Психолог - педагогу
материал по психологии по теме

Бунтова Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:

Опросник “Психологический портрет учителя / родителя” (Г.В.Резапкина)

Шкалы: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / вопитания, уровень субъективного контроля
Ключевые слова:
вербальный, взрослым, тест, характер 
Тестируем: Свойства личности · Возраст: Любой
Тип теста: Вербальный · Вопросов: 50 ·

Назначение теста

Методика «Психологический портрет учителя / родителя» позволяет построить "портрет" учителя / родителя по следующим шкалам: приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания / воспитания, уровень субъективного контроля.

Методика помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это - только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.

Вариант для учителей

Инструкция к тесту

Этот тест поможет вам определить свой стиль общения и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

Тестовый материал

  1. В воспитании важнее всего
  1. окружить ребенка теплотой и заботой;
  2. воспитать уважительное отношение к старшим;
  3. выработать у него определенные взгляды и умения.
  1. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок
  1. да;
  2. нет;
  3. в зависимости от настроения.
  1. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
  1. интерес;
  2. смущение;
  3. раздражение.
  1. Если класс не приведен в порядок
  1. моя реакция зависит от ситуации;
  2. я не обращаю на это внимания;
  3. я не могу начать урок.
  1. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
  1. часто;
  2. в зависимости от ситуации;
  3. редко.
  1. Для меня важнее
  1. отношения с учениками;
  2. с коллегами;
  3. не знаю.
  1. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
  1. часто;
  2. иногда;
  3. никогда не вызывают.
  1. Присутствие на уроке посторонних
  1. воодушевляет меня;
  2. никак не отражается на моей работе;
  3. выбивает меня из колеи.
  1. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте
  1. в зависимости от ситуации;
  2. нет;
  3. обычно.
  1. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
  1. да;
  2. не всегда;
  3. нет.
  1. Во время перемены я предпочитаю общаться
  1. с учениками;
  2. с коллегами;
  3. лучше побыть в одиночестве.
  1. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
  1. нет;
  2. не всегда;
  3. да.
  1. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
  1. да;
  2. нет;
  3. не уверен.
  1. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
  1. предлагает простор для творчества;
  2. не вмешивается в мою работу;
  3. дает четкие указания.
  1. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
  1. обычно;
  2. иногда;
  3. сомневаюсь.
  1. Случайные встречи с учениками за пределами школы
  1. доставляют мне удовольствие;
  2. вызывают у меня чувство неловкости;
  3. не вызывают у меня особых эмоций.
  1. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
  1. часто;
  2. редко;
  3. никогда.
  1. Замечания со стороны коллег и администрации
  1. меня мало волнуют;
  2. иногда задевают меня;
  3. часто задевают меня.
  1. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
  1. в зависимости от ситуации;
  2. предпочитаю импровизацию;
  3. всегда.
  1. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
  1. да;
  2. не всегда;
  3. редко.
  1. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
  1. я согласен;
  2. не согласен;
  3. что-то в этом есть.
  1. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег
  1. да;
  2. иногда;
  3. нет.
  1. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами
  1. доставляет мне удовольствие;
  2. особых эмоций не вызывает;
  3. в тягость.
  1. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе
  1. предпочитаю выяснить отношения;
  2. игнорирую этот факт;
  3. я плачу ему той же монетой.
  1. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
  1. почти все;
  2. кое-что;
  3. ничего не зависит.
  1. В работе для меня важнее всего
  1. привязанность учеников;
  2. признание коллег;
  3. чувство собственной необходимости.
  1. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
  1. часто;
  2. иногда;
  3. не зависит.
  1. В дружелюбном отношении со стороны коллег
  1. я не сомневаюсь;
  2. уверенности нет;
  3. затрудняюсь ответить.
  1. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
  1. пытаюсь понять его точку зрения;
  2. перевожу разговор на другую тему;
  3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
  1. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
  1. да;
  2. в зависимости от ситуации;
  3. вряд ли.
  1. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
  1. я тут же заступлюсь за него;
  2. один на один сделаю замечание коллеге;
  3. сочту некорректным вмешиваться.
  1. Работа дается мне ценой большого напряжения
  1. обычно;
  2. иногда;
  3. редко.
  1. У меня нет сомнений в своем профессионализме
  1. конечно;
  2. есть сомнения;
  3. не приходилось задумываться.
  1. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
  1. возможность работать творчески;
  2. отсутствие конфликтов;
  3. трудовая дисциплина.
  1. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
  1. не думаю;
  2. не всегда;
  3. да.
  1. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
  1. согласен полностью;
  2. не согласен;
  3. что-то в этом есть.
  1. Мысли о работе мешают мне уснуть
  1. часто;
  2. редко;
  3. никогда не мешают.
  1. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам
  1. часто;
  2. иногда;
  3. предпочитаю слушать других.
  1. Взрослый может применить силу в отношении ребенка
  1. нет, это недопустимо;
  2. затрудняюсь ответить;
  3. если он этого заслуживает.

