Рабочая программа по учебному предмету «Черчение» в 9 классах
рабочая программа (9 класс) на тему

Юрканова Ирина Николаевна

базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherchenie_9_klass.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Верхнехавская  средняя общеобразовательная школа №1

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

                 «Согласовано»                             « Согласовано»                              «Утверждено»

               Руководитель МО                    Заместитель  директора                     Директор школы

           _______Юрканова И. Н.               ________Елисеева Н. В.              ________ Садовников Н. Н.

Протокол № 1                        «28» августа 2015 г.                Введено в действие

           От «26» августа 2015г.                                                                 Приказ № 84 от «31»августа 2015г.

                                                                 

Рабочая  программа

по учебному предмету «Черчение» (базовый уровень)

в 9 классах

учителя высшей квалификационной категории

Юркановой Ирины Николаевны

                                                         2015 г.

                                   

                                       

                                        Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 9-х классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по черчению 2004г.

На основе нормативно-правовых документов:

-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, от 01 февраля 2012 года № 74;

- приказа министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010 года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994; от 1 февраля 2012 года №74;

На основа методического пособия по черчению к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вишнепольского, Москва. 2011г.

Общая характеристика учебного предмета

        Черчение в МКОУ «Верхнехавская СОШ №1» является предметом компонента образовательного учреждения.

        Концепция модернизации российского образования нацеливает образовательные учреждения страны на подготовку разносторонне развитой личности, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, способной к активной социальной адаптации в обществе, самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию, самосовершенствованию.

        Каждая графическая идея, прежде чем воплотиться в реальный объект, проходит графический этап. Для этого необходимо обладать техническими знаниями, графическими умениями и навыками, владеть графическими средствами информации.

       Приобщение к графической культуре становится целью обучения черчению, которая конкретизируется в основных задачах:

  • изучении графического языка общения, передаче и хранении информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правилах считывания;
  • освоении правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
  • развитии логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;
  • развитии творческого мышления и формировании элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве.
  • обучении самостоятельного пользования учебными и справочными материалами;

        Данная рабочая программа поможет учащимся овладеть всеми этими знаниями, умениям и навыками.

Место учебного предмета в учебном плане

        Согласно учебному плану МКОУ «Верхнехавской СОШ №1» на 2015-2016 учебный год на изучение черчения (из школьного компонента) отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов;

        8 класс- 35 ч. в год (1 час в неделю)

          9 класс- 35 ч. в год (1 час в неделю)

Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

  1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан  с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
  2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
  3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заведений важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
  4. при обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
  5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
  6. Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений, учащихся должно происходить на факультативных занятиях в восьмом классе.

Структура программы. Программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических и практических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения, кинофильмов и диафильмов, а также указания о реализации межпредметных связей. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы учащихся и примерное содержание экскурсий. В конце программы приведен список рекомендуемой литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и методики изложения отдельных разделов курса. В программе дано распределение времени на изучение тем.

Цели и задачи курса. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи:

  • сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проектирования, о построении аксонометрических проекций (косоугольной и диметрической и прямоугольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;
  • ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
  • обучить в процессе чтения чертежей воссоздать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
  • развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
  • научить пользоваться учебными и справочными материалами;
  • привить учащимся культуру графического труда.

Рекомендации к методике преподавания. Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:

  1. Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей;
  2. Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.

  1. Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методику проекций.
  2. Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
  3. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.
  4. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, де и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
  5. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
  6. Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.
  7. проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
  8. Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений. Природа образования разрезов и сечений едина – мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.
  9. Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:
  • построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
  • построение третьей проекции по двум заданным;
  • построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
  • сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
  • оперирование развертками;
  • соединение чертежа с разметкой;
  • реконструкция изображений;
  • построение изображений в аксонометрии с вырезом;
  • выполнение различных разрезов и сечений;
  • занимательные задачи;
  • графические диктанты;
  • преобразованием формы и пространственного положения объектов;
  • задачи с творческим содержанием.

  1. работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.
  2. При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями:  плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.
  3. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.

                                 Тематический план.

Темы

Количество учебных часов по классам

8

9

Введение

Правила оформления чертежей

Геометрические построения

Способы проецирования

Чтение  и выполнение чертежей деталей

Обобщение знаний

1

5

4

9

15

1

-

-

-

-

Обобщение сведений о способах проецирования

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

Чтение строительных чертежей

Контрольная работа

Обзор разновидностей графических изображений

-

                 

                 -

-

-

-

                  -

1

           

            14

            14

2

1

2

Итого

35

35

                   

            II год обучения  (1 ч. в неделю, всего 35 ч)

I. Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч)

II. Сечения и разрезы (15 ч)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графические обозначения материалов на сечениях.

