Курсовая работа по специальности 050.720.65-физическая культура "Оздоровительное направление занятий по плаванию с женщинами зрелого возраста"
материал на тему

ГРИГОРЬЕВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВЛИЯНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_grigoreva_.docx96.09 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГБОУ ВПО «САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики

Кафедра физической культуры и спорта

Григорьева Ирина Юрьевна

Оздоровительное направление занятий по плаванию

 с женщинами зрелого возраста

Курсовая  работа

По специальности 050.720.65-физическая культура

«Допущен к защите»

Зав. кафедрой ФКиС

к.п.н., доцент

        М.А. Романова

«____        » ________        2014 г.

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

П. Н. Пасюков

Подпись:        

г. Южно-Сахалинск

2014

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………3-5.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВЛИЯНИЯ ПЛАВАНИЯ НА ОРГАНИЗМ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….6-22

  1. Возрастные особенности физического развития  женщин зрелого возраста 35-50 лет ...........…………………………………………………………………6-10
  2. Плавание и его влияние на организм женщин зрелого возраста……11-16
  3. Организация и проведение оздоровительных занятий с  женщинами зрелого возраста по плаванию………………………………………………....17-22

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ…23-26

2.1 Задачи исследования……………. …………………………………………23-25

2.2 Методы исследования………..………………………………………………...26

2.3 Организация исследования………….…………………………………………26

ГЛАВА III.  ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ  ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………27

  1. Характеристика экспериментальной группы по плаванию женщин зрелого возраста……………………………………………………...27-33

3.2 Результаты исследования и их обсуждение ………………………………34-43

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..44-45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………46-50

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ.

 Вопрос о вечной молодости уже на протяжении тысячелетий будоражит умы человечества. Он интересует особенно  женщин зрелого возраста - независимо от  возраста и социального статуса, мы все  хотим долго жить.

Вопрос о продлении молодости в большей мере интересует жителей больших городов, это совсем не удивительно - именно на их моральное и физическое состояние огромный город оказывает особое негативное влияние. Нет, я не продаю красивые бутылочки с волшебным эликсиром молодости … Я реалистка! Я просто приглашаю Вас – учится плавать! 

Впервые встречая дам, приходящих в спортивно-оздоровительный комплекс  при оформлении пропуска на обучение плаванию  и заполняя графу - год рождения - ловлю себя на мысли - боже, неужели этой усталой и измотанной женщине всего(!) тридцать пять лет. Что нужно было сделать с собою, чтобы довести себя до такого состояния? Не отрицаю, что иногда бывают и обратные ситуации, но это скорее исключение, чем правило.

Итак, перед нами огромная проблема и имя ей - "преждевременная старость". Эти слова звучат, как приговор для женщин.  Они,  усиленно и, к сожалению, порой, не по своей воле, занимаются вопросами выживания в большом городе. Находя время для детей, мужа, руководства на работе, друзей, домашних забот, но только не для себя  -  перед собой и подругами они виновато оправдываются. Сейчас нет денег, кризис на дворе, успею - в итоге незамедлительная расплата за эти оправдания - потерянная красота, утраченная молодость, расшатанная нервная система, усталость в глазах, и что самое страшное – усталость в душе. Как это ни парадоксально, но некоторым проще купить себе новое пальто к сезону, чем подарить себе – второе дыхание и новую жизнь! 

         Итак, доведя себя до такого состояния, человек рано или поздно начинает искать выход из сложившейся ситуации. Вариантов решения проблемы на первый взгляд много. Некоторые из способов активно предлагаются нашими СМИ, они,  может быть,  и действуют - правда, сразу возникает вопрос - как долго? Многие,  из которых, просто-напросто, являются самообманом.

Согласитесь, вышеописанная картина совсем не радует. В свою очередь, многие из вас скажут - мы всё это знаем о себе и без Вас. Найдутся и те, кто попробует меня тут же упрекнуть в том, что я пытаюсь надавить на ваши больные точки, тем самым стимулируя продажу своих услуг для самообогащения. А я тут же возражу вам и скажу - Обогатимся мы с Вами вместе! Наш  спортивно-оздоровительный комплекс «Дельфин» по обучению плаванию взрослых - поможет вам обрести вашу мечту - поплыть! Также, мы поможем вам продлить вашу биологическую молодость - (как мы это делаем уже много лет). Неужели обретение мечты имеет какие-то эквиваленты.

Чтобы научиться плавать, требуется не так уж много. Главное – захотеть, Учиться плавать ни когда не поздно. Если у вас есть искреннее желание уметь плавать красиво и быстро, вы обязательно достигнете этого, не заставляйте себя приходить в бассейн и учиться чему-то, если вам это не нравится, важно  полюбить то, что вы делаете, и получать удовольствие от процесса.

Параметры исследования:

Объект: Организация  плавания  с женщинами зрелого возраста в группах здоровья.  

Предмет: Влияние занятий  плаванием  на изменение функциональной подготовки и физического состояния женщин зрелого возраста.

Цель: Разработать и обосновать эффективность занятий оздоровительной направленности  при обучении плаванию  женщин зрелого возраста.

Задачи: 

  1. Дать теоретический анализ оздоровительной направленности  при обучении плаванию  женщин зрелого возраста в научно – педагогической литературе;
  2. Выявить и применить в практике работы наиболее эффективные  методы и приемы оздоровительной направленности  при обучении плаванию  женщин зрелого возраста;
  3. Обосновать эффективность оздоровительной направленности  при обучении плаванию женщин зрелого возраста.

Гипотеза: Предполагаем, что  оздоровительная направленность   на занятиях плаванием женщин зрелого возраста  будет проходить наиболее успешно, при соблюдении следующих условий:

  • использование разнообразных форм обучения;
  • учет психологических и психофизических особенностей женщин;
  • создания комфортных условий для занятий.

Новизна: дан теоретический анализ проблеме влияния  плавания   женщин зрелого возраста на оздоровление организма,  прописано оздоровительное влияние   плавания на физическое развитие,  отражена взаимосвязь физкультурно-оздоровительной работы.

Практическая значимость: Результаты,  проведенного исследования могут применяться специалистами в сфере оздоровительного плавания, как методического  пособия  при подборе физических нагрузок для занимающихся различного возраста, определенного уровня физического развития и состояния здоровья.

Структура работы: Работа выполнена в объеме 50 страниц компьютерного текста. Включает в себя  3 главы, заключение. В работе использовано 60 литературных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ  ПО ПЛАВАНИЮ НА ОРГАНИЗМ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА.

  1.  Возрастные  особенности физического развития женщин  зрелого  возраста.

В период развития организма от рождения до взрослого состояния возможности функциональных систем увеличиваются, и достигают пиковых значений в 20-25лет. Период с 25 до 35 лет характеризуется наиболее стабильным состояниям возможностей различных функций организма. Но после 35 лет происходит неуклонное снижение возможностей организма и к 50 годам такие физиологические качества, как работоспособность, максимальные возможности кровообращения и дыхания уменьшаются до 70 и даже до 50% тех значений, которые были у того человека 25-35 лет, даже если он оставался все время здоровым.

Существует неоспоримая связь между темпом старения, продолжительностью жизни и интенсивностью обменных процессов. Доказана основополагающая роль занятий физическими упражнениями и связанной с ними интенсификации энергетического метаболизма в средней продолжительности жизни организма. Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависит от двух механизмов, закрепленных в эволюции (адаптационная регуляторная теория старения). В настоящее время большинство специалистов, один из которых Н. А. Фомин, [54] считают, что адекватная функциональная нагрузка для органов и систем стареющего организма путем занятий физической культурой, спортом, туризмом, плаванием не только препятствует процессам преждевременной старости, но и приводит к функциональной способности стареющего организма.

