Главные вкладки

    Методические рекомендации для студентов по дисциплине "Ритмика и основы хореографии"
    учебно-методический материал по теме

    Исламова Динара Талхатовна

    Методические рекомендации для студентов, изучающих дисциплины ритмического цикла, содержат два раздела:

    1. Описание основных и танцевальных движений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 

    2. Распределение музыкально-ритмических и танцевальных движений по возрастным группам на музыкальных занятиях в детском саду.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon методические рекомендации63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально – художественный

    педагогический колледж»

    Предметная (цикловая) комиссия

    теории, истории музыки и методики музыкального образования

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    по использованию музыкально - ритмических и танцевальных движений в детском саду

    (В помощь студентам специальности 050601 Музыкальное образование (базовый уровень) СПО, изучающим дисциплины ритмического цикла)

     

    Составитель Исламова Д.Т.,

    преподаватель ритмики 

    2011-2012 уч.год

    Описание основных  и танцевальных  движений для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

    Виды ходьбы

    Бодрый шаг – обыкновенный шаг, но более устремленный и решительный. Взмахи рук активные, сильные.

    Спортивно – торжественная ходьба – шаг с носка (а не с подушечки, как в бодром шаге), маховые движения рук более энергичные. Активно, жизнерадостно.

    Спокойный шаг – неторопливый, непринужденный, прогулочный. Шаги небольшие, нога ставится на всю ступню, взмахи рук свободные. Уравновешенно, безмятежно.

    Высокий шаг – связывается с представлением о том, как идут солдаты. При высоком шаге свободная нога, согнутая в колене, резко поднимается вперед, бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Энергичные махи руками со сжатыми в кулак кистями. Шаги небольшие, но решительные. При этом нога опускается на пол с притопом. Четко, активно, мужественно.

    Шаг на носках – нога ставится на полупальцы, пятка отделяется от пола. Шаги плавные, без толчков, руки на поясе или поднимаются в стороны.

    Тихая, осторожная ходьба – ноги ставятся мягко на всю ступню, тяжесть тела падает на переднюю часть ступни, корпус немного наклоняется вперед. Без движения рук. Беззвучно.

    Пружинящий шаг – на каждом шаге нога мягко опускается на всю ступню (начиная с подушечки), слегка прогибается в колене и сразу выпрямляется, поднимаясь на полупальцы.

    Виды бега

    Легкий бег – ноги упруго отталкиваются от пола и мягко приземляются; осанка ненапряженная, движение рук свободное.  

    Неторопливый, танцевальный или пружинистый бег - цепь легких пружинистых прыжков с одной ноги на другую.

    Стремительный бег - ноги быстро отталкиваются от пола, корпус сильно выносится вперед, руки согнуты в локтях, движения собранные, динамичные. Исполняется без музыки или под громкое, стремительное музыкальное заключение.

    Широкий бег – бег большими скачками (как будто перепрыгивая через воображаемые препятствия). Корпус сильно выносится вперед, руки выполняют сильные взмахи.

    Высокий бег – нога, согнутая в колене, поднимается вверх, корпус прямой и слегка откинут назад. Ноги с силой отталкиваются от пола, носки оттянуты вниз.

    Прыжковые движения

    Прыжки на двух ногах могут использоваться с большим и меньшим отскоком от пола в зависимости от звучащей музыки. Приземление на переднюю часть ступни бесшумное, при этом колени мягко сгибаются, корпус прямой. Прыжки на двух ногах бывают на месте, с продвижением вперед, в кружении. Встречаются прыжки на одной ноге, со сменой ног, прыжки ноги вместе – врозь или одна вперед – другая назад.

    Подскоки с ноги на ногу

    Легкие подскоки – движение полетное, скользящее, почти без вертикального отскока от пола. Нога лишь слегка выносится вперед.

    Сильные подскоки – свободная нога, согнутая в колене, поднимается вперед до горизонтального положения; руки выполняют сильные маховые движения вперед-назад, что влечет за собой сильный отскок от пола.

    Легкие и сильные подскоки исполняются с продвижением вперед, на месте, при кружении. Подготовительными упражнениями к подскокам являются пружинки, пружинящий шаг и бег, высокий шаг и бег.