Графическая работа №12 «Эскиз детали с выполнением сечений»

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединение части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза»

Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности.

Практическая работа №15 «Чтение и выполнение чертежей»

Графическая работа №16 «Эскиз с натуры»

Решение задач.

III. Сборочные чертежи (14 ч)

Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения»

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.

Разрезы на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Размеры на сборочных чертежах.

Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей».

Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью пропорционального масштаба

Графическая работа №19 «Деталирование».

Решение задач с элементами конструирования

IV. Чтение строительных чертежей (2 ч]

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.

Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Размеры на строительных чертежах.

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

V. Контрольная работа (1 ч)

VI. Обзор разновидностей графических изображений (2 ч)

Перечень инструментов, принадлежностей и  материалов для черчения:

- Готовальня школьная или циркуль.

- Угольники с углами  300, 600, 900,

                                       450, 450, 900.

- Транспортир.

- Линейка.

- Карандаши простые марки Т, ТМ, М.

- Ластик

- Тетрадь в клетку.

- Формат А4.

Учебно- тематический план

Черчение

9 класс (35 ч.)

               

№п/п

Кол-во часов

Тема урока

1

1

Обобщение сведений о способах проецирования

2

1

Общие сведения о сечениях  и разрезах

3

1

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.

4

1

Графическая работа № 12

«Эскиз детали с выполнением сечений»

5

1

Простые разрезы. Отличие разреза от сечения.

6

1

Разрезы. Простые разрезы.

7

1

Местные разрезы.

8

1

Соединение вида и  разреза.

9

1

Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

10

1

Разрезы в аксонометрии

11

1

Графическая работа №14 «Чертёж детали с применением разреза»

12

1

Определение необходимого числа изображений. Условности и упрощения на чертежах.

13

1

Творческие задачи с сечениями и разрезами.

14

1

 Практическая работа №15. «Чтение и выполнение чертежей.»

15

1

Графическая работа № 16

«Эскиз с  натуры»

16

1

Решение задач.  

17

1

Общие сведения о типовых соединениях деталей.

18

1

Изображение и обозначение резьбы.

19

1

Отработка навыков выполнения болтового соединения

20

1

Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения»

21

1

Отработка навыков выполнения шпоночного соединения.

22

1

Чертежи штифтовых соединений.

23

1

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

24

1

Изображения на сборочных чертежах

25

1

Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

26

1

Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей»

27

1

Деталирование сборочных чертежей.

28

1

Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью -пропорционального масштаба

29

1

Графическая работа №19 «Деталирование»

30

1

Решение задач с элементами конструирования

31

1

Понятие об архитектурно- строительных чертежах.

32

1

Чтение строительных чертежей

33

1

Контрольная работа.

34, 35

2

Обзор разновидностей графических изображений

Итого: 35 ч.

                     

 

                  ОСНОВНЫЕ    ТРЕБОВАНИЯ    К     ЗНАНИЯМ    И    УМЕНИЯМ

УЧАЩИХСЯ  9 КЛАСС                                   

Учащиеся должны знать:

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

- условные изображения и обозначения резьбы.

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ-

ЭТО ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

И КОНТРОЛЯ  НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

      Проверка знаний и умений учащихся посредством выполнения графических работ несет в себе множество функций: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

     

  Контролирующая функция графической работы заключается в проверке усвоения графических знаний, умений учащихся и установления соответствия их нормативным требованиям («Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по черчению»).

        Обучающая функция графической работы проявляется в работе над ошибками, допущенными при ее выполнении. Проверка графической работы учителем предполагает не только исправление ошибок, допущенных школьниками, но и глубокий анализ их, с тем, чтобы продумать, какие из них следует вынести на фронтальное обсуждение в классе, а какие можно исправить в индивидуальной или самостоятельной работе.

         Развивающая функция графических работ состоит в развитии мышления, воли, внимания, усидчивости и т. д.

Нормы оценок при выполнении  графических и практических работ.

      Оценка «отлично» ставится, если ученик:

а) вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь, чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «хорошо» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает самостоятельно, но с большим затруднением и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;

в) при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечания учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

                                  Нормы оценок при устной проверке знаний.