Вариант для родителей

Инструкция к тесту

Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.

Тестовый материал

  1. В воспитании важнее всего
  1. окружить ребенка теплотой и заботой;
  2. воспитать уважительное отношение к старшим;
  3. выработать у него определенные взгляды и умения.
  1. Если ребенок отвлекается от выполнения домашнего задания, меня это раздражает
  1. да;
  2. в зависимости от настроения;
  3. нет.
  1. Когда ребенок рассказывает о том, что мне неизвестно, я испытываю
  1. интерес;
  2. смущение;
  3. раздражение.
  1. Если мой ребенок разбросал свои вещи,
  1. моя реакция зависит от ситуации;
  2. я не обращаю на это внимания;
  3. я не успокоюсь, пока не наведу порядок.
  1. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
  1. часто;
  2. в зависимости от ситуации;
  3. редко.
  1. Для меня важнее
  1. отношения с детьми;
  2. отношения со взрослыми;
  3. свои чувства и мысли.
  1. Некоторые поступки моего ребенка вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть
  1. часто;
  2. иногда;
  3. никогда не вызывают.
  1. Когда посторонний наблюдает за моей работой, меня это
  1. воодушевляет меня;
  2. никак не отражается на моей работе;
  3. выбивает меня из колеи.
  1. Я считаю своим долгом сделать замечание подростку, если он нарушает правила поведения в общественном месте
  1. в зависимости от ситуации;
  2. нет;
  3. обычно.
  1. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
  1. да;
  2. не всегда;
  3. нет.
  1. Во время отдыха я предпочитаю общаться
  1. с детьми;
  2. со взрослыми;
  3. лучше побыть в одиночестве.
  1. Я почти всегда иду на работу в приподнятом настроении
  1. нет;
  2. не всегда;
  3. да.
  1. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
  1. да;
  2. нет;
  3. не уверен.
  1. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
  1. предлагает простор для творчества;
  2. не вмешивается в мою работу;
  3. дает четкие указания.
  1. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
  1. обычно;
  2. иногда;
  3. сомневаюсь.
  1. Случайные встречи с чужими детьми
  1. доставляют мне удовольствие;
  2. вызывают у меня чувство неловкости;
  3. не вызывают у меня особых эмоций.
  1. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным
  1. часто;
  2. редко;
  3. никогда.
  1. Критика со стороны друзей и коллег
  1. меня мало волнует;
  2. иногда задевает меня;
  3. часто задевает меня.
  1. В работе я придерживаюсь намеченного плана
  1. это зависит от ситуации;
  2. нет, предпочитаю импровизацию;
  3. всегда.
  1. Мои успехи обычно признаются другими людьми.
  1. да;
  2. не всегда;
  3. редко.
  1. С мнением, что каждого нужно принимать таким, каков он есть
  1. я согласен;
  2. не согласен;
  3. что-то в этом есть.
  1. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких
  1. да;
  2. иногда;
  3. нет.
  1. Мысль о предстоящей встрече с другими людьми
  1. доставляет мне удовольствие;
  2. особых эмоций не вызывает;
  3. в тягость.
  1. Когда я вижу, что мой ребенок ведет себя со мной вызывающе
  1. предпочитаю выяснить отношения;
  2. игнорирую этот факт;
  3. я плачу ему той же монетой.
  1. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
  1. почти все;
  2. кое-что;
  3. ничего не зависит.
  1. В жизни для меня важнее всего
  1. доверие детей;
  2. признание друзей, коллег;
  3. чувство своей значимости.
  1. Успех моего дела зависит от моего настроения и самочувствия
  1. часто;
  2. иногда;
  3. не зависит.
  1. В дружелюбном отношении со стороны друзей и коллег
  1. я не сомневаюсь;
  2. уверенности нет;
  3. затрудняюсь ответить.
  1. Если ребенок высказывает точку зрения, которую я не могу принять
  1. пытаюсь понять его точку зрения;
  2. перевожу разговор на другую тему;
  3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
  1. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
  1. да;
  2. в зависимости от ситуации;
  3. вряд ли.
  1. Если при мне взрослый незаслуженно наказывают ребенка
  1. я тут же заступлюсь за него;
  2. один на один сделаю замечание взрослому;
  3. сочту некорректным вмешиваться.
  1. Работа дается мне ценой большого напряжения
  1. обычно;
  2. иногда;
  3. редко.
  1. У меня нет сомнений в своем профессионализме
  1. конечно;
  2. есть сомнения;
  3. не приходилось задумываться.
  1. По-моему, в коллективе важнее всего
  1. возможность работать творчески;
  2. отсутствие конфликтов;
  3. трудовая дисциплина.
  1. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет».
  1. не думаю;
  2. не всегда;
  3. да.
  1. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»
  1. согласен полностью;
  2. не согласен;
  3. что-то в этом есть.
  1. Мысли о работе мешают мне уснуть
  1. часто;
  2. редко;
  3. никогда не мешают.
  1. На собраниях я выступаю по волнующим меня вопросам
  1. часто;
  2. иногда;
  3. предпочитаю слушать других.
  1. Взрослый может применить силу в отношении ребенка
  1. нет, это недопустимо;
  2. затрудняюсь ответить;
  3. если он этого заслуживает.

