"Основы выбора профессии"
рабочая программа (9 класс) на тему

Еремина Елена Геннадьевна

Рабочая программа для учащихся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»  (9 КЛАСС)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.

Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.

Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.

Предмет «Основы выбора профессии» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.

Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.

Курс «Основы выбора профессии» предназначен для учащихся 9 класса входит в региональный компонент учебного плана школы, соответствует задачам профессионального просвещения.

Курс рассчитан на 34 часа, включает в себя теоретические и практические занятия.

При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, а также авторские программы.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;
  • сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;
  • овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;
  • получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.

Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.

2. Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.

3. Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.

4. Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.

Содержание программы

Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

1.Психология личности

Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

2. Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».

3.Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо»

4. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

5. Изучение ситуации на рынке труда. Систематизация и анализ информации.

Понятие «рынок труда». Современные тенденции развития рынка труда. Общая характеристика современного рынка труда в России. Занятость граждан. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Понятие безработицы, ее типы и виды. Вакансии на рынке труда. Конкуренция на рынке труда, законы и правила конкурентной борьбы. Методы и способы поиска информации о наличии вакансий. Систематизация и анализ полученной информации.

6. Основы трудового законодательства.

Документы, необходимые при поступлении на работу:

  • паспорт;
  • трудовая книжка (для впервые поступающих на работу справка из жилищно-коммунального органа о последнем занятии);
  • документ о наличии специального образования или диплом;
  • справка о состоянии здоровья.

Трудовой договор: понятие, условия заключения, форма.

7. Различные способы поиска работы.

Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др.

Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Кол-тво
часов

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.

1

1.

Труд и профессия

4

1.1

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

1

1.2

Классификация профессий. Формула профессии.

1

1.3

Типы профессий. Понятие профессиограммы.

1

1.4

Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

1

2.

Психология личности

4

2.1

Индивидуально-психологические особенности личности. Характер. Самооценка.

1

2.2

Способности.

1

2.3

Жизненное и профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

1

2.4

Типы нервной системы. Типы темперамента.

1

3.

Мир профессий

14

3.1

Характеристика профессий типа «человек – человек».

4

3.2

Характеристика профессий типа «человек – природа».

3

3.3

Характеристика профессий типа «человек – техника».

2

3.4

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система».

2

3.5

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

2

Контрольная работа

1

4.

Профессиональное самоопределение

7

4.1

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях. Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо».

1

4.2

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

1

4.3

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Профпригодность. Медицинские противопоказания.

1

4.4

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

1

4.5

Система профессионального образования.

1

4.6

Выбор учебного заведения.

1

4.7

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

1

5

Подготовка к будущей карьере

4

5.1

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.

1

5.2

Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности.

1

5.3

Построение личного профессионального плана.

1

Контрольная работа

1

Резервное время

2

Итого:

36

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Тип урока

Введение. Предмет и задачи курса.

Изучение нового материала

Понятие профессии, специальности.

Комбинированный урок

Классификация профессий. Формула профессии.

Комбинированный урок

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Практическое занятие

Характеристика труда.

Комбинированный урок

Индивидуально-психологические особенности личности.

Комбинированный урок

Способности. Виды способностей.

Комбинированный урок

Знакомство с профессией.

Комбинированный урок

Типы темперамента. Характер.

Практическое занятие

Особенности профессий типа «человек – человек».

Комбинированный урок

Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу.

Комбинированный урок

Реалистическая оценка профессий типа «человек – человек».

Комбинированный урок

Особенности профессии менеджер.

Комбинированный урок

Особенности профессий типа «человек – природа».

Комбинированный урок

Основные требования профессий типа «человек – природа» к профессионалу.

Комбинированный урок

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа».

Комбинированный урок

Особенности профессий типа «человек – техника».

Комбинированный урок

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – техника».

Комбинированный урок

Особенности  профессий типа «человек – знаковая система».

Комбинированный урок

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – знаковые системы».

Комбинированный урок

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

Комбинированный урок

Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ».

Комбинированный урок

Контрольная работа

Зачетный урок

Проблема выбора профессии.

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе.

Практическое занятие

Возможности личности в профессиональной деятельности.

Комбинированный урок

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах.

Комбинированный урок

Система профессионального образования.

Комбинированный урок

Выбор учебного заведения.

Практическое занятие

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Комбинированный урок

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.

Комбинированный урок

Профессиональный рост.

Комбинированный урок

Построение личного профессионального плана.

Практическое занятие

Обобщение по курсу.

Зачетный урок

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

  1. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.
  2. Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  3. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.
  4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.
  5. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.
  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.
  7. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М., 1991.
  8. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.
  9. Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся.- Киев, 1998.
  10. Психологическое сопровождение выбора профессии.- М., 1998.
  11. Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.
  12. Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев 1993.

Для учащихся:

  1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.
  3. Мир профессий.- М., 1988.
  4. Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993
  5. Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.
  6. Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.
  7. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России.- М., 1995.
  8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Основы выбора профессии"

Разработка родительского собрания....

Занятие «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» для учащихся 8 класса с ОВЗ

Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Основы выбора профессии

Основы выбора профессии для учащихся школы...

Программа «Нравственные основы выбора профессии»

В помощь классному руководителю...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...