    Прямой галоп – движение «лошадок» - исходное положение – третья позиция. Правая нога быстро и резко поднимается вперед с согнутым коленом, затем сильно ударяется носком о пол; левая нога прыжком приставляется к правой, как бы выталкивая ее вперед для следующего шага.

    ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРЕСТРОЕНИЯ

    Колонна. Учащиеся выстраиваются в стройный ряд, в затылок друг за другом, с равными интервалами на расстоянии поднятых вперед рук.

    Колонна парами. Перестроение из колонны по одному – в пары и из пар – в общую колонну. Для этого, идущий в паре ближе к центру встает позади своего партнера.

    Шеренга. Стройный ряд стоящих плечом к плечу, лицом все в одну сторону.

    Круг. Стоя в кругу, умение повернуться к его центру лицом, спиной, боком; сужать и расширять круг.

    Цепочка. Колонна участником, взявшихся за руки, стоящих в затылок друг за другом.

    Змейка. Ведущий идет поперек комнаты, дойдя до стены, поворачивает обратно и идет противоходом снова поперек комнаты в противоположную сторону и т.д. Ведущий может выполнять повороты произвольно.

    ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО ТАНЦА

            Хороводный шаг. Плавный шаг с носка, который выполняется поочередно каждой ногой.

            Переменный шаг. На «раз» - удлиненный шаг вперед правой ногой, на «и» - небольшой шаг вперед левой ногой, как бы обгоняя правую; на «два и» - небольшой шаг вперед правой ногой с носка. Затем движения повторяются вперед с левой ноги.

            Дробный шаг. Исходное положение: ступни параллельны, колени слегка согнуты. Выполняется подвижно, ритмично, на месте, на всей ступне. Притопы быстро чередуются: правой, левой, правой, левой; при этом ступни поднимаются от пола невысоко. Может исполняться с продвижением вперед, при кружении на месте.

    Притоп. На «раз» следует топнуть ногой впереди, на «два» - приставить ногу к ноге. Притопы выполняются одной ногой или то одной, то другой ногой попеременно; с приставлением топнувшей ноги обратно к опорной (три притопа).

    Шаг с притопом на месте. На «раз» делается шаг правой ногой на месте, она ставится рядом с левой; на «два» - притоп левой ногой впереди правой, без переноса на нее тяжести тела. Акцент в этом движении падает на притоп. Затем движения повторяются с левой ноги.

    Шаг с притопом в сторону. Шаг вправо правой ногой, левая нога подводится к правой и ставится на всю ступню, слегка пристукнув. Такое же движение выполняется влево с левой ноги.

    Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги). На «раз» - небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» - носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т.д.

    Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги). На «раз» - длинный шаг с носка правой ноги, и на «и» - приставление левого носка к пятке опорной ноги.  На «два и» - шаг на месте с правой ноги. На следующий такт движение с другой ноги.

    Боковой приставной шаг – на «раз» - вправо, на «два» - левая нога приставляется к опорной.

    Шаг с припаданием в сторону. Исходное положение: ноги в третьей позиции. На «и» - правую ногу приподнять вправо; на «раз» - небольшой шаг с носка на всю ступню, слегка сгибая колено и приподнимая левую ногу, согнутую в колене. На «и», выпрямляя ноги, встать на носок левой ноги (позади правой, к пятке опорной ноги); правую, выпрямляя, отвести в сторону. На «два и» повторить движение. Во время движения корпус не поворачивается.

    Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке», и с поворотом вокруг своей оси.

    Выставление ноги на пятку или на носок. На пятку – нога выставляется сильно согнутой в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; корпус прямой. На носок – нога легко выставляется вперед, наискосок (по диагонали) или в сторону.

    Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Исходное положение: условная первая позиция. На счет «раз и» - пружинящее полуприседание, на «два и» - выпрямление, одновременно правая нога выставляется вперед на пятку, носок поднят вверх, левая нога остается прямой, корпус чуть откинут назад. На «раз и» следующего такта одновременно с полуприседанием правая нога приставляется к левой, на «два и» - выставляется вперед левая нога.