      Оценка 5 ставится, если ученик:

а) полностью овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твердо знает изученные правила и условности изображений;

б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий осознанное понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

     Оценка 4 ставится, если ученик:

        а) полностью овладел программным материалом, но при чтении чертежей испытывает небольшие затруднения из-за недостаточно развитого еще пространственного представления; правила изображения и условные обозначения знает;

б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправляет которые с небольшой помощью учителя.

     

 Оценка 3 ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвердо, но большинство, изученных условностей, изображений и обозначений усвоил;

б) ответ дает неполный, несвязанно выявляющий общее понимание вопроса;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности;

     

 Оценка 2 ставится, если ученик:

        а) обнаруживается незнание или непонимание большей или наиболее важной части материала;

б) ответы строит несвязанно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

                           

                     

                   Список учебно-методической литературы

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Черчение.7-11 классы. Москва.Просвещение.2008.
  2. Учебник: «Черчение 8-9 кл.» для общеобразовательных учреждений /А. Д.      Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский. / издательство «АСТ Астрель», Москва 2010г.

Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации

  1. Гервер В. А. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя.- М. : Просвещение, 1991.- 128 с.
  2. Григорьева Т. В., Вихай Т. А., Потапов А. С. Геометрическое черчение: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Воронежский педагогический университет. 2000.- 116 с
  3. Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
  4. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  5. Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение,20

                                                                          Календарно - тематическое планирование по черчению

9 класс (35 ч)

Уро-ка

Дата

Тема

урока

Тип урока

Обору-дование

Цели и задачи

Основные требования к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее

задание

Приме-чания

Планируе-мые сроки

Дата факти-чески

I                                                                        Обобщение сведений о способах проецирования

1

03.09.

15г.

Обобщение сведений о способах проецирования

Комбини-рованный

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Повторить сведения о способах проецирования.

Знать:

- прямоугольное, параллельное, прямоугольное, косоугольное проецирование;

Уметь:

- выполнять проекции  заданного предмета

 §19

II                                                                                    Сечения и разрезы (15 часов)    

2

10.09.

15г.

Общие сведения о сечениях  и разрезах

Урок изучения нового материала

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Дать понятия о сечениях как изображении и обозначении вынесенных сечений, их применении при построении технических чертежей; выяснить алгоритм построения сечений и применения его при построении чертежей; развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Знать:

- цель применения сечений и разрезов;

  - последовательность выполнения сечений и разрезов;

 Уметь:

- логически

рассуждать, обосновывать,

аргументировать

полученные знания

§20  стр.126

3

17.09.

15г.

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений

Комбинированный

Учебные таблицы. Учебник. Презен-тация по теме.

Рассмотреть правила выполнения наложенных и выносных сечений; обозначение сечений.

Знать:

-  правила выполнения наложенных и вынесенных сечений;

 Уметь:  

- выполнять чертежи наложенных и вынесенных сечений

§2 1, стр.130

4

24.09.

15г.

Графическая работа № 12

«Эскиз детали с выполнением сечений»

Графическая работа

Учебные таблицы. Инструменты.

Закрепить знания об изображении и обозначении вынесенных сечений; формировать умения выполнять вынесенные сечения, читать и выполнять чертежи с сечениями; развивать пространственное мышление; воспитывать культуру графического труда, ответственное отношение к учебным обязанностям.

Знать:

- правила выполнения эскиза и сечения для выяснения формы предмета;

Уметь:

- оформлять чертеж на бумаге в клетку от руки;

- оформлять чертежи в соответствии с требованиями единых стандартов

стр. 136

5

01.10.

15г.

Простые разрезы. Отличие разреза от сечения

Урок изучения нового материала

Учебные таблицы.

Инстру-менты, приспособления.

Дать понятие о назначении  простых разрезов, применении их на чертежах, различия между разрезами и сечением; познакомить учащихся с классификацией простых разрезов; формировать умения выполнять простые разрезы; развивать пространственные представления и пространственное мышление, познавательный интерес, воспитывать элементы графической культуры.

Знать: цели применения простых разрезов;

- Уметь:

- находить различие между сечением и разрезом;

-выполнять простые разрезы учебных деталей

§23, стр.137

6

08.10.

15г.

Разрезы. Правила выполнения разрезов.

Комбинированный

Учебные таблицы. Инструменты. Карточки-задания.

