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»

1

3 неделя марта

Повторить п. 11, стр62-64

27

 Порядок чтения чертежей

1

1 неделя апреля

П.17, стр.111-

114

28

Практическая работа: «Устное чтение  чертежей»

1

2 неделя апреля

стр. 115-116

29

Графическая работа №8  «Выполнение чертежа предмета в трех видах с  преобразованием его формы»

1

3 неделя апреля

 Графическая работа. стр. 117

30

Эскизы деталей

1

4 неделя апреля

§ 18, стр.119-120

31

Графическая работа №9  «Эскиз  и технический рисунок предмета»

1

5 неделя апреля

стр.123

32

Графическая работа  №9  «Эскиз и технический рисунок предмета»

1

1 неделя мая

стр. 123

33

Графическая работа № 10 «Эскиз детали с элементами конструирования»

1

2 неделя мая

п. 18

34

Графическая работа № 10 «Эскиз детали с элементами конструирования»

1

3 неделя мая

п. 18

35

Контрольная работа. Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета»

1

4 неделя мая

               

                       ОСНОВНЫЕ    ТРЕБОВАНИЯ    К     ЗНАНИЯМ    И    УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ

8        КЛАСС

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа;
  • приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
  • последовательность построения чертежа;

•        основные правила нанесения размеров на чертеже.

   Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
  • анализировать графический состав изображений;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
  • выбирать необходимое число видов на чертежах;
  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

Нормы оценок при выполнении  графических и практических работ.

      Оценка «отлично» ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «хорошо» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

                                  Нормы оценок при устной проверке знаний.

      Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

     Оценка 4 ставится, если ученик:

        а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

     

 Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

     

Оценка 2 ставится, если ученик:

        а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

                           

                               Список учебно-методической литературы

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Черчение.7-11 классы. Москва.Просвещение.2008.
  2. Учебник: «Черчение 8-9 кл.» для общеобразовательных учреждений /А. Д.      Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. / издательство «АСТ Астрель», Москва 2010г.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

  1. Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя.- М. : Просвещение, 1991.- 128 с.
  2. Григорьева Т. В., Вихай Т. А., Потапов А. С. Геометрическое черчение: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Воронежский педагогический университет. 2000.- 116 с
  3. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  5. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.

Рабочая программа по черчению составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

4. Учебный план МАОУ Гимназия на 2013/2014 учебный год.

Примерная программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) Рабочая программа составлена на основе государственной программы по черчению для общеобразовательных учреждений, Автор программы д.п.н., А.Д.Ботвинников,  заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.С. Вышнепольский, д.п.н., профессор В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Издательство: Москва, «Просвещение», год издания 2004.

 Календарно - тематическое планирование по черчению

8 класс (35 ч)

Уро-ка

Дата

Тема

урока

Тип урока

Обору-дование

Содержание теоретической части

Основные требования к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее

задание

Приме-чания

Планируе-мые сроки

Дата факти-чески

1

4.09.

15г.

Введение. Учебный предмет черчение.

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы.

История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты.

Знать:

- краткую историю

графического общения

человека, значения

графической подготовки в

современной жизни и

профессиональной

деятельности человека;

Уметь:

- логически

рассуждать, обосновывать,

аргументировать

полученные знания

Введение, §1

I                                                                        Правила оформления чертежей (5 ч.)

2

11.09.

15г.

Правила оформления чертежей.

Урок обще-мето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы.

Инструменты и приспособления.

Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами.

Знать:

- правила оформления чертежа;

 Уметь:

-  пользоваться чертежными

инструментами и приспособлениями;

- соблюдать правила техники безопасности

§2 рис.18 , 19

стр.16 -17

3

18.09.

15г.

Графическая работа №1 «Линии чертежа»

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы. Учебник. Презен-тация по теме.

Повторение материала по теме «Типы линий»

Знать:

-  основные виды линий чертежа;

- требования стандарта к начертанию линий чертежа;

 Уметь:  

- выполнять основные  линии

чертежа

§2 рис.23 (2) стр.21

4

25.09.

15г.

Сведения о чертёжном шрифте.

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы. Инструмен-ты.

Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта.

Знать:

- правила оформления чертежа  в соответствии с требованием стандарта;

- чертежный шрифт;

Уметь:

- оформлять чертеж;

- выполнять основную надпись чертежа

§2.4 рис.25

5

2.10.

15г.

Сведения о нанесении размеров.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы.

Инстру-менты, приспособления.

Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса.