Ключ к тесту

Шкалы

Вопросы

Приоритетные ценности

1

6

11

16

21

26

31

36

41

46

отношения с детьми

ответы: a

отношения с коллегами

ответы: b

собственные переживания

ответы: c

Психоэмоциональное состояние

2

7

12

17

22

27

32

37

42

47

неблагополучное

ответы: a

нестабильное

ответы: b

благополучное

ответы: c

Самооценка

3

8

13

18

23

28

33

38

43

48

позитивная

ответы: a

неустойчивая

ответы: b

негативная

ответы: c

Стиль преподавание / воспитания

4

9

14

19

24

29

34

39

44

49

демократический

ответы: a

либеральный

ответы: b

авторитарный

ответы: c

Уровень субъективного контроля

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

высокий

ответы: a

не сформированный

ответы: b

низкий

ответы: c

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Интерпретации результатов теста". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух подшкалах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина - разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.

Интерпретация результатов теста

1. Приоритетные ценности

Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

1.1. Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.

1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.

2. Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.

2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя, которое проявляется в виде острой реакции на раздражающие факторы; низкой эмоциональной устойчивости; тревожности; трудности социальной адаптации; психосоматической симптоматике; сниженных результатах при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть попыткой симуляции.

2.2. Преобладание второго варианта или присутствие всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.

2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы или человек по каким-то причинам не скрывает истинное состояние.

3. Самооценка

Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.

3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в “полосе неудач” негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.

4. Стиль преподавания

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.

4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или «попустительского» стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность и колебания, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для этих людей характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.

4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

5. Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

5.1. Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

5.3. Преобладание третьего варианта в ответах говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

Лазарева Н. В.

В современных психологических исследованиях под «синдромом эмоционального выгорания» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Синдром эмоционального выгорания – это общее название последствий длительного рабочего стресса, вернее, следствие неуправляемого течения стресса, и профессионального кризиса. Синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности связанной с интенсивным общением и контактами с клиентами.  Его развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности.

Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [4].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В педагогической сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям. Общение с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у педагогов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних  факторов. В. В. Бойко[3] к группе внешних факторов относит условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В. В. Бойко относит [3]: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

Таким образом, для диагностики синдрома эмоционального сгорания необходимо использовать два блока методик.

