Создание правового пространства школьника
материал на тему

 Нефедова Анастасия Евгеньевна

Создание правового пространства школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_pravovogo_prostranstva_shkolnika.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Создание правового пространства школьника

        Современное правовое демократическое общество должно строиться на активном и сознательном исполнении всеми гражданами социальных норм, норм права  и нравственного поведения.

Можно много говорить о роли общества и социума в формировании гражданской позиции детей, но первые понятия права закладываются в прежде всего в семье, где ребенок учится понимать границы дозволенного и запретного. Именно родители должны являться для ребенка той основной моделью поведения, тем стержнем который направляет и поддерживает их на протяжении всей жизни.

       Другим стержнем должна  для ребенка являться школа, где он получает определенные правовые знания, нормы поведения, где формируется его жизненная позиция. Именно в школе ребенок проходит следующий этап социализации, на мой взгляд самый главный. И здесь отношения между ребенком и педагогом должны строиться в атмосфере взаимоуважения, принятия ребенка таким, какой он есть. Необходимо понимать что ребенок не когда-нибудь, не завтра, а уже сегодня человек. Воспитание должно рассматриваться как  процесс постепенного познания ребёнка и развитие его врожденных способностей. Отсюда главные функции воспитательной деятельности – помощь ребенку и его поддержка. 

     Ребенок должен видеть что его права и свободы признаются взрослыми. Одним из главных  критериев эффективного воспитания является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки. Педагог должен содействовать развитию ребенка как физически так и психически, умению объективно себя оценивать, выражать свои мысли и убеждения. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

     Мир детей всегда ориентирован на мир взрослых. Взрослый человек задает круг деятельности ребенка, приобщает его к социуму. В деятельности, которую ребенок осуществляет совместно со взрослыми, он приобретает “деятельностное поле”. Важнейшая роль педагога в пространстве детства – роль посредника между детьми и социумом. Деятельность педагога должна смягчать  удары социума, помогать ребенку в процессе адаптации  к социуму.

     Эффективное правовое воспитание невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами права, без создания в школе правового пространства. Создание правового пространства в школе представляет собой не просто неотъемлемый компонент системы правового воспитания, но тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру участников образовательного процесса. Создание в школе правового пространства позволяет не только защищать конкретного ребенка, но и формировать у него социально значимые качества, необходимые ему в будущем для умения защищать свои права, быть законопослушным и проявлять правовую активность в необходимых ситуациях. Человек существо общественное и вне общества он существовать не может. Но жизнь в обществе обязывает человека подчиняться правилам и нормам поведения  выработанными этим обществом. Среди множества таких правил первостепенное значение имеют правила,  регулирующие самые важные стороны нашей жизни: власть, управление государством, труд, безопасность людей и т.д.  Эти правила обязательны для выполнения, нарушая  нормы  права  человек причиняет другим людям большой вред и при этом может понести суровые наказания.

        В детях 7-12 лет необходимо формировать активную гражданскую позицию. Именно в этом возрасте у ребенка необходимо развивать такие качества личности как коллективизм, гражданскую активность, толерантность. В школе ребёнок общается, учится жить в коллективе, учится соблюдать правила поведения.

 В 12-14 лет, т.е. в 6-7-х классах, ребёнок ищет своё место в коллективе и в обществе. Он учится саморегуляции, стремится проявить себя. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. В этом возрасте ребенок особенно любознателен, активен и если организовать в школе на базе дополнительного образования различные кружки и клубы по интересам, например полит клуб, правовой клуб, то можно в нестандартной форме приобщит ребенка к  правовой культуре  и тем ценностям, на которых она основывается.

На ступени старшего  звена, необходимо более глубокое изучение "Права". Являясь важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, оно обеспечивает возможность правовой социализации подростков. Правовое просвещение и образование  развивает у учащихся гражданско-правовую активности, ответственность, грамотность, весь набор навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения учащимися основных социальных ролей в дальнейшей жизни: гражданина, избирателя, члена семьи, собственника,  потребителя, работника.  

 Главная функция права – «улаживать существующие в обществе конфликты, смягчать напряженность, устанавливать правила игры». Именно этому и нужно учить детей. Необходимо помочь ребёнку увидеть свою ценность, научиться уважать себя и окружающих, показать мирный путь решения конфликтов, научиться договариваться. Важно сформировать правовое пространство в классе, в школе и научить детей существовать в этом пространстве. 

         Особенностью обучения детей должно быть то, что ребята должны  знакомиться   с социально правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания правового просвещения на житейские повседневные проблемы. Проблемы  касающиеся широких слоев населения  России и, в частности, самих учащихся, Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых отношений. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию,  поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель создания правового пространства школьников заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию правовой культуры школьников – граждан Российской Федерации – на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, заинтересовать учащихся в поиске необходимой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе

Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.

          Подготовка  социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии вот основная задача создания правового пространства. Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.

  Главная задача школы заключается в том, чтобы обучающийся при выходе из общеобразовательного учреждения знал и умел защищать свои права, мог использовать возможности правовой системы государства, а также соблюдал права и законные интересы других людей. Именно на решение этой задачи и должно быть направленно создание правового пространства школьника. 

Библиография:

1. Барциц И. Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития//Ежегодник российского права. М., 2000

Защита прав ребенка в современной России. - М.: Издательство: Институт государства и права РАН. - 2004

2.  Колобова В. Права ребенка в современной России// Русская мысль, 1998. 10-16 декабря, № 42-49

Коробова С.Р. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов / С.Р. Коробова. - М.: Издательство: Виктория-плюс, 2003.

3. Тубельский А.Н. . – Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие : М. – МИРОС. – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное правовое пространство

Обобщение опыта формирования  правового пространства в школе. Приоритетные направления расширения школьного правового пространства: наведение порядка, расширение прав детей на образование, о...

Нравственно-правовое образование как средство формирования нравственно-правовой компетентности школьника

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления...

Деловая игра "Школа - правовое пространство"

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе...

Статья "Электронные информационно-правовые системы и их роль в правовом воспитании школьников"

Статья рассказывает об успешном опыте использования электронных информационно-правовых систем в правовом воспитании школьников и профилактике правонарушений несовершеннолетними....

Создание правового пространства школьника

Создание правового пространства школьника....