Знать:

- основные правила нанесения размеров на чертеже;

Уметь:

- определять

габаритные размеры деталей;

- выполнять нанесение размеров на чертеж

§2.5 и 2.6

  рис.34

6

09.10.

15г.

Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы. Инструменты. Карточки-задания.

Повторение теоретических знаний по изученным темам

Знать:

- правила выполнения чертежа плоской детали;

Уметь:

- соблюдать требования

оформления чертежа

Чертеж плоской детали. Стр.35

II                                                             Геометрические построения на плоскости (4 ч.)

7

16.10.

15г.

Деление окружности на равные части.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Чертежные инструмен-ты.

Наглядное пособие.

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности)

Уметь:

- выполнять

практическую работу, используя средства

графического языка;

- использовать

приобретенные знания и умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

Стр.100 -102.  п.15.2

8,

23.10.

15г.

Сопряжения

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы. Презентация по теме.

Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения).

Знать:

- правила построения

сопряжений.

п.15.3, стр.103-106

9

30.10.

15г.

Сопряжения

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы. Презентация по теме.

Уметь:

-  осуществлять сопряжение углов,

параллельных линий

п.15.3, стр.103-106

10

13.11.

15г.

Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометри-ческих построений»

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы. Карточки-задания.  

Построение сопряжения в контуре детали.

Знать:

- последователь-ность построения чертежа;

Уметь:

- анализировать форму предметов;

-  выполнять чертежи детали с использованием геометрических построений;

III                                                                                  Способы проецирования (9 ч.)

11

20.11.

15г.

Способы проеци-рования

Урок открытия нового знания

Макет плоскостей проекций.

Центральное, параллельное проецирование.

Знать:

-основы прямоугольного, косоугольного и центрального проецирования ;

Уметь:

- осуществлять построение проекций геометрических фигур на плоскости проекций

§ 3,4.1

 рис 40,41,42

12

27.11.15г.

Проецирова-ние детали

на три плоскости проекций

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Макет плоскостей проекций.

Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей.

Знать:

-основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости;

Уметь:

- осуществлять построение чертежа проекции предмета  на три плоскости проекции

§4.2

13

04.12.

15г.

Расположение видов на чертеже. Местные виды.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Презента-ция по теме.

Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования.

Знать:

- правила расположения местных видов на чертеже;

Уметь:

-выбирать необходимое число видов на чертежах

§5

рис 55 (8)

14

11.12.

15г.

Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета».

Урок рефлек-сии

Модели деталей, чертежные инструмен-ты. Карточки-задания.

Повторение по теме:

«Проецирование детали на три плоскости проекций».

Знать:

-правила оформления чертежа;

Уметь:

- выполнять построение по наглядному изображению трёх проекций  предмета

15

18.12.

15г.

Получение и построение аксонометри-ческих проекций.

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Презентация по теме.

Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях.

Знать:

- основы выполнения чертежей

объемных деталей в аксонометрической проекции;

Уметь:

- использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности и повседневной

жизни

п.11,стр 62-

16

25.12.

15г.

Аксонометрические проекции плоскогран-ных предметов.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Презента-ция по теме.

Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях.

Уметь:

- выполнять построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций.

§ 6.7,п.п 7.1,7.2

17

15.01.

16г.

Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Презентация по теме.

Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции.

Знать:

- о способах построения несложных аксонометриических изображений;

Уметь:

- выполнять

построение окружности в аксонометриической проекции

§ 7.3 таблица 2

рис.63(11)

18

22.01.

16г.

Технический рисунок.

Урок открытия нового знания

Чертежные инструмен-ты.

Презентация по теме. Учебные таблицы.

  Отличие технического рисунка от аксонометричес-ких проекций. Правила построения технического рисунка.

Знать:

- способы построения технического

рисунка;

Уметь:

- выполнять технический

рисунок по чертежу

§8 рис 65(15)

19

29.01.16г.

Практическая работа «Технический рисунок».

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы.

Повторение темы:

«Технический рисунок»

Уметь:

- выполнять построение технического рисунка

§ 9, стр58, рис.71

IV                                                       Чтение и выполнение чертежей предметов (15 ч.)

20

05.02.16г.

12.02

Анализ геометри-ческой формы предмета.

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов.

Уметь:

-анализировать форму предмета в натуре и по чертежу

§10,11

рис 76-82

21

12.02.16г.

19.02

Проекции геометричес-ких тел.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Плоскости проекций.

Уметь:

- выполнять построение проекций геометрических тел

22

19.02

16г.

26.02

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Уметь :

- выполнять построение вершин, граней и ребер предмета

23

26.02

16г.