    Ковырялочка. Исходное положение: ноги в шестой позиции. На счет «раз и» - небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок (как бы ударяется об пол), слегка согнутое колено правой ноги повернуть внутрь. На «два и» - подскок на левой ноге, правую перевернуть, поставив на пятку, колено повернуть наружу. Пятка и носок ставятся на одно и то же место. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем все движение выполняется с левой ноги.

    Веревочка. Исходное положение: ноги в третьей позиции (правая нога впереди левой, под углом к ней), руки на поясе. На «и» - подскоком на низких полупальцах левой ноги слегка проскользнуть на месте. Правую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести назад за левую ногу. Колено должно быть направлено в сторону. На счет «раз» поставить правую ногу на низкие полупальцы позади левой в третью позицию. На счет «и» подскоком на правой ноге слегка проскользнуть на месте. Левую ногу, отделив от пола, с согнутым коленом завести за правую ногу. На счет «два» поставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «и» повторить все движение.

    Моталочка. Исходное положение: ноги вместе. На «раз» - подскочить на полупальцах левой ноги, одновременно правая нога, сгибаясь в колене, отводится назад. На «и» - правой ногой, опускаясь, сделать в прямом положении мазок полупальцами по полу и поднять вперед с вытянутым коленом и стопой. На «два» - правая нога, опускаясь, как бы подбивает левую назад и опускается на ее место. Левая нога, сгибаясь в колене, отводится назад и движение повторяется с левой ноги.

    Качалочка. Исходное положение: ноги вместе. На «раз» поднять невысоко вперед правую ногу, на «и» - упасть на нее, перенеся центр тяжести тела и как бы подтолкнув левую ногу назад. На «два» - правая снова выносится вперед, а левая возвращается на место и движение повторяется.

    Гармошка. Исходное положение ног: слегка выворотная шестая позиция. На счет «раз и» - приподнять пятку правой ноги и левый носок; скользящим движением перевести их вправо, соединив носки, разведя пятки в разные стороны, слегка согнув ноги в коленях. На «два и» - приподнять левую пятку и правый носок и скользящим движением перевести их вправо, соединив пятки, разведя носки в стороны; ноги в коленях выпрямить. Это движение можно выполнять с продвижением вправо или влево, а также по кругу, поворачиваясь вокруг своей оси.

    Елочка. Исходное положение ног: шестая позиция. На «раз» - слегка приподнять над полом носки обеих ног и, соединив вместе, скользящим движением перевести вправо. На «два» - слегка приподнять над полом пятки и, соединив их вместе, скользящим движением перевести их вправо. Это движение можно выполнять как вправо, так и влево, а также по кругу, поворачиваясь вокруг своей оси.

    Эпипэ. Исходное положение ног: шестая позиция. С продвижением вправо: на счет «раз» опереться на полупальцы обеих ног и перенести пятки вправо; «два» - опереться на пятки обеих ног и перенести носки влево.

    С продвижением влево: на счет «раз» - опереться на полупальцы обеих ног, перенести пятки влево; «два» - опереться на пятки обеих ног и перенести носки влево.

    Прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед. Одновременно с прыжком на левой ноге правая нога приподнимается и выносится вперед (колено выпрямляется, корпус чуть откинут назад). Затем вперед выносится левая нога и движение повторяется.

    Молоточки. Исходное положение: шестая позиция ног. На «раз» - шаг (или небольшой прыжок) правой ногой на месте, одновременно левая нога сгибается и приподнимается назад; на «и» - удар по полу полупальцами левой ноги позади правой ноги и сгибание левой ноги назад. Движение исполняется попеременно правой и левой ногами.

    Ножницы. Исходное положение: шестая позиция ног. На «раз» легко подскочить на левой ноге и, приседая, правую ногу вытянуть вперед, скользя носком по полу. На счет «два» - перескочить на правую ногу, подтянуть ее назад и, приседая, левую ногу, скользя носком по полу, вытянуть вперед.

    Козлик. Исходное положение: правая нога стоит впереди левой, руки скрещены перед грудью. Прыжки делаются на левой ноге, правая нога пристукивает об пол стопой. Руки энергично по дуге раскрываются от себя, к себе. Выполняются на счет «раз», «два». Движения задорные, размашистые, используются чаще в пляске мальчиков.

