Труд и творчество в традиционной культуре
методическая разработка на тему

Рассказов Виталий Владимирович

Труд и творчество в традиционной культуре.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Тема: Труд и творчество в традиционной культуре.  

   Данное занятие включено в цикл занятий, проводимых на открытом воздухе (экскурсия, поход и др.). Группа  детей, сопровождаемая педагогом, проводит время на природе, с частотой не реже одного раза в месяц. Занятия  могут быть приурочены к календарному празднику или носить независимый характер. Целью, которую преследует педагог, вводя такую форму работы, является приобщение ребёнка к своей культуре, природе своего края, формирование патриотического чувства к родине, развитие творческих способностей.

  Цель: формирование интереса и знаний детей о традиционной культуре, природе родного края, развитие умений и навыков в области декоративно – прикладного искусства, приобщение к некоторым видам народного творчества.

  Задачи: Образовательные

                 - знакомство  фактами из жизни человека в традиционной культуре;

                 - знакомство с особенностями и условиями природной среды;

                 - формирование знаний о некоторых видах народного декоративно – прикладного искусства и умения работы с различными материалами (природный материал);

                   Развивающие              

                  - развитие творческих способностей ребёнка (работа с различными видами материала, формирование эстетического вкуса);

                   Воспитательные  

                  - развитие коммуникативных навыков;

                  - умение работать в нестандартных ситуациях.

   Данная форма работы включает в себя несколько видов деятельности:  поход, экскурсия, игра и занятие ремеслом, декоративно – прикладным искусством. Возраст детей 12 – 14 лет (5 класс). Занятие длится 45 – 50 минут с перерывами 5 – 7 минут. Педагог занимается с детьми, используя различные педагогические приёмы, такие как беседа, рассказ, демонстрация, возможна дискуссия и др. Деятельность учащихся направлена на освоение некоторых форм декоративно – прикладного искусства, песенного фольклора, устного народного творчества.

    Содержание и ход занятия:

   Время проведения занятия конец сентября – начало октября. За несколько дней до похода педагог сообщает воспитанникам о предстоящем занятии, к нему предлагается подготовиться следующим образом: одеться соответствующе, т.е. по погоде, подготовить рабочий материал (мочальную кисть, несколько цветов ниток). Педагог заранее дает домашнее задание, предваряя новую тему. Два человека из класса готовят сообщения на следующие темы: семейный быт крестьянина в традиционной культуре; роль хозяйки дома в традиционной культуре. В назначенное время дети собираются, и педагог проводит организационные работы, инструктаж по поведению, здесь говорится о том, чем будут сегодня заниматься дети ( прогулка по осеннему парку, изготовление куклы). После этого дети выходят, возглавляемые педагогом. Место проведения выбирается заранее, это может быть парк, где есть беседки или просто лавочки.

   Прибыв на место, организатор рассказывает о ходе занятия.

  Примерное содержание: учитель:  закончилось лето, наступила осень (здесь нужно обратить внимание на красоту осеннего леса), а за ней придёт зима, для крестьянской семьи это время зимних работ. Раньше семьи были большими: мама, папа, бабушка, дедушка, а детки мал, мала и того меньше. И у каждого было свое занятие, каждый знал свою работу. Здесь ученик читает свое сообщение (быт крестьянской семьи, чем занимались земледельцы (в связи с годовым циклом), какую роль играли члены семьи, какую работу выполнял хозяин дома и его обитатели). Когда сообщение закончилось, учитель подводит итоги, задавая вопросы слушателям: Какой была семья в традиционной культуре? От чего зависело их времяпровождение? (от календаря) Что вы узнали об обязанностях членов семьи? (каждый знал свою работу). Учитель: теперь вы знаете, что в семье каждый знал свое занятие. Огромная работа ложилась на плечи хозяйки, она была хранительницей домашнего очага, воспитывала детей и занималась домашними хлопотами. Здесь зачитывается второе сообщение (акцент делается на зимние работы, т.е. обработка льна, прядение, шитье). После сообщения учитель задает вопросы: Что вы узнали о занятиях хозяйки? Какую работу она выполняла в зимнее время? (изготовление одежды). Учитель: сегодня мы узнали, что нелегко приходилось хозяюшке, работы было много, поэтому женщины изготавливали себе в помощницы куклу «Многоручку » (показать готовую куклу и спросить у детей их предположения о том, что это такое: Как вы думаете, почему у этой куклы много рук? (потому что много работы).

   Затем, предлагается сделать такую куклу самостоятельно. Учитель: Хотите ли вы, чтобы такая кукла помогала вашей маме, бабушке, чтобы им легче было справляться с домашними делами? Чтобы такая кукла помогала нам на занятиях делать интересную работу? (да). Педагог объясняет, как это сделать, если требуется, оказывает помощь, в это время можно рассказывать о значении её ручек, разных цветов и т.д.;

    После окончания работы нужно оценить результаты. Здесь можно сделать небольшую перемену (3 – 5 минут). После перемены  предлагается сыграть в игру «Как у тётушки» (выбирается человек, играющий роль тётушки, кукла может «участвовать» в игре, она будет помогать выполнять работу, которую даёт тётушка.). Объяснить правила игры, разучить песенку.                                  

   После игры дети несколько минут приходят в себя, затем педагог проводит небольшую беседу, выслушивая мнения, проверяет, насколько усвоен материал, подводит итоги. (Вам понравилось гулять по парку? Хотели бы ещё прийти сюда? У нас получились красивые куклы? Кому вы её подарите?)

  Занятие, проводимое таким образом, способствует усвоению материала в игровой форме, работа на свежем воздухе поддерживает здоровье детей, а смена форм деятельности благотворно сказывается на познавательных и развивающих процессах.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Праздник Пасха в традиционной культуре русского народа".

Методическая разработка мероприятия, дающего детям  возможность познакомиться с традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, спообствует развитию творческих способностей, даёт детям навыки о...

Программа "Русская традиционная культура"

Пояснительная записка. Каждый народ имеет свою неповторимую национальную культуру. На протяжении тысячелетий из поколения в поколение люди хранили веками накопленные знания, передавая их через уст...

Всероссийский Фестиваль Русской Традиционной Культуры СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

А Вы знаете, что в двух километрах от города Мышкин ежегодно проходит Фестиваль "Семейный круг"?http://www.krug7i.ru/Вот и мы заглянули туда в июле в этм году. Темой фестиваля в этом году стала "Игра"...

Необходимость популяризации традиционной культуры в подростковой среде

Необходимость популяризации традиционной культуры в подростковой среде...

Особенности обучения народному танцу как неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии.  Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребен...

"Формирование национального патриотического мировоззрения через пропаганду традиционной культуры России."

 За последнее время в мире значительно усилились националистические настроения, направленные против России, в некоторых странах возрождаются и набирают политический вес неонацистские орган...

традиционная культура тувинцев в контексте с культурой соседних народов

Тип занятия: занятие развивающего контроляЦель: ознакомление с корнями народной мудрости, с традиционной культурой...