Геронтологи считают, что процесс преждевременного старения развивается, как правило, между 35 и 50 годами. Ну, а признаки его известны. Кожа постепенно теряет эластичность и становится все более сухой, собирается в морщины и складки, число которых непрерывно увеличивается. Мышцы лица и шеи теряют упругость, делаются дряблыми. Изменяется осанка - появляется сутулость, боль в пояснице, затруднение при ходьбе, приседание, наклон.

По данным А. Г. Рубцова [43] у стареющего человека мышцы, не получающие необходимой нагрузки, сморщиваются, уменьшаются в объеме, делаются дряблыми, амплитуда движений в суставах резко уменьшается. Снижается выработка гормонов. Слабеющий организм все больше страдает от болезней.

Еще более серьезный процесс старения идет внутри тела. У лиц, не имеющих постоянной физической нагрузки, сердце работает на пониженном режиме и все слабее перекачивает кровь; соответственно кровеносные сосуды из-за того, что по ним протекает небольшое количество крови, постепенно сужаются, теряют эластичность. Дыхание становится поверхностным, ткань легких теряет способность сокращаться. Самые неприятные изменения с возрастом происходят в головном мозге человека. Механизм старения головного мозга наука объясняет тем, что в связи с ухудшением работы сердца и кровеносных сосудов в мозг поступает все меньше и меньше крови, а следовательно, кислорода и питательных веществ. Это ведет к ослаблению, а затем и постепенной гибели клеток. Особенно чувствительна к недостатку кислорода область головного мозга, связана с запоминанием. Не так уже редко можно встретить людей даже среднего возраста, у которых начинает ухудшаться память.

В основе физиологии упражнений лежат анатомия и физиология. Анатомия изучает структуру и форму, или морфологию, организма. Она дает представление о строении различных частей тела и их взаимовоздействия. Физиология изучает функции организма: как работают системы органов, тканей, клеток, а также как интегрируются их функции с тем, чтобы регулировать среду организма. Поскольку физиология характеризует функции структур, нецелесообразно начинать ее изучение, не имея представления об анатомии.

Физиология упражнений изучает изменения структур и функций организма под воздействием срочных и долговременных физических нагрузок. Спортивная физиология применяет концепции физиологии упражнений в процессе подготовки спортсменов, а также для улучшения их спортивной деятельности. Таким образом, И. С. Краснов [29] утверждает, что спортивная физиология является производной физиологии упражнений.

Физиология упражнений развивалась на базе материнской дисциплины физиологии. Она изучает физиологическую адаптацию организма к стрессу срочной нагрузки при выполнении упражнения или занятий физической деятельностью и хроническому стрессу долговременной нагрузки при физической тренировке. Спортивная физиология выделилась из физиологии упражнений. Она использует данные физиологии упражнений для решения проблем спорта.

Благодаря исследованиям в области физиологии упражнений мы имеем четкое представление о том, как наш организм получает энергию из продуктов питания, необходимую нашим мышцам, чтобы начать и поддерживать движение. Мы знаем, что во время отдыха или при выполнении упражнения небольшой интенсивности главным источником энергии являются жиры и по мере увеличения интенсивности упражнения наш организм все больше использует углеводы до тех пор, пока не становятся главным источником энергии. При продолжительной нагрузке высокой интенсивности запасы углеводов в нашем организме значительно сокращаются, что приводит к их истощению.

Используя эту информацию И. Т. Осипов [35] понимает, что наш организм имеет ограниченные запасы углеводов для производства энергии, спортивная физиология отыскивает пути для того, чтобы увеличить способность организма накапливать углеводы (углеводная нагрузка);

Снизить интенсивность использования организмом углеводов во время мышечной деятельности (экономия углеводов);

Усовершенствовать рацион питания спортсменов до и во время соревнований, чтобы свести к минимуму риск истощения запасов углеводов.

Физиология спортивного питания, являющая подразделом спортивной физиологии, в настоящее время быстро развивается. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Физическая культура имеет два вида влияния на организм человека - общий и специальный. Общий эффект физической культуры заключается в расходе энергии, прямо пропорциональным длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям.

Специальный эффект физической культуры связан с повышением функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Он заключается в экономинизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей сердечнососудистой системы, физическая культура также является мощным профилактическим средством против сердечнососудистых заболеваний.

В. И. Дубровский [23] указывает, что активная физическая культура способна в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций организма. В любом возрасте с помощью занятий физической культурой можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости - показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Таким образом, оздоровительный эффект занятий физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечнососудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглецеридов в крови, уменьшение липопротеидов низкой плотности и увеличение липопротеидов высокой плотности, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Кроме того, регулярные занятия физической культуры позволяют в значительной степени затормозить развитие возрастных изменений физиологических изменений различных органов и систем. В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Занятия физической культуры положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствует развития дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.

1.2 Плавание и его влияние на организм женщин зрелого возраста

С глубокой древности известно, что плавание и физическая красота человека неразделима. Индийские философы были убеждены, что «десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи».

Находясь в воде, человек испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поскольку плотность воды в 769 раз больше плотности воздуха. Вода обладает высокой теплопроводимостью, что требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок.

Поэтому плавание является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже исправления начинающихся нарушений телосложения. Корригирующее действия плавания обеспечивается расслабление мышц, положением тела и симметричностью применяющихся движений. Всем хорошо известно, что правильная и красивая осанка положительно влияет на психику, на самочувствие.

Именно умение правильно держатся, и двигаться в значительной степени определяет внешний вид. Солнечная радиация, например, действуя на человека в открытом бассейне более 7 месяцев в году, стимулирует образование витамина D, под воздействием которого усиливаются процессы кальциевого и фосфорного обменов, что способствует правильному росту костей. Лица, занимающиеся плаванием, и в преклонном возрасте сохраняют высокую подвижность в суставах, стройность, избавляют себя от страданий, причиняемых возрастными изменениями в позвоночном столбе.

Ю. М. Данько[21] говорит о том, что оздоровительное действие физических упражнений в воде проявляются в любом возрасте. В более зрелом возрасте наиболее доступны изменениям поперечные размеры туловища. Сделать более широкими плечи, уменьшить оббьем талии и бедер не особенно сложно. Уже через 4 - 6 месяцев систематичной тренировки результаты благоприятных изменений становятся очевидными. Для  людей зрелого возраста оздоровительный эффект занятий плаванием проявляется выраженным улучшением самочувствиям, нормализацией сна, значительным повышением работоспособности. Н. С. Потёмкин [40] утверждает, плавание создает мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном положении или близком к нему. У пловцов прекрасно развиваются все группы мышц. Гармоничность развития обеспечивается равномерным распределением нагрузки на мышцы спины, ног и рук. Мышцы становятся сильными, очень работоспособными и в тоже время не гипертрофированными. Вот почему систематические занятия плаванием следует считать, прежде всего, условием оптимального, гармонического формирования пропорций тела, а затем уже средством коррекции их нарушений.

Занятия плаванием создают благоприятные условия для работы сердечно - сосудистой системы, поскольку в воде физические нагрузки происходят в антигравитационных условиях, при горизонтальном положении тела. Положительное влияние на работу сердца и сосудов оказывает также отсутствие статического напряжения. Ритмичные сокращения мышц в сочетании с глубоким дыханием усиливают приток венозной крови к сердцу. В этих условиях оно выталкивает кровь через артериальную систему к периферии по горизонтали, а не по вертикали как обычно, т.е. работает в облегченных условиях. Мышцы, сокращаясь, действуют, как насос, помогая выталкивать кровь по венозной системе к сердцу. Все это благотворно действует на органы кровообращения. У людей, занимающихся плаванием, сердце более выносливо. В покое оно сокращается не чаще 60-65 раз в минуту, каждое движение мощное. При таком ритме само сердце больше отдыхает, успевает обильно омывается кровью через сеть кровеносных сосудов, тем самым сохраняется в хорошем рабочем состоянии. О. В. Козырева [28] указывает на то что, тренированное сердце затрачивает меньше усилий на перекачивание крови и тем самым экономится значительная часть энергии сердечных сокращений. Что это дает? В среднем сердце человека сокращается 70 раз в минуту, значит, суточный пульс составляет около 100800 сокращений. Если в результате занятий плаванием частота сокращений сердца снизится до 65 в одну минуту, суточный пульс будет уже 93600. такая экономия за год ровна 2628 тысяч сокращений. Сердце пловца сэкономит энергетический потенциал, обеспечивающий ему работу в прежнем режиме чуть ли не на два года - 625 дней. Экономизация работы сердечно - сосудистой системы проявляется, не только в покое. При выполнении одинаковой мышечной работы у людей, занимающихся плаванием, по сравнению с нетренированными в меньшей степени повышаются частота сердечных сокращений, минутный оббьем крови, систолическое давление. Человек, который занимается плаванием, с тренированным сердцем, встретившись в жизни даже со значительными перегрузками, может преодолеть их, поскольку его сердце проталкивает в сосуды необходимое количество крови.

Учеными доказано, что систематическое занятие плаванием оказывают положительное влияние на состояние кровеносных сосудов: увеличивается их сократительная способность, эластичность и крепость, улучшается энергетический обмен веществ в стенках сосудов, обновляется их ткань. Тем самым предупреждается отложение на стенках сосудов холестерина. Установлено также, что у людей занимающихся плаванием, диаметр артерий, в том числе и венечных, увеличивается в 1,5 - 2 раза, также у людей нормализуется артериальное давление, оставаясь годами, десятилетиями такими же, каким оно было в 20-30 лет, и чаще всего составляет 16/10,7 кПа ( 120/80 мм рт.ст). плавание способствует активации периферического кровообращения, заставляя действовать вместе с основными сосудами и дополнительные, увеличивая тем самым капиллярное русло в работающих органах. Действующие коллатерали, не допуская нарушения, происходят и в системе дыхания, поскольку эти системы работают в тесной взаимосвязи, обеспечивая совместную доставку работающим органам кислорода и питательных веществ, а также удаления продуктов обмена.

Систематическое занятие плаванием положительно влияет на систему дыхания, заметно укрепляют и улучшают ее деятельность. Связано это, прежде всего с тем, что человек дышит в необычных условиях. Вдох и выдох он совершает, преодолевая сопротивление воды. Это способствует развитию дыхательных мышц, увеличению жизненной емкости легких, совершенствованию дыхательного ритма. В результате занятий плаванием вырабатывается совершенный тип дыхания. При плавании повышается эластичность легких, тренируются бронхи и альвеолы, увеличиваются размеры грудной клетки, соответственно растет оббьем легких. У лиц, занимающихся, плаванием, резервные возможности системы дыхания в 2 - 3 раза выше, чем у ведущих малоподвижный способ жизни.

В напряженном ритме современной жизни, когда мы стремимся получить оздоровительный эффект за кратчайшее время, плавание обнаруживает свои существенные преимущества.

Плавание в большой мере, чем все другие упражнения, оказывает разностороннее влияние на организм. Это связано с тем, что в работу включается много мышечных групп. Нагрузка падает не только на крупные мышцы ног, рук, туловища и шеи, но и на большое количество мелких мышц, что, в свою очередь стимулирует деятельность внутренних органов.

Следующей особенностью плавания является попеременное включения различных мышечных групп, происходящее в определенном ритме и строгой последовательности. Такое переключение деятельности мышечных групп обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других. Таким образом, включение дополнительной деятельности например, работы рук не увеличивается, а наоборот, значительно снижает энергетические затраты, напряжение функциональной деятельности систем кровообращения и дыхания.

Третьим важным преимуществом плавания является возможность дозировать нагрузку. Диапазон влияния плавания на организм огромен: от постепенного роста потребления кислорода и увеличения активности сердечно -сосудистой системы до реакции, превышающей обычный уровень деятельности органов дыхания и кровообращения в 8 - 10 раз.

Итак, совершенство биомеханической структуры плавания, доступность овладения его методикой, возможность легко дозировать нагрузку, благоприятный психологический эффект делают этот вид физических упражнений особенно ценным для людей среднего и пожилого возраста, желающих продлить свой активный век.

Перешагнув рубеж 40-45 лет, следует особенно осторожно регулировать тренировочную нагрузку, как на суше, так и в воде, следить за тем, чтобы она соответствовала функциональным возможностям организма.

Плавательную нагрузку дозируют по длительности и интенсивности, прежде всего по изменениям ЧСС. При этом следует учитывать, что с возрастом ЧСС при выполнении работы максимальной мощности снижается и уменьшается способность вырабатывать достаточно высокую частоту импульсов. По данным Н. В. Зимкина [25] частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста будет: в 40 лет - 182 в 1 мин, в 45 - 176, в 50 - 171, в 55 - 165, в 60 - 160, в 65 - 153, в 71 - 80 лет - 145 в 1 мин.

Тренировка при больших величинах ЧСС окажется малоэффективной, так как быстро приведет к утомлению и не будет достаточно длительной, чтобы в полной мере способствовать развитию функциональных способностей сердца. Для лиц старших возраста, страдающих нарушениями деятельности сердечно -сосудистой системы, тренировочные занятия при высоких показателях ЧСС могут привести к различным предпатологическим и патологическим состояниям.

ЧСС является высокоинформативным и легко доступным показателем. Задавая физическую нагрузку по пульсу, мы дозируем величину физиологических сдвигов, к которым должна привести тренировка.

Непременным условием оздоровительной плавательной тренировки является систематический самоконтроль. Оценка самочувствия по наиболее простым показателям состояния организма нужна для предупреждения возможных отклонений.

1.3  Организация и проведение занятий оздоровительным плаванием с женщинами зрелого возраста.

В настоящее время разработаны новые методики оздоровительного плавания с использованием различных нетрадиционных средств, музыкального сопровождения, которые получают все большую популярность среди женщин благодаря своей новизне, эффективности и разнообразию средств, предназначены только для неглубоких бассейнов, в чем составляет большой минус. При занятиях плаванием, С. М. Вайцеховский и А. И. Семенов [45,12], большую часть времени рекомендуют уделять тренировке при ЧСС 120- 140 в возрасте от 35 до 50 лет.

Предполагается, что использование комплексной методики оздоровительного плавания с использованием упражнений локального воздействия на отдельные мышечные группы, динамичных упражнений аэробного характера, плавательных упражнений с женщинами в условиях глубокого бассейна будет способствовать улучшению физического, функционального и психического состояния.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания населения конкретизируется в физкультурно-оздоровительных технологиях, которые в настоящее время интенсивно развиваются. Понятие физкультурно-оздоровительная технология объединяет процесс использования средств физического воспитания в оздоровительных целях и научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую основы методики построения физкультурно-оздоровительного процесса.

Методика занятий и обучения для лиц среднего  возраста преследует цель - снять усталость, поднять устойчивость организма против различных заболеваний, повысить работоспособность, овладеть новыми плавательными навыками, улучшить сон.

Организованным обучением плаванию в бассейнах страны охватывается небольшое количество людей  зрелого возраста. Поэтому А. В. Нагорный [34] говорит, что очень важно повысить эффективность процесса обучения плаванию, сократить затрачиваемое на него время. Одним из путей этого может быть обучение плаванию с использованием технических средств и средств срочной информации (приспособлений, устройств, тренажеров, установок), что имеет особенно большое значение для быстрого освоения способом плавания.

Е. Г. Мильнер [31] отмечает, что обучение плаванию населения происходит еще в очень продолжительные сроки: каждый период обучения составляет 9-10 месяцев: все это в свою очередь может привести к снижению пропускной способности бассейнов. В практике физического воспитания наряду со стандартным подходом к организации и построению обучения, физическим упражнениям широко применяется дифференцированный подход, который позволяет в наибольшей степени учитывать индивидуальные особенности занимающихся, указывает Л. П. Макаренко.

Для осуществления такого подхода инструктору по плаванию необходимо комплектовать группы, с учетом выявленных у занимающихся определенных, наиболее значимых для учебного процесса критериев. В их числе такие как: состояние здоровья. Индивидуальные особенности физического развития, показатели физической и спортивной подготовленности, мотивированные направленности на занятиях, а также нельзя обойтись без учета исходного уровня плавательной подготовленности

Методика проведения занятий оздоровительным плаванием с лицами среднего  возраста. Это использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

В качестве средств используются упражнения начального уровня обучения:

. Общеразвивающие и специальные упражнения в зале и в воде.

. Подготовительные упражнения по освоению водной среды.

. Всплывание.

. Лежание на воде (звездочкой).

. Скольжение.

. Учебные прыжки в воду.

. Игры в воде.

. Обучение всем видам плавания, включая самобытные способы.

Особенности: применение ускоренных (авторских) методик; групповые методы (3-4 малая; до 10 - средняя; более 15 - большая группа); учет индивидуальных особенностей.

Эффективность оздоровительных занятий зависит от используемых средств, методики их применения, структуры занятий и выбора оптимальных нагрузок.

Оптимальность нагрузки определяется продолжительностью занятий, интенсивностью и количеством занятий в неделю. Сложившаяся практика работы групп здоровья и результаты научных исследований определили структуру содержания педагогического процесса и особенности методики занятий.

А. Д. Викулов [14] рекомендует трех этапное построение педагогического процесса:

. Первый этап- 1-3 месяцы занятий. В этот период идет изучение контингента занимающихся, их возрастных и биологических особенностей, на выявление нарушений в состоянии здоровья и оценку прошлого двигательного опыта. Подбор упражнений на данном этапе обеспечивает постепенное вовлечение в работу всех систем организма, и занимающихся обучаются основным движениям.

. Второй этап - 4-6 месяцы занятий. На этом этапе продолжается работа по укреплению и совершенствованию функций нервно-мышечного аппарата, расширению функциональных возможностей системы дыхания и кровообращения, дальнейшему обучению движениям, развитию основных физических качеств, постепенному обучению новым двигательным навыкам.

. Третий этап - по истечении 6 месяцев занятий. В этот период решаются, в основном, задачи поддержания достигнутого уровня здоровья, самочувствия и тренированности организма, овладения новыми формами движений и навыков с более сложной координационной структурой, начинается работа по совершенствованию качества выносливости.

Основной формой проведения занятий в группах является урок. Согласно данным геронтологических исследований (замедленные процессы вхождения в работу и восстановления после ее прекращения), урок строится на первом году обучения на четырех частной системе, предусматривая следующее содержание и временные соотношения:

вводная часть (до 10минут) - упражнение на внимание, в различных перестроениях и движении:

подготовительная часть (40-50 минут) - общеразвивающие упражнения без предметов, бег, прыжки;

основная часть (30-35 минут) - общеразвивающие упражнения с предметами, парные упражнения, игры, обучение элементам техники игры или вида спорта;

заключительная часть (до 10 минут) - ходьба, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление, элементы массажи и другие группы упражнений с целью воздействия на нервно-эмоцианальную сферу занимающихся (свободное плавание).

Для ОРУ используемых в группах здоровья характерно:

возможность использование в любых условиях (зал, площадки, открытый воздух);

индивидуализация подхода к упражнениям;

целенаправленность избирательного воздействия упражнений на все звенья опорно-двигательного аппарата и на отдельные части тела;

разнообразие движений в отдельных суставах и группах мышц из различных исходных положений, разносторонность влияния этих движений на все мышечные группы и другие системы организма;

необходимость точно и постепенно дозировать нагрузку занятий, регламентировать темп и скорость упражнений, амплитуду, направление движений, чередование напряжения с расслаблением;

большое разнообразие методов проведения и организации упражнений, усложнений координационной структуры (комбинирование, сочетание и др.)

По мнению Ю. Н. Вавилова и В. Н. Смирнова [11,47], одним из важных условий эффективности работы группы здоровья является целесообразное распределение средств физической культуры. При планировании практического материала педагог руководствуется принципом постепенного нарастания нагрузки с целью успешного преодоления барьера адаптации и создания физиологического комфорта для организма занимающихся. Практика работ групп здоровья и научные исследования предлагают разные варианты планирования учебного материала. Распределение нагрузки на тренировках производится с учетом возраста, состояния здоровья. Согласно рекомендуемой частоте пульса преподаватель групп здоровья имеет возможность в любом возрастном периоде подобрать педагогические воздействия с целью получение оздоровительного эффекта.                          

В настоящее время группы здоровья получили всеобщее признание. Научные исследования доказали эффективность влияния многолетних занятий на организм  занимающихся.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Задачи исследования

  1. Изучить теоретические основы влияния плавания  женщин зрелого возраста на оздоровление организма.
  2. Изучить особенности оздоровительной направленности занятий по плаванию женщин зрелого возраста в процессе посещения спортивно-оздоровительного комплекса «Дельфин» г. Охи.,  Сахалинской области.
  3. Обосновать эффективность оздоровительной направленности занятий по плаванию женщин зрелого возраста в процессе посещения спортивно-оздоровительного комплекса «Дельфин» г. Охи.,  Сахалинской области.

2.2. Методы исследования

1. Анализ литературных источников.
2. Опрос.
3. Педагогическое тестирование.
4. Экспертная оценка.

5. Методы математической статистики.

1. Анализ литературных источников.

В процессе работы над курсовой работой изучалась литература по заданной теме исследования. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для подбора методов исследования и теоретической части работы. Подбор научно-методической  литературы представлен отечественными авторами, в которых были представлены наработки, исследования российских ученых, педагогов-тренеров.

2. Метод опроса

Опрос – это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. В нашем исследовании мы обратились с устными вопросами к посетителям спортивно-оздоровительного комплекса «Дельфин» г Охи на предмет выявления значения плавания  для оздоровления организма в зрелом возрасте.

3. Педагогическое тестирование

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесс. Тестирование — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Учитывая специфику занятий по плаванию в спортивно-оздоровительном комплексе,  в исследовании мы использовали следующие тесты:

Тест 1. «Уровень  физического развития  женщин зрелого возраста» использовался в исследовании для определения развития физических качеств женщин зрелого возраста (констатирующий этап).

Тест 2  «Уровень  физического развития женщин зрелого возраста» использовался для определения прогресса в развитии физических качеств у женщин  на заключительном этапе исследования.  

4.  Метод экспертной оценки

Экспертная оценка применялась при определении качества выполнения контрольных  упражнений.  С  помощью экспертов в количестве 3-х человек были  сделаны «срезы» по определению развития плавательных навыков у женщин зрелого возраста на констатирующем и заключительном этапах исследования.  

5. Методы  математико-статистической  обработки   результатов исследований.

Для объективной  интерпретации  полученных данных всегда применяются методы математической обработки. Для характеристики исследующихся величин нами были использованы арифметические линейные диаграммы.

2.3 Организация исследования

        Исследование было организовано на базе МАУ СОК «Дельфин» г. Охи  с 1 сентября по 30 мая  2013 г. Для решения задач исследования было организованно наблюдение за группой женщин в возрасте 35- 50 лет, регулярно посещающие группу здоровья по плаванию.

Исследование  было организованно в 3 этапа:

  • На констатирующем этапе с 1 сентября по 1 ноября 2013 г. проходила работа по сбору информации, анализ литературных источников, определена тема исследования. Изучались и анализировались: особенности контингента занимающихся оздоровительным плаванием; компоненты нагрузки оздоровительного плавания; технический уровень подготовленности занимающихся женщин; особенности профессиональной деятельности инструктора оздоровительного плавания; трудности, которые встречаются в работе инструктора.
  • На формирующем этапе с 2 ноября по 1 мая 2013 г. проводилась  исследовательская часть работы.  Проводилось наблюдение за ходом обучения плаванию женщин зрелого возраста и тестирование физической подготовленности, в результате которого разработаны средства и методики проведения занятий по плаванию.
  • На заключительном  этапе с 2 мая по 30 мая 2013 г. проводились итоги исследования, формулировались выводы.

ГЛАВА 3.  ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ  ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА.

3.1 Характеристика экспериментальной группы по плаванию женщин зрелого возраста

В ходе педагогического наблюдения  мы изучали принципы,  сформулированные применительно к законам обучения. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности.

Многие литературные источники  по физическому воспитанию и спорту, включающие разделы методики обучение, по непонятной причине ограничиваются лишь некоторыми из них, хотя теоретически все без исключения должны присутствовать в процессе обучения и совершенствования. И плавание здесь не исключение. Логичнее было бы рассмотреть все имеющиеся в педагогике принципы. Уровень мастерства инструктора физической культуры напрямую связан с тем, на каких принципах обучения строятся его занятия, насколько полно и широко он их использует.

До сих пор нет единого мнения о числе и составе принципов, чему причиной служит сложность процесса обучения. Это касается как общей, так и спортивной педагогики.

Принцип научности подразумевает применение инструктором всего комплекса научных знаний в своей профессиональной области, а именно: программно-нормативных требований, своего собственного, отечественного и зарубежного практического опыта, научно обоснованного и доказанного. Различные новаторские разработки также могут иметь место с научно обоснованных позиций. Поэтому принцип научности подразумевает и собственное мнение учителя, и видение процесса обучения в отличие от шаблонного исполнения программ и планов.

Принцип наглядности является одним из самых «древних» принципов в обучении. Он имеет большое значение не только на первых этапах учебно-тренировочного процесса. Принцип предполагает активное и комплексное использование всех органов чувств (а не только опору на зрительно воспринимаемую информацию).

В современной методике используются технические средства сенсорного лидирования (свето- и звуколидеры, позволяющие соблюдать параметры движения) и срочной коррекции (приборы, срочно информирующие о соблюдении заданных параметров движения или отклонения от них), тренажерные устройства (позволяющие «прочувствовать» движение на основе формирования кинестетических ощущений). В результате, благодаря слаженному функционированию сенсорных систем, возникают комплексные, тонко специализированные ощущения движений или условий их выполнения («чувство» воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции в единоборстве и др.).

При реализации данного принципа необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и мышления.

Принцип сознательности и активности. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Поскольку сознательность без активности есть лишь созерцательность, а активность без сознательности – хаос и суета, то вполне логично соединение в одном принципе и сознательности, и активности. Реализация этого принципа предполагает выполнение инструктором следующих требований:

—   формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям физического воспитания и конкретным задачам занятия;

—   формировать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями;

—   вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих действий при выполнении упражнений;

—   воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при решении задач.

Принцип доступности означает соблюдение меры между возможностями занимающихся и объективными трудностями выполнения физических упражнений (координационной сложности, интенсивности, длительности и др.) или оптимальное сочетание задач, средств и методов физического воспитания с возможностями занимающихся.

Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Условия доступности можно сформулировать следующим образом:

  • от простого к сложному,
  • от легкого к трудному (использование подводящих и подготовительных упражнений);
  • от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному.

Принцип последовательности  постепенное (можно назвать еще принципом постепенности) или поэтапное освоение учебного материла, нового движения, способа в плавании, повышение нагрузки. Здесь также реализуется правило от простого к сложному, однако не стоит путать данный принцип с принципом доступности. Доступность не означает последовательность, т. к. выполнение множества доступных упражнений может не привести к овладению новым движением или воспитанию новых качеств. Необходима четкая и планомерная последовательность в использовании и чередовании различных подводящих, вспомогательных и специальных упражнений. При обучении плаванию несоблюдение принципа последовательности ведет к значительному искажению навыка. Характерным примером может служить человек, научившийся плавать без предварительного освоения навыка дыхания. Принцип последовательности отражен в общей схеме и этапах обучения плаванию, где существует четкая последовательность в освоении отдельных частей движения и способа плавания в целом.

Принцип прочности предполагает закрепление повторяемость пройденного. Нельзя переходить к следующему этапу без достаточного основательного закрепления учебного материала или разучиваемых действий.

Постоянный повтор специальных упражнений имеет целью закрепление того или иного движения или одной из деталей в технике.

Принцип динамичности заключается в цикличном (поэтому принцип еще по-другому называется принципом цикличности или волнообразности)  изменении заданий и нагрузок.

Невозможно постоянно повышать объем тренировок и их интенсивность. Реализация данного принципа строится на волнообразном изменении характера планируемой нагрузки  в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся. Существующие микроциклы и макроциклы в спортивной тренировке отражают как раз реализацию данного принципа. Однако помимо этого необходимо учитывать психологическое состояние спортсмена, неожиданную болезнь и др., что в свою очередь должно сказаться на вариативном изменении процесса даже одной тренировки.

Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Система — упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс.

Систематичность подразумевает в первую очередь регулярность занятий, преемственность учебных упражнений и заданий, их взаимосвязь.

Систематичность в проведении занятий и в их содержании позволяет повысить эффективность обучения и совершенствования, создает условия для планирования.

Принцип воспитывающего обучения  закономерность учебно-тренировочного процесса, где одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности. Можно обучить какому-то движению, технике, но нельзя обучить силе воле, настойчивости, смелости, решительности, терпению, справедливости, потому что они воспитываются при определенных условиях в процессе самого обучения и на протяжении длительного времени.

Сама тренировка (занятие, соревнования) создает условия для воспитания тех или иных качеств. Длительный бег, плавание, игра, любое достаточно длительное и системное выполнение различных упражнений — все это сказывается на психике занимающихся. Задача учителя (тренера) так построить процесс обучения (тренировки), чтобы в нем было достаточно места для различных специально созданных ситуаций. Невозможно и вполне абсурдно объявить ученикам, что на сегодняшнем занятии мы воспитываем силу воли. Однако при правильно спланированном подходе это возможно, но при условии «непереборщить», особенно в детско-юношеском возрасте.

Занятия по плаванию содействуют эстетическому воспитанию: формированию ловкости, силы и красоты тела, выразительности, легкости и эффективности техники движений, совершенного владения своим телом.

Принцип оздоровительной направленности. Один из самых важных принципов, относящихся к категории «не навредить». Принцип предусматривает бережное отношение к здоровью обучаемых. Основные правила любого обучения и работы – избегать переутомления, перенапряжения, делать паузы. .

Принцип прикладной направленности. Данный принцип подразумевает  использование человеком всевозможных навыков и умений, полученных в ходе обучения, в своей жизнедеятельности — в профессиональной сфере, во время отдыха и др. Плавание так же, как и бег, прыжки, метания, стрельба, является прикладным видом физических упражнений. Навык плавания жизненно необходим для человека любого возраста, и в этом состоит его прикладная направленность.

Принцип коллективности в единстве с индивидуальным подходом. Принцип коллективности некоторое время был одним из ведущих принципов в педагогике, в настоящее время преобладает принцип индивидуального подхода. Однако оба они находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга.

В тоже время какая бы однородная по составу группа ни формировалась (по половому, возрастному признаку, специальной и общей подготовке в той или иной области), все равно различия будут очевидны, и помимо обще-групповых заданий требуется индивидуальный подход к каждому.

Методы обучения — теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы инструктор физической культуры применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач.

При обучении  плаванию применяются три  основных группы  методов: словесные; наглядные; практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя  объяснение,  рассказ, давая указания, оценку действий инструктор помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки.

Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания.

Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.

Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов,  кинофильмов:

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

К практическим методам относятся: метод практических упражнений; соревновательный метод; игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

  • преимущественно направленным на освоение спортивной техники;
  • преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа: больше применяется на начальных этапах, вторая:  на последующих.

Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.

Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

  • равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);
  • переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);
  • повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);
  • интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов.

Средства обучения плаванию:  к средствам обучения и совершенствования в плавании относят: физические упражнения, естественные природные факторы (вода, солнце, воздух), тренажеры, специальные приспособления (лопатки, доски и т. д.),  визуальные средства контроля, наглядные пособия.

К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.

Общеразвивающие упражнения выполняются на суше, специальные – в воде, подготовительные — как на суше, так и в воде.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию и воспитанию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп         и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и таким образом подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.

Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники.

Существует две группы подготовительных упражнений:

 а) имитационные упражнения;

 б) упражнения для освоения с водой.

Особой формой подготовительных упражнений являются игры в воде, которые скорее можно было бы отнести к упражнениям для освоения с водой, однако игры используются на всех этапах обучения и совершенствования, выполняя различные задачи учебно-тренировочного процесса.

Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с общей формой движений при плавании. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде.

Однако на начальном этапе обучения плаванию такие упражнения просто необходимы.

К таким упражнениям относят:

  • упражнения для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног и т. д.) (рис. 28);
  • имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и  в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления и т. д.);
  • имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в положении на груди и на спине и т. д.).

Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой,  научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения, правильно дышать. Как правило, все подготовительные упражнения по освоению с водой проводятся на мелководье с учетом роста занимающихся (уровень воды – примерно по пояс, по грудь). К подготовительным упражнениям по освоению с водой относят:

  • упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды;
  • упражнения для обучения дыханию;
  • погружение, всплывание и лежание;
  • скольжения;
  • прыжки в воду.

Ожидаемые  результатами можно определить следующие аспекты: укрепление здоровья женщин зрелого возраста, развитие плавательных умений и творческих способностей, интерес к занятиям водных видов спорта.

Работая с женщинами зрелого возраста, наблюдая за ними, мы пришли к такому выводу, что женщины испытывают частичные трудности в  усвоении  материала, имеют недостаточную двигательную активность в воде, Именно это определило пути по поиску новых форм двигательной активности в воде, повышающих плавательные умения женщин.

3.2 Результаты исследования и их обсуждение.

Исследовательская работа проводилась в период сентябрь 2013г.- апрель 2014 г. с женщинами зрелого возраста в  спортивно - оздоровительном комплексе «Дельфин», г. Охи. В исследовании приняли участие контрольная и экспериментальная группы, в количестве 10 человек каждая.

На этапе педагогического эксперимента осуществлялась исследовательская работа по определению эффективности оздоровительной направленности занятий по обучению плавания. Для сбора информации и наполнения данных были проведены следующие методы исследования: анкетирование женщин зрелого возраста, интервьюирование респондентов, педагогическое наблюдение, тестирование плавательных умений испытуемых.

Целесообразность применения в оздоровительном процессе по обучению плаванию женщин зрелого возраста экспериментальной группы мы оценивали методом опроса респондентов.

Направление деятельности в обучении плаванию женщин  зависит от решения и желания заниматься в оздоровительной группе от их уровня грамотности по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Анкетирование женщин с целью выявления отношения к проведению и организации плавания в спортивно-оздоровительном учреждении при математической обработке данных опроса показало следующие результаты, обозначенные в Таблице 4, Таблице 5.

Таблица 4

Результаты анкетирования женщин 35-50 в спортивно-оздоровительном комплексе «Дельфин»

на констатирующем этапе (n = 20)

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1.

Самочувствие испытуемого до, во время и после тренировки.

12

60

5

25

3

15

2.

Сон?

10

50

2

10

8

40

3.

Заболевания?

5

25

12

60

3

15

4.

Пульсометрия. Пульс определялся в положении сидя и стоя, до тренировки и после тренировки в течении 10 с., а также после 10 приседаний.

7

35

2

10

11

55

5.

Систолическое диастолическое арериальное давление измерялось с помощью  тонометра в начале и конце тренировки.

6

30

5

25

9

45

6.

12

60

2

10

6

30

Проанализировав полученные данные на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что уровень понимания  значимости обучения плаванию не достаточно высокий, не все женщины уделяют внимания данному вопросу. Одни имеют слабое представление о закаливающем эффекте плавания (55%), другие, даже умея плавать, не используют в быту водные процедуры (25%). Респонденты утверждают, что  часто болеют (60%), некоторые женщины не плавали под разными предлогами(10%), однако большинство хотело бы,  научиться плавать (60%). Анкетирование на данном этапе позволило определить уровень грамотности женщин о  видах плавания и обозначить перспективы работы по его повышению, выявило желание женщин заниматься обучением плаванию.

После проведения педагогического эксперимента по результатам повторного анкетирования, представленного в Таблице 4, выявлено снижение с 60% до 40% частоты заболеваемости, а также повышение с 50% до 100% отношения женщин  к необходимости обучения плаванию. За счет посещения городского спортивно-оздоровительного комплекса существенно повысились с 25% до 60% показатели использования водных закаливающих процедур дома. Женщины  на 100% уверены, что плавание является мощнейшим средством закаливания, и хотели бы,  продолжать совершенствовать плавательные навыки.

Таблица 5

Результаты анкетирования женщин 35-50 в спортивно-оздоровительном комплексе «Дельфин»

на заключительном этапе (n = 20)

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1.

Самочувствие испытуемого до, во время и после тренировки.

8

40

12

60

0

0

2.

Сон?

20

100

0

0

0

0

3.

Заболевания?

12

60

8

40

0

0

4.

Пульсометрия. Пульс определялся в положении сидя и стоя, до тренировки и после тренировки в течении 10 с., а также после 10 приседаний.

20

100

0

10

0

0

5.

Систолическое диастолическое арериальное давление измерялось с помощью  тонометра в начале и конце тренировки.

6

30

8

40

6

30

6.

20

100

0

0

0

0

ВЫВОДЫ:

1. Занятия  по плаванию оздоровительной направленности благоприятно влияют на состояние здоровья и самочувствие женщин зрелого возраста. По субъективным и объективным оценкам у 85% занимающихся уменьшилось количество жалоб на состояние здоровья, головные боли, отмечено снижение утомляемости, избыточного веса, количества сезонных заболеваний, появилось чувство удовлетворенности в процессе двигательной деятельности.

2. Для раскрытия содержания занятий по плаванию определена рациональная последовательность отобранных упражнений по критерию ритмичного чередования напряжения и расслабления различных мышечных групп, сочетания циклических и ациклических упражнений умеренной мощности в соответствии с физиологической кривой распределения нагрузки.

3. Разработана методика занятий  по плаванию с женщинами зрелого возраста, которая эффективна при условии проведения в течение 3-х месяцев с 2-х разовым посещением в неделю и продолжительностью урока 60 минут. Особенностью содержания методики является учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья женщин, сочетание разнообразных по своей направленности упражнений, выполняемых с  различным спортивным инвентарем.

4. Определено, что при проведении занятий  по плаванию  с женщинами зрелого возраста имеются существенные отличия в методике проведения занятий. Особенностью проведения занятий  является: снижение интенсивности и объема нагрузки, моторной плотности занятия, уменьшение темпа и амплитуды движений, дозировки упражнений; увеличение продолжительности подготовительной части занятия и объема плавания в каждом занятии; применение дополнительного контроля за самочувствием и состоянием здоровья.

5. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики  занятий по плаванию  с женщинами зрелого возраста.  Комплексный контроль позволил оценить состояние здоровья и самочувствия женщин зрелого возраста, определить динамику физического развития, работоспособности, функционального и психического состояния. Выявлено, что занятия по плаванию  с женщинами зрелого возраста способствуют достоверному улучшению показателей уровня развития гибкости, координационных способностей, скоростно-силовых качеств, работоспособности, плавательной подготовленности в обеих группах. Одновременно повысились показатели ЖЕЛ и силы дыхательных мышц.

6. Выявлено, что занятия по плаванию  помимо положительного влияния на физическое и функциональное состояние занимающихся, оказывают благоприятное воздействие и на психическое состояние женщин зрелого возраста, социально-психологический климат.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агеевец В.У. Физическая активность в третьем возрасте // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 6.- С. 25-27
  2. Аршавская Э.И., Розанова В.Д. Физиология и физкультура: О физиологических основах физического воспитания в различные возрастные периоды. М.: 1968. - 80 с.
  3. Аскназий, А.А. К вопросу о физиологических механизмах автоматизации двигательного навыка: Материалы VII научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. / А.А.Аскназий – Тарту, 1962
  4. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М.: Медицина, 1979. - 185 с.
  5. Ашмарин, Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. / Б.А.Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1979
  6. Ашмарин, Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании./ Б.А. Ашмарин  М.: Физкультура и спорт, 1973
  7. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. / Б.А. Ашмарин  М.: Физкультура и спорт, 1978
  8. Бабушкина А.И. К вопросу о значении регулярных занятий в группах здоровья для женщин зрелого и пожилого возраста. / М., 1989. - 28 с.
  9. Балыбердин О.А, «Урок физической культуры», журнал «Спорт в школе», 03/2008
  10. Батурин А.К., Гаппаров М.М., Коровников К.А. Десять шагов к стройной фигуре (Спорт, здоровье, настроение). М.: Советский спорт, 1992.-155 с.
  11. Белов, В.И.. Молодость до ста лет. Формирование знаний, двигательных умений. / В.П.Белов – М.: Энциклопедия здоровья, 1993г.
  12. Белов В.Н. Педагогические принципы оздоровительной физической тренировки // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: Тез. докл. V конф. Коломна, 1995. - С. 8.
  13. Бернштейн, Н.А. Научное издание. Под редакцией О.Г.Газенко. Издание подготовил И.М.Фейгенберг  - М.: Наука, 1990.
  14. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. -М.: Медицина, 1968
  15. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. / М.М.Боген - М.: Физкультура в спорт, 1985
  16. Булгакова Н. Ж. Плавание: Пособие для инструктора– общественника/ Н.Ж. Булгакова. -М.: Физкультура и спорт, 1984.-160 с.
  17. Быстрое В.М. Исследование возрастных изменений и методики развития скоростно-силовых качеств у лиц женского пола в процессе онтогенеза: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1973. - 27 с.
  18.  Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983
  19.  Виленский М.Я. «Физическая культура». Под ред. М.Маслова – М.: Просвещение, 2012
  20. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. // Сост. В.А. Геселевич. М.: Физкультура и спорт, 1981.-271 с.
  21.  Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания: Учебное пособие.  - М.: Издательский центр «Академия», 2000
  22. Голуб В.П., Слободяник Н.П. Динамика физической подготовленности лиц зрелого возраста при занятиях физической культурой// Физическая культура, труд, здоровье и активное долголетие: Тез. Всеюз. науч.-прак. конф., 13-17 окт. Гомель. М„ 1981. - С. 81-83.
  23. Гориневская В.В. Обоснование физической культуры женщин.// Физическая культура женщин.- М.: Физкультура и спорт, 1986. №1,- С. 3762.
  24. Гужаловский А.А. Оптимальный объем занятий физкультурой в жизни современного человека // Физическая культура, труд, здоровье и активное долголетие: Тез. Всесоюз. научн.-прак. конф. 13-17 окт. 1981, Гомель. М., 1981.-С. 14-16.
  25. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М., 1988. - С. 191.
  26. Журавлева И.В. Отношение к здоровью и продолжительность жизни. -М., 1989,- 178 с.
  27. Иванов B.C. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-в физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175 с.
  28. Иващенко Л.Я., Горниченко Е.И. Основы программирования физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста // Теория и практика физ. культуры. 1990.- №4. — С.31-35.
  29. Карпман В.Л. Спортивная медицина. М., 1987. - С. 54.
  30. Костыгова Т.М. Прекрасный возраст: Физкультура для женщин средних лет. М.: Знание, 1985. - 64 с.
  31. Коркушко О.В. Сердечно сосудистая система и возраст. — М., 1983. -175 с.
  32. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986. -208 с.
  33. Кууз Р.В. Оздоровительное плавание с женщинами 18-25 лет в условиях глубокого бассейна: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 25 с.
  34. Ланцберг Л.А. и др. Средства повышения оздоровительной эффективности групповых занятий физической культурой лиц среднего возраста // Спорт науке, наука - спорту: Тез. докл. Всесоюз. конф. -Новосибирск, 1984.-С. 39-41.
  35. Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» / Москва «Вако», 2004.
  36.  Журавлев, В.И. Методы педагогических исследований. Лекции для студентов педагогических институтов. / В.П.Журавлев – М.: Просвещение,1972.
  37.  Ильинич, В.И. Физическая культура студента. / В.И. Ильинич - М. ГАРДАРИКИ, 2005.
  38.  Каинов,А.Н., Шалаева, И.Ю. Физическая культура в школе -   Волгоград,  «Учитель», 2009
  39.  Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику. / Н.Е.Ковалев – М.: Просвещение, 1975
  40.   Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,  «Физическая культура», 1960
  41.  Лях, В.П., Зданович, А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11  -  М.: «Просвещение», 2008
  42. Максимова, И.А. Методы адаптивной физической культуры. Лекция № 21
  43. Немов Р.С., Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). - М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004
  44.  Нечунаев И. П., Плавание, книга – тренер - М., Эксмо, 2012
  45.  Общая психология/ Под редакцией А.В. Карпова. - М., Гардарики, 2002
  46. Панков В.А. Физическая культура и спорт в здоровом образе жизни женщин // Теория и практика физической культуры. 2000. - № 6. - С. 20-23
  47.  Пронкина С. А. Основы теории и методики спортивной тренировки
  48. Понамарев Н.А. Основы социологии физической культуры. JI.,1978-129 с.
  49.  Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск. Хусаинова Р. Р., Гиниятов Р. М. 
  50.  Реан А.А., Бордовская Н.В.,Розум С.И. Психология и педагогика. - Спб., Питер, 2000
  51.  Селуянов, В.Н.Основы научно-методической деятельности в физической культуре./ В.Н. Селуянов - М.: СпортАкадемПресс, 2001
  52.  Скалкова, Я.Н. Методология и методы педагогического исследования. Пер. с чешск./Я.Н. Скалкова – М.: Просвещение, 1989
  53. Старцева Л.Н. Физиологические особенности женского организма. М.: Физкультура и спорт, 1963. - С.46.
  54. Соломко Л.А. Экспериментальное обоснование методики групповых занятий физическими упражнениями с женщинами среднего и старшего возрастов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1979. - 25 с.
  55. Сорокина Л.Ю. и др. Исследование нагрузки в комплексных уроках групп здоровья // Теория и практика физической культуры. 1969. - № 6.
  56. Сотникова М.П. Экспериментальное обоснование методики занятий с лицами среднего возраста // Физкультура и спорт. 1985. - №5. - С.53-56.
  57. Степаненкова О.И. Значение физических упражнений и некоторых оздоровительных методик для укрепления здоровья: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1991. - 20 с.
  58.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
  59. Фирсунова, Ю.Б. Общая характеристика методов обучения  физической культуре. – М.: Просвещение, 2004

  60. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. / Д.В.Хухлаева -  М., 1984

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

АНКЕТА

Степень двигательной активности и Ваше физическое и психическое самочувствие.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты о степени двигательной активности и Вашем физическом и психическом самочувствии.
 Первая часть. О предшествующем двигательном опыте.

  1. Занимались ли Вы когда-либо спортом? а) ДА (каким?); б) НЕТ.
  2. На протяжении какого времени (сколько лет) Вы занимались спортом? а) менее года; б) 1-2 года; в) 3-4 года; г ) 5-6 лет; д) 7-8 лет; е) более 8 лет.
  3. Посещали ли Вы когда-либо группу здоровья или группу ОФП? а) ДА; б) НЕТ.
  4. На протяжении какого времени Вы посещали группу здоровья или группу ОФП? а) менее года; б) 1-2 года; в) 3-4 года; г )5-6 лет; д) 7-8 лет; е) более 8 лет.
  5. Насколько регулярно Вы посещали группу здоровья или группу ОФП? а) менее 2-х раз в месяц; б) 2 раза в месяц; в) 1 раз в неделю; г) 2 раза в неделю; д) 3 раза в неделю; е) свыше 3-х раз в неделю.
  6.  Посещали ли Вы когда-либо плавательный бассейн? а) ДА б) НЕТ.
  7.  На протяжении какого времени Вы посещали плавательный бассейн? а) менее года; б) 1 -2 года; в) 3-4 года; г )5-6 лет; д) 7-8 лет; е) более 8 лет.

Вторая часть. О начале Ваших занятий оздоровительным плаванием

  1.  На протяжении,  какого времени Вы занимаетесь оздоровительным плаванием? а) менее месяца; б) 1-2 месяца; в) 3-4 месяца; г) полгода; д) год; е) 1-2 года; ж) 3-4 года.
  2.  Насколько регулярны Ваши занятия оздоровительным плаванием? а) менее 2-х раз в месяц; б) 2 раза в месяц; в) 1 раз в неделю; г) 2 раза в неделю; д) 3 раза в неделю; е) свыше 3-х раз в неделю.

Третья часть. О Вашем самочувствии.

  1.  Имеете ли Вы какие-нибудь хронические заболевания? а) ДА (какие?); б) ИМЕЛ (А) (какие?); в) НЕТ.
  2. Считаете ли Вы, что состояние здоровья привело Вас на занятия оздоровительным плаванием? а) ДА; б) НЕТ.
  3.  Изменилось ли после начала занятий Ваше физическое самочувствие? а) ухудшилось; б) скорее ухудшилось; в) практически не изменилось; г) скорее улучшилось; д) улучшилось.
  4. Отметьте, пожалуйста, те ощущения, которые Вы испытываете во время занятия: а) боль в суставах; б) боль в мышцах; в) напряжение в мышцах; г) судороги; д) ощущение тяжести в мышцах; е) ощущение приятной усталости; ж) (дополните, что еще).
  5. Какие эмоции наиболее точно описывают Ваше психическое состояние во время занятий?     а) радость;  б) веселье;  в) облегчение;  г) внутреннее напряжение;  д) тревога; е) угнетенность; ж) страх; з) интерес; и) удивление; к) стыд; л) чувство вины; м)  (дополните, что еще).

Четвертая часть. Общие сведения.

  1. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Ваш возраст? а) до 18 лет; б) 19-25 лет; в) 26-30 лет; г) 31-40 лет; д) 41-50; е) 51 и старше.

Ваш пол? а) женский; б) мужской.

Ваше социальное положение? а) учащийся; б) студент; в) рабочий; г) служащий; д) пенсионер; е) (дополните, что еще).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Карта обследования морфофункциональных показателей

  1.  Ф.И.О…………………………………………………………………….
  2.  Дата теста……………………………………………………………….
  3. Характер двигательной деятельности (нужное подчеркнуть):  Малоподвижный образ жизни;  Бытовые нагрузки;   Постоянные физические нагрузки и др.
  4.  Антропометрия.

Вес (кг) …………………………………………………………………………..

Рост (см)…………………………………………………………………………

Окружность талии (см)………………………………………………………..

Возраст (лет)……………………………………………………………………  

Инструкция.  В  опроснике приведен обширный перечень недомоганий (жалоб). Обдумайте, пожалуйста, какие из этих недугов Вас беспокоят. Поставьте крестик в соответствующей граф.

  1. Недомогания, которые у Вас отсутствуют, естественно, отмечаются крестиком в графе «НЕТ».

Я чувствую следующие недомогания:

 нет    слегка    несколько   не значительно   сильно    Ощущение слабости

  1. Сердцебиение, перебои в сердце или замирание сердца
  2. Чувство давления или переполнения в животе
  3. Склонность к плачу,  Зуд,  Обмороки,  Повышенная сонливость
  4. Пониженная половая возбудимость
  5.  Боли в суставах и конечностях,  Головокружение ,  Боли в пояснице или спине,   Сильная потливость.
  6. Боли в шее (затылке) или плечевых суставах,   Нарушение ходьбы,  Рвота,   Расстройства зрения.
  7. Припадки (приступы, судороги), Тошнота,  Увеличение веса
  8. Ощущение кома в горле, сужения горла или спазма, Позывы к мочеиспусканию, Кожные изменения,  Отрыжка.
  9.  Повышенная чувствительность к холоду
  10. Я чувствую следующие недомогания:

 нет     слегка несколько      значительно       сильно

 Изжога или кислая отрыжка   Спазм в руке при письме   Головные боли

  1.  Повышенная чувствительность к теплу,  Быстрая истощаемость, Расстройства сна.
  2.  Приступы жара, приливы крови.
  3. Боли в нижней части живота,  Уменьшение веса
  4. Ощущение давления в голове, Сердечные приступы,  Речевые расстройства.
  5. Если Ваши жалобы отсутствуют в перечне, просим Вас вписать их ниже

Благодарим за ответы!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Программа наблюдения.

Объект:  занятие по обучению  плаванию женщин зрелого возраста.

Контингент: женщины  35 - 50 лет.

Состав групп: контрольная - 10 женщин, экспериментальная -  10 женщин.

Период наблюдения: констатирующий этап (октябрь 2013г.); заключительный этап (апрель 2014г.)

Цель: дать оценку процессу обучения плаванию женщин, определив качественное соотношение  содержания и характера наблюдаемых действий.

Наблюдаемые действия: двигательная активность женщин, усвоение программного материала, интерес к обучению.

Длительность оздоровительной  деятельности: 30 минут.

Предположительный результат: в процессе наблюдения можно выявить уровень  активности женщин, освоения плавательных навыков, определить эмоциональное настроение занимающихся, дать оценку оздоровительному  процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Физические упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств».

Уроке совершенствуются индивидуальные, групповые, командные, технические действия в защите, Развиваются физические качества (скорость, быстроту, внимание, прыгучесть),Воспитаются  волевые качеств...

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Проект «Оздоровительная направленность упражнений с фитбол – мячами на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

В последние годы с бурным развитием современного общества усиливается стрессовое воздействие на организм человека, снижается его физическая активность. Поэтому большое внимание стали уд...

ВКР по специальности 050.720.65 «Физическая культура» "Плавание как фактор формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста"

Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста....

Презентация "Плавание как фактор формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста"

СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ  ОДНОЙ ИЗ АКТУАЛЬНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ....

Методическая разработка "Специальная физическая подготовка" на занятиях аэробики

Комплекс упражнений по специальной физической подготовке на занятиях по аэробике...

Методическая разработка к уроку: Особенности женского и мужского организма в зрелом возрасте

Методическая разработка к уроку:Особенности женского и мужского организма в зрелом возрасте...