Программа "Путь к успеху"
материал на тему

Шабалина Ирина Вячеславовна

Целевая комплексная программа профориентационной деятельности "Путь к успеху"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maou_sosh_4_programma_put_k_uspehu.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________/____________________/

    подпись                  ФИО

«______» __________________ 2013 г.

Протокол МС №___ от _______2013 г.

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ № 4

___________________/Е. С. Казанцева/

            подпись                     ФИО

«______»____________________ 2013 г.

Приказ № ____ от _____________2013 г.

 

Целевая комплексная программа

«Путь к успеху»

(профориентационная работа в школе)

на 2013-2017 гг.

село Курьи

ГО Сухой Лог


Содержание программы «Путь к успеху»

1.

Паспорт целевой комплексной программы «Путь к успеху» ………….

3

2.

Пояснительная записка …………………………………………………..

5

3.

Этапы и аспекты реализации Программы ………………………………

9

4.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

11

5.

Основные формы работы ………………………………………………...

12

6.

Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе …………………………………..

14

7.

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению ……………………………………………..

17

8.

Оценка эффективности профориентационной работы ………………...

19

9.

Комплексный план по реализации Программы на 2013-2017 гг. ……..

20

10.   Ресурсное обеспечение…………………………………………………...  25


1. Паспорт целевой комплексной программы «Путь к успеху»

Наименование

программы

Целевая комплексная программа «Путь к успеху»

Организаторы

программы

Администрация МАОУ СОШ № 4

Педагогический коллектив школы

Основные

разработчики

Рабочая группа из представителей администрации и педагогов:

Липина Т.В. – зам. директора УВР,

Вагина Е.М. – зам. директора УВР,

Шабалина И.В. – учитель технологии

Нормативно-правовая

база программы

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Министерством образования и науки  РФ приказ № 1897 от 17.12.2010 г.);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Закон Свердловской области №78-ОЗ от 15.07.2013 г. «Об образовании в Свердловской области»
  • Программа развития МАОУ СОШ №4;
  • Устав МАОУ СОШ №4;
  • Годовой календарный учебный график.

Цель

Создать систему действенной профориентационной работы в МАОУ СОШ № 4, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в Свердловской области и ГО Сухой Лог

Задачи

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;
  • координация работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей;
  • расширение системы профинформирования;
  • обеспечение удовлетворения учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе;
  • прогнозирование профессиональной успешности в какой – либо сфере трудовой деятельности;
  • содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности  трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и благосостояния;
  • стимулирование творческого саморазвития и самосовершенствования личности школьника;
  • способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов;
  • психологическое  консультирование и  диагностика.

Сроки реализации программы

2013 – 2017 гг.

Этапы реализации программы

Подготовительный этап: 01.09.2013 г.– 01.01.2014 г.

Основной этап: 01.01.2014 г. – 30.04. 2017 г.

Заключительный этап: 01.05. 2017 г. – 30.05. 2017 г.

Организация

контроля

выполнения

программы

Контроль исполнения программы осуществляют Администрация МАОУ СОШ №4 и Управляющий совет школы.

Отчеты о выполнении программы представляются общественности и размещаются на сайте школы

Ожидаемые

результаты

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;
  • оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

2. Пояснительная записка

«Когда человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер не

будет попутным»

Сенека

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Исходя из вышеизложенного, была разработана Комплексная целевая программа профориентации учащихся «Путь к успеху» МАОУ СОШ №4 (далее – Программа).

Нормативно-правовая база

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конвенция ООН «О правах ребенка»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Министерством образования и науки  РФ приказ № 1897 от 17.12.2010 г.);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Закон Свердловской области №78-ОЗ от 15.07.2013 г. «Об образовании в Свердловской области»
  • Программа развития МАОУ СОШ №4;
  • Устав МАОУ СОШ №4;
  • Годовой календарный учебный график.

Организаторами Программы являются Администрация МАОУ СОШ№ 4 и Педагогический коллектив школы.

Участниками Программы являются Администрация МАОУ СОШ №4, педагогический коллектив школы, учащиеся школы, родительская общественность, социальные партнеры.

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим огромное внимание в школе уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся.

Актуальность состоит в том, что по результатам исследований, существует ряд факторов, снижающих конкурентоспособность молодежи:

  • недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
  • необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
  • трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
  • совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
  • инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В рамках внедрения ФГОС в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

Цель Программы: Создать систему действенной профориентационной работы в МАОУ СОШ № 4, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в Свердловской области и ГО Сухой Лог.

Задачи:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсов и в воспитательной работе;
  • координация работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей;
  • расширение системы профинформирования;
  • обеспечение удовлетворения учащихся в углубленном изучении предметов через организацию профильного обучения в старшей школе;
  • прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  • содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности  трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и благосостояния;
  • стимулирование творческого саморазвития и самосовершенствования личности школьника;
  • способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов;
  • психологическое  консультирование и диагностика.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной Программы позволит:

  • повысить мотивацию молодежи к труду;
  • оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Принципы и направления работы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах)

Направления работы:

Профессиональное просвещение включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.


3. Этапы и аспекты реализации Программы

Программа реализуется с 2013 по 2017 гг. в три этапа:

1. Подготовительный этап: 01.09.2013 г.– 01.01.2014 г.

  • Анализ состояния профориентационной работы, выявление потенциала школы, изучение спроса социальных заказчиков; определение основных направлений профориетационной работы школы, разработка и утверждение стратегических направлений профориетационной работы.
  • Анализ нормативно-правовой базы.
  • Разработка программы «Путь к успеху».
  • Ознакомление работников школы, родительской общественности с целевой комплексной программой «Путь к успеху».

2. Основной этап: 01.01. 2014 г. – 30.04. 2017 г.

  • Реализация содержания программы.
  • Реализация пректов профориентационной работы.
  • Расширение внутреннего и внешнего партнерства.
  • Отслеживание процессов, анализ состояния.

3. Заключительный этап: 01.05. 2017 г. – 30.05. 2017 г.

  • Подготовка аналитического отчета.
  • Обобщение и распространение опыта.
  • Прогнозирование следующих вариантов развития профориетационной работы на 2017 – 2022 годы. 

Механизм реализации Программы

  1. Разработка и утверждение программы.
  2. Разработка и реализация профориентационных проектов, направленных на развития учащихся в процессе внешнего и внутреннего партнерства.
  3. Подготовка и утверждение договоров о сотрудничестве.
  4. Разработка нормативно-правовой базы (положение, правил и др.) для организации профориетационной работы.
  5. Формирование системы критериев, показателей и индикаторов качества профориентационной работы.

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1 - 4 классы:

-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы:

-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: 

-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.


4. Содержание профориентации в условиях

непрерывного образования

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.

Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии».

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7 - 9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.


5. Основные формы работы

Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются:

  • уроки профориентации;
  • внутришкольные, районый, областный, региональные  конкурсы; 
  • экскурсии;  
  • классные часы;
  • анкетирование;
  • дискуссии, диспуты;
  • сследовательские работы (групповые и индивидуальные);
  • встречи со специалистами различных профессий;
  • изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
  • консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);
  • элективные курсы;
  • родительские собрания;
  • встречи с представителями учебных заведений;
  • предметные недели;
  • олимпиады;
  • творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.)

№ п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профессиональная информация

Ознакомление учащихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития  рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, которым должны соответствовать люди соответствующей профессии, возможностями профессионально - квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

2

Профессиональный подбор

Представление рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим,  психофизическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизической и медицинской диагностики.

3

Профессиональная

Консультация

Оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении с целью принятия  им осознанного решения о выборе профессионального пути.

4

Профессиональная и социальная

адаптация

Формирование соответствующих социальных, профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Формы работы с субъектами образовательного процесса

Организационно-методическая деятельность:

  • работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;
  • методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с учащимися:

  • комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
  • анкетирование;
  • организация и проведение экскурсий;
  • встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);
  • лектории для родителей;
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

6. Структура деятельности педагогического коллектива

по проведению профориентационной работы в школе

Координатор деятельности – заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся);
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Классный руководитель: опираясь на концепцию программы «Путь к успеху» и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • помогает учащемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учитель-предметник: 

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
  • организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

Социальный педагог: 

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог: 

  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению, через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник: 

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

7. Критерии и показатели готовности старшеклассников

к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

9 класс

10 – 11 класс

Когнитивный

1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3.Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств.

4.Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно-ценностный

1.Заинтересованность в получении знаний.

2.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3.Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4.Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1.Устойчивые познавательные интересы.

2.Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3.Адекватная самооценка профессионально важных качеств.

Деятельностно-практический

1.Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию профессионально важных качеств.


8. Оценка эффективности профориентационной работы

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
  • потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;
  • уверенность школьника в социальной значимости труда, то есть сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;
  • степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;
  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.  Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества. Сформированность последних – дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

9. Комплексный план по реализации

Программы на 2013 – 2017 гг.

п/п

Название мероприятия

Сроки

проведения

Целевая

аудитория

Ответственные

Работа с педагогами

Формирование служб профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях

Сентябрь

Педагогические работники

Казанцева Е.С.

директор МАОУ СОШ №4

Липина Т.В.

зам. директора по УВР

Анализ самоопределения, занятости учащихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования.

Сентябрь

Педагогические работники

Казанцева Е.С.

директор МАОУ СОШ №4

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Классные руководители выпускных классов

Обновление информации на страницах по профориентации официальных сайтов, стенде «Твоя профессиональная карьера» общеобразовательных учреждений

В течение учебного года

Все

субъекты ОП

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Анализ профессиональных намерений обучающихся 9-х и 11 классов

Сентябрь

Учащиеся

9-11 класса

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Осуществление взаимодействия ОУ с Центром занятости населения, Молодежной биржей труда и т.д

В течение учебного года

Учащиеся

8,9-11 класса

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Федонова Е.Л.

социальный педагог

Защита презентаций «Профориентационная работа в классе»

Апрель

Классные руководители

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Разработка рекомендаций классным руководителям по организации профориентационной работы с различными возрастными группами

В течение учебного года

Классные руководители, родители

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Организация цикла семинаров по теории и практике профориентационной работы

В течение учебного года

Педагогические работники

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению

В течение учебного года

Заведующая библиотекой

Чусовитина О.Н.

зав. библиотекой

Работа с родителями

Проведение родительских собраний:

- для учащихся 5-9 классов

«Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

Апрель

Родители учащихся

5-8 классов

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Участие в школьном месячнике профориентации «Мой профессиональный выбор»

Апрель

Родители, учащиеся

5-11 классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Классные руководители

Городская выставка «Профессиональное образование»

Апрель

Учащиеся

8-10

классов,

педагоги ОУ родители

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Проведение родительских собраний: для учащихся 9-10 классов  

«Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе»

Октябрь

Родители, педагоги

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Организация индивидуальных консультаций для родителей по проблемам выбора профессии

В течение учебного года

Родители

Именных С.В.

педагог-психолог

Привлечение родителей к профориентационной работе в школе

В течение учебного года

Учащиеся

1-11

классов,

родители

Шабалина И.В.

учитель технологии

Подготовка рекомендаций родителям по вопросам выбора профессии

Август

Родители

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Организация и проведение мониторинга эффективности профориентационной работы

Август

Выпускники

9,11 класса

Казанцева Е.С.

директор МАОУ СОШ №4

Липина Т.В.

зам. директора по УВР

Работа с учащимися

«Люди всякие нужны, люди всякие важны», профориентационная встреча с подростками

Май

Учащиеся

9 классов

Классные руководители

Программа «Выбери свой путь»

В течение учебного года

Учащиеся

10 класса

Шабалина И.В.

учитель технологии

Экскурсия в ЭКСПО – центр

Январь

Учащиеся

5-11 классов

Кузьмина О.А.

педагог-организатор

Экскурсия на предприятия Сухоложского района

В течение учебного года

Учащиеся

6-11 классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Познавательная программа «Славные люди России»

Январь-май

Учащиеся

1-11 классов

Классные руководители

«Молодежная биржа труда» организация летних трудовых и социальных практик

Апрель-май

Учащиеся

8-10 классов

Федонова Е.Л.

социальный педагог

Шабалина И.В.

учитель технологии

Храмцов А.Г.

учитель технологии

«Типичные ошибки» беседа при выборе профессии

Сентябрь

Учащиеся

1-11 классов

родители

Именных С.В.

педагог-психолог

«Новые специальности» беседа

Октябрь

Учащиеся

1-11 классов

родители

Шабалина И.В.

учитель технологии

«Ярмарка вакансий» деловая игра для старшеклассников

Апрель

Учащиеся

9-11 классов

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Посещение  Дней открытых дверей для учащихся, ориентированных на получение рабочих специальностей в учреждениях начального и среднего профессионального образования, расположенных на территории го Сухой Лог

В течение учебного года

Учащиеся

8-11 классов

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Классные руководители

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с их профессиональными интересами

В течение учебного года

Учащиеся

1-11 классов

родители

Классные руководители

Организация работы элективных курсов (7-11 классы) по подготовке детей к выбору профессии

В течение учебного года

Учащиеся

7-11 классов

Вагина Е.М.

зам. директора по УВР

Организация и проведение системы мероприятий по  ранней профориентации учащихся

В течение года

Учащиеся

5-8 классов

Классные руководители

Классные часы:

  • Классный час «Я бы в повары пошел, пусть меня научат» для учащихся 2-3 классов;
  • «Кем быть?» для учащихся 1-4 классов;
  • «Поговорим о профессиях» для учащихся 5-8 классов;
  • «Правильный выбор профессии – основа успешной жизни» для учащихся 9-11 классов

В течение

учебного года

Учащиеся

1-10 классов

Классные руководители

Шабалина И.В.

учитель технологии

Викторина «Все профессии нужны, все профессии важны»

Ноябрь

Учащиеся

4-х классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Мастер-класс  «Искусство складывать салфетки как элемент оформления праздничного стола»

Декабрь

Учащиеся 10-11

классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Конкурс презентаций «Профессии 21 века»

Март

Учащиеся

9-11 классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Организация элективного курса

«Твоя профессиональная карьера»

В течение

учебного года

Учащиеся

9 класса

Шабалина И.В.

учитель технологии

Организация работы старшеклассников-волонтеров профориентаторов

В течение учебного года

Учащиеся

8-11 классов

Попова Ю.С.

учитель МХК

Составление и корректировка индивидуального учебного плана старшеклассника

В течение учебного года

Учащиеся 10-11

классов

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Классные руководители

Работа с портфолио учащегося

В течение уч. года

Учащиеся

1-10 классов

Классные руководители

Защита проектов «Мои жизненные планы, перспективы и возможности»

В течение учебного года

Учащиеся

8-11 классов

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии Храмцов А.Г.

учитель технологии

Консультации по вопросам профессиональной ориентации учащихся и выпускников

В течение

учебного года

Учащиеся

5-10 классов

Именных С.В.

педагог-психолог

Конкурсы рисунков «Все работы хороши»

Февраль-март

Учащиеся

1-8 классов

Классные руководители

Трудовая родословная моей семьи

В течение учебного года

Учащиеся

1-10 классов

Классные руководители

Провести конкурсы «Юные модельеры», «Юные кулинары»,  т.д.

Апрель

Учащиеся

1-10 классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Конкурс семейных сочинений «Профессии нашей семьи»

Январь-март

Учащиеся

1-10 классов

Учителя-словесники

Классные руководители

Банк «В помощь профессиональной ориентации»

В течение

учебного года

Учащиеся

5-10 классов

Липина Т.В.

зам. директора по УВР Шабалина И.В.

учитель технологии

Чусовитина О.Н.

зав. библиотекой

Цикловая выставка книг в библиотеке «Мир профессий»

В течение

учебного года

Учащиеся

6-10 классов

Чусовитина О.Н.

зав. библиотекой

«Твое место в жизни», классный час по профориентации

Март

Учащиеся

9 классов

Классные руководители

Чусовитина О.Н.

зав. библиотекой

Организация работы кружков на базе школьных мастерских. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

В течение

учебного года

Учащиеся

5-10 классов

Шабалина И.В.

учитель технологии

Храмцов А.Г.

учитель технологии

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования

В течение

учебного года

Учащиеся

5-10 классов

Учителя предметники

Организация и проведение мониторинга эффективности профориентационной работы

Июнь

Учащиеся

9 классов

Казанцева Е.С.

директор МАОУ СОШ №4

Липина Т.В.

зам. директора по УВР

10. Ресурсное обеспечение.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Министерством образования и науки  РФ приказ № 1897 от 17.12.2010 г.)
  2. Положение «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996. №1. М.: Юриспруденция, 2007.
  3. Барябина Е. Н. Проблема социализации выпускников // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия / Е. Н. Барябина. Саратов, 2007.
  4. Буянас Т. М. Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности / Т. М. Буянас // Вестник Московского университета. 2010. №2.
  5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. М.: Просвещение, 2007.
  6. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования / Ф. С. Исмагилова. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009.
  7. Иоваша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Иоваша. М.: Педагогика, 2006.
  8. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни / В. Клайн. М.: Прогресс, 2010.
  9. Климантова Г. И. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как стратегия семейной политики России / Г. И. Климантова // Духовно-нравственное воспитание молодёжи: семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса «Российская семья». М.: РГСУ, 2009.
  10. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М.: Сфера, 2006..
  11. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д. А. Леонтьев, Е. Б. Шелобанова // Вопросы психологии. 2006. №1
  12. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006.
  13. Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы / Сост. И. В. Кузнецова. Ярославль.: Ярославкнига, 2007.
  14. Психология профессиональной подготовки / ред Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006.
  15. Пряжников Н.С. Профориентация: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2007.
  16. Резапкина Г. В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учеб.-метод. пособие. / Г. В. Резапкина. М.: Генезис, 2009.
  17. Савина М. С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. / М. С. Савина, П. С. Пряжников. М.: Сфера, 2010.
  18. Федоришин Б. А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися / Б. А. Федоришин. Киев: Киевский институт усовершенствования учителей, 2006.
  19. Чернявская А. Л. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. Л. Чернявская. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС/
  20. Чистякова Н. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению на различных возрастных этапах / Н. Чистякова, А. Журкина. М.: Сфера, 2007.
  21. Ясюкова Л. А. Психологическое сопровождение становления профессионала / Л. А. Ясюкова // Довузовское образование на современном этапе. Сб. научных трудов. СПб: Питер, 2006.
  22.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...