Закрепить знания учащихся об изображении и обозначении сечений и разрезов; формировать умения выполнять разрезы на чертежах деталей; развивать пространственные представления и пространственное мышление; воспитывать культуру графического труда. Изучить простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные); обозначение разрезов.

Знать:

- правила выполнения разрезов;

Уметь:

- соблюдать требования

оформления чертежа;

- выполнять горизонтальные, фронтальные и профильные разрезы

стр.139. п.24

7

15.10.

15г.

Местные разрезы.

Урок изучения нового материала

Чертеж-ные инструменты.

Нагляд-ные пособие.

Познакомить учащихся с применением и правилами выполнения местных разрезов; с выполнением чертежей, содержащих разрезы деталей, имеющих тонкие стенки, рёбра, спицы; научить выполнять разрезы в наглядных изображениях; развивать пространственное представление и пространственное мышление; воспитывать графическую культуру.

Знать:

-правила выполнения местных разрезов;

Уметь:

- использовать

приобретенные знания и умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

Стр.146.  п.24.4

8

22.10.

15г.

Соединение вида и разреза

Комби-нирован-ный

Учебные таблицы. Презентация по теме.

Познакомить учащихся с использованием соединения части вида с частью разреза при выполнении чертежа; способствовать формированию умений выполнять чертежи с применением соединений части вида и части разреза; развивать пространственные представления, мышление; воспитывать точность и аккуратность графических построений, чувство времени.

Знать:

- правила соединения вида и разреза;

Уметь:

-  осуществлять построение чертежей, применяя соединение части разреза и части вида детали

п.25, стр.147

9

29.10.

15г.

Графическая работа №13 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза»

Графическая работа

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Закрепить знания, умения и навыки по чтению и построению чертежей с применением разрезов; развивать пространственное представление и пространственное мышление; формировать графическую культуру.

Знать:

- порядок чтения и построения чертежей деталей с применением разрезов;

Уметь:

- соблюдать требования

оформления чертежа

стр. 154

10

12.11.

15г.

Разрезы в аксонометрии

Комбинированный

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Изучить применение разрезов в аксонометрических проекциях. Научить определять необходимое и достаточное количество изображений на чертежах, выбирать главный вид

Знать:

- цели применения разрезов в аксонометрических проекциях деталей;

- последовательность построения чертежа;

Уметь:

- анализировать форму предметов;

- определять главный вид детали

п.26, 27

11

19.11.

15г.

Графическая работа №14 «Чертеж детали с применением разреза»

Графическая работа

Учебные таблицы. Карточки-задания.  

Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Знать:

- правила построения чертежа с применением разреза;

Уметь:

- соблюдать требования

оформления чертежа

стр. 154

12

26.11.

15г.

Определение необходимого числа изображений. Условности и упрощения на чертежах.

Комбинированный

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров. Изучить условности и упрощения на чертежах, которые позволяют сократить количество изображений

Знать:

- знаки применяемые для условного упрощения чертежа деталей;

Уметь:

- использовать

приобретенные знания и умения в практической

деятельности и

повседневной жизни

п.28, стр.155

13

03.12.

15г.

Творческие задачи с сечениями и разрезами

Комбинированный

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Закрепить знания учащихся; формировать представления о сечениях и разрезах, развивать творческие способности учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Знать:

- правила построения чертежей деталей с применением сечений и разрезов различных видов;

Уметь:

- выполнять построение сечений и разрезов деталей;

- соблюдать требования

оформления чертежа

14

10.12.

15г.

Практическая работа № 15

« Чтение и выполнение чертежей»

Практичес-кая работа

Чертеж-ные инструменты.

Учебные таблицы.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих изученные условности

Знать:

- условные знаки для упрощения построения чертежей;

Уметь:

- выбирать знаки для упрощения построения чертежей в зависимости от сложности и формы детали

п. 15

15

17.12

15г.

Графическая работа № 16 «Эскиз с  натуры»

Графическая работа

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. Карточки-задания.  

Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Знать:

- требования к оформлению чертежа от руки;

Уметь:

- выполнять эскиз детали с натуры;

 - соблюдать требования

оформления чертежа

стр. 160

16

24.12.

15г.

Решение задач.  

Обобщение изученного

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Закрепление изученного материала, а также навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и простановки размеров.

Знать:

 - условные знаки для упрощения построения чертежей;

Уметь:

- использовать знаки и упрощения при построении чертежей деталей;

- соблюдать требования

оформления чертежа

III                                                                                 Сборочные чертежи  (14 ч.)