04.03

Чертежи развёрток поверхностей геометричес-ких тел.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Презента-ция по теме.

Формулы для построения развёрток геометрических тел.

Знать:

-  последовательность выполнения графических

работ геометрич-еских тел.

Уметь:

- использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности  и  повседневной

жизни;

- выполнять построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения

Задание по карточкам

24

04.03

16г.

11.03

Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным».

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы, карточки-задания.

Повторение темы:

«Проецирование предмета на три плоскости

проекций ».

Уметь:

- выполнять построение комплексного чертежа предмета по двум  данным видам;

- анализировать графический состав изображений

стр.92

25

11.03

16г.

18.03

Нанесение размеров с учётом формы предмета.

Урок общемето

дологи

ческой направ

ленности

Учебные таблицы. Чертежные инструмен-ты.

Презентация по теме.

Рациональное нанесение размеров на чертежах.

Знать:

-правила оформления чертежа;

Уметь:

- выполнять чертеж детали с нанесением размеров.

п.14, стр.92-96

26

18.03

16г.

01.04

16г.

Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометри-ческие проекции предметов».

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы. Карточки-задания.

Чертежные инструмен-ты.

Повторение темы:

«Получение и построение аксонометрических проекций».

Знать:

- правила оформления чертежа;

Уметь:

- выполнять построение  чертежа аксонометри-ческой проекции  предмета

п.7 стр.48-52

27

01.04

16г.

08.04.16г.  

Порядок чтения чертежей деталей.

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы.

Презента-ция по теме.

Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы.

Знать:

- правила чтения чертежа

детали и ее описание;

Уметь:

- читать чертежи деталей.

п.17,стр.111- 114

28

08.04.

16г.

Практическая работа №7 «Устное чтение чертежей».

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы. Карточки-задания.

Повторение по теме:

«Порядок чтения чертежей деталей».

Знать:

- алгоритм чтения чертежей;

Уметь:

- читать комплексные чертежи деталей;

- использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности

Стр.115-116

29

15.04.

16г.

Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в

3-х видах с преобразованием его формы».

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы.

Чертежные инструменты.

Закрепление знаний теоретического материала.

Уметь:

- осуществлять несложные преобразования формы предмета;

- выполнять графические

работы с использованием чертежных

приспособлений

п. 17

30

22.04

16г.

Эскизы деталей.

Урок открытия нового знания

Учебные таблицы.

Презента-ция по теме.

Правила и целесообразность выполнения эскизов.

Уметь:

- выполнять  эскизы  по моделям деталей

п.18, стр.119-120

31

29.04

16г.

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы. Модели деталей.

Чертежные инструмен-ты.

Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».

Знать:

-приемы решения творческих

задач с элементами

конструирования;

Уметь:

- выполнять графические

задания по правилам

чертежного языка.

п.18

32

06.05

16г.

Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета».

Урок рефлек-сии

Учебные таблицы. Модели деталей.

Чертежные инструмен-ты.

Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы».

Знать:

-приемы решения творческих

задач с элементами

конструирования;

Уметь:

- выполнять графические

п.18

33

13.05.

16г.

Графическая работа № 10

«Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструиро-вания»

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы.

Чертежные инструмен-ты.

Обобщить и систематизировать знания, полученные в области графических изображений, применяемых на практике.

Знать:

- о необходимости применения

знаний на практике;

Уметь:

- выполнять эскизы деталей с включением элементов конструирования

п.18

34

20.05.

16г.

Графическая работа № 10

«Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструиро-вания»

Урок развивающего контроля

Учебные таблицы.

Чертежные инструмен-ты.

Обобщить и систематизировать знания, полученные в области графических изображений, применяемых на практике.

Знать:

- о необходимости применения

знаний на практике;

Уметь:

- выполнять эскизы деталей с включением элементов конструирования

п.18

35

27.05.

16г.

Контрольная работа по теме : «Чтение и выполнение чертежей предметов»

Урок рефлек-сии

Чертежные инструмен-ты.

Контроль качества знаний, умений,  навыков.

Уметь:

- применять знания на практике;

-  выявлять и исправлять

ошибки в графических работах

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Черчение»для второй ступени обучения9класс...

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для 8, 9 классовосновного общего образованияна 2016-2017 учебный годРабочая программа составлена на основе программы«Черчение. 7 – 8 классы» (ответств...

Программа по учебному предмету «Черчение» (предметная область «Технология») для 7 - 8 классов

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «черчение» является- усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результато...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Черчение" 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Черчение" 9 класс...