Самоанализ и самооценка учителя
статья на тему

        Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_i_samootsenka_uchitelya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ

 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Если учитель имеет только любовь к делу,

 он будет хороший учитель.

Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать,

он будет лучше того учителя, который прочёл все книги,

но не имеет любви ни к делу,  ни к ученикам.

Если же учитель соединяет в себе любовь

и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

        Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

 - правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

 - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

 - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

 - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

 

          Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА.

 

1. Характеристика класса:

 - межличностные отношения;

 - недостатки биологического и психического развития;

 - недостатки подготовленности класса.

 

2. Место урока в изучаемой теме:

 - характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4. Характеристика плана урока:

 - содержание учебного материала;

 - методы обучения;

 - приёмы обучения;

 - формы организации познавательной деятельности.

 

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 - разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 

6. Структурный аспект самоанализа урока:

 - анализ каждого элемента урока;

 - его вклад в достижение результата;

 - доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 

7. Функциональный аспект:

 - насколько структура урока соответствовала общей цели;

 - соответствие возможностям класса;

 - анализ стиля отношений учителя и учащихся;

 - влияние на конечный результат урока.

 

8. Аспект оценки конечного результата урока:

 - формирование универсальных учебных действий на уроке;

 - определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 - причины разрыва;

 - выводы и самооценка.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

САМОАНАЛИЗУ УРОКА

 

            I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

 - умение детей работать в парах;

 - умение детей работать в малых группах;

 - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

 - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 

2. Общая характеристика общения.

 

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

 

1. Реальность цели урока.

 

2. Каким образом организовать работу на уроке?

 

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

 

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

 

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

 

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

 

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

 

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

 

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

 

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

 

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

 

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

 

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

 

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

 

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

 

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

 

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

 

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

 

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

 

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

 

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

 

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

 

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

 

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

 

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

 

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Самоанализ урока русского языка.

Тема урока:  Повторение и обобщение изученного о местоимении. 

Цели урока:

образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;

развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

оборудование: презентация, раздаточный материал.

На уроке использовались такие виды работ:

Группировка, классификация, анализ, наблюдение, самоанализ.

  1. Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат; актуализация знаний: постановка проблемы, подводящая к теме и цели урока, закрепление изученного: организация учебного действия по составлению алгоритма действий, закрепление изученного: самостоятельная работа по вариантам, с последующей проверкой по эталону; поведение итогов, рефлексия) была рациональна для решения задач.
  1. Было выбрано такое сочетание методов обучения как:
  • практический: выполнение упражнений;
  • объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);
  • репродуктивный: повторение изученных сведений;
  • частично-поисковый: работа со схемами и предложениями;
  • проблемный (проблемная ситуация).
  1. Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

индивидуальная и групповая, работа в парах, самостоятельная работа по вариантам, коллективная работа.

Форму организации занятия я выбрала не случайно, т.к. детям пришлось что-то преодолевать, искать пути выхода из трудной ситуации, нужно отметить, что в классе дети разного уровня подготовленности, есть и слабые.

Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности.

Так как по типу урок – обобщение, была выбрана такая структура:

1 этап – введение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами.

2 этап – постановка целей урока, актуализация знаний, определение формы организации деятельности

3 этап – решение учебных задач: предлагались задания разного уровня сложности (От простого к сложному)

  • 1 задание – узнавание и определение лексического значения.
  • 2 задание – наблюдение и классификация по признаку

3 задание – поиск информации

Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.

4 этап – рефлексия.

В дискуссии определили результаты урока, актуальность работы в паре, группах, проанализировали психологический климат урока.

На уроке использовались следующие методы:

  • Рецептивный метод (аудиовизуальный)
  • Исследовательский метод
  • Эвристический метод,

Методы выбраны не случайно, т.к. их использование помогло мне проверить знания не только на уровне усвоения, но и на уровне применения правила.т.е. те методы, которые развивали мыслительные процессы

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности.

На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие варианты:

если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения;

если время останется, будут использованы дополнительные упражнения.

В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как

  • Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
  • умение работать в микрогруппе для достижения поставленной цели,
  • личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

     Деятельность ученика, т.е. совершенствование способов деятельности была на уроке ведущей, поэтому считаю, что удалось создать деятельную среду.

Созданию мотивационной среды способствовало необычное начало, которое побуждало к действию, у ребят на протяжении всего урока наблюдалось желание преодолеть трудности.

Положительная психологическая среда на уроке создавалась посредствами интересных, нестандартных творческих элементов урока , обращения к личности ребёнка, посредствами сотрудничества и взаимопомощи не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителя. Часто звучали слова «вместе», «помощь», «дружба» и др.

На уроке использовалась традиционная технология, но всё-таки я сумела использовать элементы развития.

Поставленных целей на уроке добилась: дети обобщили знания по теме «Местоимение», развивали память, внимание; совершенствовали мыслительные операции, получали эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем и сотрудничали, преодолели трудности в паре.

Недостатки, выявленные по итогам проведенного урока:

1.Не  все задания успели выполнить.

2. Не всегда в своей работе использовалось личностное обращение к учащимся.

3. Приходилось прерывать просмотр работы с презентацией, основываясь на здоровьесберегающие технологии.                            

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

 

Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

 

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

 

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

 

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

 

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

 

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

 

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ и самооценка - путь к развитию личности ученика

Из опыта работы . Приемы и методы учителя по формированию самооценки у учащихся....

Использование навыков самоанализа и самооценки как условие успешной подготовки к ЕГЭ

Эта статья появилась в результате желания поделиться своим опытом работы по преодолению серьезных задач, которые  стоят перед учащимися и педагогами при...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

На основании какогообразовательногостандарта Вы реализуете образовательную программу (отметить нужное)– Образовательный стандарт основного, среднегообщего образования 2004г. – ФГОС основного обще...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Самоанализ и самооценка имеющегося уровня професс...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

        В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, ин...