Первый блок включает:

  1. Специально разработанная анкета (ее целью является сбор первичной информации о педагоге и об условиях его профессиональной деятельности)

Анкета

Фамилия Имя Отчество_______________________________________________

Возраст_________  Пол__________

Семейное положение:                                        Дети: (нужное подчеркнуть)

1 – полная семья                    Есть(укажите сколько)______                  

2 – неполная семья                    Нет

3 – нет семьи

Какой учебный предмет Вы преподаете?_________________________________

Какова Ваша нагрузка (количество часов в неделю)? _______________________

Ваш среднемесячный доход __________Общепедагогический стаж __________

Занимаете ли Вы административную должность?(нужное подчеркнуть)ДА НЕТ      

Являетесь ли Вы классным руководителем? (нужное подчеркнуть) ДА       НЕТ      

  1. Субъективные шкалы: шкала подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы и шкала для измерения степени удовлетворенности работой (Н. А. Аминов) [2].

 Шкала для измерения степени удовлетворенности работой

        Педагогу предлагается оценить степень удовлетворенности своей работой по 9-ти бальной шкале. Для этого необходимо обвести в кружок один, подходящий, пункт шкалы:

1 - абсолютно удовлетворен своей работой;

2 - высоко удовлетворен своей работой;

3 - удовлетворен своей работой;

4 - скорее удовлетворен, чем неудовлетворен;

5 - и да и нет;

6 - скорее неудовлетворенны, чем удовлетворены;

7 - неудовлетворен своей работой;

8 - высоко неудовлетворен своей работой;

9 - абсолютно неудовлетворен

Шкала подверженности к развитию эмоциональной и физической усталости в процессе работы

Педагогам предлагается оценить степень своей эмоциональной и физической усталости в процессе работы по 9-ти бальной шкале. Для этого необходимо обвести в кружок один, подходящий, пункт шкалы:

1 - сильное ощущение эмоционального и физического дискомфорта, связанного с высокой частотой контактов с учащимися и коллегами;

2 - скорее сильное ощущение эмоционального и физического дискомфорта, связанного с умеренной частотой контактов с учащимися и коллегами;

3 - умеренное ощущение эмоционального и физического дискомфорта, связанного со средней частотой контактов с учащимися и коллегами;

4 - скорее умеренное ощущение эмоционального и физического дискомфорта, связанного при средней частоте контактов с учащимися и коллегами;

5 - время от времени появляющееся чувство дискомфорта при средней частоте контактов с учащимися и коллегами;

6 - скорее умеренное ощущение эмоционального и физического комфорта, связанного со средней частотой контактов с учащимися и коллегами;

7 - умеренное ощущение эмоционального и физического комфорта, связанного со средней частотой контактов с учащимися и коллегами;

8 - скорее сильное ощущение эмоционального и физического комфорта, связанного с умеренной частотой контактов с учащимися и коллегами;

9 - сильное ощущение эмоционального и физического комфорта, связанного с низкой частотой контактов с учащимися и коллегами.

Второй диагностический блок включает методики для измерения индивидуальных различий в степени подверженности к развитию эмоционального выгорания. Это Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [3], Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки [25] и Многофакторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (F16) [6]. Коротко рассмотрим эти методики.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания. 

Методика представляет собой опросник, состоящий из 84 суждений, каждое из которых обследуемый должен подтвердить или опровергнуть. Обработка результатов опросника осуществляется в соответствии с ключом. В процессе обработки проводятся следующие подсчёты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания», 3) находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Фазы и симптомы эмоционального выгорания

Фаза  «НАПРЯЖЕНИЕ»

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств
  2. Неудовлетворённость собой
  3.  «Загнанность в клетку»
  4. Тревога и депрессия

Фаза   «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

  1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
  2. Эмоционально-нравственная дезориентация
  3. Расширение сферы экономии эмоций
  4. Редукция профессиональных обязанностей

Фаза «ИСТОЩЕНИЕ»

  1. Эмоциональный дефицит
  2. Эмоциональная отстранённость
  3. Личностная отстранённость (деперсонализация)
  4. Психосоматические и психовегетативные нарушения

При интерпретации результатов следует  обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более  - сложившийся.

        Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

        Дальнейший шаг в интерпретации результатов – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления качественно различны – реакция на внешние и внутренние факторы, приёмы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов      - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования;        61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

        Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «сгорания», можно дать достаточно объёмную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. При итоговом анализе результатов могут быль получены ответы на следующие вопросы:

        какие симптомы доминируют;

        какими сложившимися доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

        объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

        какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;

        в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

        какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «сгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнёра.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Рекомендации психолога педагогам

Рекомендации психолога педагогам по работе с слабоуспевающими,застенчивыми,гиперактивными учащимися...