17

14.01.

16г.

Общие сведения о типовых соединениях деталей.

Урок изуче-ния нового материала

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Изучить разъёмные соединения деталей: болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые; ознакомить с условностями изображения на чертежах неразъёмных соединений (сварных, паяных, клеевых)

Знать:

- виды разъемных и неразъемных соединений ;

- условности изображения на чертежах неразъемных соединений;

Уметь:

-  логически

рассуждать, обосновывать,

аргументировать

полученные знания

§ 30. стр.161

18

21.01.

16.

Изображение и обозначение резьбы.

Комбиниро-ванный

.Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Обобщить знания учащихся о соединениях деталей; вывести утверждение: многие соединения - резьбовые; научить изображать и обозначать метрическую резьбу; расширить политехнический кругозор; развивать познавательный интерес, умение работать со справочными таблицами; воспитывать графическую культуру.

Знать:

- правила работы со справочной литературой;

Уметь:

- осуществлять изображение  и обозначение метрической резьбы

§31, стр.164

19

28.01.

16г.

Отработка навыков выполнения болтового соединения

Комбинированный

Чертеж-ные инструменты.

Презентация по теме. Учебные таблицы.

Закрепить знания об изображении и обозначении резьбы; формировать умения выполнять чертёж болтового соединения; расширить политехнический кругозор, умение пользоваться справочными пособиями; воспитывать ответственное отношение к урокам.

Знать:

- правила построения  и обозначения резьбы;

Уметь:

- выполнять чертеж болтового соединения

§32

20

04.02.

16г.

11.02

Графическая работа № 17 «Чертежи резьбового соединения»

Графическая работа

Учебные таблицы.

Закрепить знания, умения и навыки в выполнении чертежа резьбового соединения

Уметь:

- выполнять построение резьбового соединения;

- соблюдать требования

оформления чертежа

 стр.173

Каран-тин

21

11.02.

16г.

18.02

Отработка навыков выполнения шпоночного соединения.

Урок изуче-ния нового материала

Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты.

Научить учащихся выполнять чертёж шпоночного соединения; правильно пользоваться справочными таблицами; расширить политехнический кругозор; воспитывать аккуратность в ходе графической деятельности.

Знать:

-правила построения  шпоночного соединения;

Уметь:

- соблюдать требования

оформления чертежа;

-правильно пользоваться справочными таблицами

§33, стр.173

22

18.02.

16г.

25.02

Чертежи штифтовых соединений.

Урок изучения нового материала

Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты.

Презента-ция по теме.

Сформировать у учащихся навыки работы со стандартами и справочными материалами

Знать:

-  последовательность  выполнения штифтовых соединений.

Уметь:

- выполнять построение штифтовых соединений

Задание по карточкам

23

25.02

16г.

03.03

Общие сведения о сборочных чертежах изделий.

Комбинированный

Учебные таблицы, карточки-задания.

Презентация по теме.

Сравнить рабочие и сборочные чертежи и составить их сравнительно- сопоставительную характеристику; формировать знания о назначении, оформлении сборочных чертежей; научить выполнять разрезы на сборочном чертеже и читать спецификацию; развивать логическое и пространственное мышление; расширять политехнический кругозор; воспитывать чувство времени, ответственное отношение к дисциплине.

Знать:

- понятие сборочного чертежа.

Уметь:

 - логически

рассуждать, обосновывать,

аргументировать

полученные знания

п.34, стр.179

24

03.03.

16г.

Изображения на сборочных чертежах

Урок изучения нового материала

Учебные таблицы. Чертеж-ные инструменты.

Изучить основные требования к разделам на сборочных чертежах

Знать:

-правила оформления чертежа;

Уметь:

- выполнять чертеж детали с нанесением размеров.

п. 34, стр.182

25

10.03

16г.

Чтение сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах.

Урок изучения нового материала

Чертеж-ные инструменты.Учебные таблицы. Карточки-задания.

Рассмотреть некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков чтения сборочных чертежей

Знать:  

-правила чтения сборочного чертежа

 и его описание.

- Уметь:

- читать сборочные чертежи.

п.35 стр.185

26

17.03.

16г.

Практическая работа №18 «Чтение сборочных чертежей»

Практичес-кая работа

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. Учебные таблицы.

Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету.

Знать:

- правила чтения сборочного чертежа

 и его описание.

Уметь:

- читать сборочные чертежи.

стр.192

27

07.04.

16г.

Деталирование сборочных чертежей.

Комбинированный

Учебные таблицы. Карточки-задания.

Закрепить знания о чтении сборочных чертежей, формировать знания и умения деталировать сборочные чертежи; развивать пространственные представления и пространственное мышление, расширять политехнический кругозор; воспитывать элементы графической культуры.

Знать:

- алгоритм чтения  сборочных чертежей;

Уметь:

- читать сборочные чертежи деталей;

- использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности

п.37.Стр.200

28

14.04

16г.

Деталирование сборочных чертежей: определение размеров деталей с помощью -пропорционального масштаба

Комбинированный

Учебные таблицы.Чертеж-ные инструменты.

Закрепить сведения о деталировании, дать понятие о назначении пропорционального масштаба при деталировании, научить определять размеры деталей со сборочного чертежа с использованием пропорционального масштаба

Знать:

- алгоритм чтения  сборочных чертежей;

- правила использования масштаба;

Уметь:

- читать сборочные чертежи деталей;

- использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности

п. 37, стр.205

29

21.04

16г.

Графическая работа №19 «Деталирование»

Графическая работа

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь. Учебные таблицы.

Закрепить знания учащихся; воспитывать ответственное отношение к предмету.

  Знать:

- алгоритм чтения  сборочных чертежей;

Уметь:

- читать сборочные чертежи деталей;

- использовать

приобретенные знания и

умения в практической

деятельности

 стр.208

30

28.04

16г.

Решение задач с элементами конструирования

Обобщение изученного

Учебные таблицы. Модели деталей.

Чертеж-ные инструменты.

Рассмотреть решение задач с элементами конструирования.

Знать:

-приемы решения творческих

задач с элементами

конструирования;

Уметь:

- выполнять графические

задания по правилам

чертежного языка.

стр. 208

IV                                                                           Чтение строительных чертежей

31

05.05.

16г.

Понятие об архитектурно- строительных чертежах.

Урок изучения нового материала

Учебные таблицы.

Чертеж-ные инструменты.

Ознакомление с назначением и особенностями архитектурно- строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы; размеры на строительных чертежах.

Знать:

- о необходимости применения

знаний на практике;

Уметь:

- логически

рассуждать, обосновывать,

аргументировать

полученные знания

п.38, 39

32

12.05.

16г.

Чтение строительных чертежей

Комбинированный

Карточки задания.

Ознакомить с условными изображениями дверных и оконных проёмов, санитарно- технического оборудования; чтением несложных строительных чертежей; работой со справочником.

Знать:

- условные обозначения

  дверных и оконных проёмов .

Уметь:

-читать несложные строительные чертежи

п.40

  V                                                                                                  Контрольная работа.

33

19.05.

16г.

Контрольная работа.

Контрольная работа

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь.

Выявить знания учащихся, проверить усвоение изученного ими материала по теме «Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы».

Знать:

-

Уметь:

-

VI                                                                          Обзор разновидностей графических изображений

34

26.05. 16г.

25.05.

16

Обзор разновидностей графических изображений

Комбинированный

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Обобщить и систематизировать знания, полученные в области графических изображений, применяемых на практике.

Знать:

-

Уметь:

- применять знания  на практике;

-  выявлять и исправлять

ошибки в графических работах

стр.219, 220

35

Доп.

время

25,05,16

Обзор разновидностей графических изображений

Обобщение изученного

Чер-тёжные мате-риалы и инстру-менты, тетрадь

Обобщить и систематизировать знания, полученные в области графических изображений, применяемых на практике.

Знать:

-

- Уметь:

- применять знания  на практике;

-  выявлять и исправлять

ошибки в графических работах

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для второй ступени обучения 9класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Черчение»для второй ступени обучения9класс...

Презентация к уроку черчения в 8 классе "Учебный предмет "Черчение".

Презентация поможет разобрать с детьми следующие вопросы: роль чертежа в жизни человека; имена русских ученых и изобретателей, использовавших в своей деятельности чертежи; виды графических изображения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Черчение» для 8, 9 классовосновного общего образованияна 2016-2017 учебный годРабочая программа составлена на основе программы«Черчение. 7 – 8 классы» (ответств...

Программа по учебному предмету «Черчение» (предметная область «Технология») для 7 - 8 классов

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «черчение» является- усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результато...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Черчение" 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Черчение" 9 класс...