    Полуприсядка. На «раз и» - с легкого подскока опуститься в полное приседание на полупальцы обеих ног. На «два-и» - подскочить на обеих ногах. Это движение можно сочетать с другими движениями.

    ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАЛЬНОГО ТАНЦА

    Шаг польки. Исходное положение ног: третья позиция, правая нога впереди. На «и» - маленький скользящий подскок на левой ноге вперед, правую ногу слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» - шаг вперед правой ногой на низкие полупальцы; на счет «и» - приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. «Два» - шаг вперед правой ногой на полупальцы; левую, отделив от пола и слегка согнув, подвести к правой.

    Боковой галоп. На счет «раз» - небольшой шаг с подскоком правой ноги в сторону, на «и» - левая нога скользящим движением подтягивается к правой, как бы выталкивая правую в сторону. Движение повторяется. Галоп можно выполнять влево.

    Распределение музыкально - ритмических

    и танцевальных движений по возрастным группам

    на музыкальном занятии в детском саду

    Младшая группа

    Музыкально – ритмические движения

    Различение двух контрастных по динамике или по темпу частей и передача их в движении. Движение с началом музыки и с ее окончанием, хлопки, ходьба в темпе музыки, тяжелая ходьба, легкий бег на носках.

    Танцевальные движения 

     Удары пальцем одной руки о палец другой, вращение кистями, хлопки в ладоши, удар носком одной ноги о пол, притопы одной ногой, притопывание двумя ногами поочередно, пружинные полуприседания, кружение на шагах, выставление ноги на пятку, на носок, прыжки на двух ногах.

    Средняя группа

    Музыкально – ритмические движения

            Передача в движении трех разнохарактерных частей музыки. Ходьба четким шагом, осторожная ходьба, пружинное полуприседание, легкие поскоки, легкий бег врассыпную, прыжки на двух ногах.

    Танцевальные движения 

    Совершенствование  танцевальных движений детей младшей группы. Бег, помахивание платочком, хлопки в ладоши и по коленкам, кружение по одному и в парах (на шагах и в беге), приседание, притопывание.

    Старшая группа

    Музыкально – ритмические движения

    Четкая ритмичная ходьба, смена характера шага в связи с различными динамическими оттенками (например, энергичный шаг – на спокойный), маховые движения руками,  плавные движения руками, поскоки с ноги на ногу.

    Танцевальные движения 

    Совершенствование танцевальных движений детей младшей и средней групп. Поочередное выбрасывание ноги вперед, топающий шаг на всей ступне на месте и при кружении, приставной шаг с приседанием, выбрасывание ног,  полуприсядка, «молоточки», «елочка», плавное поднимание и опускание рук (вперед и в стороны), движение в парах, поскоки, кружение, отход спиной от своей пары, сужение и расширение круга.

    Подготовительная группа

    Музыкально – ритмические движения

    Умение двигаться в связи с динамическим или темповым изменением в музыке по частям, по фразам. Сильные поскоки, переход с напряженного движения на спокойное, пружинящий шаг, перестроения, ходьба шеренгами, прохлопывание ритмического рисунка, боковой галоп по кругу.

    Танцевальные движения 

    Совершенствование танцевальных движений детей младшей, средней и старшей групп. Плавный хороводный шаг, переменный шаг, шаг с притопом, «ковырялочка», «веревочка», «гармошка», шаг польки, боковой галоп, хлопки в различных темпах, скользящие хлопки в ладоши, плавные движения рук, топающие шаги к центру и от центра, различные перестроения в парах, кружение под руку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

    В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

    Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

        Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

    Организация педагогической практики пробных уроков - 1 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, С.Г. Питкевич)

              В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (I этап). Студенты педколледжа, обучающиеся...

    Организация педагогической практики пробных уроков - 2 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, Н.П. Клещеногова)

            В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по сп...

    Методические рекомендации для студентов

    Рекомендации используются при подготовке к занятию и во время занятия....

    Методические рекомендации для студентов «Как написать эссе»

    В рекомендациях представлены основные правила написания эссе....

    Методические рекомендации для студентов по дисциплине "Ритмика и основы хореографии"

    Материал содержит рекомендации (в помощь студентам специальности 050601 Музыкальное образование) по проведению утренней зарядки с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ...